Как формируется речь дошкольника. Консультация логопеда родителям.
консультация по логопедии

В материале рассматриваются предпосылки и условия нормативного речевого развития дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_formiruetsya_rech_doshkolnika.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Как формируется  речь дошкольника

Консультация логопеда родителям

Учитель-логопед         Оськина                                Светлана Юрьевна


Поступление ребёнка в школу – важный и ответственный момент для всей семьи.  Родители часто волнуются не меньше, чем будущий первоклассник, а то и значительно сильнее. Между тем именно в руках пап и мам находятся широкие возможности для подготовки будущего ученика к школьному этапу жизни. Конечно, в детском саду с ребёнком занимается логопед, но и сами мамы и папы могут сделать очень многое для того, чтобы ребёнок был готов к обучению в школе.

Очень важно, чтобы будущий первоклассник обладал богатым словарным запасом, мог свободно высказывать свою точку зрения по разным вопросам, говорить на любую доступную возрасту тему, выражать с помощью речи свои мысли, чувства, желания. Ребёнок на седьмом году жизни  пользуется сложными предложениями, употребляет пословицы, поговорки, фразеологические обороты, метафоры, сравнения. Должны правильно употребляться предлоги, различные формы слов.

Не менее важным является наличие у ребёнка правильного произношения.

Наиболее эффективной формой преодоления речевых нарушений является системная работа, в которой участвует логопед, ребёнок и родители. В некоторых случаях необходимо участие врача. Например, у ребёнка может быть множество стойких нарушений звукопроизношения вследствие снижения слуха – в таких случаях необходима консультация отоларинголога или сурдолога, возможно, потребуется аудиометрическое исследование слуха и лечение. Присутствие наряду с дефектами звукопроизношения неврологической микросимптоматики служит поводом для обращения к неврологу.

Однако без помощи родителей, естественных учителей, процесс исправления речевых нарушений может затянуться на долгое время. Работая вместе с логопедом, выполняя все рекомендации, вы существенно улучшаете результативность коррекционной работы.

Несмотря на все наши с вами старания, часть первоклассников всё-таки имеет нарушения звукопроизношения, которые вовсе не помогают детям учиться. А это означает, что неправильно произносимые звуки могут быть перенесены на письмо. Ошибки, ошибки – которые так трудно искоренить. Иначе говоря, следует приложить все усилия к тому, чтобы произношение будущего школьника соответствовало норме, причём позаботиться об этом нужно ещё до школы.

КАК РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ  В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ?

Речь – явление социальное. Своевременное и правильное речевое развитие  - необходимое условие формирования личности.

Благодаря речи ребёнок познаёт мир,

накапливает знания, овладевает нормами поведения.

Предпосылкой для формирования речи является эмоциональное общение, которое устанавливается между взрослым и ребёнком на самых ранних этапах.

На третьем месяце жизни у ребёнка уже появляется опыт общения, он оживляется, когда видит мать,  гулит.

Чуть позже он начнёт лепетать, к пяти месяцам будет пытаться подражать звукам, с шести – начнёт воспринимать определённые звукосочетания и связывать их с определёнными предметами, действиями, с семи-восьми – повторять звуки речи.

В конце первого года жизни ребёнок может различать слова и фразы по ритму и интонации.

КАК НА РАЗВИТИИ РЕЧИ СКАЗЫВАЕТСЯ СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ?

Речь окружающих малыш воспринимает при помощи слуха, подражает ей, пробует контролировать своё произношение. Даже при небольшом снижении слуха многие согласные звуки, окончания слов, предлоги воспринимаются им искажённо, и затем так же искажённо воспроизводятся.

РОЛЬ ЗРЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ

В развитии речи и звукопроизношения важны и зрительные ощущения, ведь ребёнок следит за движениями языка и губ говорящего, пытается им подражать, повторять.

ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ И ОЩУЩЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ

Для овладения правильным произношением необходимы также и тактильные ощущения, которые возникают у ребёнка в результате соприкосновения органов артикуляционного (произносительного) аппарата – языка, нёба, губ, зубов. Важны и кинестетические ощущения, или ощущения движения органов произношения, участвующих в артикуляции. Если передача этих ощущений к мозгу затруднена, т.е. нервный импульс проходит не полностью, то процесс овладения речью нарушается.

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА

Для того, чтобы звуки речи произносились правильно, органы артикуляционного аппарата – язык, губы, мягкое нёбо, нижняя челюсть должны быть достаточно подвижными, ведь именно от точности и объёма производимых ими движений зависит качество произношения звука речи. Существуют и неподвижные органы артикуляции – полость носа, твёрдое нёбо, задняя стенка глотки. Артикуляционные органы для образования различных согласных звуков могут касаться друг друга, приближаться друг к другу, образовывать щели и смычки, через которые проходит воздушная струя, необходимая для производства звуков речи.

Первая и очень полезная тренировка произносительных органов – губ, языка, мягкого нёба, происходит во время кормления, когда ребёнок захватывает губами и языком сосок материнской груди, засасывает молоко и глотает его. При этом активизируется кончик языка, очень важная его часть для произношения звуков, активизируется также смыкание губ и движения мягкого нёба.

В дальнейшем малыш постепенно переходит на более твёрдую пищу, которую нужно разжёвывать. Но самая главная тренировка артикуляционных органов, конечно же, ведётся при попытках издавать речевые и речеподобные звуки, а также звуковые комплексы. Ребёнок как будто приноравливается к звукам, пробует их на вкус, запоминает ощущения при произнесении разных звуков.

РОЛЬ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ

Для образования звуков речи одного артикуляционного аппарата недостаточно –– только взаимодействие дыхания, голоса и артикуляции помогает ребёнку научиться звукопроизношению.

Дыхательный отдел (лёгкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань) обеспечивает силу звучания голоса.

Голосовой отдел (гортань с голосовыми связками и мышцами) отвечает за высоту и тембр голоса.

Артикуляционный отдел обеспечивает образование звуков и усиление или ослабление добавочных тонов, придающих голосу звонкость и полётность.

Все эти процессы регулируются нервной системой.

ПОЧЕМУ ВАЖНА ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СВЯЗЬ РЕБЁНКА СО ВЗРОСЛЫМ

Голосовые и эмоциональные реакции ребёнка активизируются в общении со взрослым, в игре. Как создать специальные условия для развития понимания речи, активизации говорения? Ответ прост. Чтобы приучить ребёнка пользоваться словами, нужно вызвать потребность говорить, причём говорить правильно и чётко. Для этого нужно полноценно общаться с ребёнком, внимательно выслушивать его, стараться понять. Нельзя отметать детские рассказы и вопросы только потому, что они кажутся взрослому незначительными. Малыш говорит с вами о том, что составляет содержание его жизни. Выслушайте его, дайте совет. Ответьте на вопрос. Не знаете ответ – честно признайтесь в этом, предложите поискать ответ вместе. Найдите нужную информацию в книге, в интернете, обсудите её с ребёнком. Важно, чтобы малыш чувствовал себя полноценным собеседником, с удовольствием говорил с вами. У него не должно возникать сомнений в том, что он будет услышан.  Не забывайте: ваша речь является объектом для подражания. Приучите себя говорить чётко, правильно, разборчиво, с доброжелательной интонацией.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольников.Консультация для родителей.

В дошкольном возрасте ребенок быстро набирает словарь родного языка (от 1000-1200 слов у трехлетнего ребенка до 3000-4000 слов у старшего дошкольника). Также он овладевает более сложными формами...

Влияние оригами на развитие речи дошкольников(консультация для родителей)

Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, ч...

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников (консультация для родителей)

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, по...

«Характер формируется с детства». Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы ДОУ

Фазлова Нурия Растямовна«Характер формируется с детства». Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы ДОУ"Характер формируется с детства"Консультация для родителейЧасто можно слыш...

Развитие связной речи дошкольников (консультация для родителей)

Развитие связной речи дошкольников (консультация для родителей)...

«5 ПРАВИЛ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ». Практические советы родителям на тему: «САМ СЕБЕ ЛОГОПЕД»

laquo;5 ПРАВИЛ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ».Практические советы родителям на тему: «САМ СЕБЕ ЛОГОПЕД»Известный факт, что интеллектуальное развитие ре...

"Развитие связной речи дошкольников" (Консультация для родителей)

      Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в  дошкольном возрасте.  Речь ...