Возрастные особенности формирования звуковой культуры речи. Организация и методика проведения НОД.
материал по логопедии

Семинар для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_v-y_po_formir.zkr_u_detey_ml.i_sr.vozrasta.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Первая младшая группа (от двух до трех лет)

 В этом возрасте дети обладают огромными возможностями усвоения звуковой стороны речи. Слуховое восприятие трехлетними детьми речевых звуков более совершенно, чем их речедвигательные умения.

 Дети этого возраста начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка — кошка — мошка),

Однако звуковая сторона их речи продолжает оставаться несовершенной: дети не произносят ряд звуков и часто заменяют их более легкими для произношения.

Поэтому большая часть заданий должна быть направлена на уточнение и закрепление правильного произношения звуков, которые следует давать в определенной последовательности, с учетом их артикуляционной трудности. В этом возрасте уточняется произношение почти всех звуков русского языка, кроме группы шипящих ([ш], [ж], [ч'], [щ']) и звуков [л], [р].

Основной задачей воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни является обучение их правильному произношению звуков, отчетливому и внятному произнесению слов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НОД

Первая младшая группа (от двух до трех лет)

В первой младшей группе специальные НОД по звуковой культуре речи желательно проводить не реже одного - двух раз в месяц. Кроме того, 2-3 упражнения следует включать в НОД по родному языку. 

Упражнения, которые предлагаются детям как часть НОД по развитию речи, включают работу по уточнению и закреплению отдельных звуков, выработке правильного продолжительного выдоха через рот. В качестве, например, подготовительных упражнений для развития речевого дыхания используется игра «Ветерок» (дети дуют на тонкие полоски бумаги).

Чтобы научить детей четко произносить звуки в словах и фразах, необходимо прежде всего уточнить и закрепить их произношение в изолированном виде или в несложных звукосочетаниях. Начинать нужно с освоения простых звуков (гласных [а], [у], [и], [о], [ы], согласных [н], [п], [б], [т] и т. д

Для уточнения и закрепления различных звуков в качестве речевого материала на данном возрастном этапе используется  звукоподражания.

(звук [у] — с гудком паровоза или гулом самолета,

звук [и] — с криком лошадки и т. д.).

Уточнению и закреплению звуков способствуют также инсценировки, в которых воспитатель предлагает детям, например, позвать гусенка, показать, как кричит жеребенок (произнести га-га-га или иго-го с целью закрепления звука [г]).

Далее звуки закрепляются  в словах. Для этого в качестве речевого материала воспитатель сначала подбирает слова, которые дети произносят без особого труда (типа: дом, кот, Катя, лиса, бумага и т. д.).

Дальнейшее закрепление звуков осуществляется во фразовой речи. Повторяют вслед за воспитателем потешки или отдельные строчки из них. Полезно предлагать детям проговаривать шутки - чистоговорки, в которых звук неоднократно повторяется в различных слогах и словах.  Например,  «Ко-ко-ко — не ходите далеко.
 Развивая слуховое восприятие, следует обращать внимание детей и на то, что одни и те же звуки, звукосочетания, слова и фразы могут произноситься громко и тихо, быстро и медленно.

         ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)

В этом возрасте у дошкольников происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата. Малыши начинают правильно произносить многие звуки родного языка, согласные звуки смягчаются реже (санки вместо сянки).

Большинство детей неверно произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими свистящими

В многосложных словах дети нередко пропускают или переставляют отдельные звуки.

На данном возрастном этапе одной из основных задач воспитания звуковой культуры речи, как и прежде, является работа над формированием правильного звукопроизношения, то есть упражнение в произношении тех звуков, уточнение и закрепление которых осуществлялось в первой младшей группе, но уже не в звуковых сочетаниях и простых словах, а в многосложных словах и фразах.

Детей четвертого года жизни обучают правильно произносить, без смягчения, согласные [т], [д], [с], [з] и другие звуки, четко воспроизводить многосложные слова, слова со стечением двух-трех и более согласных.

Задача развития голосового аппарата состоит в том, чтобы научить дошкольников в повседневном общении и на занятиях четко отвечать на вопросы, произносить звуки, звукосочетания, слова и фразы с различной громкостью.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НОД

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)

Во второй младшей группе проводится не менее одной НОД по звуковой культуре речи в месяц.

 И планируются  упражнения на совершенствование слухового внимания, речевого дыхания, артикуляции, включая их в содержание НОД по развитию речи, музыкальных занятий и др.

Формирование правильного звукопроизношения осуществляется в следующем порядке.

Сначала воспитатель закрепляет произношение гласных [а], [у], [и], [о], [э], [ы] (уточнение этих звуков проводилось в первой младшей группе).

Затем отрабатываются согласные: [м] ([м']), [п] ([п']), [6] ([б']); [т] ([т']), [д] ([д']); [к] ([к']), [г] ([г']), [х] ([х']); [ф] ([ф']), [в] ([в']); [с] ([с']), [з] ([з']), [й]; проводятся подготовительные упражнения по уточнению и закреплению правильного произношения шипящих [ш], [ж]", [ч']. [щ'].

Для развития артикуляционного аппарата воспитатель широко использует звукоподражательные слова, имитацию различных шумов, голосов животных с опорой на наглядность (игрушки, картинки).

Большое внимание уделяется развитию слухового восприятия, речевого слуха. В качестве упражнений педагог предлагает малышам определять на слух звучание разных детских музыкальных инструментов. Вне НОД организует игры, направленные на определение местонахождения звучащего предмета, на узнавание по голосу своих товарищей («Чей голос?», «Кто позвал?» и т. п. )

Педагог приучает малышей вслушиваться в слова. Например, детям предлагается найти среди игрушек или картинок с изображением предметов те, названия которых сходны по звучанию (мышка — мишка, ослик — козлик). Но до этого воспитатель называет игрушки или предметы, а затем выставляет сходные по названию и спрашивает: «Вова, где мишка?», «Лена, покажи мышку».

Продолжается работа над громкостью, плавностью речи.  Для этого педагог продолжает давать детям различные задания на развитие речевого дыхания: подуть на тонкие полоски бумаги (игра «Ветерок»), на бумажные снежинки, на другие легкие предметы; протяжно, на одном выдохе произнести гласные и согласные звуки: [у], [и], [в], [ф], [с], [з]; на одном выдохе повторить небольшую фразу, шутку чистоговорку (У Вовы кубики; За-за-за — к нам идет коза.)

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Средняя группа (от четырех до пяти лет)

На пятом году жизни у большинства детей  завершается процесс овладения звуками родного языка.

В этом возрасте произносительная сторона речи детей значительно улучшается: полностью исчезает смягчение согласных, пропуск звуков и слогов. Большинство воспитанников к концу года овладевают правильным произношением шипящих, звуков [л], [р] отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру.

Дети испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных, например: одновременно свистящие и шипящие, звуки [л] и [р]: старушка, лаборатория.

Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия.

Достаточно развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса в речи взрослых, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности.

Это дает детям  возможность и самим шире применять разные средства выразительности.

Говоря с различной громкостью, в разном темпе, дети начинают более точно передавать свои мысли.

У дошкольников удлиняется выдох. Гласные звуки они способны произносить в течение 3-7 секунд. Свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче — от 2 до 5 секунд. Это дает возможность детям произносить фразы, состоящие из большего количества слов.    

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НОД

Средняя группа (от четырех до пяти лет)

Во время НОД решается, как правило, несколько задач, но ведущей на данном возрастном этапе является формирование правильного звукопроизношения, выработка хорошей дикции, развитие фонематического восприятия.

Сначала воспитатель сообщает детям, какой звук будет изучаться, для этого он использует различные звукоподражания: гудение комара — звук [з], жужжание жука — [ж] и т. д. После того как дети усвоят, с каким звуком им предстоит работать, уточняется его артикуляция, правильность произношения каждым ребенком. На этой же НОД проводятся игры и упражнения, направленные на развитие у детей умения узнавать и слышать знакомый звук в слогах, словах, то есть предлагаются задания на развитие фонематического восприятия. В процессе уточнения и закрепления звонких согласных воспитатель может предложить детям произнести звук с различной громкостью, то есть одновременно он развивает их голосовой аппарат. При произнесении звуков ([с], [з], [ш], [ж]) он обращает внимание на длительность их произнесения (просит произнести звук как можно дольше на одном выдохе), что способствует развитию у детей речевого дыхания.

Следующий этап работы по воспитанию правильного произношения — закрепление звука в словах. Для этого используются игры и упражнения, в которых дети при помощи выделения звука голосом упражняются в четком и правильном его произношении. Одновременно даются задания на определение наличия звука в слове на слух и в произношении. Например, среди лежащих на столе игрушек назвать лишь ту, в названии которой есть звук [з]: заяц и кошка, коза и корова.

Необходимо больше внимания уделять выработке у детей пятого года жизни хорошей дикции. 

Педагог следит за правильностью и четкостью произнесения детьми слов (поправляет детей, говорящих нечетко).

Работа над дикцией должна обязательно включаться в содержание речевых НОД: при пересказах художественных произведении, составлении рассказов по картине. При этом воспитателю необходимо постоянно следить за тем, чтобы дети не только точно и связно излагали текст произведения или описывали картину, но и четко и ясно произносили слова и фразы.

На данном возрастном этапе продолжается работа по развитию у детей слухового восприятия и речевого слуха.

Задания, в которых нужно подуть на «листочки», «снежинки», сдуть с руки ватку, бумажку, выполненные в игровой форме, помогут укреплению речевого выдоха. Для развития голосового аппарата, для обучения детей умению менять громкость голоса используются известные в практике игры и упражнения типа: «Вьюга», «Ауканье», «Скажи, как я» и др.

Работа над интонационной выразительностью речи осуществляется во время НОД  по воспитанию звуковой культуры речи при заучивании стихотворений.

Воспитатель дает образец выразительного чтения сказок, рассказов, широко используя инсценировки.

 Чтобы дети на слух улавливали различные интонации, воспитатель предварительно показывает, как надо правильно произнести фразу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Роль воспитателя в формировании звуковой культуры речи в разные возрастные периоды»

Автор: Петришина Нина Иннокентьевна, старший воспитатель,МБДОУ детский сад № 10 города Усолье- Сибирское Иркутской областиРодительское собраниеАвтор: Петришина Нина Иннокентьевна, старший воспитатель,...

Консультация для воспитателей II младшей и средней возрастных групп по формированию звуковой культуры речи

Материал для воспитателей II младшей и средней возрастных групп по формированию звуковой культуры речи содержит формы, методы, приёмы, направленные на формирование правильного произношения звуков, выр...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Тема актуальна тем, что многие дети очень плохо владеютправильной речью. Становление правильной речи являетсязалогом успешностиребенка в дальнейшем его развитии.В дошкольном возрасте наиболее эффектив...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенности формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста....

«Особенности формирования звуковой культуры речи детей 4-5 лет»

Цель: Повысить уровень компетентности педагогов и специалистов ДОУ с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольник...