Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников в период режима молчания
картотека по логопедии

Дружинина Мария Дмитриевна

Игры-молчанки помогают создать охранительный режим для ребенка с заиканием и делают его менее обременительным для детей.

В работе представлена Картотека молчаливых игр для периода относительного молчания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_molchanki_dlya_reima_molchaniya.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 45 компенсирующего вида  Колпинского района г.Санкт-Петербурга

Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников в период режима молчания

Санкт-Петербург

2019 г

Режим молчания проводится в течение 4—6 дней. Воспитатель доступно объясняет детям необходимость молчания, находит условные безречевые сигналы, по которым дети выполняют требования взрослых, обеспечивает достаточное количество разнообразных безречевых игр, продумывает проведение прогулок с детьми в период молчания.

Занятия носят обучающий характер: воспитатель рассматривает с детьми картины, рассказывает сказки, прослушивает музыкальные детские произведения, т. е. учит детей слушать или выполнять указания логопеда, но при этом молчать. Логопед, а в речевом саду — воспитатели и весь обслуживающий персонал — во время режима молчания говорят шепотом.

Сложнее соблюдать режим молчания во время игр, на прогулках и дома. Здесь необходимо придумать занятие для каждого ребенка. Так, один может рисовать, другой — делать кораблик, третий — выкладывать узор из мозаики, четвертый — заниматься с куклой и т.д. Прогулка также делится на несколько моментов: рассматривание транспорта и витрины; игра в подвижную безречевую игру; сбор букета из листьев и пр. Взрослый обязательно дает целевую установку, например: «Смотрите на витрины, запоминайте транспорт, а через несколько дней мы узнаем, кто самый внимательный» или «Посмотрите букеты друг у друга, а потом мы вспомним, у кого был самый красивый букет».

Во время режима молчания с детьми проводятся дидактические игры без речи, например, положить в корзинку все железное, или все деревянное, или бумажное; игры с мозаикой; строительные игры; сложить картинку из частей — сначала части крупные и в малом количестве, затем число их возрастает до шести.

В речевом детском саду в утренние и вечерние часы воспитатели также проводят индивидуальную логопедическую безречевую работу по заданию логопеда. Например, тактильный контроль за диафрагмальным дыханием, зрительный контроль за удлинением выдоха, артикуляторная гимнастика, обучение расслаблению мышц рук, ног, шеи и т.д. Для этого используются игры «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» (дутье на полоски тонкой бумаги, силуэты птиц, насекомых, подвешенных на нитках, сдувание пушинок с какой-то поверхности), «Забей мяч в ворота» (катание шарика по желобку, карандаша по столу), «Проведи свой кораблик» (дутье на плавающие игрушки), «Вертит мельница крыло» (дутье на вертушки). У детей среднего дошкольного возраста важно воспитать правильный дыхательный ритм: вдох — пауза — длительный выдох. Для этого можно взять следующие игры. «Маятник». Дети сидят «по-турецки», руки на затылке. Спокойный вдох, пауза в три секунды, наклон вперед — выдох. Возврат в исходное положение — вдох. Повторить 3—4 раза.

«Сбор урожая». Дети стоят прямо, поднимают руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки, — вдох. Пауза в три секунды. Ведь яблоки надо достать и сорвать. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох. Яблоки надо положить в корзинку. Повторить 3—4 раза.

«Сыграем на гармошке». Дети стоят прямо, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Вдох, пауза в три секунды. Наклон в левую сторону — медленный выдох. Правый бок растягивается, как гармошка. В исходное положение — вдох. Пауза в три секунды. Наклон в правую сторону — медленный выдох. Растягивается левый бок, как гармошка. Повторить 3—4 раза.

Уже в период молчания воспитатель вводит в содержание занятия элементы творческой игры, которая готовится постепенно на всех последующих этапах и получает свое развитие в период воспитания спонтанной речи. Сейчас же логопед отрабатывает с детьми отдельные штрихи будущей творческой игры. Например, он говорит, что космонавты, готовясь к полету, проходят различные тренировки, в том числе в одиночестве, когда космонавт должен уметь молчать. Воспитатель предлагает детям игру.

«Умеем молчать». Дети в течение трех минут занимаются любой деятельностью: фланелеграфом, мозаикой, рисованием, строительным материалом и т. п. без сопровождения речи (эту игру может провести воспитатель или родители дома). После игры в молчание логопед предлагает «космонавтам» перейти в другой зал, где они будут тренироваться в невесомости. Дети под музыку имитируют движения человека, находящегося в невесомости. 

Воспитатель напоминает детям, что тренировка внимания продолжается, и предлагает им запомнить, где они сидят, и выполнить задание, например, побегать потихоньку и сесть там, где застанет их команда. По следующей команде логопеда дети должны сесть так, как сидели вначале. Игра продолжается. Дети должны внимательно посмотреть на ряд предметов, запомнить их последовательность и количество, затем один или два предмета логопед убирает, а последовательность меняет; нужно восстановить первоначальное положение. Следующее задание также выполняется молча. Логопед дает задание, например: «Встань и подойди ко мне, возьми конструктор и сделай (что-нибудь)».

Воспитатель, оценивая действия «космонавтов», продолжает их тренировать в развитии слухового внимания.

«Услышишь звук — покажи направление». Дети сидят с закрытыми глазами, логопед подает тихий сигнал погремушкой или колокольчиком. Открыв глаза, дети смотрят на логопеда, и по его команде кто-то один показывает направление услышанного звука.

Воспитание тормозных реакций логопед также включает в игру «Космонавты». Он напоминает, какими выдержанными, собранными, спокойными должны быть космонавты, и предлагает детям ничего не выполнять без сигнала. Например, за сигнал взято слово «выполняйте». Логопед предлагает детям встать, они сидят. Затем он произносит: «Выполняйте» — дети встают. Или: «Поднимите руки вверх» — дети спокойно сидят. «Поднимите руки вверх, выполняйте» — дети следуют команде. Логопед должен так строить игры, чтобы у детей была заинтересованность в том, что они не просто выполняют упражнения, но тренируются, как космонавты.

«Спит добрый волшебник». Условия игры даются в виде сказки: «… Добрый великан много потрудился для людей: засеял поля, построил красивые дома. Он устал и заснул. Поэтому люди во всем городе соблюдают тишину, никто не разговаривает, машины едут без сигналов. Вот и ты не буди его, играй молча в свои игрушки, построй город из кубиков. Займись конструктором. Нарисуй в своем альбоме этого доброго великана, каким ты его себе представляешь, или нарисуй город…» В поощрение ребенку можно присвоить звание «Почетного стража» или наградить «Волшебным жезлом» (заранее приготовленной красивой «волшебной палочкой»), а вечером ему разрешается какое-нибудь «малое волшебство» (например: пускать мыльные пузыри, стать принцессой, надев мамины наряды и др.)

«В кино» («В театре»). Взрослый предлагает ребенку другие условия игры-молчанки: «…Теперь мы отправимся в кино (театр). В зрительном зале полагается сидеть спокойно, не разговаривать, чтобы не мешать другим…» В это время ребенок смотрит сам или показывает своим куклам открытки, альбом, книги, диафильмы. В альбоме в конце игры появляется нарисованный в домике флажок и присваивается звание «Лучший зритель».

«Аквалангист». Эта игра-молчанка, как и предыдущие, начинается с рассказа взрослого: «… В морях, на разной глубине, очень интересно: там плавают удивительные рыбы, на скалах растут красивые водоросли, кораллы, а под камнями прячутся огромные крабы. Смелые аквалангисты в масках опускаются на дно моря, изучают его обитателей. Под водой нельзя разговаривать – иначе можно захлебнуться…» К этому сюжету хорошо подобрать игровой реквизит: ракушки, камешки, слепить с ребенком водоросли, рыб, подводных жителей или предложить малышу все это нарисовать и вырезать. Можно сделать маску, подводное ружье, ласты. После ряда «погружений» «на берегу» можно рассмотреть собранные дары моря. Дети должны их называть коротко и четко, кратко отвечать на вопросы взрослых. В конце игры ребенок получает звание «Лучший аквалангист». В домик на странице альбома «заплывает золотая рыбка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устранение заикания у дошкольников

                             Консультация для родителей Устранение заикания у дошкольников  в игровых ситуациях.В...

Г.А.Волкова «Игровая деятельность» в устранении заикания у дошкольников.

Задачи, содержание совместной деятельности с детьми  на разных этапах  по устранению заикания....

Пути устранения заикания у дошкольников.

В статье, я остановилась на коррекции и методах работы с за икающими детьми.Одно из направлений своей работы в этой области, я вижу в работе над мелкой моторикой и общей моторикой. Для этого я предлаг...

Какие игры и игрушки будут интересны заикающимся дошкольникам во время "режима молчания"?

Как удачно выбрать игрушку?      Иногда просто яркий внешний вид игрушки заставляет расстаться с приличной суммой. А вот будет ли игрушка полезна ребёнку с точки зрения его ра...

Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников

Развитие игровой активности заикающихся детей, перевоспитание особенностей личности и поведения, воспитание речи и в целом устранение заикания осуществляется через систему разнообразных игр, составляю...

Системное устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях.

Системное устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях....

Комплексное планирование коррекционно-образовательной деятельности по устранению заикания у старших дошкольников на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром

Цель: Воспитание сопряженной речи, торможение патологических процессов. I этап:  Создание охранительного режима.II этап: Воспитание шепотной речи.III этап: Воспитание сопряженной речи....