Путешествие в страну Знаний
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Жилюк Лариса Николаевна

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Р в слогах, словах, предложениях с комплексным использованием инновационных методик и приемов в работе с дошкольниками с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_znaniy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  коррекционно-логопедического занятия

для детей дошкольного возраста в группе компенсирующего вида

на тему «Путешествие в страну Знаний»

                                                             

                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Коррекционно - образовательные задачи:

-обогащать знание детей об особенностях воды и песка, о значении воды для всего живого на земле; об обитателях водного мира и места их обитания

- автоматизировать звук (р) в самостоятельной речи; определять позицию звука (р) в словах; закрепить понятие (твердый – мягкий согласный звук); обогащать лексику детей словами – признаками, словами – действиями;

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать диалогическую речь, ее интонационную выразительность; составлять сложно – подчиненные предложения, используя перфокарты; развивать фонематический слух, артикуляционную, общую и  мелкую моторику пальцев рук.

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

- вызывать у детей позитивное настроение на занятии, чувство удовлетворения от проделанной работы, интерес к окружающему миру.

- воспитывать  художественно – эстетический вкус во время работы с цветным песком, выполняя коллективное задание.

Оборудование:

I. Демонстрационное

- мнемодорожка

- шары

- игрушки: рак, рыба, черепаха, краб

- сундучок, Золотой ключик

- большой таз с просеянным песком, цветной песок

- стаканы с водой, соль, сахар

- материал для коллективной работы (бумага, клей)

- аквариум

- ДВД, диск

- дверь

- запись музыкального сопровождения для релаксации

- письмо

- звуковые замки (Синий, Зеленый)

II. Индивидуальное (по числу детей)

- звуковые домики, фишки, предметные картинки на звук (р)

- набор предметов для игры «Вата – камень»

- спецодежда для работы с песком и водой

- зеркала

- чайные ложки

- влажные салфетки

- перфокарты

Ход занятия

  1. Организационный момент.

(Дети заходят в группу и становятся в круг на ковре)

                 Приветствие гостям

Звучит романс черепахи Тортилы из кинофильма «Приключение Буратино или Золотой ключик».

Воспитатель: Вы узнали, кто поет эту песню?

Ответы детей.

Воспитатель: Какая это музыка?

Ответы детей.

Воспитатель: Из какой сказки черепаха Тортила?

Ответы детей.

Воспитатель: А какая черепаха Тортила? (Охарактеризуйте)

Ответы детей.

Воспитатель: Почему старые люди мудрые?

Ответы детей.

Воспитатель: Как Тортила помогла Буратино?

Ответы детей.

Логопед: Ребята! Что необычное вы увидели в игровой комнате?

Ответы детей.

Логопед: А какие шары?

Ответы детей.

Логопед: Давайте на них подуем.

Дети дуют на шары, чередуя силу выдоха (сильно, сильнее, очень сильно).

Логопед: Смотрите, конверт! От кого это  письмо?

Ответы детей.

Логопед: Давайте его прочитаем.

Текст письма

Дорогие Ребята!

В поисках Золотого ключика я попал в Волшебную страну,

где живут жадные, злые и коварные злодеи.

Они заколдовали меня. Я не смогу открыть Вам дверь в страну Знаний.

Помогите мне, ребята, найти Золотой ключик.

Логопед: Ребята! Поможем Буратино? А что это такое? Цифры. А для чего они здесь?

Ответы детей.

Логопед: Какие слова необходимо произнести, чтобы попасть в сказку?

Дети:         «Сказка – сказка, прибаутка

                Рассказать ее не шутка

                Чтобы сказка от начала

                Словно реченька журчала

                Давайте мы закроем глазки

                И попадем все вместе в сказку.

Подсказка № 1

Расшифровать текст, который зашифрован на этом листе (работа с мнемодорожкой)

                Ехал Грека через реку

                Видит Грека в реке рак

                Сунул Грека руку в реку

                Рак за руку Греку цап…

Логопед: А теперь произнесем чистоговорку, прохлопывая каждое слово (произнесение чистоговорки с хлопками рук).

Подсказка № 2

Логопед: Злые волшебники придумали для нас новые испытания. Какие – то непонятные предметы они нам оставили.  Давайте их потрогаем.

(Дети трогают предметы на ощупь и объясняют).  На столе разложены игрушки: рак, рыба, краб, черепаха.

Логопед: А что еще есть на столе?

Ответы детей. 

Логопед: А где они обитают?

Ответы детей.

Логопед: А где они живут у нас в группе?

Ответы детей.

Логопед: Послушайте снова и назовите общий согласный звук для всех этих слов: рак, рыба, краб, черепаха, аквариум.

Ответы детей.

Логопед: А какой это звук?

Ответы детей.

Логопед: Ребята! Услышав твердый звук (р) в словах, потрогайте твердый предмет. Услышав мягкий звук (р) в словах- мягкий предмет.

Логопед: В каком замке живут твердые звуки?

Ответы детей.

Логопед: В каком замке живут мягкие звуки?

Ответы детей.

Логопед: Это задание вы очень хорошо выполнили.

Подсказка № 3

Логопед: А это что такое? Коробка с картинками, звуковыми домиками и фишками.

Ответы детей.

Логопед: Посмотрите, что лежит внутри?

Ответы детей.

Логопед: Ребята! Нам необходимо определить позицию звука (р) в словах – названиях картинок.

Самостоятельная работа детей с последующим объяснением.

Логопед: Ребята! Давайте отдохнем. Примите удобное положение. Закройте глаза. Послушайте приятную музыку (Релаксация).

Подсказка № 4

Воспитатель:  Отгадайте загадку:

                                  В морях и океанах бывает

                                В небе летает,

                                А когда летать сил не хватает

                                На землю падать начинает.

Дети надевают спецодежду и подходят к столу, на котором стоят стаканы с водой. Проводятся опыты с водой.

Опыт № 1

Вода – это жидкость. Она не имеет цвета, запаха и вкуса. Какая вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Воду можно наливать и переливать.  (Дети переливают воду из одного стакана в другой).

Опыт № 2

Вода – растворитель. Растворить в воде соль, сахар. Попробовать воду на вкус.

Опыт № 3

Воспитатель: Ребята, подышите на зеркало. Что произошло с зеркалом?

Ответы детей.

Воспитатель: Вместе с воздухом, который мы выдыхает, выделяется пар. Соприкасаясь с холодным зеркалом он превращается в капельки воды.

Логопед: А для чего нужна вода?

Ответы детей.

Составление сложно – подчиненных предложений. Работа с перфокартами.

Подсказка № 5

Воспитатель: Ребята! Подойдите к песочнице. Опустите свои руки в песок. Может в песке спрятан Золотой ключик?

                                 Какой песок на ощупь?

Ответы детей.

Дети находят в песке сундучок. Сундучок не открывается.

Воспитатель: Чтобы открыть сундучок, необходимо оживить Буратино. Для этого мы нарисуем коллективную картину из цветного песка.

Работа детей с цветным песком.

Дети протирают руки влажными салфетками.

Воспитатель: Ребята! Давайте повторим хором: «Раз, два, три – Буратино, оживи!»

Выходит дошкольник в костюме Буратино:

                                        Я – мальчик деревянный

                                        В полосатом колпачке

                                        Создан я на радость людям

                                        Счастья ключ в моей руке.

Буратино благодарит ребят за помощь. Золотым ключиком открывает волшебную дверь в страну Знаний.

Просмотр диска с фильмом о школе, в которой предстоит детям учиться.

Логопед: Ребята! Куда нас привел Буратино?

Ответы детей.

Логопед:  Правильно, страна Знаний – это школа. А придете вы в школу 1 сентября.

Буратино:  Для того, чтобы Вы хорошо учились, я хочу подарить Вам школьные принадлежности. Успехов Вам, будущие первоклассники!

Логопед:  На этом наше сказочное путешествие закончилось и мы возвращаемся в наш любимый детский сад.

Прощайтесь с гостями, ребята!

Хоровая декламация:

                                 Мы благодарны всем гостям

                                Что вы пришли сегодня к нам

                                Приходите к нам опять

                                Будем Вас мы очень ждать.

Звучит песня «Учат в школе»  (муз. В. Шаинского, сл. А. Пляцковского).

Выход детей.

Список использованной литературы.

 1.Т. А. Ткаченко « Формирование лексико-грамматических представлений». Сборник упражнений и методических рекомендаций, М.: издательство ГНОМ ид, 2001.

 2.Л.А. Комарова Автоматизация звука  «Р» в игровых упражнениях. Спб.,2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

«Путешествие в страну Знаний». Сценарий праздника «День знаний»

Сценарий для разновозрастной группы детей...

Сценарий, посвященный дню знаний "Путешествие в страну знаний"

Данныйм атериал поможет организовать детей на начало учебного года....

Праздник, посвященный Дню знаний "Путешествие в страну знаний"

Цель: создать весёлое настроение, принести детям радость, удовольствие, показать результат музыкального образования детей и их достижения.Задачи:Образовательная:Развивающая: развивать музыкальные, арт...

Праздник ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний и игр»

Цель: создать веселое праздничное настроение, воспитать положительного отношения к детскому саду и школе.Задачи:Обучающие: обобщить знания детей о празднике День Знаний, учить быстро переключаться с о...

Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний» для детей 6-7 лет

Сценарий может быть интересен для музыкальных руководителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. Материал предназначен для детей 6-7 лет...