Консультации для родителей
консультация по логопедии

Алексеева Надежда Львовна

1. Речевые развивающие игры на каждый день.

2. Речь и мяч.

3. Роль семьи в преодолении речевых нарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи в преодолении речевых нарушений

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

    - формирование правильного звукопроизношения;

    - развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

    - совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

    - совершенствование грамматического строя речи;

    - обогащение, активизация словарного запаса речи;

    - развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

    - развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

    - совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Перечисленная работа проводится в логопедических группах на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. А так же речевые игры, проводятся со всеми детьми в перерывах между занятиями. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Некоторые родители думают, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Это неправильное мнение. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее времени ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

    - не ругать ребенка за неправильную речь;

    - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

    - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

    - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

  1. Тетрадь забирать в четверг и приносить в понедельник
  2. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь, что оно вам понятно. В случаях затруднений проконсультируйтесь с логопедом.
  3. Задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами.
  4. Весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
  5. Занимайтесь ежедневно по 10 - 15 минут, выполняя задания из тетради полностью и аккуратно.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Определенно есть плюсы того, что ваш ребенок посещает логопедическую группу. В логопедической группе осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа развития, которая направлена на коррекцию нарушений. Постоянный контроль за правильным звукопроизношением осуществляется как логопедом, так и воспитателями, что значительно быстрее помогает ребенку автоматизировать звуки в речи. Педагоги так же работают над формированием грамотной, выразительной речи. За счет дополнительных занятий по развитию речи, идет усиленная подготовка к школе, проводиться профилактика дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения). Развитие мелкой моторики пальцев рук, подготавливает руку к письму. В подготовительной группе идет обучение письму, что очень важно, так как при поступлении ребенка в первый класс требуют, чтоб ребенок умел писать. Проводится работа по совершенствованию психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.



Предварительный просмотр:

Речь и мяч

Используя обычный мяч, который с древнейших времен в культуре любого народа служил предметом для игр, можно не только играть с ребенком, но и способствовать его речевому развитию. Приведем пример организации такого занятия совместно с родителями.

Цели: научить родителей использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребенком для развития общей и мелкой моторики; расширять словарный запас; развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление).

Оборудование: мяч с изображением лица человека; ножницы; клей; нитки; карандаши; фольга; мешочек с массажными мячами; коробка с мячами двух размеров (большой и маленький); большие мячи с ушками; четыре мяча разного цвета размера.

Логопед. Дети, сегодня в гости к нам пришли ваши мамы. Давайте поиграем с мячом. Вот перед нами альбомные листы. Какую геометрическую форму вы видите

на этом листе? (Круг.) Возьмите карандаши и сделайте круги яркими и красивыми. Дети закрашивают круги на листе бумаги.

Какие разноцветные у вас получились круги. На что они похожи?

Дети отвечают. А сейчас круги превратите в мячики. Возьмите ножницы и вместе с мамами вырежьте мячики из бумаги, а мамы приклеят к ним ниточки. Дети и родители выполняют задание.

Сколько мячей у вас получилось! Давайте с ними поиграем. Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Сдуйте мячик с дороги. Мамы держат мячики на ниточке на уровне рта ребенка, дети дуют. А сейчас наши мамы сделают нам футбольный мячик, а дети будут забивать его в ворота.

Мамы делают из фольги маленькие мячики. Дети дуют, загоняют мячики в ворота.

Пальчиковая гимнастика

Будем мячики считать. Дети сжимают и разжимают все пальчики.

Этот мяч - он из резины. Загибают пальчики, начиная с большого.

Этот мячик синий-синий. Этот мяч большой и красный. Этот мяч такой прекрасный! Будем мы его катать, Выполняют круговые движения между ладонями. Будем с ним мы играть.

Логопед показывает большой мяч с ушками и приглашает детей с ним проиграть (проводится игра на координацию речи и движения, развития общей моторики). Каждая мама помогает ребенку сесть на мяч. Ребенок одновременно произносит слова и выполняет движения. Раз, два - прыгай мячик, Раз, два - и мы поскачем.

Девочки и мальчики Прыгают, как мячики.

(Или)

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой

Не угнаться за тобой.

Дети, посмотрите, что нам еще принесли.

Показывает мешочек. Дети опускают руку в него, достают оттуда массажные маленькие мячи и вместе с мамами садятся за стол.

А теперь поиграем.

1. Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение.

Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.

2. Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте. (Можно усложнить: взять сразу два мяча, взять мячи разного диаметра.)

3. Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.

4. Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в«замок».

Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.

5. Возьмите мячи по одному в каждую руку, сожмите и разожмите их.

Опустите руки с мячами вниз и встряхните их.

А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (за спиной.) Приложите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он  теперь? (В мешочке.)

Дидактическая игра «Выбери мяч»

Логопед (таинственно обращается к детям). Посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит. (Потряхивает корзину, мячики стучат об её стенки.)

Прислушайтесь, кто это стучит в корзине? Кто разговаривает с вами?

Дети высказываются.

Неожиданно резким движением логопед выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно. Используются мячи двух размеров. При повторении игры дети приносят мячи в определенной последовательности: сначала маленькие, затем - большие.

Сейчас мы будем передавать мяч друг другу.

Дети и их родители садятся в круг.

У кого откажется мяч, тот должен ответить на вопрос: осень, какая?

Дидактическая игра «Что это? Кто это?»

Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч к своему ребенку и называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по-другому можно назвать этот предмет. Например: стол - мебель, чашка - посуда и т.д.

Дидактическая игра «Поймай - скажи»

Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого животного. Например: корова - что делает? Мычит. Кошка - ?

Логопед. Мячики захотели с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки, затем откройте. Какой мячик спрятался от вас?

Дети отвечают.

Итог занятия

Логопед. Молодцы, ребята, хорошо играли. Теперь каждый возьмите по мячу

с трубочкой и вставайте в круг.

Много с мячиком играли

И немножечко устали.

Встанем дружно все в кружок

И надуем мяч разок.

Сдуем мы его руками

И надуем снова сами.

Ловко мы мячи бросали,

В игры весело играли.

Все ребята молодцы!

Получайте-ка призы!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста.

Речевые развивающие игры на каждый день.

        Красивая, грамотная, хорошо развитая речь является одной из составляющих успеха. Речь человека развивается с детства и до конца жизни, однако именно в детском возрасте закладываются основные речевые способности – умение быстро схватывать смысл слова и правильно применять его, стилистически и грамматически верно строить предложения, находить точные и очень меткие определения.

Речевое развитие  детишек происходит особенно быстро в дошкольном возрасте, когда просто невероятными темпами пополняется словарный запас детей, произносимые фразы становятся более осмысленными  и развернутыми, а звуковое оформление слов качественно улучшается. Существенную роль играет семья: если дома звучит правильная речь, то ребенок вряд ли будет обладать косноязычием и бедным словарем. Прекрасно, если малыш растет в окружении хорошо говорящих взрослых, но одного этого бывает недостаточно. Над развитием речи детей работают воспитатели в детских дошкольных учреждениях и учителя в школах. Если родители не останутся в стороне, и будут дополнительно развивать речевые способности своего малыша, то и результат не заставит себя ждать. Предлагаемые мною словесные игры не требуют какого-либо оборудования или наглядности. Их можно проводить по дороге в детский сад, на отдыхе, в транспорте,  в ожидании приёма у доктора и т. д. Эти  игровые приёмы не займут много времени, зато принесут пользу  и приятное общение.

Такое совместное времяпрепровождение позволит с лёгкостью сформировать богатый словарный запас; развить умение правильно использовать грамматические формы; освоить звуковую культуру речи и совершенствовать связную речь, тем самым достигнуть коммуникативной компетентности ребёнка.

Назови одним словом

Яблоко, груша, апельсин, мандарин – это всё фрукты;

сапоги, туфли, босоножки, кроссовки – это… (обувь);

ромашка, колокольчик, василёк, одуванчик – это… (цветы);

панама, кепка, шляпа, бандана – это … (головные уборы);

диван, кресло, тумбочка, шкаф – это … (мебель);

кастрюля, тарелка, сковорода, стакан – это … (посуда);

дятел, ласточка, скворец, воробей – это … (птицы).

Четвёртый лишний

Из четырех слов, названных взрослым, малыш выбирает одно — лишнее слово, которое по значению не вписывается в заданный ряд, так как у него нет признака, общего для трех остальных.

Диван, стол, кастрюля, шкаф (лишнее слово кастрюля, так как это посуда, а всё остальное мебель).

Дуб, берёза, одуванчик, липа.

Орёл, ворона, сова, гусь.

Босоножки, тапки, панама, сапоги.

Жёлтый, красный, сильный, зелёный.

Смелый, храбрый, отважный, злой.

Кто это? Что это?

Хитрая, рыжая, хищная… (лиса);

кислый, жёлтый,  сочный… (лимон);

высокая, стройная, зелёная … (ель);

мохнатый, большой, коричневый… (медведь);

сладкий, сочный, крупный … (арбуз)

Какой? Какая? Какое? Какие?

Задайте ребенку вопрос: «Каким бывает мяч?» (или любой другой хорошо знакомый ему предмет). Предложите подобрать подходящие к предмету свойства: «Мяч бывает большим или маленьким, красным или синим, пластмассовым или резиновым...»

Белка – …(пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, проворная, торопливая);

Дом - ... (деревянный, каменный, высокий, низкий, двухэтажный, пустой, старый, новый, кирпичный);

Пальто - …(красивое, тёплое, зимнее, короткое, длинное, старое, новое, дорогое, красное);

Облака - …(пушистые, лёгкие, белые, воздушные, высокие, красивые).

Какое что бывает?

Предложите рассказать, что бывает:

широким – …( река, дорога, лента, улица, кровать, полотенце);

вкусным – …(шоколад, пирог, , сок, обед, суп, торт, ужин, чай);

холодным – …(чай, снег, мороженое, лёд, ветер, дом, компот);

новым –  … (дом, стол, костюм , автомобиль, журнал);

зелёным - … (лук, огурец, крокодил, лист, сад, сквер).

Назови действия

Что можно сказать о самолёте, что он делает? (летит, гудит, взлетает, садится, поднимается и т. д.);

что можно сказать о снеге? (летает, падает, кружится, идёт, блестит, скрипит, ложится, тает, переливается);

что можно сказать о собаке? (лает, грызёт, виляет, спит, охраняет, бегает, ходит, крадётся, подпрыгивает, скулит)

что можно сказать о солнце (светит, греет, восходит, заходит, печёт, сияет, ласкает).

Скажи по-другому

Помогите малышу подобрать слова, близкие по значению. Если у человека плохое настроение, то о нём можно сказать, что он грустный, печальный, унылый.

Очень большой – … (огромный, громадный);

чистая вода - …(прозрачная);

самолёт сел - … (приземлился);

мальчик бежит - … (мчится, несётся);

смелый солдат - … (храбрый, отважный, стойкий);

красивое платье - … (восхитительное, прекрасное, нарядное, симпатичное);

дождь идёт - … (льёт, моросит, накрапывает, хлещет).

Один – много

Один – гриб, а если их много, то как мы скажем? (Грибов);

дерево – много (чего?)… деревьев;

лист - … (листьев);

корзина - … (корзин);

ёж - … (ежей);

белка - … (белок);

мальчик - … (мальчиков);

солнечный день - … (солнечных  дней);

тёмная туча - … (тёмных  туч);

съедобный гриб - … (съедобных грибов);

Скажи ласково

У утки клюв, а у утёнка – клювик;

у собаки лапы, а щенка - … лапки;

птица - … (птичка);

коляска - … (колясочка);

хвост - … (хвостик);

чёрное перо - … (чёрненькое пёрышко);

пёстрые крылья - … (пёстренькие крылышки);

серая спина - … (серенькая спинка)

Назови родителей

У щенка мама – собака, а папа – пёс;

у котёнка мама – … ( кошка), папа – … (кот);

у телёнка мама –  … (корова), папа – … ( бык);

у жеребёнка мама – лошадь, папа –  … (конь);

у козлёнка мама коза, папа – … (козёл);

у ягнёнка мама – … ( овца), папа – … ( баран);

у крольчёнка мама –  … (крольчиха), папа - … ( крол);

у цыплёнка мама - … ( курица), папа - … ( петух);

у утёнка мама –  … (утка), папа – … ( селезень);

у гусёнка мама – … ( гусыня), папа – … (гусь).

Угадай целое

Взрослый называет части предмета, а ребёнок должен угадать этот предмет (целое).

Кабина, кузов, колёса, фары, двери – грузовая машина.

Палуба, корма, каюта, штурвал - … (корабль).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни - … (дерево).

Хвост, крылья, кабина,  шасси,  иллюминатор - …(самолёт).

Голова, хвост, крылья, лапки, клюв, перья - … (птица).

Голова, туловище, плавники, чешуя, глаза … (рыба).

Найди рифму.

Предложите ребёнку подобрать пару созвучных слов: ночка – дочка, халат – салат.

Галка - …(палка, скалка, скакалка);

ёлка - … (пчёлка, тёлка, чёлка);

рубашка - … (пташка, кашка, букашка);

лягушка - … (подружка, попрыгушка, квакушка, кукушка, частушка);

Снежок - … (сапожок, кружок, флажок, дружок, бережок).

Придумай слово

Можно придумывать из одного слова другое, похожее, например, конверт из бумаги – бумажный конверт;

кисель из клюквы – … ( клюквенный кисель);

суп из овощей – … (овощной суп);

перчатки из кожи – … (кожаные перчатки);

стакан из стекла – … (стеклянный стакан);

варенье из малины –  … (малиновое варенье);

сапоги из резины –  … ( резиновые сапоги);

деталь из железа -  … (железная деталь);

скамейка из дерева –  … (деревянная скамейка);

крепость из снега –  … (снежная крепость);

дом из кирпича –  … (кирпичный дом).

Противоположные слова

Этот дом высокий, а этот  - низкий;

широкий –  … (узкий);

больной –  …(здоровый);

мелкий –  … (глубокий);

чистый –  …(грязный);

тонкий –  … (толстый);

холодный – …( горячий);

светлый –  … (тёмный);

легкий – … ( тяжёлый);

 длинный – …( короткий);

 кислый –  …(сладкий);

смелый –  …(трусливый);

ленивый –  …(трудолюбивый);

медленный – …(быстрый);

злой –  … (добрый);

умный –  … (глупый);

весёлый - … (грустный);

молодой –  … (пожилой);

Придумай слово

На звук К… (кошка, кот, конфета, каша, карандаш, кузнечик).

На звук КЬ… (кирпич, кит, кеды, кепка).

На звук Л … (лодка, лампа, лопух, ласточка, лапти, ландыш).

На звук ЛЬ… (лимон, липа, лето, лестница, леденец, Лена).

На слог МА...  ( маска, мама, матрешка, малина, малина).

На слог СА…  (сапоги, салют, санки, сарафан, сахар).

На слог РУ… (рука, рукавица, рубанок, ручка, рубашка).

Назови первый звук в словах.

Удочка, альбом, облако, игла, комната, собака, сито, кит, забор, земля, носок, нитки, лопата, лимон, вата, винт, гуси, гитара, дом, день, банка, бинокль, щит, часы, шалаш, жара, медаль, молоко, плита, петух, ромашка, рюкзак, торт, телефон, факел, фильм.

Звуковая цепочка.

Многие игры в слова знакомы родителям с детства. Самый простой и известный вариант – игра, в которой участники по очереди называют слова, начинающиеся на последний звук в предыдущем слове.

Телефон, насос, сапоги, игла, аист, торт, танк, кактус, самолёт, туфли, ириска, арка, азбука, аквариум, мак, кот, танец, цирк, конфета, артист.. и т.д.

Добавь словечко

Я пью,  ты пьёшь, мы пьём.

Я стою,  ты …(стоишь), мы … (стоим).

Я пою,  ты …(поёшь), мы … (поём).

Я читаю,  ты … (читаешь), мы … (читаем).

Я кушаю,  ты … (кушаешь), мы … (кушаем).

Выполни действие

Взрослый называет любое действие в настоящем времени, а ребёнок  называет действие, которое уже выполнено: ест – съел; гуляет – погулял.

Рисует - … (нарисовал); пишет - … (написал); поливает - … (полил); вытирает - … (вытер); копает - … (выкопал); собирает - … (собрал); несёт - … (принёс); ищет - … (нашёл); ловит - … (поймал); смотрит - … (смотрел); летит - … (прилетел).

Закончи фразу

Колючий … (еж), воздушный … (шар), высокий … (дом),  пушистый …  (кот), хитрая … (лиса), мягкая … (вата), холодная …(вода), веселые … (дети); веселый … (гном), свежий … (хлеб), горячий … (блин), кленовый … (лист); стеклянная … (банка), новая … (кофта), домашние … (тапки).

Где что моно делать?

Спросите у малыша, что можно делать в лесу? – гулять, собирать грибы, слушать птиц, отдыхать, наслаждаться красотой, дышать воздухом.

Что можно делать на реке? - … (купаться, нырять, ловить рыбу, кататься на лодке).

Что можно делать в детском саду? - …(играть, общаться с друзьями, узнавать что-то новое, учиться, танцевать, петь, конструировать, рассматривать книги).

Что можно делать в магазине? - … (делать покупки, рассматривать товар, интересоваться новинками, спрашивать продавца, встретить знакомых.

Почему так говорят

Узнайте у ребёнка, как он понимает выражение: «растёт не по дням, а по часам»  (растёт очень быстро).

«Одна нога здесь, другая там»,   «Свалился, как снег на голову»,    «Надуть губы»,   «Летел, как угорелый»,  «Зарубить на носу»,   «Как гром среди ясного неба»,  «У страха глаза велики»,  «Сгореть со стыда»,  «Ахнуть не успел».

Закончи предложение

Начните говорить предложение, но оборвите его на самом интересном месте и попросите закончить. Предложения могут быть такими:

На улице стало сухо, потому что выглянуло солнышко.

 Начался дождь, поэтому… .

 Я надел теплую куртку, потому что... .

Растения нужно поливать для того, чтобы… .

Мы пойдём гулять, если…

Дети сели в лодку, чтобы.. .

Исправь ошибку.

Предложите ребёнку найти ошибку и правильно составить предложение.

Конура залезла в  собаку.

 Лужа перепрыгнула через меня.

 Стул залез под котёнка.

 На лягушку прыгнула трава.

 Кустик спрятался за ёжика.

Щука поймала рыболова.

Список использованной литературы

1. Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря. М.: Творческий центр «Сфера», 20011.

2. Шадрина Л.Г. Развитие речи-рассуждения у детей 5 – 7 лет. М.: Творческий центр «Сфера», 2012.

3. Журналы «Логопед» за 2011,2012гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...