Как правильно говорить?
консультация по логопедии

Павленко Светлана Антоновна

Культура нашей речи зависит не только от знания орфографии и пунктуации, но и от того,  насколько мы владеем   орфоэпией. Так называют собрание правил современного  литературного произношения. Этот лингвистический термимн образован от греческих слов: orthos-прямой, правильный  и  epos-речь.Знание и соблюдение педагогом правил современного русского языка, постоянное совершенствование качеств речи -это залог успешной работы  по речевому развитию детей в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kak_pravilno_govorit.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Как правильно говорить?

Консультация для педагогов

   Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами побеседуем о том, как нужно правильно говорить. Все мы учили  русский  язык в школе и нам прививали навыки  грамотного письма. Наши знания русского языка измерялись отсутствием ошибок на письме: в сочинениях и диктантах. Но культура речи – это не только знание орфографии и пунктуации. Все мы  умеем правильно и грамотно написать заявление, протокол, выступить на собрании. Свободно владеем разговорной речью:  рассказываем, ведём диалог, спорим, убеждаем…

Но в речи того или иного чяеловека окружающим всё таки  что-то не нравится. Например: безошибочно можно узнать, откуда человек родом. Нас подводит произношение, в звучащей речи  мы делаем какие–то ошибки, нарушающие литературно - языковую норму.

Культура нашей речи звисит не только от знания орфографии и пунктуации, но и от того,  насколько мы владеем   орфоэпией. Так называют собрание правил современного  литературного произношения. Этот лингвистический термимн образован от греческих слов: orthos-прямой, правильный  и  epos-речь.

Культура речи определяется двумя условиями:

1. Правильность интонации, которая зависит от  темпа, рима речи, паузации, расстановки фразового ударения на отдельных словах. Интонация не вызывает особых затруднений у людей, говорящих на родном языке и с трудом даётся иностранцам.

2.Правильность произношения звуков и  верная расстановка ударений  в словах. С этимпи тонкостями мы сталкиваемся постоянно, и людям, испытавшим даже в детстве влияние местных говоров, приходится бороться, порой на протяжении всей жизни, с теми отклонениями от литературной нормы, которые остались в  их устной речи.

Особенности русского литературного языка:

1.Звуки, образующие слова, часто не совпадают с буквами. Например: вОда-вАда, луГ-луК; в слове солнце не читаем звук [Л].

2.В  быстрой речи звуки выпадают из слов. Например: правоз, галсавать, суталка,   (вместо паровоз, голосовать, сутолока).

3. После звуков [Ж], [Ш], [Ц] на месте звука [Е] произносится звук средний между [Ы]-[Э], в слоге, который предшестует ударному: жЫэна, цЫэна, шЫэптать.

4.Отклонением от нормы считается произношение  звука [Е] в безударном положении (оканье), [Е], которое должно изменяться  на звук средний между   [Е] и [И].  Пожалуй, из всех диалектных влияний, «яканье» больше всего режет слух (нЯсу, вЯду, бЯда).

5.Произношение согласных звуков легче проконтролировать, чем произношение гласных. Призношение звука [Г]( моковское, южное). Буква Ч звучит, как  Ш в сочетании с буквой Н (скуШно, конечно, яиШница).В отчествах (Иванна,Пална Семенна, Иваныч, Матвеич).

6.Отличительной особенностью русского языка является большое распространение мягких звуков. Не смягчаются иностранные слова атЭлье, стЭнд, шоссЭ, тЭрмос и др. Утратили свое нерусское звучание  и смягчаются согласные  в словах музЕй, тЕкст, тЕрмин, сЕйф, рЕйс и др.

7.В русском языке действует закон оглушения звонких согласных звуков в определённом положении (друХ, вдруХ, снеХ, флаХ, саТ, хлеП, вниС, чиШ, лоТка и др).

Не стоит искажать  слова при чтении: читаем доДка, но не лоТка.

8.Большие трудности  в устной речи представляет правильная постановка ударения в словах.

Требования       к речи педагога ДОУ

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

  1. качество языкового оформления речи;
  2. ценностно-личностные установки педагога;
  3. коммуникативная компетентность;
  4. четкий отбор информации для создания высказывания;
  5. ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

1.Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

2.Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

3.Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

4.Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

5.Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

6.Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

7.Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с окружающими , но и слышать их.

Безусловно, знание педагогом названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

правильна ли правильная раскраска?

Консультация для родителей....

Консультации для родителей "Правильна ли правильная раскраска?"

К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных интересов и возможностей детей. Но их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких п...

Правильна ли «правильная раскраска»?

Как же определить, насколько хороша раскраска и подходит ли она для вашего малыша?...

"Правильна ли правильная раскраска?"

Первой продуктивной деятельностью ребёнка является изобразительная деятельность. Возникновение этой деятельности тесно связано у ребёнка с восприятием предметов и явлений окружающего мира. При рисован...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Правильна ли правильная раскраска?

К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных интересов и возможностей детей. Но их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких п...

Учимся правильно говорить. Различение правильного произношения звуков [Ш] и [ж] в скороговорках c помощью приёмов мнемотехники.

Слово «мнемотехника» произошло от греческого mnemonikon – искусство запоминания и известна она ещё со времён античности. В дошкольном возрасте приёмы мнемотехники (в частности, мнемотехнические таблиц...