Игротека "Речь и мяч"
методическая разработка по логопедии

Речевые игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igroteka_rech_i_myach.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Игротека «Речь и мяч»

 Речевые игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

1.Игра с перебрасыванием мяча

 «Логопеду мяч бросай и животных называй»

(Варианты: «Логопеду мяч бросай, чётко фрукты называй»

                     «Логопеду мяч бросай, транспорт быстро называй»)

Цель: расширение словарного запаса за счёт обобщающих слов, развитие                        внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1

Ход игры. Логопед называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Логопед:                            Дети:

Овощи                                Картофель, огурец, капуста, помидор…

Фрукты                              Яблоко, груша, лимон, абрикос….

Деревья                              Берёза, сосна, дуб, тополь, рябина….

Домашние животные       Корова, лошадь, коза, овца, кошка…

Дикие животные               Тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц….

Вариант 2

Логопед называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

Логопед:                              Дети:

Огурец, помидор, репа       Овощи

2.Игра с мячом   «Животные и их детёныши»

«Человеческие дети знают всех зверей на свете»

Цель: закрепление в речи детей названий детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребёнку, логопед называет какое-либо  животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, называет детёныша этого животного.

Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча, прокатывание мяча, сидя на ковре.

У тигра-тигрёнок              У медведя-медвежонок        У коровы-телёнок       

У льва-львёнок                  У волка-волчонок                 У лошади-жеребёнок

У слона-слонёнок              У зайца-зайчонок                 У свиньи-поросёнок

У лося-лосёнок                  У белки-бельчонок               У собаки-щенок

3.Игра с мячом «Кто как разговаривает»

«Мяч лови, да поскорей назови язык зверей»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Вариант 1

Ход игры. Логопед поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

Корова        мычит

Тигр            рычит

Змея            шипит

Комар         пищит

Собака        лает

Волк           воет

Утка           крякает

Свинья       хрюкает

Вариант 2 Логопед, бросая ребёнку мяч, спрашивает: «Кто рычит, мычит, лает, кукует? И т.п.

4.Игра с перебрасыванием  мяча «Чей домик?»  «Кто где живёт?»

«Кто в берлоге, кто в норе?

  Назови-ка поскорей!

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «В».

Ход игры. Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, логопед задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая логопеду мяч, отвечает.

Вариант 1.

Логопед:                                             Дети:

Кто живёт в дупле?                           Белка.

Кто живёт в скворечнике?               Скворцы.

Кто живёт в гнезде?                          Птицы.

Кто живёт в будке?                           Собака.

Кто живёт в логове?                          Волк.

Вариант 2.

Логопед:                                             Дети:

Где живёт медведь?                          В берлоге.

Где живут пчёлы?                             В улье.

Вариант 3.

Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

5.Игра с мячом «Скажи ласково».

«Мячик маленький поймай, да словечко приласкай».

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (шар), а ребёнок, возвращая мяч логопеду, называет второе слово (шарик).

Стол-столик, ключ-ключик; Шапка-шапочка, белка-белочка; и т.п.

6.Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе»

«Человек легко находит, что в природе происходит».

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласовании слов в предложении.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает. Игру желательно проводить по темам.

Тема  «Весна»

Логопед:                                         Дети:

Солнце-что делает?                   Светит, греет.

Ручьи- что делают?                   Бегут, журчат.

Снег- что делает?                     Темнеет, тает.

Птицы-что делают?                 Прилетают, вьют гнёзда, поют песни.

Капель-что делает?                  Звенит.

7.Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»

«Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю»

Цель: развитее внимания, мыслительных операций.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребёнку, произнося при этом несогласованные слова: «Девочка играть». Ребёнок  произносит «Девочка играет» и бросает мяч обратно логопеду.

8.Игра «Кто чем занимается?

«Никогда мы не забудем, что умеют делать люди».

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания.

Вариант 1.

Ход игры. Бросая или прокатывая мяч ребёнку, логопед называет профессию, а ребёнок называет глагол, обозначающий, что делает  человек названной профессии.

Логопед:                                   Дети:

Строитель                                 строит

Повар                                         готовит, варит

Художник                                  рисует

Продавец                                   продаёт

Парикмахер                               стрижёт

Маляр                                         красит

Рыбак                                          рыбачит   и т.п.

Вариант 2 .

Логопед называет глагол, а ребёнок профессию (Продаёт - продавец)

9.Игра «Третий  лишний» («Четвёртый лишний»)

«Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас».

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребёнку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

-Голубой, красный, спелый.

-Кабачок, огурец, лимон.

-Осень, лето, суббота, зима.

-День, ночь, утро, весна.

Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

10.Игра «Где мяч?

 «Мячик, мячик, где лежишь?

    Ты от нас не убежишь!»

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.

Ход игры. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковёр, перед собой» и т.п.

Вариант: дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом…)

11.Игра «Вчера, сегодня, завтра»

«То, что было,  то, что будет,

  Каждый помнит – не забудет».

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, воображения, фразовой речи.

Ход игры. Сидя в кругу, дети перекидывают мяч друг другу и рассказывают о том, что было с ними вчера, сегодня и что они собираются делать завтра. Содержание рассказов может быть реальным и вымышленным.

Вариант: Логопед бросает мяч по очереди детям, задавая вопросы:

Отвечай  мне, будь добра,

Что ты делала вчера?

Всё ли сделал, что хотел?

За сегодня что успел?

Я ещё узнать хотела-

Что ты завтра будешь делать?

Дети, возвращая мяч логопеду, отвечают на вопросы.