нарушение грамматического строя у детей с ЗПР
статья по логопедии (подготовительная группа)

Тюрина Ирина Викторовна

нарушение семантической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Грамматический строй18.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Тюрина Ирина Викторовна

                                                                                           Учитель-логопед

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Для теории и практики современной логопедии актуальной является проблема формирования грамматического строя у дошкольников с задержкой психического развития, а именно взаимосвязь и взаимообусловленность процессов развития речи, языка и мышления, которые способствуют формированию смысла речевого высказывания.

В рамках нашего исследования рассматривались вопросы понимания значения и смысла грамматических форм и конструкций дошкольниками с задержкой психического развития через семантику, рассматривая смысл и значение.

С целью изучения семантической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития  был проведен констатирующий эксперимент, который носил сопоставительный характер. В нем приняли участие 20 дошкольников, из них 10 детей с нормальным речевым развитием и 10 детей с задержкой психического развития.

Программа констатирующего эксперимента состояла из двух этапов:

Первый этап был посвящён исследованию объема активного и пассивного словарного запаса на материале имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий, подбора антонимов и синонимов, а также уровень обобщений со зрительной опорой и без неё с целью определения объема и характерных особенностей словарного запаса;

На втором этапе мы проводили исследование сформированности связной речи и коммуникативных навыков. Дошкольникам обеих групп предлагались экспериментальные задания, направленные на изучение синтагматических отношений, способности объяснения значений слов, диалогической и монологической связной речи с целью выявления особенностей лексической сочетаемости слов различных частей речи на уровне синтагмы.

Лексический материал состоял из часто употребляемых и редко употребляемых слов. При возникновении трудностей были использованы стимулирующие и наводящие вопросы. Если ребенок не справлялся с заданием, исследовалось наличие слова в пассивном словаре.

Анализ результатов констатирующего эксперимента доказал, имеющие в коррекционной педагогике представления о специфике формирования речи детей с ЗПР, а именно:

- значительный разрыв между активным и пассивным словарем у дошкольников с ЗПР (отмечаются ошибки на основе смешения грамматических форм, сходного значения, сужение смыслового содержания «клумба-цветочек», «рубит-срубился», «блюдце – еще одна тарелка»; прилагательные часто заменяются указательными местоимениями «такой», «другой»);

- ограниченность антонимических связей, обусловленная недоразвитием содержательной стороны речи, слабостью чувства языка (искажение грамматической формы слова «сладкий-жгучий», замена антонима описанием ситуации «быстро-надо идти быстро, чтобы на маршрутку не опоздать»);

- особенности в формировании синонимических средств языка: замена синонима словосочетанием «автомобиль-машина на стоянке», неадекватные замены «кидает-махает», «мудрый-волосатый»;

- ошибки, связанные со смешением родовых и видовых понятий (к домашним животным дети причисляли домашних птиц, некоторых диких животных «медведя, зайца»);

- специфические трудности в лексической сочетаемости слов, которые мы разделили на ассоциативные (связь со словом-стимулом) «дрожат-холод», «прямая-тетрадь» и неадекватные «узкий-мальчик», «сильный-самолет», «закрывается-солнышко»;

- неадекватное объяснение слов (не соответствует языковой норме) «вата-ватой можно полоскать», неточность описываемого действия, неполное представление о предмете номинации «забор-это стройка, чтобы собаки не бегали»;

- несформированность всех операций связного рассказа по картинке: симультанного (смыслового) анализа и синтеза, создания смысловой модели, выбора адекватных грамматических средств;

- незрелость коммуникативных навыков (паузы, оговорки, повторы).

Результаты эксперимента позволили сформулировать следующие выводы: продуктивный словарный запас, парадигматические отношения, структурный аспект значения слова у дошкольников с ЗПР сформированы недостаточно. Характерные особенности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы сдерживают рост словарного запаса и индивидуального лексикона, тормозят развитие структурного аспекта значения слова, отрицательно сказываются на формирование грамматического строя языка.

     Методика работы по формированию семантической стороны речи была составлена на основе методических рекомендаций Н.Ю. Боряковой,                           Т.А. Матросовой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой и др.

Разработанная методика  была направлена на наращивание словарного запаса, развитие логических операций сравнения, выделения и обобщения, речеслухового восприятия, формирование структуры значения слова, его осмысленное употребление.

Цель обучения: уточнение, коррекция и обобщение словарного запаса, совершенствование коммуникативных навыков и умений, формирование структуры значения слова.

Задачи обучения:

- расширение представлений об окружающем мире;

- формирование диалоговых навыков (вербальных и невербальных);

- формирование значения структуры слова, его осмысленное употребление.

По окончании обучения был проведён контрольный эксперимент, результаты которого позволили сделать вывод о положительных изменениях, как на уровне семантического наполнения, так и на уровнях речевого высказывания у дошкольников с ЗПР, а именно:

- значительное сокращение ошибочных ответов;

- качественные сдвиги при выполнении всех заданий;

- разнообразие и адекватность языкового оформления;

- уменьшение невербальных способов передачи информации;

- значительное снижение напряженности и утомляемости.

Подводя итоги, можно говорить о том, что организация специальной коррекционно-логопедической работы, а также планомерная работа по накоплению и актуализации словарного запаса способствует эффективному развитию семантической стороны речи, предполагающей единство коррекции и компенсации семантической и грамматической сторон речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексный подход к развитию лексико-грамматического строя речи детей 5-7 лет с нарушением зрения.

Развитие речи детей с нарушением зрения - сложный процесс, который может осуществляться только комплексно. В данной статье описано,что такое, по нашему мнению, комплексный подход к развитию речи дошко...

Консультация для родителей .Презентация. Основные нарушения в лексико-грамматическом строе речи детей.

Лексические трудностиОшибки в грамматическом строеНеправильно оформляется союзная связьСредства формирования лексико-грамматического строя речи детей.Пути формирования грамматически правильной речи у ...

Доклад «Особенности нарушения грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.»

Доклад в рамках круглого стола, на семинаре "Преодоление общего недоразвития речи у детей 3-7 лет: "Технология Т.Ю.Бардышевой, Е.Н. Моносовой"...

Нарушения грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье содержится материал о нарушениях грамматического строя речи у детей с ТНР. Подробно показаны грамматические ошибки, которые допускают дети с речевыми нарушениями....