Проект «Веселые игры нашими пальчиками»
проект по логопедии (старшая группа)

Киселева Ксения Сергеевна

Проект: «Веселые игры нашими пальчиками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_melkaya_motorika.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 «Веселые игры нашими пальчиками»



Вид проекта: творческий, групповой.

Участники: дети с речевыми нарушениями, логопед, воспитатели, родители.

Возраст детей: 5-6 лет. 

Сроки реализации: долгосрочный

Цель проекта: развивать речь детей через укрепление и развитие мелкой моторики. Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей. 

Проблема: дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

Для реализации цели были определены следующие задачи:

  • Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
  • Развивать тактильную чувствительность рук детей.
  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
  • Сформировать элементарные специфические графические навыки.
  • Подготовить руку ребенка к письму.

Предметно-развивающую среду представляют следующие компоненты: 

  • Пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
  • «Волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами.
  • Контейнеры с разнообразным материалом: счетные палочки, скрепки, прищепки, бусины, мячики «Су-джок».
  • Природный материал: камешки, ракушки, различные семена, листья, плоды.
  • Мелкая мозаика.
  • Разрезные картинки.
  • Рабочие тетради «Графика».
  • Информационные стенды для родителей.

Предполагаемый результат: 

1. Повышение у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики. 
2.Умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.
3. Совершенствование у детей мелкой моторики, точности движений пальцев рук.
4. Появление интереса у родителей к развитию мелкой моторики у детей дома.

Этапы реализации проекта.

I этап - подготовительный

  • Подбор методического материала по данной теме.
  • Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.
  • Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
  • Разработка консультаций для родителей.


II этап – основной

Работа выстраивалась в двух направлениях:

  • С детьми – в специально-организованной деятельности, в совместной деятельности логопеда и детей.
  • С родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»

III этап – заключительный

  • Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики рук.
  • Семинар-практикум «Речь на кончиках пальцев»

Оформление информационного стенда для родителей «Развиваем руку – развиваем речь»

Результаты диагностики выявили, что у 79% детей группы графо-моторные навыки сформированы слабо или недостаточно.
У детей на фоне речевых нарушений страдает и пальчиковая моторика. Они очень плохо владеют ножницами, страдает переключаемость движений, возникают трудности в удержании карандаша, а так же и в самообслуживание (застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.п.). Так как дети - логопаты очень быстро утомляются, и любые игры на развитие мелкой моторики у них вызывает большую сложность и трудность, то я пришла к тому, что необходимо максимально разнообразить пальчиковые игры, которые будут влиять не только на речь, но и на оздоровления организма в целом.

Решая задачи развития мелкой моторики, были созданы необходимые условия, подобраны соответствующие игры и приемы:

Игры с прищепками

  • Нанизываем прищепки на шнурок, получаем бусы. Можно чередовать цвета.
  • «Кус – кус» – поочерёдно «кусать» пальчики бельевой прищепкой.
  • Весёлые счёты получается, если использовать обычную сушилку для белья. Малыш долго будет двигать их туда – сюда, перецеплять с одной на другую перекладину, пересчитывать.

Если кто – то с места сдвинется,

На него котёнок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котёнок схватится.

Прыг – скок! Цап – царап!

Не уйдёшь от наших лап!

Игры с бигудями

  • Использовать как массажёр, катая их между ладошками.
  • Цепляем друг за друга – получается конструктор.

Бигуди в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непрерывно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Игры с носочками

  • Наполняем носочки разной крупой – для развития тактильных ощущений.
  • Пришиваем большие бусины на носочки, и получается массажёр, одеваем на руку и водим по ладошке (спинке) ребёнка.

Игры с зубными щётками

  Растираем зубной щёткой сначала подушечки пальчика, затем медленно опускаемся к его основанию.

Я возьму зубную щётку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики – удальчики.

Игры с пуговицами

  • «Лыжники» - вставать в углубление больших пуговиц указательным и средними пальцами, двигаются по столу, имитируя ходьбу лыжника.
  • Можно нанизывать на леску чередуя бусины и пуговицы.

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги!

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ

  • Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.
  • Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
  • Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.
  • Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.
  • Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.

Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:

- Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.

- Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

- Три ореха я возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!

- Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

- Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.

КАРАНДАШИ

  • Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
  • Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.

Стихотворение:

- Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

- Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК

  • Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:
    У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.
    Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник!
  • Массаж ладоней круговыми движениями мяча-на ударные слоги стихотворения:
    Гладила мама – ежиха ежат:
    «Что за пригожие детки лежат!
  • Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки.
  • Движения соответствуют тексту:
    Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),
    Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),
    Им поглажу я ладошку,
    А потом сожму немножко.
    Каждым пальцем мяч прижму
    И другой рукой начну.
    А теперь последний трюк -
    Мяч летает между рук (переброс мяча из руки в руку).

ЭСПАНДЕР КИСТЕВОЙ (МЯЧИК РЕЗИНОВЫЙ, ГРУША ОТ ПУЛЬВЕРИЗАТОРА)

Сжимание – на ударные слоги:

- Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам.
 Станут пальчики сильнее, а головушка – умнее.

- Я друзей своих встречаю.
Им всем руку пожимаю.

ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ

  • Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями;
  • Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз.

Эти шарики берем
Ими ручки разомнем.
Каждый шарик не простой -
Этот с солью, с рисом тот.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Нам пора и отдыхать!

ЧЁТКИ (БУСЫ)

  • Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.
  • Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.
  • Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.
  • Катать бусины между ладоней:
    Покатаю я в руках бусинки – горошки.
    Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.
  • Нанизывать бусины на леску:
    Я сижу, но не скучаю,
    Бусы маме собираю.
    Нанизала бусы я -
    Рада мамочка моя!

ПЕРЧАТКИ С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ

  • Нажимать на всю поверхность ладони и пальцы под счет до 10;
  • Делать растирающие движения ладони и пальцев вверх-вниз и по кругу.

ПОРОЛОН С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ

  • (Пуговицы нашиты в ряд): указательный и средний пальцы «шагают» по ряду из пуговиц, одновременно называя дни недели, месяцы, считая пуговицы, называя слоги или слова на отрабатываемый звук;
  • (Нашитые пуговицы изображают клавиатуру): дети нажимают сначала пальцами одной, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру», сопровождая игру пальцев произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов.

КРУПА

Предлагаем детям сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Интересно детям выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или по замыслу.

В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки:

Я помощницей расту. Своей маме помогу.
Я крупу переберу, рис от гречки отберу!

Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую. Волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно):

Я горошины возьму, выложу дорожку.
Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.

Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной. Потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:

Дома я одна скучала, горсть горошинок достала. 
Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:
«Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек.
Покрути и покатай и другому передай».

Насыпать в кружку горох. На каждый ударный слог перекладывать горошины по одной в другую кружку:

Снегирь и сорока, и клёст, и синицы – зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами, мы будем кормить их, конечно же, сами.
Насыпать горох в блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами. Потом берёт ещё одну, ещё одну и так набирает целую горсть. Каждая горошина берётся на ударный слог:

Зёрнышки все, что хозяйка давала,
Курочка клювом по штучке склевала.

Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:

Мы тесто месили, мы тесто месили: 
Нас тщательно всё промесить попросили.
Но сколько не месим и сколько ни мнём, 
Комочки опять и опять достаём.

«Волшебный колодец»: насыпать в глубокую пластмассовую банку фасоль и положить в неё мелкие игрушки (от киндеров). Ребёнок с закрытыми глазами должен назвать найденный предмет. Можно подобрать игрушки на закрепляемые звуки:

В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.

РЕШЁТКА ДЛЯ РАКОВИНЫ, ПОДСТАВКА ПОД ГОРЯЧЕЕ

(Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками):

«Кто живёт в моей квартире». 
Раз, два, три, четыре, пять, всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка и я, вот и вся моя семья.

«Зоопарк»:

В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд – медвежат, волчат, бобрят.

ВЕРЁВКА С УЗЕЛКАМИ

(Завязать на верёвке узелки – до 12, ребёнок перебирает узелки пальцами).

На каждый узел называть день недели (по порядку), месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи:

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Верёвку с узлами подвешать вертикально (это – лиана):

Там, где с деревьев свисают лианы, разные в джунглях живут обезьяны:
Лазают там шимпанзе, павианы, есть и гориллы, орангутаны.

Лезет, лезет альпинист-
В этом деле он артист.
По скале и по веревке
Он наверх залезет ловко!

Завязывание или развязывание на отрезке шнура заданного количества узелков.

ВЕРЁВОЧКИ

Различной длины и цвета заплетать в косички, выкладывать буквы, цифры, цветы, животных по контуру, самостоятельно:

Для своей сестрички я плету косички
Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.

ШНУРКИ

Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.

Нанизывание на шнурок различных фигурок с дырочкой посередине в заданной последовательности (цветок, звездочка, домик и т. д.).

ПРОБКИ ОТ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК, ТЮБИКОВ ЗУБНОЙ ПАСТЫ, ПУГОВИЦЫ С УГЛУБЛЕНИЕМ

Две пробки кладём резьбой верх. указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки):

- Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
-Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры!

ПОЛИЭТИЛЕН

Кусочки размером примерно 1,5 х 2 детские ладони. Ребёнок комкает пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнять это упражнение только одной рукой). Вместо полиэтилена можно взять носовой платок:

У меня живет проглот -
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!

Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы можно сделать вывод, что целенаправленная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

Конспект открытого занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками»

Конспект открытого занятия  по развитию мелкой моторики рук и ног  «Играем нашими пальчиками»Цели и задачиУчить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в п...

"Мы играли, мы играли - наши пальчики устали"

Все эти несложные операции с мелкими предметами заставляют работать  мелкие мышцы  кисти рук и пальцев, что имеет прямое влияние на развитие речи ребенка. Если Вы хотите помочь своему ребенк...

Конспект развлечения с родителями и детьми "Играем нашими пальчиками"

Конспект развлечения с родителями и детьми  "Играем нашими пальчиками"...

Разработка игры "Наши пальчики играют"

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулирует творческие способности, фантазию и речь. Развивая точность и ловкость рук, мы укрепляем взаимосвязь между ...

"Играем нашими пальчиками дома"

Как можно развивать мелкую моторику во время прогулки? Тут можно долго рассказывать: все знают, насколько увлекает ребенка собирание природного материала — камушков, каштанов, желудей ...

Играем нашими пальчиками (2-я младшая группа)

Информация будет полезна для родителей...