Всеобуч на тему: «Красивая речь ребёнка»
учебно-методический материал по логопедии

Фукс Ольга Анатольевна

"Нарушение речи" - Красивая речь ребёнка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nar.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Филиал «Детский сад № 43»  - «Детский сад № 40»

Всеобуч на тему:

«Красивая речь ребёнка»

Выполнил: учитель логопед

Кирст О. А.

Славгород 2017 год

1 слайд. «Нарушение речи» Красивая речь ребёнка

2 слайд. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявлятся в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

За последние два десятилетия статистика выявленных речевых отклонений возросла в десятки раз. Самую многочисленную группу - до 60% от всех детей дошкольного возраста - сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Если ребенок молчит, самостоятельно не разговаривает, либо формирование речи не соответствует возрасту, он использует примитивный набор слов с «кашей» во рту или говорит на непонятном «птичьем» языке, он относится к неговорящим, безречевым детям, которым необходима коррекционная помощь.

Многие из присутствующих педагогов родители, и все водили детей в сады-школы, поэтому понимаем, что стоит только переступить порог образовательного учреждения, как можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности.

3 слайд. (ФНР) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).

4 слайд. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.  К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

5 слайд. (ОНР) - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

6 слайд. Нарушение речи, нарушении устной речи.

7 слайд. Основные причины недоразвития детской речи следующие:

  1. внутриутробная патология;
  2. наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  3. неблагоприятные роды и их последствия;
  4. заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  5. ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
  6. малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
  7. курение, употребление алкоголя, наркотических средств;
  8. ребенок перенес стресс или испуг.

1.    Различная патология беременности (токсикоз беременности, вирусные, эндокринные заболевания, туберкулез, сифилис, травмы, несовместимость крови матери и ребенка и др.), приводящая к нарушению нормального протекания внутриутробного развития плода.

2.    Родовая травма. При опросе матери выясняется патологическое течение родов (однако родовая травма не обязательно должна быть массивной). Часто в результате дополнительных расспросов удавалось выяснить, что роды были быстрыми или, наоборот, затяжными, применялись различные стимуляторы, ребенок после рождения не сразу закричал, его “пошлепали”, то есть оживляли. Родовая травма в таких случаях может быть подтверждена данными неврологического обследования.

3.    Различные заболевания в первые годы жизни ребенка (диспепсия, дизентерия, инфекционные, вирусные заболевания, особенно следующие друг за другом, менингоэнцефалиты и др.).

4.    Травмы черепа, сопровождаемые симптомами сотрясений или контузии мозга.

5.    Неблагоприятная наследственность, отягощенная речевой патологией.

6.    Неблагоприятные социально-бытовые условия (недостаточное внимание к речи ребенка со стороны взрослых, двуязычие и др.).

Каждая из этих причин в отдельности или в сочетании с другими факторами может послужить моментом, повреждающим или задерживающим развитие мозговых систем, участвующих в формировании речи.

Слайд 8.  Особенности коррекционно-развивающей работы:

• создание положительной психологической атмосферы;

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

- принимать каждого ребёнка таким, какой он есть, независимо от его личностных качеств;

- воспитатели при общении с ребенком, должен использовать целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых для педагогического общения; воспитателю надо стараться увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе.

- стиль общения сотрудников детского сада необходимо строить на основе сотрудничества и уважения.

• задания выполняются в игровой форме;

Ведущей и главной деятельность дошкольника является игра. Это своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание и речь ребёнка. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают.

• отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;

Так мы можем оценить степень продвижения дошкольника по образовательной программе, при необходимости пересмотреть образовательный маршрут.

• для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное повторение и выполнение заданий.

Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы приводят к тому, что им трудно или невозможно сразу самостоятельно выполнить задания и достичь желаемых результатов. Поэтому учебный материал подлежащий многократному закреплению.

 

Слайд 9. Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику. Каждый ребёнок неповторим. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным.

2. Предотвращение наступления утомления. Использование чередования умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности.

3. Использование методов, активизирующих познавательную и речевую деятельность детей. Важно использовать обучение, без принуждения основанное на интересе, успехе, доверии, через выполнение доступных по темпу и характеру заданий.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Чаще всего задержка речевого развития – это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Слайд 10. отсутствие или недоразвитие речи представляет собой системное нарушение, имеющее определенную структуру: связь речевых и неречевых симптомов, и включает в себя следующие компоненты:

Развитие:

1. Моторики (общая, ручная, пальцевая, мимическая, артикуляционная);

2. Неречевых психических функций (НПФ)

- слуховое и зрительное восприятие, внимание, память;

- оптико-пространственные отношения и представления (ориентация ребенка относительно себя в пространстве, в схеме своего тела);

3. Речевых функций:

- фонетическая (звукопроизношение);

- фонематическая (способность различать фонемы (звуки) родного языка);

- лексический строй речи (словарный запас);

- грамматический строй речи (словоизменение и словообразование);

- семантическая (смысловая).

Слайд 11. Вся работа педагога представляет собой выполнение заданий, направленных на коррекцию всех этих компонентов структуры речевого дефекта включающая в себя задачи.

Коррекционно-речевые задачи:

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Развитие правильного речевого дыхания.

3. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

4. Развитие фонематических представлений.

5. Целенаправленная активизация отработанной лексики.

6. Правильное употребление сформированных грамматических категорий.

7. Развитие внимания, памяти, логического мышления, как одной из функций речи в играх и упражнениях.

8. Формирование связной речи.

Эти коррекционно-речевые задачи могут быть решены:

• в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;

• совместной деятельности взрослого с детьми;

• свободной самостоятельной деятельности детей.

Слайд 12. Важным компонентом среды является правильная речь взрослых. “Прежде, чем приступить к ответственному делу развития речи своих воспитанников, … следует позаботиться о развитии, своей речи”, - напоминает воспитателям Елизавета Ивановна Тихеева (российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей). Она должна быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

Слайд 13. Методические требования к речи взрослых

• речь должна быть абсолютно правильная, литературная;

• по форме и по тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;

• структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи;

• содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;

• речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость.

Слайд 14. Воспитатель должен знать:

- психолого-педагогические особенности детей

- образовательную программу воспитания и обучения ДОУ и адаптированную программу коррекционного направления;

Для выполнения возложенных на него функций воспитатель обязан:

- осуществлять - коррекционную работу по заданию учителя – логопеда (дефектолога);

- организовывать работу по обеспечению развивающей среды в группе, участвовать в ее преобразовании в соответствии с возрастными потребностями детей, уровнем их развития и требованиями реализуемых программ;

Одно из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия - искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений. Дети в большинстве своем имеют сверх-ранимую нервную систему и чувствительны не только к содержанию, но и форме, интонационному оформлению обращенной к ним речи. Поэтому от уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости воспитателя, но и одновременно - от его настойчивости, последовательности в работе зависят отношение самого ребенка к мерам предлагаемой педагогической помощи и мотивация к ее принятию.

Чем раньше начата коррекционно-воспитательная работа, тем успешнее преодолевается дефект.

Слайд 15. Необходимо помнить, что речь воспитателя - это образец для детей с речевыми нарушениями. Исправляя ошибку, воспитатель дает речевой образец и предлагает ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их. Для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе на тему: « Красивая осанка ребёнка – залог вашего успеха»

Родительское собрание в старшей группе на тему:« Красивая осанка ребёнка – залог вашего успеха»...

Выступление на родительском всеобуче по теме « Компьютер и ребёнок - плюсы и минусы этого общения»

Данная разработка знакомит родителей с "плюсами" и " минусами" общения  ребёнка с компьютером. Эта тема актуальна , так как отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительно...

Консультация для родителей на тему: « Развитие речи ребёнка старшего дошкольного возраста.»

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на прим...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе Тема: «Готовность речи ребёнка к школе»

Родительское собрание в подготовительной к школе группе Тема: "Готовность речи ребёнка к школе"....

Родительское онлайн-собрание в старшей группе на тему "Красивая осанка ребёнка - залог вашего успеха"

Старшая группа. Онлайн-собрание. Рекомендации родителям для сохранения правильно осанки детей....

ВИКТОРИНА «УМНИКИ и УМНИЦЫ» тема: «Красивую речь приятно слушать»

цель викторины: обеспечить взаимодействие педагогов с родителями (законными представителями) с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей и помощь в вопросах речевого развития в...