Картотека пальчиковой гимнастики
картотека по логопедии

Шереметова Елена Валентиновна

Комплекс пальчиковых упражнений для развития мелкой моторики с речевым сопровождением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovoy_gimnastiki.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

      Упражнения для развития мелкой моторики

   1    Сидит белка на тележке,     (чередовать удары ладошками-кулачками)

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,               (загибать пальцы по одному)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,        

Заиньке усатому.

Кому в платок,                      (чередовать удары ладошками-кулачками)

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

 2     Сколько птиц к кормушке нашей    (сжимать и разжимать кулачки)

Прилетело? Мы расскажем:

Две синички, воробей,                        (загибать пальцы по одному)

Голубь, двое снегирей,

Всем хватило зернышек.                      («стряхнуть» руки)

Дятел в пестрых перышках.    

   

3.      Жил да был один налим,    (ладошки соединить, делать ими плавательные движения)

Два ерша дружили с ним(разъединить ладошки, делать ими плавательные движения)

Прилетали к ним                (зацепить ладошки большими пальцами, махать ладошками)

Три утки                                (показать три пальца)

По четыре раза в сутки,    (показать четыре пальца)  

И учили их летать:             (зацепить ладошки большими пальцами, махать ладошками)

        Раз, два, три, четыре, пять.(загибать пальцы по одному, начиная с большого)    

 

4.     Аленка-маленка шустра, быстра:  (чередовать удары ладошками-кулачками)

Воды наносила,                                  (загибать пальцы по одному)

Сарафан дошила,          

Носок довязала,  

Ягод  насобирала,    

Песню допела,            

        Везде поспела,                                   (чередовать удары ладошками-кулачками)

В охотку ей дело.

5.     Перед нами елочка:  (пальцы рук в «замке», из больших-макушка)

Шишечки,                     (кулачки)

Иголочки,                     (указательный палец «колет» ладонь)

Шарики,                        (круговые движения кулачками)

Фонарики,                    («фонарики»)

Зайчики                        (ушки из больших и средних пальцев)

        И свечки,                      (сложить и сжать ладони вместе)

Звезды,                         (соединить ладони, растопырить пальцы)

Человечки                    (два пальца «шагают» по ладошке)

6.     Раз, два, три, четыре,                                (загибать пальцы по одному)                     

Мы с тобой снежок лепили,                     ( «лепить»)

Круглый,                                                        (сделать из пальцев обеих рук круг)

Крепкий,                                                       (сделать пальцы в «замок»)

Очень гладкий,                                           (одна ладонь гладит другую)

Но совсем – совсем не сладкий!           (погрозить пальцем)

        Раз - подбросим,                                       ( «подбросить»)

Два - поймаем,                                          ( «поймать»)

Три - уроним                                              («уронить»)

И сломаем.                                                (постучать ладонью о ладонь)

7. Ладони сомкнуты: мизинцы – дети, говорят тонкими голосами; безымянные – мама, говорит   обычным голосом; средние – папа, говорит низким голосом; указательные – солдаты, говорят басом.

 Ночь, в избе все спят.  Раздается стук:      (ладони сомкнуты)      

- Ту, тук, тук!                                                      (постучать указательными пальцами)

- Кто там?                                                          (постучать мизинцами)

- Два солдата пришли переночевать.       (постучать указательными пальцами)

- Спросим у мамы.                                         (постучать мизинцами)

- Мама, мама!

        - Что, дети?                                                       (постучать безымянными пальцами)

        -  Два солдата просятся переночевать!    (постучать мизинцами)

- Спросите у папы!                                         (постучать безымянными пальцами)

- Папа, папа!                                                    (постучать мизинцами)

- Что, дети?                                                      (постучать средними пальцами)

        -  Два солдата просятся переночевать     (постучать мизинцами)

- Пустите!                                                          (постучать средними пальцами)

- Заходите!                                                       (постучать мизинцами)

- Ах, какая благодать,                                   (постучать указательными пальцами)

- Что пустили ночевать!

8.      Мамочка любимая кашку варила,                    (круговые движения пальцем по ладошке)      

Мамочка любимая малышей кормила,          (пальцы в щепотку, «кормить»)

Этому дала, этому дала,                                     (загибать пальцы по одному, начиная с большого)

А этому не дала-                                                    (постучать по мизинчику)

Слишком много он шалил,                                 (делать мизинчиком круговые движения)

Свою чашечку разбил!

9.     Дружат в нашей группе                                  (ритмично соединять пальцы в замок)      

Девочки и мальчики.                    

Мы с тобой подружим                                   (сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие пальчики:      

         Раз, два, три, четыре, пять -                          (ритмично соединять пальцы рук)

Начинаем мы считать.                                    (потереть ладошки друг о друга)

Раз, два, три, четыре, пять -                          (ритмично соединять пальцы рук)

Мы закончили считать.                                  (потереть ладошки друг о друга)

10.    Кап-кап-кап                              (на каждый слог поочередно соединять большой палец

Звенит капель,                                                                   с другими пальцами «колечком»)

Приближается апрель!

     11. Много есть профессий знатных,         (чередовать удары ладошками-кулачками)

           И полезных, и приятных.

           Повар, врач, маляр, учитель,           (загибать пальцы по одному, начиная с большого)

           Продавец, шахтер, строитель.

           Сразу всех не называю,                         (сжимать и разжимать кулачки)

          Вам продолжить предлагаю.               (вытянуть руки вперед ладонями вверх)

12.    Наш любимый Чебоксары -         (чередовать удары ладошками-кулачками)

         Город очень – очень старый!

        Много улиц и мостов,                   (загибать пальцы по одному, начиная с большого)

       Скверов, парков и садов.

13.  Раз, два, три, четыре, пять,         (хлопать в ладоши)

        Вышел дождик в лес гулять,       (пальчики одной руки шагают по ладошке другой)

Вышел дождик в лес гулять,                          

Стал деревья он считать.                      

Дуб, береза, клен, осина,             (загибать пальцы по одному, начиная с большого)

Ива, тополь и рябина,                      

        Елка есть и есть сосна,                    

Где же пальма?                               (помассировать подушечку большого пальца)

Пальма? В Африке она!                (стряхнуть ладошки)

14.   Над бурливою рекой                                        (развести пальцы и слегка ими шевелить)      

Мост построим вот такой!                               (сделать мост из одной ладошки)

Люди по нему пройдут                                     (пальчики «шагают» по «мосту»)

И лошадок проведут.                                       (пальчики «скачут» по «мосту»)

Вот машина подъезжает                                 («машинка» - кулачок приближается к «мосту»)

И на мостик заезжает.                                     («машинка» - кулачок «заезжает» на  «мост»)

15.   Этот странный дом                                 (сделать «крышу» из ладошек)      

У людей зовется «кокон».                     (сцепить пальцы в замок)

Свив на ветке этот дом,                        (делать вращательные движения указательным пальцем)

Дремлет гусеница в нем.                      (сложить пальцы щепотью)

Спит без просыпа всю зиму.                (положить ладони под щеку)

Но зима промчалась мимо:                 (пальчики одной руки «бегут» по ладошке другой)

Март, апрель, капель, весна,              (загибать пальцы по одному)

Просыпайся, соня – сонюшка!            (потянуться вверх)

Под весенним ясным солнышком    (сделать солнышко из растопыренных ладошек)

Гусенице не до сна-                               (сложить пальцы щепотью)

Стала бабочкой она!                             (сцепить ладошки большими пальцами и махать ими)

16.   В огороде много гряд:                         (сжимать и разжимать кулачки)

Тут и репа, и салат,                               (загибать пальцы по одному)

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород                           (поочередные удары кулачками и ладошками)

Нас прокормит целый год!

17. Мы делили апельсин                          («очищать « воображаемый апельсин)

       Много нас,                                                      (показать 10 пальцев)

       А он один.                                                       (показать один палец)

      Эта долька для ежа,                                     (загибать по одному пальцы)

      Эта долька для чижа.

      Эта долька для утят,

      Эта долька для котят,

      Эта долька для бобра,

      А для волка – кожура!                      (потрясти расслабленной кистью с опущенными

     Волк сердит на нас, беда!                 вниз пальцами)

     Разбегайтесь кто куда!                     (пальчики обеих рук «бегут» по столу)

18. Раз, два, три, четыре, пять,         (поочередно соединять пальцы рук, начиная с большого)

      В лес идем мы погулять               (пальчики одной руки «шагают» по ладошке другой)

      За черникой,                                    (поочередно загибать пальцы)

      За малиной,

      За брусникой,

      За рябиной,

      Земляничку мы найдем

      И братишке отнесем.                     (пальчики одной руки «шагают» по ладошке другой)

19. Раз, два, три, четыре, пять,          (хлопать в ладоши)

      Будем листья собирать:                (сжимать и разжимать кулачки)

      Листья березы,                                (поочередно загибать пальцы)

      Листья рябины,

     Листики тополя,

     Листья осины,

     Листики дуба мы соберем,

     Маме осенний букет отнесем.    (пальчики одной руки «шагают» по ладошке другой)

20.      Это пальчик – бабушка,                 (загибать пальцы по одному, начиная с большого)

      Это пальчик – дедушка,                

      Это пальчик – папочка,                                

      Это пальчик - мамочка,

     Этот пальчик – я,

     Вся моя семья!                                    (сжимать и разжимать кулачки)

21. Мы — красавицы матрешки,         (сжимать и разжимать кулачки)

       Разноцветные одежки.

       Раз — Матрена, два — Милаша,   (загибать пальцы по одному, начиная с большого)

       Мила - три, четыре — Маша, 

       Маргарита — это пять.

       Нас нетрудно сосчитать.                  (поочередные удары кулачками и ладошками)

22. Жарче, дырчатая тучка!                 (поднять руки вверх, потрясти расслабленными кистями)

      Поливай водичкой ручки,              (показывать части тела по мере называния)

      Плечики и локоточки,

      Пальчики и ноготочки,

      Мой затылочек, височки,

      Подбородочек и щечки!

      Трем мочалкою коленочки,

      Щеткой трем их хорошенечко,

      Пяточки, ступни и пальчики,

      Будем чистые, как зайчики!          (прыгать как зайки)

23. На большом диване в ряд    (поочередные удары кулачками и ладошками)

       Куклы Танины сидят:

       Есть медведь и Буратино,     (загибать пальцы по одному, начиная с большого)

       И веселый Чипполино,

       И котенок, и слоненок,

       И пушистый поросенок.

       Раз, два, три, четыре, пять.   (хлопать в ладоши)

       Помогает нашей Тане

       Мы игрушки сосчитать.          (поочередные удары кулачками и ладошками)

24. Как у нашей кошки                  (загибать пальцы по одному, начиная с большого)

       На ногах сапожки,

       Как у нашей свинки

       На ногах ботинки,

       А у пса на лапках

       Голубые тапки,

       А козленок маленький

       Обувает валенки,

       А сыночек Вовка –

       Новые кроссовки.

       Вот так, вот так,

       Новые кроссовки.                    (указательный и средний палец «пляшут» на ладошке)

25. Раз, два, три, четыре,                    (сжимать и разжимать кулачки)

       Много мебели в квартире.

       В шкаф повесим мы рубашку,   (загибать пальцы по одному, начиная с большого)

       А в буфет поставим чашку.

       Чтобы ножки отдохнули,

       Посидим чуть-чуть на стуле.

       А когда мы крепко спали,

       На кровати мы лежали.

       А потом мы с котом

       Посидели за столом.

       Чай с вареньем дружно пили,     (хлопать в ладоши)

       Много мебели в квартире.

26. Раз, два, три, четыре,                             (поочередные удары кулачками и ладошками)

       Мы посуду перемыли:                          (одна ладонь скользит по другой)

       Чайник, чашку, ковшик, ложку          (загибать пальцы по одному, начиная с большого)

       И большую поварешку.

       Мы посуду перемыли,                          (одна ладонь скользит по другой)

       Только чашку мы разбили,                  (загибать пальцы по одному, начиная с большого)

       Ковшик тоже развалился,

       Нос у чайника разбился,

       Ложку мы чуть-чуть сломали,

       Поварешку разломали –

       Вот как маме помогали!                       (поочередные удары кулачками и ладошками)

27. Ласточка, ласточка,                                 (поочередные удары кулачками и ладошками)

      Милая касатушка,

      Ты где была?

      Ты с чем пришла?

      За морем бывала,                                  (на каждый слог поочередно соединять большой палец

      Весну добывала,                                    с другими пальцами, «считаем колечки»)

      Несу, несу

      Весну красну!

28. Две                                         (показать два пальца)

       Мартышки,                          (сделать «ушки» из ладошек около головы)

       Слов не тратя,                      (поднести указательный палец ко рту)

       Раз подрались                     (выбрасывать вперед кулачки)

       На кровати.

       Друг из друга                       (постучать указательными пальцами)

       В этой схватке                      (выбрасывать вперед кулачки)

       Вышибли ума остатки.      (покрутить пальцем у виска)

       Врач                                        (сделать крестик из указательных пальцев у лба)

       Пришел,                                 (пальчики одной руки «шагают» по ладошке другой)

       Уселся в кресле                    (сделать «кресло» из кулачка и ладошки)

       И сказал мартышкам:        (сделать «ушки» из ладошек около головы)

       «Если                                       (погрозить пальцем)

       Драться будете,               (выбрасывать вперед кулачки)

       Мартышки,                        (сделать «ушки» из ладошек около головы)

       Выгоню                               (выгоняющий жест)

       Из этой книжки!              (сделать «книжку» из двух ладошек)

29. Наши алые цветки           (соединить ладошки в бутон)

       Распускают лепестки.     (развести ладошки, соприкасаясь запястьями)

       Ветерок чуть дышит,       (легко подуть на ладошки)

      Лепестки колышет.           (чуть шевелить пальчиками)

       Наши алые цветки

       Закрывают лепестки,       (медленно соединить ладошки в «бутон»)

       Головой кивают,                (медленно наклонять «бутон» из стороны в сторону)

       После засыпают.

30. По порядку все планеты          (сжимать и разжимать кулачки)

       Назовет любой из нас:

       Раз – Меркурий,                         (загибать пальцы по одному)

       Два – Венера,

       Три – Земля,

       Четыре – Марс,

       Пять – Юпитер,

       Шесть – Сатурн,

       Семь – Уран,

       За ним – Нептун,

       Он восьмым идет по счету.

       А за ним уже потом

       И девятая планета

       Под названием Плутон.

       Ну и Солнце -  всех важней

       Всех главнее и нужней!

31. В школу осенью пойду,            (пальчики «шагают» по столу)

       Там себе друзей найду.

       Научусь писать, читать,             (загибать пальцы по одному)

       Быстро, правильно считать.

       Я таким ученым буду!

       Но свой садик не забуду!          (погрозить пальцем)

32. Спит                                    (положить ладошку под щеку)

       На льдине                         (описать ладошками небольшой круг)

       Целый день                      (описать руками огромный круг перед собой)

       Толстый                             (надуть щеки, подбочениться)

       Маленький                       (показать пальчиками)

       Тюлень.                             (локти прижать к туловищу, ладони перпендикулярно,

                                                    пальцы разведены)

       У ленивого                       (прижать руки к туловищу полностью, пальцы соединить)

       Растяпы                             (наклоны вправо-влево)

       Превратились                  (показать ладошки)

       В ласты                               (ладошки вниз, пальцы соединить)

       Лапы                                   (пальчики разъединить)

33. Эта ручка – правая.         (показать правую руку)

       Эта ручка – левая,           (показать левую руку)

       Я на мячик нажимаю,    (сжимать и разжимать кулачки)

       Я зарядку делаю.

       Будет сильной правая,     (согнуть правую руку и поднять ее вверх)

       Будет сильной левая,        (согнуть левую руку и поднять ее вверх)

       Будут ручки у меня            (сгибать и разгибать руки вверх и в стороны)

       Ловкие, умелые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики

картотека пальчиковой гимнастики...

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы

Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...