"Формирования фонематического слуха у детей"
статья по логопедии

Манушина Антонида Георгиевна

"Формирования фонематического слуха у детей"

А.Г.Манушина,  учитель-логопед,

МБОУ ''СОШ № 1 г. Онеги '' Детский сад "Солнышко"

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.  Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и  развивается в процессе общения с окружающими близкими.

Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать  наличие данного звука в слове;
  •  различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем;
  • различать слова, отличающиеся только одной фонемой.                      

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

  • определение наличия или отсутствия звуков в слове;
  • местоположение звуков в слове;
  • определение  последовательности и количества звуков в слове.

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Речевой слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи.  В  речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой языка.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Формирования фонематического слуха у детей"

А.Г.Манушина,  учитель-логопед,

МБОУ ''СОШ № 1 г. Онеги '' Детский сад "Солнышко"

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.  Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и  развивается в процессе общения с окружающими близкими.

Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать  наличие данного звука в слове;
  •  различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем;
  • различать слова, отличающиеся только одной фонемой.                      

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

  • определение наличия или отсутствия звуков в слове;
  • местоположение звуков в слове;
  • определение  последовательности и количества звуков в слове.

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Речевой слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи.  В  речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой языка.

Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Работа по развитию слухового внимания и фонематического слуха имеет огромное значение для детей с нарушением речи. У большинства из них нарушена функция распознавания и дифференциации фонем. Без специального систематического обучения детям очень сложно овладеть навыками звукового анализа. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.

Логопедическую работу по развитию у детей фонематического восприятия   условно разделяют на шесть этапов.

1 этап – узнавание неречевых  звуков.                                                                

  •  развитие у детей способности узнавать и различать неречевые звуки;
  •  развитие слухового внимания и слуховой памяти.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.                                                                          

  • учить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на           одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.                           

  •  учить детей различать слова, близкие по звуковому составу.

4 этап – дифференциация слогов.                                                                            

  • учить детей различать слоги.

5 этап – дифференциация фонем.                                                                           

  •  учить  детей различать фонемы родного языка (сначала дифференциация гласных звуков, затем согласных звуков).

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.                         

  •  формирование  у детей навыков элементарного звукового анализа;                            
  •  формирование  у детей навыков слогового анализа.

Этапы развития фонематического восприятия.

На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти. (Что шумит? (деревья). Что гудит? (машина). Кто разговаривает? (девочка). Какие звуки доносятся из коридора, группы и так далее).

На втором этапе детей учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. (Где гудит пароход - далеко или близко?, Угадай, кто тебя зовёт? и так далее).

Третий этап построен на играх, которые способны научить ребёнка различать слова, близкие по слуховому составу (логопед читает слова, а ребёнок должен их выставить в названном порядке и так далее).

На четвёртом этапе ребёнка учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры: логопед произносит несколько слогов, например на - на - на - па, а дети определяют, что здесь лишнее. Затем звуковые ряды усложняются.

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у - у - у - у; девочка плачет а - а - а - а; птичка поёт и - и - и - и". Далее он произносит каждый звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки.

Задачей шестого этапа является формирование у ребёнка навыков элементарного звукового анализа. Детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трех сложные слова. Логопед должен объяснить и показать ребёнку, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Затем приступают к анализу согласных звуков.

В результате своевременной, планомерной, работы над формированием фонематического слуха и звукового анализа у детей формируется  основа  для усвоения всех языковых норм  речи.

Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает предупредить нарушения письма и чтения, что необходимо для дальнейшего полноценного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста на тему:"Путешествие зайчонка Кузи"

Тема:  ПРИКЛЮЧЕНИЯ  ЗАЙЧОНКА  КУЗИ.                 Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия у де...

Формирование фонематического слуха у детей 5-6 лет

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха...

Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста

В статье раскрывается значение фонематического слуха на развитие речи, понятие фонематического слуха. Описываются признаки нарушения фонематического слуха, раскрываются этапы его формирования....

Развитие слухового внимания и формирование фонематического слуха у детей раннего возраста

для воспитателей и родителей упражнения в игровой форме на развитие лухового внимания и формирование фонематического слуха....