как помочь ребенку заговорить
консультация по логопедии

Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем.

Родные и близкие ребенка могут помочь в этом специалистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ЗАГОВОРИТЬ16.76 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ЗАГОВОРИТЬ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Заботливая мама — первый учитель для своего ребёнка, самый важный человек в его жизни. Развивая своего малыша, мама может дать подчас даже больше, чем специалист в дошкольном учреждении. Каждая мама должна знать, что развитие речи — очень важный и многоплановый процесс. При правильно организованных занятиях можно не только развить устную речь, но в какой-то мере исправить её недостатки. Однако, если нарушения речи у ребёнка очень стойкие, мешают полноценному общению с окружающими, необходимо обратиться к логопеду, пройти обследование и начать систематические занятия. Но как же узнать, нарушена ли речь у малыша или нет? Что ему полагается говорить по возрасту, а что ещё рановато? И тут нам помогут знания о нормах развития речи деток-дошкольников.

    Гуление — неосознанные комплексы из звуков, некоторых мягких согласных и гласных. Например, «кх», «аиа», кряхтение. Гуление должно появиться уже в

1,5 - 2 месяца. Надо помнить, что развитие речи малышей первого года жизни неразрывно связано с моторным развитием. Так и говорят: «психомоторное развитие». Это значит, что моторное и психическое развитие взаимосвязаны, одно без другого невозможно. Усвоения нового двигательного навыка, например, вставания на ножки, переходит на новый уровень и речевой активности.

Лепет можно услышать уже в 6 месяцев. Но в 6 месяцев малыш лепечет неосознанно, подражая речи взрослых: «ба-аба-ба», «ди-дя-дя», «ама-ма-ма», «кха-ка-ка» и т.д. Лепетные слова появляются с 9 месяцев и раньше. Могут оставаться надолго: «ам» (кушать), «а-а» (спать), «бо-бо» (больно). Эти первые аморфные слова можно считать полноценными словами.

    После 9 месяцев к году появляются первые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пи» (пить), «ам». А чуть позже, появляются звукоподражания: «му» (корова), «ав» (собака), «би-би» (машина).

    К 2 годам у малыша уже должна быть сформирована фразовая речь. В 2 года ребенок начинает сразу и много говорить длинными сложными предложениями. Но не стоит переживать, если речевое развитие у вашего малыша протекает несколько медленнее, чем обычно. Все детки разные, у каждого свой темп развития. Пусть фразы пока не всегда понятны и состоят из 2 слов, часто лепетных. Главное — появилась фраза. Например: «мама», «пи» (мама, я хочу пить). А в 1 год 10 месяцев обязательно должны быть осознанные слова в активной речи, из которых и складываются чуть позже предложения.

Если малышу уже исполнилось 2 года, вам предстоит совершить свой первый визит к логопеду в поликлинику. Если малыш плохо понимает обращенную речь и не говорит предложениями (фразами), опытный логопед это всегда заметит и объяснит, что нужно делать дальше. Если малыш в 2,6 и в 3 года говорит плохо, его речь непонятна для окружающих, то необходимо начать занятия по развитию речи.

    Наличие фразы — это знак, что речь развивается хорошо, но, возможно, медленно. Чтобы расширить активный словарь, привлекайте малыша к сборам на прогулку, советуйтесь с ним: «Как ты думаешь, что нам взять: машинку или вертушку?». Он обязательно ответит, как сможет; малыши обычно очень ценят такое доверие взрослых. Не забывайте, что активный словарь не появится, пока недостаточно развит пассивный. Пассивный словарь — это фундамент активного. Давайте разнообразные задания: «Принеси мне, пожалуйста, красный шарф из коридора». «Что возьмём на прогулку — санки или ледянку? Принеси тогда санки с балкона». А можно и посложнее: «Принеси мне зайку из шкафа и машинку из кухни». «Принеси мне, пожалуйста, большую книгу с нижней полки шкафа» и т.д. По законам логопедии, отсутствие развёрнутого высказывания к 3 годам неизбежно отражается и на понимании обращенной речи (грамматических конструкций, двух-трёхступенчатых инструкций, например: «Положи мишку в шкаф, возьми оттуда мячик и спрячь под кровать»).

    Попробуйте простимулировать возникновение фразы проблемными ситуациями. Например, малыш сел на машинку, а вы стоите рядом. Ребенок хочет, чтобы вы покатали его, но вы «не понимаете», чего он хочет. Он будет вынужден сказать «кати!». Посадив ребенка кушать, «забудьте» положить ему столовые приборы (или то, что нельзя просто подойти и взять). Что он будет делать? Скорее всего, попросит: «дай». Сделайте вид, что вы не понимаете, что ему нужно: «Что дать?» Тогда ребенок вынужден будет сказать фразу из 2 слов: «Дай ложку». Это уже хорошо. Похвалите его за это. Вынуждайте его построить 2-словную (только из 2 слов!) фразу. Например: «Идём туда (дем удя)», «Купи машинку (пи ику)» и т.д.

С малышами, которые задерживаются в речевом развитии, нужно очень много заниматься. Обучите малыша глаголам «кати», «дай», «неси» (как вариант — «си»), «бух» (или «упал», «пай»), «пей», «хочу» (можно как «чу» или «тю»). Затем, когда случается ситуация, вы много раз произносите это слово. Желательно, чтобы малыш видел ваш рот, язычок, губы. Ребенку намного легче будет общаться. Сразу и двухсловные предложения появятся: «Мама спит», «Мишка кушает», «Мишка, иди!» Хорошо, если всё это через шутку, игру, веселье. Не получилось в этот раз — не беда, в другой получится. Во время игры проговаривайте свои действия, чётко говорите, короткими предложениями. Но не утомляйте ребёнка, не настаивайте. Упрямится, злится, отступите: «Давай пойдём лепить куличики». Переключите его сразу. Помните, с малышами все занятия должны проходить только через игру. Задержка речи  часто сопровождается дефицитом внимания и некоторой возбудимостью, истощаемостью. Посетить психоневролога нужно обязательно. Иногда необходимо медикаментозное вмешательство для стимуляции речевого развития. Повторюсь, если есть возможность, обследуйтесь у дефектолога и нейропсихолога. Очень важно понять, почему речь «стоит» фактически на месте, в чём причина.      Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку заговорить

Консультация для родителей...

Как помочь ребенку заговорить.

Развитие речи ребенка имеет два основных направления: пассивное владение словом( т,е. понимание речи) и активное (т.Е говорение). Обычно пассивная речь опережает активную. Ребенок может вплоть до 2 ле...

Рекомендации для родителей. Как помочь ребенку заговорить?

Статья содержит рекомендации логопеда родителям детей раннего возраста по развитию речи, а также информацию об основных этапах формирования речи....

Как помочь ребенку заговорить

информация для родителей....

Как помочь ребенку заговорить.

В последнее время дети начинают позно разговаривать. Причин много, но одна из причин скрыта в неправильном общении родителей с ребёнком. Предлагаю вашему вниманию рекомендации, с  чего начать есл...

" Как помочь ребенку заговорить"

Консультация для родителей для первой младшей группы...