Программа "Раз-словечко,два-словечко!"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Бекетова Ольга Борисовна

Дополнительная общеразвивающая программа "Раз-словечко,два-словечко!" для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raz_slovechko_dva_slovechko_beketova_o.b.docx453.03 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Районный центр творчества детей и молодежи «Спектр»

C:\Documents and Settings\ЭРИК\Мои документы\Downloads\Тит. программа.jpg

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«РАЗ - СЛОВЕЧКО, ДВА - СЛОВЕЧКО!»

Направленность: социально-педагогическая

Возраст: 5-7 лет 

Срок реализации:1 год, 72 часа.

Автор-разработчик:

Бекетова Ольга Борисовна

педагог дополнительного образования

Излучинск, 2017


Раздел №1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Направленность данной программы - социально-педагогическая. Возраст обучающихся - дошкольники седьмого года жизни.

Актуальность программы именно в дошкольном возрасте происходит становление, формирование и развитие речи. Поэтому, одной из основных задач дошкольного учреждения является развитие устной и усвоение  письменной речи.

Одним из важнейших средств развития речи дошкольника является художественное слово, с помощью которого развивается связная речь и коммуникативные навыки, пополняется словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи. Развиваются творческие способности и умение передавать образы литературных героев, интонационная выразительность речи. С помощью художественной литературы у ребенка развиваются не только речевые и творческие способности, но и воспитываются нравственные ценности. У каждого народа существуют свои сказки, рассказы, стихи и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют всестороннему развитию личности ребенка.

Отличительные особенности программы: данная программа разработана на основе программы «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи» (Т.Б. Чиркина, Г.В. Филичева)

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Адресат программы: система занятий по данной программе предназначена для детей 5-7 лет с ОВЗ (с общим недоразвитием речи).

Объем программы: 72 часа.

Формы обучения и виды занятий: практические занятия. Количество детей в каждой группе по 5-6 человек.

Срок освоения программы – 1 год (9 месяцев).

Режим занятий: Частота встреч - 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 30 минут.

Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  3. СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;
  4. Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

1.2.Цели и задачи реализации программы

Цель программы: развитие речевых способностей и воспитание нравственно-патриотических качеств у дошкольников шестого гожа жизни средствами художественной литературы.

Задачи программы: 

  1. Воспитывать нравственные нормы: добро, дружба, взаимопомощь, взаимоуважение, трудолюбие, милосердие, сострадание, сочувствие и т.д., используя художественные произведения (сказки, рассказы, стихи, песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки и др.)
  2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций с помощью детской художественной литературы.
  3. Развивать способность воспринимать литературные произведения, учить понимать суть произведения, видеть замысел автора.
  4. Развивать творческие способности, умение передавать образы литературных героев, интонационную выразительность речи, тембр голоса.
  5. Развивать связную речь и коммуникативные навыки, грамматический строй речи,пополнять словарный запас, закреплять правильное звукопроизношение.
  6. Расширять кругозор, развивать познавательные процессы, воспитывать эстетический и художественный вкус, развивать музыкальную культуру (интерес к классической инародной музыке).

1.3. Содержание программы.

Программа состоит из трех сезонных блоков занятий: первый - осень (вводный), второй – зима (основной), третий – весна (заключительный). Каждый цикл занятий данной программы предполагает учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников с ОВЗ, уровень понимания и восприятия детей данной категории. В синтезе с чтением художественной литературы русских поэтов и писателей использовались: разные виды театра, дидактические, развивающие и театрализованные игры, демонстрация мультфильмов советских мультипликаторов, репродукции картин известных художников, иллюстрации, народные песни, потешки, пословицы, загадки, музыкальные произведения композиторов, рисование и конструирование детьми героев литературных произведений из бумаги или из природного материала.

Учебный план

№ занятия

Наименование разделов

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

Знакомство. Игра

2

«Осень»

26

Драматизация сказки, участие в конкурсе

Игра в настольный театр

Составление рассказа и создание книжки с рисунками-иллюстрациями

3

«Зима»

22

Чтение стихов и описание пейзажной картины

конструирование игрушек из бумаги

4

«Весна»

23

Составление рассказа Рисование игрушек пластилином по шаблону.

Участие в осенней ярмарке

5

Итоговое занятие

1

Выступление на празднике,  

Итого

72

Содержание учебно-тематического план

Блок

занятия

Наименование раздела программы.

Тема занятия.

Цель

Тип

занятия

ОСЕНЬ  

1

Тема: «Детский сад».

Чтение стихотворения О. Высотской «Детский сад»

Расширять кругозор детей о окружающем мире. Учить понимать смысл стихотворений. Беседа о работе детского сада. Воспитывать уважение к сверстникам и сотрудникам детского сада.

Вводное

2

Тема: «Детский сад».

Составление рассказа про детский сад по образцу.

Учить составлять рассказ из простых предложений по образцу педагога. Расширять кругозор детей о окружающем мире, уточнять значимость работников детского сада в жизни дошкольников. Воспитывать уважение к работникам детского сада.

Получение новых знаний

3

Тема: «Игрушки» Чтение и заучивание стихотворений А.Барто из серии «Игрушки»

Расширять словарного запаса по теме, учить рассказывать стихотворения, развивая интонационную выразительность речи; Воспитывать бережное отношение к своим игрушкам и игрушкам своих друзей.

Получение новых знаний

4

Тема: «Игрушки»

Составление рассказа по образцу педагога.

Учить составлять рассказ из простых предложений по образцу педагога.

Воспитывать бережное отношение к своим игрушкам и игрушкам своих друзей, доброжелательное отношение друг к другу.

Получение и закрепление новых знаний  

5

Тема: «Я и мое тело»

Чтение и заучивание потешек: «Водичка, водичка….», «Расти, коса, до пояса», «Потягушки».

Учить понимать смысл содержания потешек. Пополнять знания о строении тела человека. Воспитывать и прививать культурно-гигиенические навыки.

Получение новых знаний

6

Тема: «Я и мое тело»

Просмотр мультфильма по мотивам произведения К.Чуковского «Мойдодыр»

Расширять кругозор детей о окружающем мире, пополнять знания о строении тела человека. Воспитывать и прививать культурно-гигиенические правила.

Получение и закрепление  новых знаний  

7

Тема: «Ранняя осень».

Чтение и заучивание пословиц и поговорок об осени.

Учить понимать смысл содержания поговорок и пословиц. Расширять кругозор детей о окружающей природе. Воспитывать бережное отношений к природе.

Получение новых знаний

8

Тема: «Ранняя осень».

Чтение стихов русских поэтов об осени.

Учить понимать смысл содержания стихов. Расширять кругозор детей о окружающей природе. Воспитывать бережное отношений к природе.

Получение новых знаний

9

Тема: «Фрукты»

Составление описательного рассказа по сюжетной картинке о фруктах с опорой на схему Воробьевой.

Расширять кругозор детей о окружающем мире, пополнять знания о фруктах. Учить составлять описательный рассказ, пользуясь схемой.

Получение новых знаний

10

Тема: «Фрукты».

Просмотр мультфильма по мотивам сказки В.Сутеева «Мешок яблок»

Уточнять и пополнять знания детей о фруктах. Воспитывать нравственные качества: дружба, щедрость, взаимовыручка.

Закрепление полученных знаний

11

Тема: «Овощи»

Отгадывание загадок

Рассматривание картин и иллюстраций по теме, исполнение русских народных песен про овощи.

Учить детей понимать смысл загадок про овощи и обучать их отгадывать. Уточнять и пополнять знания о овощах.  Воспитывать бережное отношений к природе и уважение к труду взрослого.

Получение новых знаний

12

Тема: «Овощи»

Показ настольного театра по мотивам русской народной сказки «Репка».

Развивать интонационную выразительность речи и творческие способности.  Воспитывать нравственные качества: дружба и взаимопомощь

Закрепление полученных знаний

13

Тема: «Золотая осень»

Чтение и заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень». Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Осень»

Закреплять умение детей заучивать и рассказывать стихотворение, передавая его смысл. Развивать интонационную выразительность речи, память, воображение. Воспитывать и прививать интерес к художественному слову.

Получение и закрепление  новых знаний  

14

Тема: «Золотая осень»

Описание пейзажной картины «Золотая осень» И.С. Остроухова с использованием картинного плана, чтение стихотворений про золотую осень

Муз.произведения из цикла «Времена года»

Познакомить детей с творчеством художника И.С. Остроухова и учить детей составлять описание пейзажной картины по опорному картинному плану. Воспитывать интерес к произведениям живописи и музыки.

Получение и закрепление  новых знаний  

15

Тема: «Поздняя осень»

Знакомство с творчеством А. С. Пушкина и заучивание стихотворения «Уж небо осенью дышало…». Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Осень»

Учить понимать смысл содержания стихотворения. Закреплять умение детей рассказывать стихотворение с интонационной выразительностью.  Расширять и пополнять знания детей о красоте окружающей природы и поэтах России. Прививать интерес к художественному слову и музыке. Воспитывать бережное отношений к природе.

Получение и закрепление  новых знаний  

16

Тема: «Поздняя осень»

Составление рассказа о поздней осени по опорным картинкам.

Развивать умение у детей составлять рассказ по опорным картинкам; Воспитывать интерес к изменениям в природе, формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Получение и закрепление  новых знаний  

17

Тема: «Осень» Обобщение Пересказ рассказа В.Г. Сутеева «Чей это гриб?» по опорным рисункам.

Учить составлять пересказ текста по опорным рисункам; систематизировать знания детей об осени; уточнять, расширять, активизировать словарь по теме «Осень»; воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе.

Получение и закрепление  новых знаний  

18

Тема: «Осень» Обобщение

Составление рассказа о поздней осени с опорой на серию сюжетных картин.

Учить составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картин. Расширять и пополнять знания детей о приметах осени. Воспитывать бережное отношений к природе.

Получение и закрепление  новых знаний  

19

Тема: «Наша страна»

Чтение и заучивание стихотворения И. Токмаковой «Красная площадь»

Учить понимать смысл содержания стихотворения. Закреплять умение детей рассказывать стихотворение с интонационной выразительностью.  Расширять и пополнять знания детей о достопримечательностях Москвы. Воспитывать любовь и чувство патриотизма к Родине.

Получение новых знаний  

20

Тема: «Наша страна»

Составление рассказа о Родине по опорным предметным картинкам и картинному плану.

Учить составлять рассказы о Родине по опорным предметным картинкам и картинному плану; уточнять, пополнять и активизировать словарь по теме; воспитывать у детей любовь к нашей Родине, уважительное отношение к символам России.

Получение и закрепление  новых знаний  

21

Тема: «Дикие животные» медведь, ёж

Просмотр мультфильма по мотивам сказки В.Сутеева «Дядя Миша»

Уточнять и пополнять знания детей о жизни диких животных. Беседа по теме. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, щедрость, взаимопомощь, взаимовыручка.

Получение и закрепление  новых знаний  

22

Тема: «Дикие животные» медведь, ёж

Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации.

Учить детей пересказывать текст подробно; точно воспроизводя реплики героев; воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки.

Закрепление полученных знаний

23

Тема: «Дикие животные» заяц, белка

Составление близких к тексту пересказов по рассказам Е. Чарушина «Кто как живёт. Заяц. Белка».

Учить детей выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать у детей правильное поведение по отношению к животным.

Получение и закрепление  новых знаний  

24

Тема: «Дикие животные» заяц, белка

Показ настольного театра по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Развивать творческие способности и интонационную выразительность речи при инсценировке сказки. Воспитывать нравственные качества: милосердие, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка.

Закрепление полученных знаний

25

Тема: «Дикие животные» лиса, волк.

Чтение и пересказ рассказа Е.Чарушина «Волчишко»

Учить детей пересказывать произведение близко к тексту. Активизировать словарь детей по теме. Воспитывать бережное и заботливое отношение к диким животным.

Получение и закрепление  новых знаний  

26

Тема: «Дикие животные» лиса, волк.

Драматизация сказки «Теремок»

Учить детей пересказывать текст подробно; точно воспроизводя реплики героев; воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки.

Получение и закрепление  новых знаний  

ЗИМА

27

Тема :«Зима»

Чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстраций.

Расширять словарного запаса по теме Зима. Учить рассказывать стихотворения, развивая интонационную выразительность речи, прививать интерес к художественному слову.; Воспитывать любовь к природе и бережное отношение.

Получение и закрепление  новых знаний  

28

Тема: «Зима»

Просмотр мультфильма по мотивам русс.нар сказки «Снегурочка» и пересказ

Расширять кругозор о природных явлениях зимы. Продолжать обучать детей пересказывать сказку. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, забота и уважение к пожилым людям.

Закрепление полученных знаний

29

Тема: «Зимующие птицы». Сорока, воробей

Пересказ рассказа

Е.Чарушина «Воробей»»

Продолжать обучать детей пересказывать произведение близко к тексту. Развивать умение логически выстраивать своё высказывание. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Получение и закрепление  новых знаний  

30

Тема: «Зимующие птицы» Сорока, воробей Заучивание и чтение стихотворения  Е.Фейерабенд «Дозорная»

Расширять знания детей о зимующих птицах.  Учить рассказывать стихотворения, развивая интонационную выразительность речи, прививать интерес к художественному слову. Воспитывать любовь к своему краю и бережное отношение к птицам.

Получение и закрепление  новых знаний  

31

Тема: «Зимующие птицы» Ворона, синица

Составление рассказов описания и сравнения по опорному картинному плану Н. Арбековой

Продолжать учить составлять рассказ с опорой на картинный план. Расширять знания детей о зимующих птицах. Воспитывать любовь к своему краю и бережное отношение к птицам.

Получение и закрепление  новых знаний  

32

Тема: «Зимующие птицы» Ворона, синица

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка» о зимующих птицах.

Расширять знания детей о зимующих птицах. Продолжать учить составлять рассказ по сюжетным картинкам.  Воспитывать любовь к своему краю и бережное отношение к птицам.

Закрепление полученных знаний

33

Тема: «Новый год»

Просмотр мультфильма по мотивам сказки В.Сутеева «Ёлка» или «Когда зажигаются ёлки»

Продолжать обучение детей  рассказыванию сказки с опорой на сюжет мультфильма, использование выразительных средств (эпитетов), развитие памяти и воображения. Воспитывать и прививать интерес к народным праздникам и традициям русского народа.

Получение и закрепление  новых знаний  

34

Тема :«Новый год»

заучивание стихов про Новый год.

Развивать интонационную выразительность речи и творческие способности при чтении стихотворений Прививать интерес к художественному слову. Воспитывать интерес к традиционным праздникам.

Комбинированный

35

Тема: «Зимние забавы»

Загадывание загадок с помощью схем описания Ткаченко. Рассказывание стихов и рассматривание иллюстраций по теме.

Закреплять знания детей по теме «Зимние забавы». Учить детей в составлять загадки, опираясь на схемы-описания Ткаченко. Воспитывать любовь к разным видам зимних развлечений.

Получение и закрепление  новых знаний  

36

Тема: «Зимние забавы»

Заучивание с детьми колядок.

Расширять знания детей об окружающем мире. Развивать интонационную выразительность речи и творческие способности. Воспитывать интерес к русским народным праздникам и традициям.

Комбинированный

37

Тема: «Зимующие птицы» Голубь, снегирь

Чтение и заучивание стихотворения

А. Барто «Голубь»

Продолжать учить детей рассказывать стихотворения, развивая интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к своему краю и бережное отношение к птицам.

Комбинированный

38

Тема: «Зимующие птицы» Голубь, снегирь

Чтение и заучивание стихотворения

А. Прокопьевой
«Выбегай поскорей,
посмотреть на снегирей…»

Расширять знания детей о окружающей природе. Продолжать учить понимать смысл содержания стихотворения.  Прививать интерес к художественному слову. Воспитывать любовь к своему краю и бережное отношение к птицам.

Закрепление полученных знаний

39

Тема: «Зимняя одежда»

Чтение и пересказ рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

Продолжать учить детей пересказывать текст рассказ о предметах одежды. Расширять знания детей о предметах одежды. Воспитывать уважение у труду взрослых и бережное отношение к одежде.

Получение и новых знаний  

40

Тема: «Зимняя одежда»

Составление описательных рассказов об одежде с опорой на схему.

Учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания; развивать у детей умение обращать внимание на детали описания. Воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды.

Получение и закрепление  новых знаний  

41

Тема: «Обувь»

Чтение и заучивание стихотворения

О. Чернорицкой

«Ботинок»

Продолжать учить детей рассказывать стихотворения, развивая интонационную выразительность речи. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к предметам обуви.

Получение и закрепление  новых знаний  

42

Тема: «Обувь»

Чтение и пересказ р.н.сказки «Чудесные лапоточки»

Продолжать учить детей пересказывать сказки, выделяя основную мысль и развивая интонационную выразительность речи. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, взаимопомощь,  дружба.

Получение и закрепление  новых знаний  

43

Тема: «Домашние животные» корова

Чтение и пересказ рассказа К. Ушинского «Бодливая корова»

Продолжать обучение детей  рассказыванию сказки. Прививать интерес к художественному слову. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Получение и закрепление  новых знаний  

44

Тема: «Домашние животные» корова

Просмотр мультфильма по мотивам сказки

А. Толстого «Хаврошечка»

Расширять знания детей о домашних.   Продолжать обучать детей пересказывать сказку. Прививать интерес к художественному слову. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, любовь и бережное отношение  к животным.

Получение и закрепление  новых знаний  

45

Тема: «Домашние животные» кошка, собака

Чтение и пересказ рассказа Е. Чарушина «Томка»

Учить детей пересказывать произведение близко к тексту. Активизировать и расширять словарь детей по теме. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Получение и закрепление  новых знаний  

46

Тема: «Домашние животные» кошка, собака

Просмотр мультфильма по мотивам сказки  С.Я.Маршака  «Кошкин дом»

Продолжать обучать детей пересказывать сказку близко к тексту, используя интонационную выразительность речи.   Воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.

Получение и закрепление  новых знаний  

47

Тема: «Домашние животные» лошадь, свинья

Чтение и пересказ р.н.сказки «Зимовье зверей»

Продолжать обучать детей пересказывать сказку, используя интонационную выразительность речи.   Воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.

Закрепление  новых знаний  

48

Тема: «Защитники

Отечества»

Чтение и заучивание стихотворений к празднику.

Закреплять умение детей заучивать и рассказывать стихотворение, передавая его смысл. Развивать интонационную выразительность речи, память, воображение.  Воспитывать любовь к Родине и чувство патриотизма.

Закрепление  новых знаний  

ВЕСНА

49

Тема:«Весна»

Чтение и заучивание стихотворений о весне Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист !…..»

Закреплять умение детей заучивать и рассказывать стихотворение, передавая его смысл. Развивать интонационную выразительность речи, память, воображение. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Получение и закрепление  новых знаний  

50

Тема: «Весна»

Составление рассказа весне по опорному картинному плану.

Развивать умение у детей составлять рассказ с опорой на картинный план; расширять словарь детей по теме. Воспитывать интерес к изменениям в природе.

Получение и закрепление  новых знаний  

51

Тема: «Мамин праздник»

Чтение и заучивание стихотворений к празднику.

Е. Благининой «Вот какая мама»

Закреплять умение детей заучивать и рассказывать стихотворение. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать и прививать интерес к художественному слову.

Закрепление  новых знаний  

52

Тема: «Мамин праздник»

Чтение рассказа З. Воскресенской «Мама»

Продолжать учить детей пересказывать произведение близко к тексту. Активизировать словарь по теме. Воспитывать у детей уважение и любовь к маме.

Получение и закрепление  новых знаний  

53

Тема: «Моя семья»

Заучивание пословиц и поговорок о семье.

Учить понимать смысл содержания поговорок и пословиц. Расширять кругозор детей по теме. Воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи.

Получение и закрепление  новых знаний  

54

Тема: «Моя семья»

Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества).

Обучать детей составлять связный последовательный рассказ по серии сюжетных картинок; формировать умение объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию. Воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи.

Закрепление  полученных знаний  

55

Тема: «Мебель»

Составление загадок-описаний о мебели.

Продолжать учить детей составлению загадок-описаний о мебели с опорой на картинный план. Расширять кругозор и активизировать словарь по теме. Воспитывать бережное отношение к предметам мебели.

Получение и закрепление  новых знаний  

56

Тема: «Мебель»

Чтение и пересказ сказки  Ириса Ревю «Счастливый шкаф»

Расширять знания детей о мебели. Продолжать учить понимать смысл содержания сказки и передавать его при пересказе.  Прививать интерес к художественному слову. Воспитывать бережное отношение к предметам  мебели.

Получение и закрепление  новых знаний  

57

Тема: «Посуда»

Чтение и заучивание стихотворения

Г. Шагалиевой

«На кухне…»

Расширять знания детей о предметах посуды. Закреплять умение детей  рассказывать стихотворение, используя интонационную выразительность речи.

Воспитывать бережное отношение и навыки ухода за предметами посуды..

Получение и закрепление  новых знаний  

58

Тема: «Посуда»

Составление описательных рассказов о посуде с опорой на схему Ткаченко.

Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды с опорой на схему описания. Воспитывать бережное отношение и навыки ухода за предметами посуды..

Получение и закрепление  новых знаний  

59

Тема: «Перелетные птицы» Грач, скворец

Описание пейзажной картины «Грачи прилетели» А.К. Саврасова с использованием картинного плана Арбековой

Муз.произведения из цикла «Времена года»

Познакомить детей с творчеством художника А.К. Саврасова и учить детей составлять описание пейзажной картины по опорному картинному плану. Воспитывать интерес к произведениям живописи и музыки.

Получение и закрепление  новых знаний  

60

Тема: «Перелетные птицы» Грач, скворец

Чтение и заучивание стихотворений

С. Михалкова «Скворец» и А. Барто «Скворцы прилетели»

Развивать творческие способности и интонационную выразительность речи при рассказывании стихотворения. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Получение и закрепление  новых знаний  

61

Тема: «Космос.»

Чтение стихотворений о космосе А. Хайт «Планеты» и Я. Аким «Берегите свою планету».

Продолжать обучать детей рассказывать стихотворения с интонационной выразительностью. Расширять кругозор детей о Космосе.

Получение и закрепление  новых знаний  

62

Тема: «Космос.»

Составление рассказа о космосе по сюжетным картинкам. 

Продолжать обучать составлять рассказы по сюжетным картинкам. Расширять кругозор детей о Космосе. Воспитывать уважение и гордость к профессии космонавта.

Получение и закрепление  новых знаний  

63

Тема: «Наш поселок»

Чтение и заучивание стихотворения о поселке Излучинск

Просмотр фильма о Излучинске.

Пополнять и обогащать словарь детей по теме.  Закреплять умение детей заучивать и рассказывать стихотворение, передавая его смысл. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать чувство любви к родному поселку.

Получение и закрепление  новых знаний  

64

Тема: «Наш поселок»

Составление рассказов о своём доме и посёлке по готовому вопросительному плану.

Закреплять знания детей о посёлке, в котором мы живём и умение составлять связный рассказ. Воспитывать патриотические чувства к родному посёлку.

Получение и закрепление  новых знаний  

65

Тема: «Транспорт»

Составление загадок-описаний о транспорте.

Продолжать учить детей составлению загадок-описаний о транспорте с опорой на картинный план. Расширять кругозор и активизировать словарь по теме. Воспитывать внимательное отношение к правилам поведения на дороге.

Получение и закрепление  новых знаний  

66

Тема: «Транспорт»

Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково»

Расширять знания детей о транспорте. Продолжать учить понимать смысл содержания сказки и передавать его при пересказе. Воспитывать уважение к людям, работающим на транспорте

Получение и закрепление  новых знаний  

67

Тема :«День Победы»

Чтение и пересказ рассказа С. Георгиевской  «Галина мама» Рассматривание иллюстраций, прослушивание военных песен.

Продолжать обучать детей пересказу текста. Развивать диалогическую и монологическую речь детей, память и воображение. Пополнять и обогащать словарь детей по теме. Воспитывать чувство любви к Родине, к ветеранам войны.

Получение и закрепление  новых знаний  

68

Тема: «День Победы»

Чтение и заучивание стихотворений о празднике   День Победы.

Пополнять и обогащать словарь детей по теме.  Закреплять умение детей заучивать и рассказывать стихотворение, передавая его смысл. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать чувство любви к Родине.

Получение и закрепление  новых знаний  

69

Тема: «Насекомые»

Загадывание и отгадывание загадок с помощью схем описания Ткаченко. Рассказывание стихов и рассматривание иллюстраций по теме.

Закреплять знания детей по теме. Продолжать упражнять детей в составлении загадок, опираясь на схемы-описания. Воспитывать любовь и бережное отношение к насекомым.

Закрепление  полученных знаний  

70

Тема: «Насекомые»

Инсценировка сказки К. Чуковского

«Муха Цокотуха»

Расширять знания детей о насекомых. Развивать творческие способности и интонационную выразительность речи при инсценировке сказки.

71

Тема: «Читаем стихи вместе!»

Закреплять умение детей рассказывать стихотворение с интонационной  выразительностью, передавая его смысл речи. Воспитывать дружеские взаимоотношения между конкурсантами.  

Комбинированный

72

Итоговое занятие

Тема: «Чему мы научились?»

Викторина по разделам программы

Активизировать словарь детей по изученным ранее темам. Закреплять умение детей быстро давать правильные ответы на вопросы. Закрепить знание и понимание детьми образных выражений. Продолжать развивать произвольное внимание, память, мышление. Закреплять умение детей работать сообща.

Комбинированный

1.4. Планируемые результаты освоения программы.

В результате освоения программы у детей:

  1. Формируются нравственные нормы поведения в обществе, среди сверстников, чувство любви к Родине средствами художественной литературы.
  2. Развиваются творческие способности, связная речь и коммуникативные навыки, грамматический строй речи, расширяется словарный запас, закрепляется правильное звукопроизношение и интонационная выразительность речи.
  3. Расширяется кругозор, развиваются познавательные процессы.
  4.  Воспитывается эстетический и художественный вкус.

Раздел №2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1. Календарный учебный график

Начало учебного года

 1 сентября

Окончание учебного года

31 мая

Продолжительность учебного года

2 часа в неделю - 72 часа в год и 36 учебных недель

1 полугодие - 17 учебных недель

с 01.09.  по 28.12.

(праздничный день- 4ноября)

с 01.12. по 28.12.

Учебный процесс

Подведение итогов за 1 полугодие, отчетные мероприятия, концерты

2 полугодие - 19 учебных недель

с 09.01. по 25.05.

с 29.12. по 08.01.

с 26.03. по 31.03.

(праздничные дни - 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая)

с 01.05. по 25.05.

Учебный процесс

Зимние каникулы

Весенние каникулы

Подведение итогов за год. Научно-практическая конференция «Вектор успеха». Фестиваль детского творчества «Вдохновение»

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Предметно-развивающая среда в групповой комнате и в кабинете учителя-логопеда, наполненная специальными объектами, средствами, развивающими играми и игрушками, дидактическими пособиями и материалами.

В помещении группы и в кабинете учителя-логопеда ДОУ организованны разнообразные уголки: уголок для творчества и развития речи, уголок патриотического воспитания, уголок природы с многочисленными растениями и «уголок уединения». В «уголках уединения» находятся альбомы и папки с семейными фотографиями.

В уголке патриотического воспитания размещены наглядные пособия, по ознакомлению с культурой России и ХМАО. Также находятся разнообразные атрибуты, отражающие культуру и особенности разных народов. Имеется картотека детской художественной литературы нравственно-патриотического содержания.

В уголке по развитию речи размещены разнообразные пособия и развивающие игры по развитию всех категорий речи и детская художественная литература с портретами писателей и поэтов по данной программе.

В уголке творчества - находится ширма для демонстрации кукольного театра, а также размещены разные виды театров (пальчиковый, настольный, теневой, кукольный и др). Имеются костюмы, маски, декорации для театрализованных представлений.  

Для реализации данной программы используются следующие технические средства обучения:

  • мультимедийное оборудование для просмотра фильмов, презентаций;
  • аудиозаписи, видеотека.
  • компьютер и принтер в логопедическом кабинете для подготовки материалов к совместной деятельности с детьми и с родителями;
  • музыкальный центр в музыкальном зале для проведения праздников, развлечений, прослушивания музыкальных произведений;
  • магнитофонв логопедическом кабинете ив групповой комнате для прослушивания музыкальных произведений.

2.3. Формы аттестации

Текущий контроль -  проводится в конце изучения каждой темы - заучивание стихов, составление пересказов, викторины, театральные постановки, творческие задания;

Промежуточный контроль - диагностика уровня компетенции дошкольников (вводная - сентябрь, итоговая - май);

Итоговая -проводится по завершению обучения дошкольников по данной образовательной программе - творческая работа, наградные документы за участие в конкурсах различного уровня (портфолио).

2.4. Оценочные материалы

 Определить уровень достижения дошкольниками планируемых результатов отражается в диагностических методиках по обследованию речи дошкольников: Акименко В.М., Трубникова Т.А. и др.

Учитывая этическую направленность содержания программы, в качестве показателей были отобраны критерии: отношения ребенка и виды деятельности.

Первый критерий – отношения ребенкав рамках которых проявляются три базовых моральных чувства, формирование которых составляет нравственную основу личности:

Данные моральные чувства являются источниками морального опыта в отношении трех основных объектов:

  • Отношение к своей личности;
  • Отношение к другим людям;
  • Отношение к культуре как системе жизни.

Развитые нравственно-патриотических норм являются формой проявления морального опыта жизни ребенка. Это проявляется в том, как ребенок, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение:

  • к людям (семье, знакомым, друзьям, незнакомым);
  • к окружающему миру (природе, животным);
  • к себе (видит ли он свои недостатки, хвастается ли достоинствами, спорит ли, когда ему делают замечание, или стыдится своего плохого поступка, просит прощения);
  • значимым социальным ценностям (отношение к Родине, родной земле);
  • духовным ценностям (что ценит, чему радуется).

Второй критерий – виды деятельности, которые выбирает ребенок в связи с полученными представлениями (проявляет ли желание помогать родителям, выражает ли впечатления в продуктах творчества и т.д.).

Формы контроля – вариативные: анализ продуктов творческой деятельности, наблюдения за поведением детей в повседневной жизни.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

2.5. Методические материалы программы

В процессе освоения программы решаются главные задачи развития личности дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Социально-коммуникативное развитие.

  • Рассматривание картин, беседы о предметах и явлениях окружающего мира.
  • Игровые ситуации на усвоение норм и правил поведения со сверстниками.
  • Беседы о семье, о родном городе, о родной стране, о государственных праздниках

Речевое развитие.

  • Игры на развитие активного и пассивного словаря
  • Развитие связной речи и коммуникативных навыков, интонационной выразительности речи.
  • Рассматривание иллюстраций, знакомство с русским народным творчеством.
  • Рассматривание репродукций картин известных русских художников.
  • Слушание литературных произведений в аудиозаписи.
  • Знакомство с иллюстраторами детских книг, чтение классической и современной литературы
  • Игры-драматизации по сказкам и литературным произведениям, театрализованные представления, разные виды театра.

Познавательное развитие.

  • Знакомство с творчеством художников.
  • Ознакомление со свойствами и качествами материалов и веществ, игры, опыты, наблюдения (неживая природа)
  • Дидактические игры, рассматривание картин, беседы.
  • Игровые упражнения, беседы о правилах поведения в общественных местах.

Художественно-эстетическое развитие.

  • Знакомство с декоративно-прикладным искусством, жанрами живописи.
  • Хороводные игры с пением
  • Слушание музыки. Знакомство с композиторами.
  • Рисование и конструирование героев литературных произведений из бумаги или из природного материала

Физическое развитие.

  • Динамические паузы, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, развитие основных движений, подвижные игры.

2.6. Рабочая программа:

Содержание учебно-тематического план

Блок

занятия

Дата

Наименование раздела программы.

Тема занятия.

Количество часов

Вид контроля

ОСЕНЬ  

1

сентябрь

Тема: «Детский сад».

Чтение стихотворения О. Высотской «Детский сад»

1

Составление рассказа

2

Тема: «Детский сад».

Составление рассказа про детский сад по образцу.

1

Чтение стихов конструирование игрушек из бумаги

3

Тема: «Игрушки» Чтение и заучивание стихотворений А.Барто из серии «Игрушки»

1

Составление рассказа Рисование игрушек пластилином по шаблону.

4

Тема: «Игрушки»

Составление рассказа по образцу педагога.

1

Отгадывание загадок

5

Тема: «Я и мое тело»

Чтение и заучивание потешек: «Водичка, водичка….», «Расти, коса, до пояса», «Потягушки».

1

Беседа по теме

6

Тема: «Я и мое тело»

Просмотр мультфильма по мотивам произведения К.Чуковского «Мойдодыр»

1

Рассказывание пословиц и поговорок

7

Тема: «Ранняя осень».

Чтение и заучивание пословиц и поговорок об осени.

1

Чтение стихов,

рисование рисунков

8

Тема: «Ранняя осень».

Чтение стихов русских поэтов об осени.

1

Составление рассказа Рисование пластилином фрукты по шаблону.

9

октябрь

Тема: «Фрукты»

Составление описательного рассказа по сюжетной картинке о фруктах с опорой на схему Воробьевой.

1

Пересказ сказки

10

Тема: «Фрукты».

Просмотр мультфильма по мотивам сказки В.Сутеева «Мешок яблок»

1

Отгадывание загадок

Участие в осенней ярмарке

11

Тема: «Овощи»

Отгадывание загадок

Рассматривание картин и иллюстраций по теме, исполнение русских народных песен про овощи.

1

Показ настольного театра

12

Тема: «Овощи»

Показ настольного театра по мотивам русской народной сказки «Репка».

1

Чтение стихов

13

Тема: «Золотая осень»

Чтение и заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень». Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Осень»

1

Чтение стихов и описание пейзажной картины

14

Тема: «Золотая осень»

Описание пейзажной картины «Золотая осень» И.С. Остроухова с использованием картинного плана, чтение стихотворений про золотую осень

Муз.произведения из цикла «Времена года»

1

Заучивание и чтение стихотворения

Выступление на осеннем празднике

15

Тема: «Поздняя осень»

Знакомство с творчеством А. С. Пушкина и заучивание стихотворения «Уж небо осенью дышало…». Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Осень»

1

Составление рассказа

16

Тема: «Поздняя осень»

Составление рассказа о поздней осени по опорным картинкам.

1

Составление рассказа и создание книжки с рисунками-иллюстрациями

17

Тема: «Осень» Обобщение Пересказ рассказа В.Г. Сутеева «Чей это гриб?» по опорным рисункам.

1

Составление рассказа и создание книжки с рисунками-иллюстрациями участие в  ярмарке

18

ноябрь

Тема: «Осень» Обобщение

Составление рассказа о поздней осени с опорой на серию сюжетных картин.

1

Заучивание и чтение стихотворения

Коллективное рисование Красной площади

19

Тема: «Наша страна»

Чтение и заучивание стихотворения И. Токмаковой «Красная площадь»

1

Составление рассказа

20

Тема: «Наша страна»

Составление рассказа о Родине по опорным предметным картинкам и картинному плану.

1

Пересказ сказки

21

Тема: «Дикие животные» медведь, ёж

Просмотр мультфильма по мотивам сказки В.Сутеева «Дядя Миша»

1

Драматизация сказки

22

Тема: «Дикие животные» медведь, ёж

Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации.

1

Пересказ рассказа

23

Тема: «Дикие животные» заяц, белка

Составление близких к тексту пересказов по рассказам Е. Чарушина «Кто как живёт. Заяц. Белка».

1

Показ сказки малышам

24

Тема: «Дикие животные» заяц, белка

Показ настольного театра по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка».

1

Пересказ рассказа

25

Тема: «Дикие животные» лиса, волк.

Чтение и пересказ рассказа Е.Чарушина «Волчишко»

1

Драматизация сказки участие в конкурсе

26

Тема: «Дикие животные» лиса, волк.

Драматизация сказки «Теремок»

1

Чтение стихов участие в конкурсе

ЗИМА

27

декабрь

Тема :«Зима»

Чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстраций.

1

Пересказ сказки

28

Тема: «Зима»

Просмотр мультфильма по мотивам русс.нар сказки «Снегурочка» и пересказ

1

Пересказ рассказа

29

Тема: «Зимующие птицы». Сорока, воробей

Пересказ рассказа

Е.Чарушина «Воробей»»

1

Чтение стихотворения

Участие в конкурсе

30

Тема: «Зимующие птицы» Сорока, воробей Заучивание и чтение стихотворения  Е.Фейерабенд «Дозорная»

1

Создание книжки с рисунками-иллюстрациями

31

Тема: «Зимующие птицы» Ворона, синица

Составление рассказов описания и сравнения по опорному картинному плану Н. Арбековой

1

Составление рассказа

Изготовление кормушек

32

Тема: «Зимующие птицы» Ворона, синица

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка» о зимующих птицах.

1

Пересказ сказки Коллективное рисование новогодней ёлки

33

Тема: «Новый год»

Просмотр мультфильма по мотивам сказки В.Сутеева «Ёлка» или «Когда зажигаются ёлки»

1

Концерт для родителей

Участие в конкурсе «Новогодняя игрушка»

34

Тема :«Новый год»

заучивание стихов про Новый год.

1

35

январь

Тема: «Зимние забавы»

Загадывание загадок с помощью схем описания Ткаченко. Рассказывание стихов и рассматривание иллюстраций по теме.

1

Праздник «Рождественские колядки»

36

Тема: «Зимние забавы»

Заучивание с детьми колядок.

1

Чтение стихотворения

Конструирование из бумаги голубя

37

Тема: «Зимующие птицы» Голубь, снегирь

Чтение и заучивание стихотворения

А. Барто «Голубь»

1

Чтение стихотворений

Участие в конкурсе

38

Тема: «Зимующие птицы» Голубь, снегирь. Чтение и заучивание стихотворения

А. Прокопьевой «Выбегай поскорей,  посмотреть на снегирей…»

1

Пересказ рассказа

39

Тема: «Зимняя одежда»

Чтение и пересказ рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

1

Составление рассказа

Создание коллективного коллажа

40

Тема: «Зимняя одежда»

Составление описательных рассказов об одежде с опорой на схему.

1

Чтение стихотворения

41

Тема: «Обувь». Чтение и заучивание стихотворения О. Чернорицкой «Ботинок»

1

Пересказ сказки

42

февраль

Тема: «Обувь»

Чтение и пересказ р.н.сказки «Чудесные лапоточки»

1

Пересказ рассказа

коллективное рисование

43

Тема: «Домашние животные» корова

Чтение и пересказ рассказа К. Ушинского «Бодливая корова»

1

Пересказ сказки

44

Тема: «Домашние животные» корова

Просмотр мультфильма по мотивам сказки

А. Толстого «Хаврошечка»

1

Пересказ рассказа

Изготовление собаки

45

Тема: «Домашние животные» кошка, собака

Чтение и пересказ рассказа Е. Чарушина «Томка»

1

Пересказ сказки   составление коллажа

коллективное рисование

46

Тема: «Домашние животные» кошка, собака

Просмотр мультфильма по мотивам сказки  С.Я.Маршака  «Кошкин дом»

1

Пересказ рассказа

47

Тема: «Домашние животные» лошадь, свинья

Чтение и пересказ р.н.сказки «Зимовье зверей»

1

Чтение стихотворений Участие на празднике

48

Тема: «Защитники Отечества»

Чтение и заучивание стихотворений к празднику.

1

Чтение стихотворений

49

март

Тема:«Весна»

Чтение и заучивание стихотворений о весне Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист !…..»

1

Составление рассказа

Коллективное рисование

ВЕСНА

50

Тема: «Весна»

Составление рассказа весне по опорному картинному плану.

1

Чтение стихотворений Участие  в праздничном концерте

51

Тема: «Мамин праздник»

Чтение и заучивание стихотворений к празднику.

Е. Благининой «Вот какая мама»

1

Пересказ рассказа

52

Тема: «Мамин праздник»

Чтение рассказа З. Воскресенской «Мама»

1

Рассказывание пословиц и поговорок

53

Тема: «Моя семья»

Заучивание пословиц и поговорок о семье.

1

Составление рассказа

54

Тема: «Моя семья»

Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества).

1

Составление загадок-описаний

55

Тема: «Мебель»

Составление загадок-описаний о мебели.

1

Пересказ сказки

56

Тема: «Мебель»

Чтение и пересказ сказки  Ириса Ревю «Счастливый шкаф»

1

Составление рассказов

рисование

57

апрель

Тема: «Посуда» Чтение и заучивание стихотворения Г. Шагалиевой

«На кухне…»

1

Составление рассказов

рисование

58

Тема: «Посуда»

Составление описательных рассказов о посуде с опорой на схему Ткаченко.

1

Описание пейзажной картины

59

Тема: «Перелетные птицы» Грач, скворец

Описание пейзажной картины «Грачи прилетели» А.К. Саврасова с использованием картинного плана Арбековой

Муз.произведения из цикла «Времена года»

1

Чтение стихотворений. Участие в конкурсе

60

Тема: «Перелетные птицы» Грач, скворец

Чтение и заучивание стихотворений

С. Михалкова «Скворец» и А. Барто «Скворцы прилетели»

1

Чтение стихотворений

61

Тема: «Космос.»

Чтение стихотворений о космосе А. Хайт «Планеты» и Я. Аким «Берегите свою планету».

1

Составление рассказа по сюжетным картинкам

Коллективное рисование

62

Тема: «Космос.»

Составление рассказа о космосе по сюжетным картинкам. 

1

Чтение  стихотворения

рисование

63

Тема: «Наш поселок»

Чтение и заучивание стихотворения о поселке Излучинск

Просмотр фильма о Излучинске.

1

Пересказ рассказов

64

Тема: «Наш поселок»

Составление рассказов о своём доме и посёлке по готовому вопросительному плану.

1

Составление загадок-описаний

65

май

Тема: «Транспорт»

Составление загадок-описаний о транспорте.

1

Пересказ сказки

66

Тема: «Транспорт»

Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково»

1

Пересказ рассказа

рисование

67

Тема :«День Победы»

Чтение и пересказ рассказа С. Георгиевской  «Галина мама» Рассматривание иллюстраций, прослушивание военных песен.

1

Чтение  стихотворения

Участие в Фестивале «Чтобы помнить!»

68

Тема: «День Победы»

Чтение и заучивание стихотворений о празднике   День Победы.

1

Викторина

69

Тема: «Насекомые»

Загадывание и отгадывание загадок с помощью схем описания Ткаченко. Рассказывание стихов и рассматривание иллюстраций по теме.

1

Инсценировка сказки

70

Тема: «Насекомые»

Инсценировка сказки К. Чуковского

«Муха Цокотуха»

1

Конкурс чтецов

71

Тема: «Читаем стихи вместе!»

1

Викторина и выставка работ

72

Итоговое занятие

Тема: «Чему мы научились?»

Викторина по разделам программы

1

Викторина

Итого:

72

Список литературы:

Для педагога:

  1. Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет». Москва. Просвещение. 2010 г.
  2. Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Москва. 2007 г.
  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в детском саду. – Москва. Просвещение. 1983 г.
  4. Гомзяк О.С.  «Говорим правильно в 6-7 лет».Москва. Изд-во «ГНОМ и Д», 2002
  5. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007 г.
  6. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 г.
  7. Курцева З.И. Ты – словечко, я – словечко. Москва. Издательство: Баласс, 2001 г.
  8. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. Москва. Просвещение, 1982 г.
  9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003г.
  10. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: СПб.: Мозаика-синтез, 2014 г.
  11. Практический материал из опыта работы МДОУ «Покровский» города Белгород. Раз ступенька, два ступенька. Белгород. 2010 г.
  12. Театрализованные игры в развивающей работе с дошкольниками. Учебно-методическое пособие/Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. - СПб.: КАРО,2009 г.

Для детей:

  1. Буре Р.С. Программа «Дружные ребята». Москва. Просвещение. 2002г.
  2. Чему мы доброму за лето научились. Ульяновск. Арское. 2011 г.
  3. Мир – прекрасное творение. Москва. Никея. 2011 г.
  4. Учебно-методический комплект «Добрый мир», составитель Л.Л. Шевченко, Москва. 2011 г.

Интернет-источники:

  1. Сайт «Все о детях и семье» http://www.7ya.ru/
  2. Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/