Использование интерактивных технологий при обучении дошкольников грамоте.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Сычёва Елена Рушановна

Применение интерактивных технологий в логопедической работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивных технологий при обучении дошкольников    грамоте.

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка.

В основе этого метода лежат операции звукового анализа и синтеза.

Фонематический анализ - это мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение - слова- слоги- звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам (Л.С. Волкова)

Фонематический синтез - мысленный процесс соединения частей в целое(Л.С.Волкова). Под фонематическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков.

 И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением.

При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

Перед началом письма ребёнку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетания звуковых элементов в единое целое.

Прочитать слово - значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Отсюда следует, что полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

Согласно ФГОС важнейшим принципом воспитания является активность, самостоятельность, инициатива детей. Для реализации этого принципа широко используются интерактивные технологии. Применение этих технологий нашло отражение и в нашей работе. Примеры использования технологий в играх.

Технология: работа в парах. Игры:

- «Подбери картинки к схемам».

Цель игры: развитие навыка звукового анализа и синтеза.

Ход игры: Дети сами делятся на пары. Перед каждой парой на столе лежит схема слова и картинки. Среди картинок нужно отобрать только те, чьи названия соответствуют схеме.

- «Выложи слово из слогов»

Цель игры: развитие навыка слогового и звукового анализа и синтеза.

Ход игры: Дети делятся на пары. Каждой паре даются карточки со слогами. Правильно расположив карточки, дети получают слово.

Технология: Интервью. Игры:

- «Выложи слово, чтобы получилась картинка».

Цель игры: развивать звуковой анализ и синтез.

Ход игры: Дети делятся на пары. У одного ребёнка буквы с частями картинки и он не показывает их соседу. Педагог говорит какое слово надо собрать (Например: бант). Ребёнок с буквами интересуется у соседа: « -Какая первая буква тебе нужна?». Его сосед отвечает и получает букву с частью картинки и т.д. В итоге картинка должна быть собрана полностью. Если ребёнок, выкладывающий слово, пропускает букву, то картинка не получается.

Технология: Работа в малых группах. Игра:

- «Получи новое слово.»

Цель игры: развивать звуковой анализ и синтез.

Ход игры: Дети делятся на группы по желанию. Для каждой группы на ковролине выложены слова. Детям раздаются буквы. Добавив нужную букву к слову, нужно получить новое слово (пол – полк).

Технология: Цепочка.

Игра: «Цепочка».

Цель игры: развивать звуковой и слоговой анализ и синтез.

Ход игры: Дети получают картинки. Называют их. Определяют первый и последний звук (слог). Выкладывают картинки друг за другом, так, чтобы название каждой следующей картинки начиналось со звука (слога), которым заканчивается предыдущее название.

Технология: Карусель.

Игра: «Новое слово».

Цель игры: развивать звуковой анализ и синтез.

Ход игры: Дети располагаются двумя кругами: внутренний круг и внешний круг. У детей внутреннего круга по три гласных буквы, у каждого ребёнка внешнего круга по три согласных буквы. Оказавшись в паре, дети составляют слово из того сочетания букв, которые у них есть. Когда каждая пара составит слово, дети внешнего круга забирают свои буквы и двигаются по кругу, образуя, таким образом новую пару. В этой паре дети придумывают новое слово, поскольку набор букв изменился и т.д.

Технология: Древо знаний.

Игра: «Измени букву».

Цель игры:

-развивать комбинаторные действия, умение действовать по образцу и замыслу;

-развивать внимание, операции анализа и синтеза, умение объяснять свои действия.

Ход игры: Дети делятся на группы по желанию. Для каждой группы на ковролине вывешены схемы работы с буквами. Детям предлагается разобраться в схеме, выполнить задания, получить результат и объяснить свои действия, рассказать о том, как они выполнили задания. (Работа по схеме предполагает следующие действия детей: узнать букву, назвать букву, определить количество и расположение элементов буквы, добавление или вычитание определённого количества элементов  и получение новой буквы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет на тему: «Использование игровых приемов в обучении дошкольников грамоте"

Творческий отчет на тему: «Использование игровых приемов в обучении дошкольников грамоте»....

Использование интерактивных технологий в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни

Важно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни....

Городское методическое объединение "ФГОС дошкольного образования.Использование инновационных технологий при обучении дошкольников плаванию.Обучение игре в водное поло детей дошкольного возраста"

          !6 мая 2019 года в ДО №1 состоялось Городское Методическое обЪединение " ФГОС дошкольного образования. Использование инновационных технологий при обучени...

Интерактивные технологии в обучении дошкольников

Интерактивные технологии в обучении дошкольников...

Консультация для педагогов ДОУ «Использование интерактивных технологий в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни»

В процессе применения интерактивных технологий, происходит не только постепенное накопление и расширение представлений воспитанников о здоровом образе жизни, но и формируется умение высказать свое мне...

Конспект образовательной деятельности с использованием интерактивных технологий по обучению грамоте в старшей группе

Трудно птицам зимовать, надо птицам помогатьЗадачи:1. «Познавательное развитие»Ознакомление с природой и природными явлениями.Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи межд...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ».

В статье говорится об одном из методов компьютерной технологии – интерактивные игры. Интерактивных игр расширяют возможности педагога в выборе материалов и форм обучения, делают занятия яркими и...