Коррекционно-оздоровительный проект «Азбука дыхания»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Садрева Лариса Николаевна

КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "АЗБУКА ДЫХАНИЯ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sadreva_l.n._proekt_azbuka_dyhaniya.docx408.29 КБ

Предварительный просмотр:

                   Коррекционно-оздоровительный проект «Азбука дыхания»

                                                                                                  Садрева Л.Н.-учитель-логопед

                                                                                                                        высшей кв. категории

                                                                                                                         МБДОУ №3 «Огонек»

                                                                                                                          пгт Камские Поляны

       Тип проекта:

  • По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, оздоровительный.
  • По содержанию: психолого-педагогический.
  • По числу участников проекта: группа  детей с тяжелыми нарушениями речи.
  • По времени проведения: продолжительный.
  • По характеру контактов: в рамках МБДОУ №3 «Огонек» пгт. Камские Поляны.

        Актуальность темы:

           Внедрение  здоровьесберегающих  технологий в деятельность образовательных учреждений требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевой патологией.   Авторы коррекционных методик по устранению тяжелых нарушений речи значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое  у  детей с речевой патологией  нарушено (Л.С.Волкова, В.И.Селиверстов, А.Г.Ипполитова, З.А.Репина, М.Е.Хватцев).

           Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

        Разработанные методики А.Г.Ипполитовой, Н.А.Рождественской и Е.Л.Пеллингер, К.П.Бутейко, А.Н.Стрельниковой,  М.Норбекова используются логопедами частично, и их приходится адаптировать к логопедической практике, так как тренинговые комплексы неинтересны детям, трудны для них и малопонятны.  Значительная часть этих методик не учитывает положения А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия о мотивации как главного фактора, определяющего качественное порождение речевого высказывания.

         В настоящее время в детских учреждениях практически нет  методик, программ группового обучения детей  навыкам  регуляции дыхания. Известные комплексы лечебной  физкультуры предполагают,  как правило, выполнение упражнений, направленных на глубокое дыхание, гипервентиляцию  легких, упражнений с удлиненным и усиленным выдохом. Это в определенной степени противоречит тенденции  к экономизации дыхания, характерной для детского возраста.

         Основные принципы проекта:

  • принцип доступности  и осознанности управления своим дыханием;
  • принцип наглядности и последовательности овладения дыхательными упражнениями и дыхательной диагностикой;
  • принцип индивидуального подхода;
  • принцип комплексного подхода, проявляющийся во взаимодействии специалистов педагогического и медицинского профиля.

         Цель проекта:  сформировать у детей энергетически экономный, диафрагмальный   тип

                                     дыхания.

          Задачи проекта: 

  •   ознакомить персонал учреждения и родителей с теоретическими и методическими основами проекта и сделать их активными участниками;
  •   изучить заболеваемость детей и провести дыхательную диагностику;
  •   обучить персонал учреждения и родителей основам диафрагмального дыхания,   элементам метода экономного дыхания;
  •   сформировать у детей определенные знания об основных элементах дыхательной системы и их функциях;
  •   обучить детей регуляции дыхания в покое, в движении и во время разговора.

   Участники проекта: логопед, дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, физрук, медицинский персонал.

           Гипотеза проекта:  мы предположили, что целенаправленная работа по изучению процесса дыхания и обучению детей навыкам регуляции дыхания  может сформировать у детей с речевыми нарушениями  энергетически экономный, диафрагмальный тип дыхания в сжатые сроки, и без ущерба для их психофизического здоровья, а также обеспечить комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание.

         Методы проекта: создание развивающей среды, логоритмика, уроки здоровья, игры и упражнения, диагностика, работа с родителями, работа с педагогами, праздник правильной речи.

          Пути реализации проекта:

  • для педагогов и родителей: лекции, семинары-практикумы, показ открытых занятий, домашнее задание.
  • для детей: занятия, логотренинги, психологические тесты в виде загадок и рисунков, опыты, дыхательная гимнастика, игры и упражнения, прогулки, самостоятельная деятельность.

          Этапы проекта:

1 этап – подготовительный (сентябрь, октябрь);

2 этап – изучение процесса дыхания (ноябрь, декабрь, январь);

3 этап –  практическое обучение навыкам регуляции дыхания в покое, в движении и в процессе  речи (февраль, март, апрель, май).

                                                            Перспективный план работы на 2 этапе                                 

Тема занятия,    знания

Умения и  навыки

Упр-я и игры

Октябрь

1

«Йоник из страны Эфирия»

Знать, что дыхание – основа жизни.

Познакомить с понятием «воздух», дать представление о том, какую роль он играет в жизни человека.

Освоить технику психологического дыхательного настроя и первичные приемы дыхательной гимнастики.

«Пузырьки»,

«Осенние цветочки», «Клубок для котенка»

2

«Воздушный океан. Свойства воздуха»

Уточнить и расширить знания о воздухе и его свойствах. Рассказать об основных причинах загрязнения воздуха и откуда берется чистый воздух.

Научить  дышать через нос и правильно выполнять дыхательную гимнастику

«Узнай овощ»,

 «Сдуй мотыль

ка с цветка», «Носик и ротик поучим дышать»

3

«Волшебство дыхания носом. Микробы»

Знать, что существуют микробы и как они попадают в организм. Познакомить со строением носа и  его функциями

Закрепить носовое дыхание. Учить делать вдохи каждой ноздрей по отдельности и двумя одновременно.

«Узнай фрукт»,

«Расколдуй картинку», «Бегущие утята»

4

«Гигиена носа. Передача инфекции»

Знать, что микробы вызывают заболевания. При чихании они могут перейти от больного человека к здоровому. Знать способы защиты от инфекции.

Научить детей  правильно освобождать нос от слизи, каждую полость носа отдельно. Закрепить умение закрывать лицо рукой при чихании.

«Ароматные коробочки»,

«Подуй на свечу», «Ворона»

Ноябрь

1

«Музыка дыхания. Волшебство долгого звука»

Знать, что силу выдоха можно тренировать с помощью звукового дыхательного теста.

Уметь проводить звуковой дыхательный тест. Научиться долго держать звук: м-м-м, а для этого набирать очень много воздуха.

«Мычалки»,

«Чей паровоз громче и дольше гудит?», «Выровняй дорогу»

2

«Волшебство сильного выдоха»

Знать, что силу выдоха можно тренировать с помощью игры «Воздушная стрельба»

Научить играть на различных духовых инструментах. Уметь хорошо стрелять из воздушного ружья.

«Блоуспорт»,

«Воздушные шары», «Ветерок»

3

«Правила дыхания»

Познакомить детей с основными правилами дыхания: дышать только носом; не поднимать плечи; в дыхании активно участвовать живот.

Закрепить носовое и диафрагмальное дыхание. Уметь надувать воздушные шарики.

«Кто больше сдует одуванчиков», «Страшный сон мышонка»,  «Эхо»

4

«Волшебство больших легких»

Ознакомить детей с положением легких. Изучить движение воздуха при дыхании. Познакомить с  двухфазным и трехфазным дыханием.

Изучить глубокое (неэкономное) дыхание и тихое (экономное).

«Чья мельница вертится быстрее»,  «Вьюга», «Погрей ладошки»

Декабрь

1

«Волшебство диафрагмы»

Ознакомить детей с положением диафрагмы, с принципами дилафрагмаьного дыхания.

Научить правильному дыханию животом (диафрагмальному) и тихому (экономичному) дыханию через нос.

«Медвежонок в берлоге»,

«Дятел»,

«Шарик»

2

«Правильная осанка»

Ознакомить детей с понятием «правильная осанка». Изучить правильную и неправильную осанку. Ознакомить с отрицательным влиянием неправильной осанки на здоровье.

Научить контролировать правильную осанку в покое и в движении. Уметь сравнивать осанки у «хороших» и «плохих» героев сказки.

Игра на дудочках и губной гармошке.

«Сдуй  снежинки»,   «Водное поло»

3

«Правильное питание»

Ознакомить с понятием «правильное питание». Ознакомить детей с отрицательным влиянием жирного питания на здоровье.

Научить детей не переедать, следить за своим питанием, заниматься спортом. Закрепить носовое и диафрагмальное дыхание.

«Ах, какой аромат!»,

«Каша кипит», «Дровосек», «Секрет»

4

«Светофор дыхания»

Закрепить с детьми основные правила дыхания с помощью специальных рисунков.

Учить детей следить за правильной осанкой в покое и в движении. Закрепить носовое и диафрагмальное дыхание.

«Цветные мотыльки»,

«У кого пузырей больше?»,  «Пила»

                                                                     

                                                                      Перспективный план работы на 3 этапе  

 

   

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

   Январь

Обучать регуляции дыхания в покое

«Охота»

«Больной зуб»

«Чей кораблик уплывет дальше?»,

 «Капризуля»

«Жук  жужжит»

«Сдуть колобка с пенька»

«Самолет»

«Кто выше»

«Паровоз гудит»

 «Вьюга»

 «Поиграем животиком»

«На турнике»

Февраль

Обучать регуляции дыхания во время разговора

«Прялица» «Пальчики здороваются» «Покатай карандаш»

«Трубачи»

«Часики» «Петушок кричит»

«Колыбельная»

«Чудо-лесенка»

«Считай до пяти»

 «Бабка сеяла горох»        стихи  и поговорки на выдохе                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

     Март

Обучать регуляции дыхания в покое и в движении (методика Стрельниковой)

«Ладошки»

«Погончики»

«Китайский болванчик»

«Кошка»

«Обними плечи»

«Игрушка - неваляшка»

«Повороты головы», «Перекаты»

 «Рок-н-ролл»

«Носочки-пяточки»

 «Маятник головой», «Насос»

   Апрель

Учить детей регулировать дыхательный ритм

«Пила»

«Повороты»

«Обезьянка»

«Перекаты»

«Хлопки»

«Насос на четвереньках

«Стирка», «Ищем

землянику», «Рок-н-ролл на четвереньках»

«Зарядка»

«Одуванчик»

«Попрыгунчик»

Май

Закреплять энергетически экономный, диафрагмальный тип дыхания

«Надуй шарик»

«Часики»

«Водолазы выглядывают из воды»

«Щука»

«Наклоны»

«Водолазы выходят из воды»

«Шагают ножки»

«Вдох – выдох»

«Пожарники»

«Ветер дует»

«Деревце качается»

«Сильный живот»

                Дыхательная диагностика по методике М.Л.Лазарева

  • Частота дыхания: И.п. сидя на стуле. Необходимо дать ребенку успокоиться в течении 5 минут. Затем подсчитать число дыхательных движений (вдохов или выдохов) за 1 минуту.
  • Звуковая проба: И.п. – стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносит звук «м» с закрытым ртом, как можно дольше до следующего вдоха. По секундомеру вслух ведется счет секунд.
  • Задержка дыхания на вдохе (проба Генчи): И.п. – стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а с третьим глубоким вдохом закрывает рукой рот и нос одновременно и терпит  до желания сделать выдох. По секундомеру вслух ведется счет секунд.
  • Задержка дыхания на выдохе (проба Штанге): И.п. –  стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха; третий вдох глубокий и затем полный (максимальный) выдох. Рукой одновременно зажимаются рот и нос, ребенок терпит до желания сделать вдох. По секундомеру вслух ведется счет.
  • Жизненная емкость легких: Измеряется с помощью спирометра. И.п. – стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха. Затем, глубоко вдохнув и взяв  мундштук спирометра в рот, не закрывая задней части прибора, делается долгий максимальный  сильный выдох. Проводится два последовательных измерения. Максимальный показатель прибора фиксируется.
  • Воздушная стрельба: И.п. – стоя.  Стрельба осуществляется с помощью воздушной трубки со стрелами. Оценивается дальность вылета стрелы.        

Частота

дыхания

(за  мин.)

Звуко-

вая

проба

(сек.)

Задержка

дыхания на вдохе (сек.)

пр. Генчи

Задержка

дыхания на

выдохе (с.)

пр.Штанге

Жизнен-ная

емкость

легких (л)

Воздуш-ная

стрельба

(метр)

Надува-

ние

воздуш.

шара(с.)

мал.

дев.

мал

дев

мал

дев

мал

дев

мал

дев

мал

дев

мал

дев

1 этап

25

25

   7

 5

 10

  8

   8

   6

1,0

0,9

1,5

1,5

50

55

2 этап

22

 22

 10

 8

 13

 11

  10

   8

1,2

1,1

2,0

1,8

40

45

3 этап

20

 20

 13

 11

 16

  14

  12

  10

1,4

1,3

2,5

2,3

30

35

         Результаты мальчиков                                                     Результаты девочек

 

         

  К концу года у детей  подготовительной  логопедической группы №8 «Ромашка» МБДОУ №3 «Огонек» были получены следующие результаты:

  • частота дыхания уменьшилась и приблизилась к норме;
  • звуковая проба продлилась на 6 секунд;
  • задержка дыхания на вдохе увеличилась на 6 секунд;
  • задержка дыхания на выдохе – на 4 секунды;
  • жизненный объём лёгких увеличился на 0,4 литра;
  • дальность полета стрелы при воздушной стрельбе увеличилась на  метр;
  • время надувания воздушного шара сократилось на 20 секунд.

          Основная цель проекта была достигнута –  у детей с речевыми нарушениями был сформирован энергетически экономный, диафрагмальный тип дыхания в сжатые сроки, и без ущерба для их психофизического здоровья, а также было обеспечено комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание. Дети не только овладели правильным физиологическим и речевым дыханием, но и значительно улучшили состояние своего здоровья, понизилась заболеваемость с 0,4 до 0,2.

Заключение: 

        Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый   процесс. Физиологическая, вегетативная функция – дыхание, доступна для самопроизвольной регуляции у детей уже с 3 - 4 летнего возраста. В речи вдох короткий, а выдох длинный, поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. И только регулярные занятия дыхательной гимнастикой  способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

          Результаты логопедического  эксперимента показывают: работа, направленная на развитие дыхания детей старшего дошкольного возраста, дает положительный эффект — увеличивает длительность и силу внеречевого выдоха, оказывает влияние на воспитание речевого дыхания, возможность дольше воспроизводить звуки речи, больше слов произносить на одном выдохе. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.

           Своевременное и систематическое обучение детей навыкам регуляции дыхания способствует гармоничному развитию ребенка, повышению физиологических резервов его организма. Наличие достаточных резервов дыхательной системы обеспечивает высокий уровень двигательной активности ребенка, правильное развитие речевой функции. Способность  ребенка к произвольной регуляции дыхания является физиологическим базисом для формирования более сложных навыков психофизиологической саморегуляции в подростковом возрасте. Это позволяет поддерживать состояние здоровья детей на достаточно высоком уровне, успешно проводить профилактическую и коррекционную работу.

    Методическое обеспечение проекта:

  1. Андреев Ю.А. Твое волшебное дыхание. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2008 – 160 с.
  2. Белякова Л. И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.,2005
  3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. ВАКО, 2005. – 240 с.
  4. Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе. – М.: Просвещение, 2007 -  

47 с.

  1. Зильбер А.П. Дыхательная недостаточность. – М.: Медицина, 1989.
  2. Зинатулин С.Н. Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания. – М.: Айрис-пресс, 2007 – 64 с.
  3. Зубко И.Л., Никитина Е.М. О правильном дыхании.// Логопед. №4 -  2007, стр.114-119.
  4. Кривцова Т.А. Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2 – 3 лет. //Логопед №6, 2007,   с. 38-55.
  5. Леонова С.В. Веселая разминка.// логопед  №6, 2004.стр. 83 – 89.
  6. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР. //Дошкольная педагогика. №1, 2007, стр. 29-32.
  7.  Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» для дошк. образоват. учреждений /М.Л.Лазарев. – М.: Мнемозина, 2004 – 39 с.
  8.  Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика  для детей. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 112 с.

                                 

                                       Системная паутинка к проекту «Азбука дыхания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини - проект "Азбука дыхания"

Участники проекта дети подготовительной группы "Семицйветик", воспитатели, родители. Главной особенностью данной работы  является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и ...

Паспорт познавательно-оздоровительного проекта "Азбука дыхания"

Паспорт познавательно-оздоровительного проекта "Азбука дыхания"...

Лэпбук Проект " Азбука здорового дыхания".

Создание пособия для НОД,СОД,Индивидуальных занятий...

Проект " Азбука здорового дыхания" ЛОГОРИТМИКА

quot;Логоритмика" участники : воспитатели группы ,дети,родители и  логопед....

АВТОРСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ШКОЛА ВОЛШЕБНОГО ДЫХАНИЯ"

АВТОРСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ШКОЛА ВОЛШЕБНОГО ДЫХАНИЯ"...

Проект «Азбука дыхания»

Проект  «Азбука дыхания»...

ПЛАН УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ «Азбука дыхания» в младшей группе № 2 «Семицветик» МБДОУ ДС №7 «Лесная поляна»

Календарный план-график работ по проекту включает в себя подготовительный этап (Анализ развивающей предметно – пространственной среды группы для определения необходимого уровня дооснащения, разр...