Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений у детей с ОНР 1 ур.
консультация по логопедии

Попкова Наталья Владимировна

Когнитивное развитие ........

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kognitivnoe.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений у детей с ОНР 1 ур.

Каждый из нас обладает знаниями об окружающем мире. Направленную на познание деятельность принято называть Когнитивной.

Взаимосвязь когнитивного и речевого развития детей, а также влияние когнитивной базы на употребление языковых средств является одной из актуальных проблем современной психолингвистики вообще и лингвистики детской речи в частности. Пространственные отношения для установления такой связи – наиболее благоприятная почва, поскольку предметы и их окружение представлены наглядно, их можно потрогать, услышать звуки, сигнализирующие об их передвижении. А одновременные обозначение их в речи, позволяет выявить взаимосвязь восприятия, мышления и речи. Под когнитивной базой традиционно понимается совокупность знаний, накопленных человеком в течении жизни, а также психофизиологические процессы, обеспечивающие накопление знаний: восприятие, память, мышление. Когнитивное развитие понимается как процесс накопления знаний, опыта, а также развитие мыслительных способностей. Н. Н. Данилова отмечает, что между когнитивными и эмоциональными процессами существует не только прямые, но и обратные связи. Когнитивная деятельность может не только быть источником эмоции, но и сама зависеть от эмоционального состояния субъекта. Когнитивный аспект усвоения лексических значений был разработан Тумановой. Автор выявил особенности формирования до грамматических обобщений у дошкольников с ОНР и обосновал ведущую причину не овладения словообразовательными операциями. Это несформированность «нервной перестройки», обеспечивающей переход от элементарного иконического кода, лежащего в основе условия лексического значения, к коду дискретному, дающему возможность вычислить из общего звукового потока морфему как отдельный знак, а от него к особому коду речедвижения, обеспечивающему нормативное произнесение производного слова. Показано, что такая несформированность приводит, с одной стороны к неполноценной речевой коммуникации, а с другой стороны ограничивает когнитивные возможности детей, необходимые для развития «языковой компетентности».

Чувственное освоение пространства происходит по пути абстрагирования от собственного тела и проходит в 3 этапа.

1. Овладение ориентацией в схеме тела (вверх – где голова, низ – где ноги)

2. Овладение ориентацией за пределами собственного тела, при этом точка отсчета – собственное тело.

3. Овладение системой отсчета «от другого предмета», ребенок абстрагируется от собственного тела.

Работа над схемой лица, а в дальнейшем всего тела позволяет овладеть не только пониманием структуры своего тела и словами, обозначающими его отдельные части и их пространственные взаимоотношения, но и перенести эту схему в образный план. На основе схемы собственного тела у ребенка формируются пространственные представления о вертикал:

ВЫШЕ, НИЖЕ, НАД, ПОД, МЕЖДУ. Помимо этого ребенок закрепляет свои представления не только о таких категориях как части тела, части лица, одежда, но и расширяет свой словарный запас.

Схема тела как базисный уровень пространственных представлений начинает свое формирование на самых ранних этапах развития – первом году жизни при N, а у детей с алалией начинаем работу с этого. Естественно, что у алаликов формирование пространственных представлений этого уровня происходит не с точки зрения языкового развития, а посредством врожденных когнитивных схем, дифференцируется и «корректируется» получением различного рода ощущений, идущих от собственного тела, и в процессе взаимодействия со взрослыми. Нормативно элементарное знание схемы собственного тела, в частности лица демонстрируют дети к 1.5 г. В виде показа частей лица и отдельных частей тела в ответ на вопрос взрослого: «Где у нас глазки?» Чуть позже ребенок переносит свои знания именно о частях лица на куклу, другого человека, точно также показывая их. При этом, безусловно, ребенок не называет где находится та или иная часть лица (тела) – максимум, что он может сказать – это «тут», «вот».

В дальнейшей работе в речи ребенка наряду с сообщениями, вмещающими множество объектов, появляются и более «конкретные» единично-пространственные обозначения местонахождение предметов в пространстве: «положи в чашку», «дай в руку». Эти обозначения возникают вначале по отношению к самому себе и лишь потом переносится на внешние предметы: «в чашке, на столе». Параллельно с этим ребенок может вербально охарактеризовать относительное расположение двух объектов. Вначале это происходит по отношению к вертикальной оси (плоскости) собственного тела. Н-р, «носик – выше рта», «животик – выше ножек». Вначале ребенок может произвести подобные заключения, если видит свое отражение (в зеркале, и лишь позже – видя какую-либо картинку с изображением человека или куклы. Т. о. ребенок вначале овладевает наиболее «множественными» пространственными представлениями, а в дальнейшем начинает дифференцировать их как единичные конкретные по отношению к определенному предмету, принятому за своеобразную «точку отсчета» «над бровями, под столом)

Игры которые можно использовать в работе

1. «Поможем Маше собраться на прогулку».

2. «В какой руке».

3. «Где что находится»

4. «Поможем маме накрыть на стол»

5. «Делай как я».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр.

В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности дошкольника. Игра созвучна не только биологиче­ской природе ребенка, но и социальной, чрезвычайно рано возникаю­щей у него по...

«Формирование представлений о пространственных отношениях у детей дошкольного возраста с использованием дидактических, развивающих игр и игровых упражнений»

Задачи ведущего направления:Закреплять умение отличать и называть правую и левую рукуРаскладывать предметы, игрушки правой рукой слева направоУчить детей ориентироваться «на себе», от «себя»Учить дете...

Интегрированное занятие по логоритмике и формированию зрительно-пространственных отношений у детей с задержкой психо-речевого развития.

Программное содержание: 1. Образовательные задачи: 1.     Формирование у детей пространственных представлений2.     Формирование у детей ориентировки в собствен...

Современные технологии, используемые при освоении пространственных отношений через игровые технологии

В работе по развитию у детей ориентировки в пространстве (на основе формирующихся у них знаний о направлениях, расстояниях и пространственных отношениях между предметами) широко используются специальн...

Конспект НОД по познавательному развитию "Игралочка" Тема "Пространственные отношения"

Сформировать опыт ориентировки в пространстве, относительно другого человека....

Творческий план самообразования педагога, 2022 - 2023г. «Развитие пространственных отношений у детей 6-7 лет посредством дидактической игры»

Творческий план самообразования педагога, 2022 - 2023г. Тема самообразования: «Развитие пространственных отношений у детей 6-7 лет посредством дидактической игры»...