Картотека пальчиковых игр и физкультминуток для второй младшей группы
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа)

Лапшина Евгения Александровна

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников, и такие дети считают себя «чужими».

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знания, умения, навыки), а также словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Вторая младшая группа

Сентябрь

“КАПУСТА”

   Мы капусту рубим – рубим,                          Движения прямыми ладонями                      вверх, вниз

         

      Мы капусту солим-солим,                           Пальцы сложить в щепотку.              Посолить

               Мы морковку трем –трем,               Потереть кулак одной руки, о   кулак другой руки

Мы капусту жмем-жмем,                                        Сжимать и разжимать кулаки

А потом  мы капусту в рот кладем.                    Поочередно подносим ко рту, пальцы левой и правой руки, сложенные щепоткой.

       Ам!                             

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.                      (Дети «разламывают» апельсин.)

Много нас,                                                      (Показывают 10 пальцев.)

А он один.                                                            (Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа.                        (Загибают пальцы левой руки.)

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура.          (Бросательное движение правой ру кой.)

Он сердит на нас —                             (Сжимают кулаки и прижимают

Беда!!!                                                                                      их к груди.)

Разбегайтесь —                                      («Бегут» пальцами.)

Кто куда!

«ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,                                         (Плавные, волнообразные

Ветер листики считал:                                               движения ладонями.)

Вот дубовый,                                             (Загибают по одному пальчику

Вот кленовый                                                                      на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.     (Спокойно укладывают ладони на стол.)

«МОЯ СЕМЬЯ»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

Физкультминутка:

«ЛИСТЬЯ»

Листья осенние тихо кружатся,

(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся

(Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят,

(Движения руками вправо – влево.)

Будто опять закружится хотят

(Поднимаются, кружатся.)

Октябрь

Физкультминутка: «ЛИСТИКИ»

Мы листики осенние,

(Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

(Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

(Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

«ГРИБ»

Меж еловых мягких лап (Поглаживают ладонями обеих рук колени.)

Дождик кап-кап-кап. (Постукивают по коленям пальцами обеих рук.)

Где сучок давно засох —(Постукивают ребрам ладони по коленям.)

Серый мох, мох, мох. («Мнут мох», сжимая энергично обе ладони.

Где листок к листку прилип, ) (Хлопают ладонями.)

Вырос гриб. (Сводят руки над головой

«ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК»

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

Ноябрь

Физкультминутка: «ДОЖДИК»

Капля раз,

(Прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два,

(Прыжок.)

Очень медленно сперва.

(4 прыжка.)

А потом, потом, потом

(8 прыжков.)

Все бегом, бегом, бегом

Мы зонты свои раскрыли,

(Руки развели в стороны.)

От дождя себя укрыли.

(Руки полукругом над головой.)

«МЯЧ»

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.) Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Декабрь

«ПРОГУЛКА»

Раз,два,три,четыре,пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"), 
спать легли (ладошки под щечку).

«СТРОИМ ДОМ»

Молотком стучу, стучу, (постукиваем кулачком одной руки по расправленной ладошке другой руки)

Сто гвоздей заколочу. (то же самое, только поменять руки)

Буду строить дом, дом, (ставить поочередно кулачок на кулачок)

Будем жить в нем, в нем. (соединить кончики всех пальцев обеих рук, изображая крышу)

Январь

Пальчиковая гимнастика

«СНЕЖОК»

Раз, два, три, четыре ,

(Загибают пальчики.)

Мы с тобой снежок слепили.

(«Лепят».)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(Показывают круг)

И совсем – совсем не сладкий.

(Грозят пальчиком.)

Раз – подбросим. Два – поймаем.

Три – уроним

И… сломаем.

Февраль

«ШАРИК»

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить) Надуваем быстро шарик. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом — шарик надут) Он становится большой. (Соприкасаем ладошки друг с другом полностью) Вдруг шар лопнул, воздух вышел — (Смыкаем вместе пальчики) Стал он тонкий и худой!

Март

«МЫШКА»

Мышка Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения) На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками) В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко) На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Апрель

«СТРОИМ ДОМ»

Молотком стучу, стучу, (постукиваем кулачком одной руки по расправленной ладошке другой руки)

Сто гвоздей заколочу. (то же самое, только поменять руки)

Буду строить дом, дом, (ставить поочередно кулачок на кулачок)

Будем жить в нем, в нем. (соединить кончики всех пальцев обеих рук, изображая крышу)

Май

Пальчиковая гимнастика.

«ЖУК»

     Я веселый Майский жук.

Сжать кулачок. Указательный

   палец и мизинец развести в стороны

   («усы»).Шевелить «усами»

     Знаю все сады вокруг,

     Над лужайками кружу,

     А зовут меня Жу-жу…

                     (А.Береснев)

Июнь, июль, август

Пальчиковая гимнастика.

«ЦВЕТОК»

   Утром рано он закрыт,

Кисти рук плотно сомкнуты.

   Но к полудню ближе

   Раскрывает лепестки,

 красоту их вижу

Раскрываем ладошки

   К вечеру цветок опять

закрывает венчик,

   И теперь он будет спать

   До утра, как птенчик

Кисти рук возвращаются в исходное

   положение.

   Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон

«БОЖЬИ КОРОВКИ»


Божья коровка - (дети машут руками)
Черная головка. (за голову хватаются)
Улети на небо, (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба. (руки вперед)
Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого. (пальчиком грозят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека физкультминуток для второй младшей группы

познания для детей по развитию речи...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе

Картотека пальчиковых игр для детей 3-4 лет....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе

Картотека физкультминуток во второй младшей группе...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе.

Автором представленна картотека физкультминуток во второй младшей группе....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе

Картотека физкультминуток  во второй младшей группе по лексическим темам...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе.

Картотека физкультминутокво второй младшей группе....