Программа "Гимнастика для ума"
рабочая программа по логопедии (младшая группа)

Рябенкова Валентина Тихоновна

протокол принятия программы по выявлению и развитию способностей воспитанников "Гимнастика для ума" + рабочая программа+мониторинг овладения кинезиологическими упражнениями+мониторинг интеллектуальных способностей воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа 

по выявлению и развитию способностей воспитанников «Гимнастика для ума» для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) 3 – 4 лет

Разработала:

логопед Рябенкова В.Т.

г.Смоленск

Содержание программы

  1. Введение
  2.  Пояснительная записка
  • Актуальность, педагогическая целесообразность
  • Цели и задачи реализации Программы
  • Принципы дошкольной коррекционной педагогики, реализуемые в программе
  • Ожидаемые результаты
  1.  Содержание Программы
  • Ресурсное обеспечение (материально – техническое, кадровое)
  • Работа с педагогами
  1. Литературно-методическое обеспечение
  2. Приложение

Введение

«Гимнастика для ума» в педагогике – это образовательная кинезиология. Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения. «Гимнастика для ума» - это система быстрых, увлекательных, не требующих специальной подготовки, естественных физических упражнений, использование которых дает возможность сбалансированно развивать оба полушария головного мозга. В силу разных причин у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями структуры  головного мозга «не дозрели» и не сформированы в  полной мере. Выполнение комплекса кинезиологических упражнений стимулирует «дозревание» структур головного мозга и значительно улучшают интеллектуальные, коммуникативные, познавательные и поведенческие процессы. Эти упражнения позволяют «запустить» медленно развивающийся мозг и тренировать и совершенствовать его деятельность. Кроме того, эти упражнения способствуют развитию темпово – ритмической организации речи, координации движений, развивают крупную и мелкую моторику, улучшают у ребенка память, внимание, снижают утомляемость, повышают работоспособность и формируют личностный рост ребенка, что в свою очередь способствует успешному развитию и обучению детей, имеющих определенные трудности в обучении. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Перечисленные положения были положены в основу создания программы «Гимнастика для ума», имеющей оздоровительное и коррекционно – развивающее направление.

Пояснительная записка

Большинство детей, воспитывающихся в доме ребенка, имеют заболевания неврологического характера: ПЭП (перинатальная энцефалопатия), ММД (минимально – мозговые дисфункции), астено – невротический синдром, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), следствием которых является отставание либо риск отставания в физическом и психоречевом развитии. Клинические проявления перечисленных расстройств существенно затрудняют обучение детей – сирот, имеющих недостатки в развитии, которые выражаются в следующем:

- отсутствие речи или отставание в развитии речи;

- повышенная расторможенность, гиперактивность или, наоборот, пассивность, инертность;

- отсутствие интереса к развивающим занятиям;

- снижение умственной работоспособности, процессов запоминания, неустойчивость внимания.

Данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы логопедической работы. Успешность в обучении детей – сирот возможна при  использовании обширного количества материала, традиционных и нетрадиционных методик дополнительных программ, позволяющих преодолеть или ослабить весь симптомокомплекс, имеющейся недостаточнеости у ребенка. Для повышения качества обучения детей - сирот возникла необходимость внедрить в образовательный процесс  систему кинезиологических упражнений, благотворно влияющих на развитие и обучение детей дома ребенка. Упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации познавательных процессов и повышения умственной работоспособности, что особенно актуально для детей с тяжелыми нарушениями речи. Главная идея гимнастики заключается в целостном подходе к ребенку, объединяющий работу тела и мозга, эмоции и чувства с мыслями. Дополнительная общеразвивающая программа «Гимнастика для ума»  является дополнением к Рабочей программе логопеда для детей 3 -4 лет с тяжелыми нарушениями речи ( ОНР).

Цель программы:

Развитие познавательных способностей ребенка посредством системы кинезиологических упражнений.

Задачи программы:

  • Компенсация трудностей в развитии детей, обусловленных биологическими и социальными факторами;
  • Синхронизация межполушарного взаимодействия;
  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • Развитие крупной, кистевой и мелкой моторики;
  •  Совершенствование внимания, памяти, мышления;
  • Развитие речевой деятельности и навыков общения со взрослыми и сверстниками;
  •  Профилактика гиподинамии, характерной для домов ребенка, как закрытого учреждения.
  •  Удовлетворение естественной потребности ребенка – сироты: в движениях, в общении со взрослым.
  •  Формирование  личностных качеств: самостоятельность, активность, уверенность, способность к волевому усилию.
  • Программ «Гимнастика для ума» основывается на общепедагогических принципах:
  •  Принцип научности предполагает подкрепление системы развивающих упражнений научно обоснованными и адаптированными методиками;
  • Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса обучения и предполагает тесное взаимодействие педагогов, работающих с детьми;
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает строить обучение от простого к сложному, от легкого к трудному, учитывая «зону ближайшего развития»;
  • Принцип доступности и занимательности преподносимого материала помогает возбудить у детей непосредственный интерес к кинезиологическим упражнениям;
  • Принцип результативности предполагает получение положительного результата независимо от уровня физического развития ребенка.

Ожидаемые результаты

1.Создание современной здоровьесберегающей модели  образовательного процесса;

2. Расширение материально – технической базы в группе и кабинете логопеда для развития мелкой моторики рук;

3. Организация системы взаимодействия логопед – ребенок -  воспитатель;

4 Обобщение и трансляция положительного педагогического опыта по преодолению трудностей в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи.

         Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

- Стартовый мониторинг позволяет определить исходный уровень развития ребенка;

- Итоговый мониторинг предусматривает выявление индивидуальной динамики развития ребенка и не допускает сравнения его с другими детьми.

Программа «Гимнастика для ума» предусматривает несколько видов мониторинга:

- сформированность интеллектуальных способностей ребенка: внимания, памяти, мышления;

- сформированность личностных качеств ребенка:самостоятельность, активность.

Содержание программы

Содержание программы полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого и ребенка, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающие социальную ситуацию его развития. Основным показателем качества освоения программы является личностный рост ребенка.

Ресурсное обеспечение (материально – техническое, кадровое)

Реализация программы  предполагает участие логопеда, детей и  воспитателей группы №1.

В кабинете логопеда и в группе №1 оборудуются уголки по развитию мелкой моторики рук, оснащенные традиционными пособиями для развития тонких движений: карандаши, бумага, раскраски, игры – шнуровки, мозаика и др. и нестандартное оборудование: су – джок – стимуляторы, массажные шарики, прищепки, платочки, зубные щетки, губки с пуговицами, ручной бассейн.

Работа с педагогами группы №1

Форма работы

Содержание работы

Консультативная помощь

Разработана картотека упражнений для включения их в занятия, проводимых воспитателями, в утреннюю гимнастику и в качестве физкультминуток ,динамических пауз и просто разрядок

Игровой тренинг

Практический показ упражнений

Занятие - практикум

Открытое занятие с использованием элементов «Гимнастики для ума»

Стендовая информация

Логопед рекомендует

План внедрения программы «Гимнастика для ума»

Суть «Гимнастики для ума» - овладение детьми движениями двурукой координации – одна из наиболее доступной и адекватной помощи детям дома ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Реализация программы проходит при одновременном использовании кинезиологических упражнений на подгрупповых занятиях логопеда, на занятиях воспитателей и в разные режимные моменты, как в помещении, так и на прогулке. Для результативности коррекционно - развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

- Занятия проводятся систематически в спокойной доброжелательной обстановке;

- Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются и увеличивается объем заданий;

- Необходимо добиваться точности выполнения упражнений;

- Упражнения выполняются стоя или сидя за столом;

- Продолжительность выполнения гимнастики на занятии от 5-10 минут;

- Длительность занятий каждого комплекса составляет 30 дней.

Все кинезиологические упражнения, построенные на тесной взаимосвязи речи и  движений обеих рук разделены на 4 комплекса:

1.Кинезиологические упражнения на макроуровне;

2. Кинезиологические упражнения на среднем уровне;

3. Кинезиологические упражнения на микроуровне;

4 Массаж биологически активных точек.

Месяц

Упражнения на макроуровне

Упражнения на среднем уровне

Упражнения на микроуровне

Сентябрь

«Ручки в стороны…»

«Тик – так, сделай так…»

«Ладошки»

«Кулачки»

«Дятел»

«Ротик мой…»

«Это глазки…»

«Пальчик – мальчик»

 

Октябрь

«Клен», «Полетаем, как самолетики»

«Рука – колено»

«Капуста», «Тук – тук»

«Тук –тук, бом – бом, хлоп – хлоп»

«Стираем платочки»

«Дети овощи учили»

«Дождик»

Ноябрь

«Аист вез из магазина…»

«Локоть – колено»

«Карандаш в руке…»

«Кулак – ребро – ладонь»

«Апельсин»

«Петушок»

Декабрь

«Перекрестный шаг сидя»

«Три медведя»

«Как живете?»

Упражнение с прищепками «Гусенок»

Катание карандашей по столу двумя руками (зеркальные, противоположные)

Потешка «Белка»

Сжимать пальчики в кулак (зеркальные, противоположные движения)

Январь

«Пожалеем»

«Снеговик»

«Бабочка», «Гармошка», «Бегут лошадки»

«Пальчики – удальчики» (с зубной щеткой)

«Свинка Хрюшка», постукивание пальцами по столу(зеркальные, противоположные)

Февраль

«Проглот»

«Лоб – затылок»

«Колечко – цепочка –щепоть»

«Ладонь – кулак – ребро»

«Крестики», «Телеграфисты»

Март

«Я хороший», «Ванюша»

Перекладывание палочек в 2 коробки (перекрестные движения)

Потешка «Брать

«Рыбка плавает»

Апрель

«Ухо – нос», «Птичка»

«Насекомые», зеркальное рисование(двумя карандашами на двух листах)

«Улитка», «Вот

- так»

Май

« Локоть – колено», «Жук»

«Вот деревья…»,переворачивать страницы в двух книжках двумя руками одновременно

«Пальчики». «Зайцы скачут»

Массаж биологически активных точек

1.«Массаж точек мозга» (снимает усталость, концентрирует внимание, активизирует работу речевых зон головного мозга);

Указательные пальцы положить на лоб – над бровями; массировать лоб круговыми движениями, начиная в сторону висков – 5 раз, затем – 5 раз к носу.

  1. «Шапка для размышления» (активизирует деятельность головного мозга).

Одновременно взять пальцами правой и левой руки мочки ушей и с усилием потянуть их вниз, имитируя надевания шапки – 5 раз.

  1. «Энергетический зевок»

Положить указательные пальцы рук на щёки, ближе к уголкам рта, и утрированно изобразить активный зевок, нажимая пальцами на щеки, сопровождая зевок звуком – 5 раз.

  1. «Массаж век».

Указательным и средним пальцами обеих рук «рисовать» вокруг глаз очки.

  1. Литературно-методическое обеспечение программы

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  2. Бехтерев В.М. Умом и сердцем – М.: Издательство политической литературы, 1982.
  3. Гиляровский В.А. Избранные труды. Медицина - М.: 1973.
  4. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- (Кабинет логопеда).
  5. Деннисон, П. Деннисон «Гимнастика мозга»
  6. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии – М.: Школьная Пресса, 2007.
  7. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг – СПб.: ИД “МиМ”, 1998.
  8. Синицина Е.И Умные пальчики – М.: “Лист”, 1998.
  9. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  10. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии  - М.: ТЦ Сфера, 2001. –
  11. Узорова О.В. Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2002.
  12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–СПб., «Лань», 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Кинезиологические игры и упражнения на макроуровне

Данные игры и упражнения помогают ребенку  с проблемами развития осознать свою телесную активность, улучшить контакт с телом, что ведет к эмоциональной устойчивости, развитию интеллекта, улучшают состояние физического и психического здоровья. Однонаправленные и разнонаправленные движения обеих рук развивают межполушарное взаимодействие, повышают энергетизацию организма, способствуют снижению психической истощаемости, повышению умственной работоспособности.

«Ручки – кулачки»

Ручки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок. 

Ручки вверх, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Ручки вниз, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

«Тик – так»

Тик – так сделай, так (перекрестные положения рук на коленях)

Тик – так сделай, так (перекрестные положения рук на плечах)

Тик  - так сделай, так (перекрестные положения рук на ушах)

«Клен»

Ветер тихо клен качает,

Влево – вправо наклоняет.

Раз наклон и два наклон (дети наклоняются влево – вправо)

Зашумел листвою клен (обе руки вверх – вниз).

«Рука – колено»

И. п. – стоя, руки на поясе.

Коснуться правой рукой правого колена, выпрямиться.

Левой рукой – левого колена.

Когда движения рук станут четкими и координированными упражнение усложняется: левая рука касается правого колена и наоборот.

«Аист»

Аист вез из магазина на большой тележке груз: (Дети маршируют на месте)

Ананасы(пальцы сцеплены), апельсины (пальцы сжаты в кулачки)

Абрикосы ( колечки) и арбуз (большой круг руками)

«Локоть – колено»

И.П. – стоя, руки на поясе.

Правый локоть касается правого колена, левый – левого.

После того как дети усвоят данное упражнение, оно усложняется: правый локоть касается левого колена и наоборот.

«Перекрестный шаг сидя»

И.п. – сидя на ковре.

Правый локоть касается левого колена и наоборот.

«Три медведя»

Три медведя шли домой: (Руки согнуты в локтях, пальцы раскрыты,

дети идут вперевалочку)

Папа был большой – большой ( руки – вверх),

Мама – чуть поменьше ростом (скрещенные руки на уровне груди)

А мишутка – ростом мал ( приседают)

По медвежьи он ходил погремушкою звонил.

«Пожалеем»

И.П.- стоя, руки на поясе.

Правая рука касается левого плеча, левая – правого поочередно. Усложнение: Обе руки касаются одновременно касаются противоположных плеч.

 «Снеговик»

Раз – рука и два – рука (дети выставляют вперед поочередно руки)

Лепим мы снеговика (показывают ладонями рук)

Три – четыре, три – четыре нарисуем рот пошире (указательными пальцами рисуют рот)

Пять – наденем шляпу косо,

Шесть – пусть смеется он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь,

Мы плясать его попросим.

«Лоб – затылок»

И.п. Стоя, одна рука на лбу, другая – на затылке.

Менять положение рук под медленный счет раз – два, затем темп ускоряется.

«Проглот»

И.п. Стоя, в вытянутых вперед руках у детей – бумажные салфетки, которые они сжимают в кулачках.

У меня живет Проглот,

Весь платок он скушал: «Вот»

И стало у Проглота

Пузо, как у бегемота.

                                        «Я хороший»

 (разнотипный тип движений – самый значимый)

И.п. Стоя, одна рука на голове, другая – на груди.

Одна рука гладит по голове, другая – хлопает по груди.

«Ванюша»

За столом сидит Ванюша.

Наш Ванюша любит кушать.

Раз – два  - три мелькает ложка.

Не осталось даже крошки! (разводят руки в стороны и пожимают плечами)

«Ухо – нос»

И. п. Стоя, левая рука держится за кончик носа, правая – за левое ухо.

Менять положение рук с точностью наоборот.

                                «Птичка»

Птичка крылышками машет,

Птичка зернышки клюет.

Птичка ветки собирает (выполняют противоположные движения обеими руками)

Птичка гнездышко совьет(сцепляют пальцы и выворачивают вверх, чтобы получилось гнездышко).

«Сгибание стопы»

И.п. Сидя на ковре.

Сгибать ступни ног к себе и от себя.

«Жук»

Над цветами жук летал

И жужжал, жужжал, жужжал (бегают, отводя руки назад)

А потом на землю сел (приседают, складывая перекрестно руки на плечи)

Крылышки опять расправил,

И куда – то улетел.        

Кинезиологические упражнения на среднем уровне.

Все игры – упражнения требуют участия обеих рук, их согласованного действия, посредством чего синхронизируется работа обоих полушарий. Добиваться  формирования дифференцированных, тонко -координированных движений рук.

«Ладошки»

Карандаш качу, качу,

Карандаш не уроню (катают карандаш на весу между ладошек)

Ладошка правая, ладошка левая,

Катаю ловко и умело я!(правая ладошка сверху и наоборот)

«Кулачки»

Кулачок, кулачок, сожми пятачок,

Да сам и потрать – хвать! (сжимание и разжимание пальцев: зеркальные движения, после усвоения – противоположные)

«Дятел»

Дятел дерево долбит:

Тук – тук – тук (кулачок стучит по ладони)

Целый день в лесу стоит:

Стук – стук – стук! (поменять местами кулачок и ладонь)

После усвоения данного движения задание усложняется: движения меняются на каждое слово и увеличивается скорость выполнения.

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (ладони движутся сверху – вниз)

Мы морковку трем –трем (кулачки вперед назад)

Мы капусту солим – солим (перебираем пальчиками)

Мы капусту жмем – жмем (сжимают и разжимают пальчики)

«Карандаш»

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу,

Несомненно, каждый пальчик

Быть послушным научу.

«Пальчики – удальчики»

Я возьму зубную щетку

И поглажу пальчики.

Станут ловкими сейчас

Пальчики – удальчики!

«Гусенок»

 (упражнение с прищепкой, касаться прищепкой каждого пальчика левой руки)

Вот проснулся, встал гусенок,

Щиплет пальцы мне спросонок:

«Дай, хозяйка, корма мне

Мне и всей моей семье!»

«Кулак – ребро – ладонь»

Воспроизводить положения обеих рук: кулак – ребро – ладонь, ладонь – кулак – ребро сначала в медленном темпе, постепенно темп ускоряется.

«Катание карандаша по столу»

Катать двумя руками одновременно карандаши по столу:

- в одном направлении;

- в разных направлениях;

- двумя пальцами, одним пальцем.

«Бабочка летает»

Ладони соединены тыльной стороной, махать кистями рук.

«Гармошка»

Раздвигать и сдвигать пальцы обеих рук, лежащих на столе: синхронные движения, противоположные движения.

«Лошадки бегут»

Вытянуть указательные пальцы обеих рук, остальные «бегут» по столу.

«Колечко – цепочка – щепоть»

Воспроизводить различные положения пальцев, постепенно ускоряя темп.

«Перекладывание палочек»

Перекладывание палочек со стола в две коробки: перекрестные движения, левая рука в правую коробку и наоборот.

«Насекомые» (участвуют обе руки)

Вот паук, (пальчики – лапки растопырены и «ползают» по столу

А вот жучок, (указательный и мизинчик имитируют усики)

Вот кузнечик, (указательный и мизинчик имитируют крылышки)

Вот сверчок (пальцы сложены в «щепоть» и скачут по столу)

Это бабочка порхает, (большие пальцы соединены, остальные пальчики имитируют порхание)

Это птичка пролетает (машут руками)

                                «Рисуем»

Зеркальное рисование двумя карандашами на двух листах.

«Лето»

Вот деревья, (рука с растопыренными пальчиками поднята вверх)

Вот кусты, (другая рука согнута, пальчики растопырены)

Вот душистые цветы.(прикладывают ладошки друг к другу, пальчики не соединены)

Дружно лето мы встречаем (хлопают в ладоши)

И цветочки поливаем!

Кинезиологические упражнения на микроуровне

Тренировка движений пальцев рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим речевое развитие ребенка и оказывающим оздоравливающий эффект. Эти игры - потешки с пальчиками вызывают огромный интерес у детей дома ребенка, так как сочетают игру с тактильными ощущениями . Дети дома ребенка ощущают острую необходимость в тактильных контактах, которые удовлетворяют потребность детей во внимании и заботе, формируют чувство защищенности. Особый интерес у детей вызывают игры со стихотворным сопровождением.

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Могут глазоньки моргать,

А ручки  - хватать, хватать ,хватать (движения по тексту)

«Вот, вот»

Это глазки вот – вот.

Это ушки вот – вот.

Это рот, это нос,

Это ручки хлоп – хлоп.

Это ножки топ – топ.

Ох устали, вытрем лоб! (движение поочередно правой, левой руками)

«Овощи»

Раз, два, три, четыре дети овощи учили (загибают пальчики на левой руке)

Лук, морковка, помидор,

Но не овощ – мухомор!.

«Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька – для чижа,

Эта долька – для ужа,

Эта долька – для утят,

Эта долька -  ежат,

А для волка  - кожура.

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто куда!

«Свинка Хрюшка»

(Средний и безымянный пальцы согнуты и прижаты к ладони большим пальцем: это «пятачок». Мизинец и указательный пальцы согнуты и прижаты к другим так, чтобы они были чуть выше)

Свои пальчики согни,

Сделай мордочку свиньи.

Пятачок, два ушка –

Получилась «Хрюшка»

«Улитка»

(Мизинец и безымянный пальцы согнуты, большой палец обхватывает их. Указательный и средний пальцы выпрямлены и разведены врозь)

Улитка, улитка

Выйди из домика,

Встань на ножки,

Выпусти рожки .(Авторская разработка)

«Пальчик – мальчик»

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел. (большой палец соединяется с остальными)

«Крестики»

(Ладони лежат на столе)

Указательные пальцы обеих рук накладываются на средние, средние на указательные.

«Телеграфисты»

Постукивание указательными пальцами по столу:

- зеркальные движения;

- противоположные движения;

- с постепенным переходом от одной руки к другой на счет 1 -2, 3 –указательный палец другой руки.

                                «Зайцы скачут»

(Указательный и средний пальцы вытянуты вверх, остальные – соединены вместе)

Ушастые зайки скачу на лужайке.

Прыг –скок, прыг – скок. Вот какие зайки! (Авторская разработка)

Потешка «Белка»

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке – сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому (Дети  по очереди левой рукой загибают пальцы правой руки, начиная с большого пальца)

«Братья»

Идут четыре брата навстречу старшему.

Здравствуй, большак.

Здравствуй, указка,

Здравствуй, середка,

Здравствуй, сиротка,

Крошка – Митрошка,

Хлоп, ладошка! (Большой палец поочередно соединяется с остальными)



Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ ОВЛАДЕНИЯ

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

ПРОВОДИЛА:

Логопед

Рябенкова В.Т.

2018-2019 уч. год

Уровни овладения  кинезиологическими упражнениями:

Низкий – 0-2 баллов

Средний – 3-4 балла

Высокий – 5-6 баллов

Диагностика детей включает следующие упражнения:

Упражнение

Инструкция

Критерии оценки выполнения задания

Проба Н.И.Озерецкого на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, потом — двумя руками вместе.

- наличие персевераций (стереотипных двигательных ошибок) – 0 баллов

- трудности переключения с одного элемента на другой – 1 балл

- замедленность выполнения действий (максимально доступный темп) – 2 балла

- качественное выполнение упражнений – 3 балла

Проба на пальцевой гнозис и праксис

Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором, воспроизводить различные позы пальцев:

  • Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед.
  • 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак. Указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак.
  • 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы У. 4- 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак.
  • 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак.
  • 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы V, а 1, 4 и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»).
  • 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.

  • поза не выполнена – 0 баллов
  • поза воспроизведена неточно – 1 балл
  • замедленное воспроизведение позы (поиск нужных движений) – 2 балла
  • быстрое принятие позы – 3 балла

Проба Н.И.Озерецкого

Проба на пальцевой гнозис и праксис

ИТОГО

Кол-во

баллов

Уровень

Ваня К.

Н.г.

1

1

2

низкий

К.г.

2

4

6

высокий

Лера П.

Н.г.

1

2

3

средний

К.г.

3

3

6

высокий

Алена С.

Н.г.

1

1

2

низкий

К.г.

3

3

6

высокий

Лиза А.

Н.г.

1

1

2

низкий

К.г.

2

3

5

высокий

Женя М.

Н.г.

1

1

2

низкий

К.г.

2

2

4

средний

Аня М.

Н.г.

2

1

3

средний

К.г.

3

3

6

высокий

Маша Б.

Н.г.

1

1

2

низкий

К.г.

2

2

4

средний

Гриша А.

Н.г.

1

1

2

низкий

К.г.

2

1

3

средний

Катя Н.

Н.г.

1

1

2

низкий

К.г.

2

4

6

высокий

Максим К.

Н.г.

1

1

2

низкий

К.г.

2

4

6

высокий

Вика Г.

Н.г.

0

0

0

низкий

К.г.

1

1

2

низкий

Алеша Г.

Н.г.

1

1

2

низкий

К.г.

2

2

4

средний

Уровни

Начало года

Конец года

Количество

%

Количество

%

Низкий

10

83%

1

8%

Средний

2

17%

4

33%

Высокий

0

0

7

59%



Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

ПРОВОДИЛА:

Логопед

Рябенкова В.Т.

2018-2019 уч. год

Мониторинг интеллектуальных способностей воспитанников 

проводился по следующим параметрам:

- Развитие логического мышления

- Развитие внимания, памяти

Ф. И. ребенка

Логическое мышление

Внимание

«Четвертый лишний»

Разрезные картинки

«Чего не хватает?»

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

уровень

Ваня К.

Н. г.

2

средний

2

средний

5

Ниже средн.

К. г.

4

высокий

3

высокий

7

средний

Лера П.

Н. г.

3

средний

2

средний

6

средний

К. г.

4

высокий

3

высокий

8

высокий

Алена С.

Н. г.

1

низкий

1

низкий

2

низкий

К. г.

2

средний

2

средний

4

Ниже средн.

Лиза А.

Н. г.

1

низкий

1

низкий

3

низкий

К. г.

2

средний

2

средний

5

Ниже средн.

Женя М.

Н. г.

1

низкий

1

низкий

2

низкий

К. г.

2

средний

2

средний

4

Ниже средн.

Аня М.

Н. г.

4

высокий

3

высокий

8

высокий

К. г.

4

высокий

3

высокий

9

высокий

Маша Б.

Н. г.

2

средний

2

средний

5

Ниже средн.

К. г.

4

высокий

3

высокий

7

средний

Гриша А.

Н. г.

1

низкий

1

низкий

2

низкий

К. г.

2

средний

2

средний

4

Ниже средн.

Катя Н.

Н. г.

2

средний

2

средний

6

средний

К. г.

4

высокий

3

высокий

8

высокий

Максим К.

Н. г.

1

низкий

2

средний

5

Ниже средн.

К. г.

3

средний

2

средний

7

средний

Вика Г.

Н. г.

0

низкий

1

низкий

1

Очень низкий

К. г.

1

низкий

1

низкий

3

низкий

Алеша Г.

Н. г.

2

средний

2

средний

6

средний

К. г.

4

высокий

3

высокий

8

высокий

Уровень

Логическое мышление

Внимание

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Очень низкий

--

--

1

8%

--

Низкий

6

50%

1

8%

3

25%

1

8%

Ниже среднего

--

--

4

34%

4

33%

Средний

5

42%

5

42%

3

25%

3

25%

Высокий

1

8%

6

50%

1

8%

4

34%

Методики диагностики

Для диагностики сформированности логического мышления использовались методики:

«Четвертый лишний»

«Разрезные картинки»

Для диагностики внимания, памяти использовались методика:

«Чего не хватает?» (Немов Р.С.)

«Четвертый лишний»

Цель: Выявить уровень развития логического мышления.

Форма проведения: индивидуальная

Инструментарий исследования: 4 таблицы с 4-мя предметами, один из которых не подходит к остальным.

Процедура исследования:

Ребенку показывают по одной таблице и спрашивают: «Какой предмет лишний? Как можно назвать одним словом остальные предметы?»

Критерии оценки:

Каждый верный ответ оценивается в 1балл.

4 балла – высокий уровень

3 – 2 – средний уровень

1 – 0 – низкий уровень

«Разрезные картинки»

Цель: Выявить уровень логического мышления.

Форма исследования: индивидуальная

Инструментарий исследования: 3картинки: 1 – горизонтальный разрез, 1 – вертикальный разрез, 1 – по горизонтали

Процедура проведения состоит из двух серий:

1-ая серия: Взрослый складывает две картинки, затем перемешивает их и предлагает ребенку собрать.

2-ая серия: Ребенку дают 3картинки и предлагают собрать как можно больше картинок.

Оценка результатов:

З балла: ребенок справился с заданиями самостоятельно;

2 балла: выполняет с небольшой помощью взрослого;

1балл: испытывает затруднения, ему необходима помощь взрослого.

«Чего не хватает?» (Немов Р.С.)

Цель: Выявить уровень концентрации внимания и объема внимания и памяти.

Форма проведения исследования: индивидуальная.

Инструментарий: 7 рисунков, на каждом из которых не хватает одной детали.

Процедура проведения: Ребенку предлагают 7 рисунков и просят назвать недостающие детали. Проводящий диагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное на выполнение задания.

Оценка результата:

10 баллов – ребенок назвал все недостающие детали за 25 сек.

8 – 9 баллов – время поиска 26 - 30 сек.

6 – 7 баллов -  время поиска 31– 35 сек.

4 – 5 баллов – время поиска 36 – 40 сек.

2 -3 балла  - время поиска 41 – 45 сек.

0 -1 балл – время поиска больше 45 сек.

Выводы об уровнях развития:

10 баллов – очень высокий

8 – 9 баллов – высокий

6 – 7 баллов – средний

4 – 5 баллов – ниже среднего

2 -3 балла – низкий

0 – 1 балл – очень низкий

Мониторинг личностного развития воспитанников диагностируется по следующим параметрам:

- Развитие самостоятельности;

- Развитие активности.

Имя, фамилия ребенка

Проявление самостоятельности

Проявление

активности

баллы

уровень

баллы

уровень

Ваня К.

Н. г.

10

Н

15

Н

К. г.

20

С

24

С

Лера П.

Н. г.

25

С

30

С

К. г.

33

В

38

В

Алена С.

Н. г.

12

Н

15

Н

К. г.

22

С

21

С

Лиза А.

Н. г.

12

Н

15

Н

К. г.

25

С

20

С

Женя М.

Н. г.

8

Н

12

Н

К. г.

24

С

18

С

Аня М.

Н. г.

30

В

35

В

К. г.

40

В

42

В

Маша Б.

Н. г.

22

С

25

С

К. г.

30

В

36

В

Гриша А.

Н. г.

10

Н

10

Н

К. г.

24

С

18

С

Катя Н.

Н. г.

25

С

18

С

К. г.

35

В

30

С

Максим К.

Н. г.

24

С

32

С

К. г.

30

В

40

В

Вика Г.

Н. г.

8

Н

14

Н

К. г.

12

Н

16

Н

Алеша Г.

Н. г.

14

С

27

С

К. г.

27

В

35

В

Уровень

Самостоятельность

Активность

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Низкий

6

50%

0

    -

6

50%

1

8%

Средний

5

42%

6

50%

5

42%

6

50%

Высокий

1

8%

6

50%

1

8%

5

42%

Для диагностики проявления самостоятельности у ребенка использовалась методика А.М.Щетининой:

Карта проявлений самостоятельности А.М.Щетининой.

Карта заполняется на основе многократных наблюдений за ребенком. Если указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов.

- Иногда – 2балла

- Часто - 4 балла

Показатели самостоятельности

Частота проявления

Никогда

Иногда

Часто

Умеет найти себе дело

Имеет свою точку зрения

Не обращается за помощью к сверстника

Не обращается  за помощью к взрослому

Стремится все делать сам

Без указаний взрослого убирает игрушки

Самостоятельно решает конфликты со сверстниками

Не заботится о том, чтобы находиться в согласии с большинством

Негативно относится к какой – либо помощи со стороны взрослого

Без напоминания выполняет порученные дела

Может играть один

Обработка и интерпретация результатов:

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребенка.

0 -12 баллов – низкий

13 – 24 балла – средний

25 – 48 баллов – высокий

Для диагностики проявления активности ребенка используется методика А.М.Щетининой, Н.А.Абрамовой.

Карта проявлений активности (А.М.Щетининой, Н.А.Абрамовой) заполняется на основе многократных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях.

Критерии оценки:

0 баллов – никогда не выполняет указанную форму поведения;

1балл  - редко;

2 балла – часто;

3 балла – всегда

Показатели активности

Частота проявления

никогда

редко

часто

всегда

Проявляет большую подвижность

Активно вступает во взаимодействие со взрослым

Предлагает свою помощь

Включается во взаимодействие со сверстниками

Принимает активное участие в играх Пребывает в хорошем настроении

Проявляет живой интерес ко всему новому

Охотно включается в деятельность, если она ему интересна

Не пытается уединиться

Проявляет агрессию

Легко заинтересовывается

Ведет себя шумно

Не любит занимать второстепенные роли

Экспрессивен

Проявляет упрямство

Говорит быстро, громко

 

Обработка и интерпретация данных:

0 -16 баллов – низкий

17 – 32 балла – средний

35 – 48 баллов – высокий