КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развиваем фонематический слух»
консультация по логопедии (старшая группа)

Фадеева Яна Александровна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Развиваем фонематический слух»

Выполнила:Фадеева Я.А.

          Фонематический слух - это способность воспринимать на слух все    звуки речи, особенно близкие по звучанию, и выполнять элементарный звуковой анализ. Другими словами, фонематический слух – это умение сосредоточиться на звуке.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить с помощью различных игровых упражнений.

Развивать фонематический слух необходимо опираясь на 2 этапа.

Первый этап- развиваем слуховое восприятие на неречевых звуках:           

звуки издаваемых различными предметами; различение силы, высоты голоса, то есть звучащей речи.

Второй этап- развиваем фонематический слух на речевом материале:

Различение отдельных слогов; различение отдельных звуков речи.

Первый этап.

  1. «Угадай, что звучит». Используются любые бытовые ситуации: шум воды, звон посуды, шум машины за окном, лай собаки, шум дождя и т.п.

«Где звенит?» Ребенок стоит с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается по комнате и звенит. Ребенок указывает направление звука.

  1. «Ушки-слушки». Взрослый показывает ребенку деревянные, металлические ложки, стеклянные стаканы. Дети слушают звуки этих предметов. Установив ширму, взрослый воспроизводит звучание этих предметов. Ребенок должен угадать, какой предмет звучал.
  2. «Шумящие мешочки». Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: скрепки, пуговицы, крупа и т.п.       Ребенок должен угадать по звуку мешочка, что у него внутри.
  3. «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка- пауза, один хлопок- пауза.

Второй этап.

  1. «Выбирайка». Покажите ребенку картинки сл словами, похожими

 по звучанию (коза-коса, лук-люк, мышка-мишка, сом-дом). Мама называет слово, а ребенок выбирает верную картинку.

  1. «Кто как звучит?». Ребенку предлагают воспроизвести звуки-имитации. Например: «ж-ж-ж»- жужжит жук, «с-с-с»- течет вода,     «р-р-р»- рычит тигр.
  2. «Поймай звук». Взрослый произносит звуки, а ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «ш»!»
  3. «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов: «ша-ша-са-ша», «па-па-па-ба», а   ребенок должен топнуть, когда услышит лишний слог.
  4. «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (веник-феник-сеник, меник; хобака-бобака-собака). Задача ребенка- хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант ответа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Развиваем фонематический слух»

Выполнила:Фадеева Я.А.

          Фонематический слух - это способность воспринимать на слух все    звуки речи, особенно близкие по звучанию, и выполнять элементарный звуковой анализ. Другими словами, фонематический слух – это умение сосредоточиться на звуке.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить с помощью различных игровых упражнений.

Развивать фонематический слух необходимо опираясь на 2 этапа.

Первый этап- развиваем слуховое восприятие на неречевых звуках:            

звуки издаваемых различными предметами; различение силы, высоты голоса, то есть звучащей речи.

Второй этап- развиваем фонематический слух на речевом материале:

Различение отдельных слогов; различение отдельных звуков речи.

Первый этап.

  1. «Угадай, что звучит». Используются любые бытовые ситуации: шум воды, звон посуды, шум машины за окном, лай собаки, шум дождя и т.п.

«Где звенит?» Ребенок стоит с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается по комнате и звенит. Ребенок указывает направление звука.

  1. «Ушки-слушки». Взрослый показывает ребенку деревянные, металлические ложки, стеклянные стаканы. Дети слушают звуки этих предметов. Установив ширму, взрослый воспроизводит звучание этих предметов. Ребенок должен угадать, какой предмет звучал.
  2. «Шумящие мешочки». Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: скрепки, пуговицы, крупа и т.п.       Ребенок должен угадать по звуку мешочка, что у него внутри.
  3. «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка- пауза, один хлопок- пауза.

Второй этап.

  1. «Выбирайка». Покажите ребенку картинки сл словами, похожими

 по звучанию (коза-коса, лук-люк, мышка-мишка, сом-дом). Мама называет слово, а ребенок выбирает верную картинку.

  1. «Кто как звучит?». Ребенку предлагают воспроизвести звуки-имитации. Например: «ж-ж-ж»- жужжит жук, «с-с-с»- течет вода,     «р-р-р»- рычит тигр.
  2. «Поймай звук». Взрослый произносит звуки, а ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «ш»!»
  3. «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов: «ша-ша-са-ша», «па-па-па-ба», а   ребенок должен топнуть, когда услышит лишний слог.
  4. «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (веник-феник-сеник, меник; хобака-бобака-собака). Задача ребенка- хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант ответа.