Всестороннее развитие правильной речи дошкольника
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Карелина Ирина Владимировна

Пожалуй, каждую семью, где растёт малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте в целом, и речевое развитие в частности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rebyonka.docx101.05 КБ

Предварительный просмотр:

Всестороннее развитие правильной речи дошкольника

развитие правильной речи дошкольника, развитие речи дошкольников, связное развитие речи дошкольников, средства развития речи дошкольников

     Пожалуй, каждую семью, где растёт малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте в целом, и речевое развитие в частности.

     Первые годы жизни ребёнка закладывают фундамент для развития речи. В это время интенсивно развивается головной мозг, совершенствуется артикуляционный аппарат. Важно не упустить отклонения от норм речевого развития, чтобы вовремя оказать коррекционную помощь, предупредить развитие сложных патологий.

     Развитие речи ребёнка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребёнок приобретает в семье. Всё то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребёнка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.

     Речи необходимо учить, прежде всего, путём личного примера. Ребёнок должен слышать правильную, чёткую речь. Желательно, чтобы отец и мать говорили с малышом на одном, родном языке. Очень важно, что язык, который воспринимает слух ребёнка в раннем и младшем возрасте - это наиболее благоприятные годы его жизни.

Артикуляционная гимнастика - важный шаг на пути к правильной речи

     Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей может быть недостаточная подвижность органов речи: языка, губ, челюстей и мягкого неба.

     Нарушение подвижности этих органов (малоподвижность) влечёт за собой нечёткое, гнусавое (с носовым оттенком), шепелявое, смазанное произношение различных звуков.

     Цель артикуляционной гимнастики - развитие подвижности органов речевого аппарата, отработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

     Артикуляционную гимнастику желательно проводить ежедневно, отводя на неё от 5 до 15 минут, в зависимости от возраста ребёнка.

     Не перегружайте ребёнка, не требуйте от него выполнения всех упражнений во время одного занятия.

Таблица усвоения детьми звуков речи

     Ребёнок растёт и развивается. Соответственно происходит развитие его речи. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй.

     Помните, что каждый ребёнок - индивидуален, особен и, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже чётко произносят все звуки нашего языка, а у других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Предлагаю Вам таблицу, в которой приведён ориентировочный порядок усвоения детьми звуков.

Возраст ребёнка            Звуки языка

От 1 до 2 лет                А, О, Е, М, П, Б

От 2 до 3 лет                У, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н, Й

От 3 до 4 лет                С, З, Ц

От 4 до 5 лет                Ш, Ж, Ч, Щ

От 5 до 6 лет                Л, Р

Как научить ребёнка говорить правильно?

     Уже к полутора годам словарный запас малыша может превысить двести слов. Как правило, эти слова воспроизводятся ребёнком с некоторыми искажениями, этому виной неумение в полной мере владеть собственным речевым аппаратом.

     Чем же в этом случае малышу могут помочь родители, и как научить ребёнка говорить правильно?

- Начинать с самого «начала». Имеется в виду с самого рождения ребёнка, а можно ещё и будучи беременной.

- Играть со своей интонацией. На первых порах ребёнок способен понять только разницу в вашей интонации, поэтому чаще меняйте ее, чтобы привлечь внимание ребёнка к своему языку.

- Пустышка - враг правильной речи. Данный факт подтвержден многочисленными исследованиями, проведенными детскими докторами, специалистами-логопедами. Пустышки способствуют развитию неправильного прикуса, что не только влияет на затруднения с артикуляцией, но и способствует задержке речевого развития в целом.

- Обращение по имени, зрительный контакт. Чаще всего обращайтесь к ребёнку по имени. НЕ забывайте при этом смотреть в глаза малышу, чтобы он понял, что обращение адресовано ему.

- Использование жестов - незаменимая вещь для взаимопонимания и обучения ребёнка словами, поэтому дублируйте все слова и действия соответствующими жестами. Вскоре ребёнок начнет ассоциировать их со словами.

- Развивать в себе привычку комментировать всё, что делаете и видите. Коммуникабельным людям не трудно находить постоянный предмет разговора с ребёнком, более молчаливым придется немного развить в себе эти навыки.

- Тренировка мышц. Для тренировки мышц речевого аппарата можно купить ребенку свисток, дудочку, губную гармошку; а чуть позже начать заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой.

- Использовать высокий голос. Доказано, что дети лучше реагируют на высокий голос. Многие женщины интуитивно переходят на более писклявый голос при общении со своим чадом

- Говорить медленно, повторяя по нескольку раз. Очевидно, что при быстром, смутном языке ребенок просто не уловит смысл слов и в будущем может неправильно их произносить.

- Правильное произнесение слов взрослыми - залог правильной детской речи. От незнания, либо с целью говорить с ребенком на понятном ему языке, многие родители допускают искаженное произнесение слов. Как результат - малыш усваивает именно такую ​​форму слова, находясь в абсолютной уверенности, что папа и мама неправильно говорить не могут. Искажения слов - прерогатива ребенка. Родители должны использовать общепринятую, а не придуманную малышом, словоформу.

- Упрощение слова и предложения, но не увлекаться видоизменением слов и «сюсюканьем». Сначала ребенку сложно будет освоить сложные термины и длинные слова, поэтому методика сокращения и упрощения языка может быть эффективна. Например, вместо слова «собака» можно говорить «гав-гав». Но не надо намеренно искажать слова, особенно после года.

- Обогащать свою речь с ребенком постепенно, добавляя новые слова, уточнения и дополнения. Например, сначала можно говорить «Аня держит котика», затем добавлять «Аня держит хорошего, пушистого котика».

- Словесные игры. Играя с малышом, всегда сопровождайте вашу деятельность словам.

- Чтение - основа создания богатого словарного запаса. Сравнительный анализ развития детской речи показали: те дети, родители которых не ленились по несколько раз в день читать сказки, стихи и короткие рассказы, имеют гораздо больший запас слов, чем дети, мамы и папы которых не утруждали себя настолько хлопотным занятием.

- Связывание картинок с реальными предметами. Показывая ребенку ту или иную картинку в книге, старайтесь найти ее аналог в реальном мире и указать ребенку на похожесть.

- Сюжетно-ролевые игры. Сначала это могут быть совсем простые игры. Например, можно играть с игрушечным телефоном, ребенок может звонить маме, папе, брату, сестренке, говорить «алло», узнавать «как дела?» наоборот. Затем можно разыгрывать сказки по ролям, придумывать сюжеты самостоятельно, используя предметы быта и игрушки.

Активные игры. Потешки и песенки можно использовать в активной игре с ребенком, побуждая его повторять вместе со словами соответствующие действия. Это параллельно с языковыми навыками позволит развивать и физические, и музыкальные способности ребенка.

- Исключать фон при общении. Множество фоновых звуков (например, телевизора) могут путать ребенка, не позволяют полноценно сосредоточиться на вас и на том, что вы говорите малышу.

- Не перегружайте ребенка. Помните, что у детей с речевыми нарушениями страдают все психические процессы. Поэтому во время речевых задач ребенку нужно давать больше времени для размышлений но не перегружать его. Не следует подгонять его с ответом, лучше повторить задание еще раз и только после неудачных многократных попыток намекните, в каком направлении следует искать решение этой задачи. Проявляйте свою смекалку.

- Не упрекайте, когда у него что-то не получается, если чего-то он не умеет. Во время выполнения игровых задач у малышей (особенно на начальных этапах) могут возникать трудности. Не акцентируйте внимание на этом.

- Каждый ребенок - индивидуальность. Его развитие происходит по собственным законам. Поэтому не сравнивайте своего малыша со сверстниками, которые, возможно, опережают его в своем развитии.

- Золотое правило организации и руководства любой деятельностью ребенка, в том числе и игры: ребенку должно быть интересно и комфортно!

Развитие мелкой моторики и овладение языком - процессы параллельные. Центр координации движения пальцев рук и языковой центр расположены настолько близко, что активное развитие одного приводит к столь же активному развитию другого. Поэтому так важно стимулировать разносторонние тактильные ощущения ребенка. Массаж рук, пальчиковые игры, перебирание мелких предметов, прикосновение к различным поверхностям, составление пазлов и мозаики, завязывание шнурков и застегивание пуговиц, рисование и использование таких предметов, как ручка и ложка влияют на ускорение процессов овладения языком.

Проявляя терпение, находя время на чтение и развивающие игры, родители тем самым не только обучают малыша правильно говорить, но и обеспечивают своему ребенку достойное место в окружающем его социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие правильной речи дошкольников через театрализованную деятельность.

Творчески-игровой проект.Творческая и театрализованная деятельность для детей с проблемами речи - один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на речь дошкольников, в котором наиболее...

Занятия способствующие развитию грамотной речи дошкольника как ключ к всестороннему развитию.

Речь включена во все проявления психической деятельности человека.Всегда высоко ценяться люди,которые обладают выразительной,грамотной речью....

Консультация для родителей «Всестороннее развитие правильной речи дошкольника»

Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое зна...

"Всестороннее развитие правильной речи"

Видимо каждую семью, где растет малыш, беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте целом, и речевое развитие в частности. Развитие речи ребенка начинается с сам...

11.09.22 Копилка советов логопеда для родителей. Всестороннее развитие правильной речи.

Копилка советов логопеда для родителей. Всестороннее развитие правильной речи....

Всестороннее развитие правильной речи

Правильная речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и грамотнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающ...

Всестороннее развитие правильной речи

1. В общении с ребёнком родители должны пользоваться грамматически правильно оформленной речью, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного (а зачастую неправильного) развития лекс...


 

Комментарии

Калягина Елена Сергеевна

Спасибо за столь ценный материал! Обязательно возьму в работу!

Солдатова Татьяна Леонидовна

Ирина Владимировна! Статья полезная, это больная тема не только для педагогов, но и в первую очередь родителей, не умение ГОВОРИТЬ!Спасибо за
интересный материал!

Плиско Ксения Михайловна

Очень ценная информация, спасибо.