Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [p].
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кацер Светлана Геннадьевна

Этот конспект направлен именно на постановку звука [р]. Также в конспект включены упражнения на тренировку диафрагмального дыхания, артикуляционная гимнастика для звука [р] и много других интересных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_logopedicheskogo.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического

       занятия по постановке звука [p].

                                    Подготовила:

                                    Кацер Светлана Геннадьевна

Цель: Постановка звука [р].

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать представления ребёнка о правильном положении органов артикуляции при произнесении звука [р].

Коррекционные:

  1. Тренировать  у ребёнка правильное диафрагмальное дыхание.
  2. Подготовить артикуляционный аппарат к вызыванию звука [p].
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  4. Формировать навык изменять голос по силе.
  5. Развивать фонематический слух.

Воспитательные:

  1. Воспитывать правильную, чёткую дикцию и осанку.

Оборудование: кукла, картинки для артикуляционной гимнастики, вата, профиль артикуляции звука [р], зеркало,  логопедический зонд с шариком или палочка с надетой сверху соской для постановки звука [р], предметные картинки, в названии которых есть звук [p].

Ход занятия:

1. Орг. момент:

- Здравствуй, Ира! Сегодня, когда я шла на работу в  детский сад я встретила нашу гостью, а вот кто она, ты узнаешь, когда я прочту тебе стишок:

Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка -
Это Ганя-рёвушка
Плачет,
Заливается,
Платьем утирается...
УУ-УУ-У!..

- Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.

- О ком это стихотворение? Вот она, посмотри. Давай успокоим и развеселим нашу Рёву. Только как же нам это сделать? (Предложения ребёнка) Надо предложить ей поиграть с нами в «Бегемотиков».

2. Упражнение на развитие диафрагмального дыхания.
Проводится в положении сидя. Инструкция: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Что-то не очень-то получилось у нас с тобой рассмешить Рёву.

 Я придумала, а давай  угостим её вареньем.

3. Артикуляционная гимнастика:

-  «Вкусное варенье».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.

- «Лопаточка».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

- «Крепкий орешек» или «Конфетка». 

Имитируем языком, что сосем конфетку, упирая язык попеременно то в левую, то в правую щеку. При использовании стихотворения можно закрепить также ориентировку в пространстве – направо-налево:
Белка щелкает орешки,
Основательно, без спешки.
Упираем язычок
Влево, вправо, на бочок.

-  «Лошадка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

- «Грибок».
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

- «Барабан»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук [д], постепенно ускоряя темп.

-  «Фокус».

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

- И варенье не помогло нам Рёву рассмешить. А давай научим её с пальчиками играть, может быть это ей понравится.

 4. Пальчиковая гимнастика:

В гости к пальчику большому

(пальцы, сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы, обеих рук)

Приходили прямо к дому

(две ладони сомкнуть под углом - "крыша")

Указательный и средний, 
Безымянный и последний

(называемые пальцы, каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)

И мизинчик-малышок
(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы, выставить вверх)
Сам забрался на порог.

(Постучать кулачками друг о друга.)

Вместе пальчики-друзья.

(Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)

Друг без друга им нельзя.

(Соединить руки в "замок".)

5. Упражнение по формированию речевого голоса «Повтори тихо»:

Наша Рёва говорит.

Кто же тихо повторит?

Логопед называет предмет громко, а ребёнок повторяет слово тихо.

Слова: радио,  радуга, рукав, рубаха, герой, перо, комар, загар, арбуз, конверт, кукуруза, кенгуру.

6. Игра «Слушай – не зевай!»

Логопед: «Я буду сейчас называть предложения, а ты слушай внимательно. Если услышишь, что я задаю вопрос, – приседай, если нет – стой на месте». 
Речевой материал: Кто бродит по лесу? Волк бродит по лесу. Кошка гуляет по крыше. Где гуляет кошка? Что рисует девочка? Девочка рисует домик. Радуга бывает после дождя. Ночью идет дождь. Когда бывает радуга? Когда идет дождь? Чем рисует мальчик? Мальчик рисует карандашом. 

7. А сейчас мы с Рёвой будем учиться произносить звук [р].

 Анализ артикуляции.

Посмотри, когда мы произносим звук [р] наши губы – полураскрыты в улыбке, зубы – разомкнуты, широкий кончик языка поднят вверх к нёбу, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.

Звук [р] согласный или гласный? И почему? 

-Согласный. Потому что когда мы его произносим, нам мешает язычок. 
Звук [р] звонкий или глухой? 
- звонкий, потому что горлышко «поёт» и ушки «звенят». 
А какой он мягкий или твёрдый? 
- твёрдый. 

8. Постановка звука. Произнеси быстро длинный ряд дддд (В это время соской, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука Р)

9. Закрепление изолированного звука. Упражнение «Заведем машину».

Ира, я всё поняла. Оказывается, наша гостья плачет, потому что потерялась. Давай поможем ей?! Чтобы Рёвушка попала к себе домой, тебе нужно провести пальчиком по этой дорожке, произнося звук [р]. Ты знаешь, как ревёт мотор у машины? Р-р-р. Ну что ж, поехали.

Физминутка:

Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки)
Полосатенький бочок. (поглаживают себя по бокам)
Хомка раненько встает, (движения на растяжку)
Щеки моет, шею трет, (потирание лица и шеи)
Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)
И выходит на зарядку (марширование на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)
Хомка хочет сильным стать. (напряжение мышц рук)

10. Игра с мячом «Доскажи звук».

Наша Рёва очень рассеянная, и всегда забывает договаривать слова. Поможем ей?

Логопед, бросая мяч ребёнку, произносит слова без последнего звука, ребёнок должен назвать данный звук, повторить слова целиком, а затем вернуть мяч логопеду.

ПОМИДО...[Р]
ТОПО...[Р]
КОМА...[Р]
САМОВА...[Р]
МУХОМО...[Р]
ВЕЕ...[Р]
КЕФИ...[Р]
ВЕТЕ...[Р]
МИ...[Р]
СЫ...[Р]
ША...[Р]
ШАТЕ...[Р]

11. Развитие фонематического слуха:

1) Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [р].

Изолированно: К Р Р` Н Г Р З Р` Р Т Р В Р` Д М К Р Ж М З Р П Р` Р

2) Подними руку, когда услышишь звук [р]

В слогах: Ра-ЛО-ПО-Ру-МЫ-ОР-ВА-Ра-Ры-КО-Ру-АР

3) Топни ногой, когда услышишь звук [р]

В словах: ракета, заяц, рука, яблоко, рот, радость, радио, ёж, стол, росток.

12. Домашнее задание: Отгадай загадку, зарисуй отгадку:

За окном  горят огни.
Горько-сладкие они.
Птицы их зимой клюют,
Весной песенки поют.
Что за яркая картина!
Что же за окном? - ……

13.Итог занятия:

- Молодец, Ира! Ты хорошо занималась!! Погляди, наша Рёва перестала плакать, она улыбается и говорит тебе спасибо за помощь и интересные игры!

- Вспомни, какой звук мы учились произносить сегодня на занятии?  Какое задание тебе понравилось больше всего? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]...

Конспект индивидуального логопедического занятия на постановку звука "Р"

Тема: звук "р".Цель занятия: постановка звука "Р".Задачи:- развитие артикуляционной моторики;- развитие фонематического восприятия;- развитие зрительно пространственных представлен...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ц]»

ЦЕЛИ1.Закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.2.Продолжать формирование длительной направленной воз­душной струи.3.Учить правильно произносить звук [ц] с механической по­мощью и по...

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]...