Статья: «Использование конструирования в развитии речи детей».
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Баранова Ольга Владиславовна

Конструирование - это развитие пространственных представлений, работа пальцев, планирование, творческое самовыражение. Всё это важные компоненты для развития речи, особенно, если их сочетать с другими видами деятельности.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья об спользовании конструирования
в развитии речи детей

Баранова Ольга Владиславовна,
ГБДОУ №20 Санкт-Петербурга

Основная задача логопедической работы – коррекция речи,  всех её компонентов: звукопроизношения, лексики, грамматического строя.

Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течении года логопедом совместно с воспитателями, которые широко используют на практике конструирование.

Конструирование, или элементы конструирования, могут быть использованы в самых различных направления коррекционной работы: в развитии зрительного и слухового внимания, мелкой моторики, в совершенствовании пространственных представлений, в развитии грамматического строя речи, а значит и увеличении словарного запаса детей.

Можно использовать элементы конструирования для решения логопедических задач.

Например, для развития понимания сложных грамматических конструкций, выраженных предлогами и наречиями, детям предлагается расположить элементы конструктора по инструкции

«Положи синий кубик на красный,

жёлтый поставь между зелёным и синим,

а белый положи справа от зелёного».

Вербализация действия, совершённого ребёнком, необходима для закрепления в речи соответствия данного предлога той пространственной манипуляции, которую совершает ребёнок.

После соотнесения действия со словом для него каждый предлог или наречие имеют определённое значение: «за» – это «за», «перед» --  это «перед», «справа» -- это «справа». Поэтому воспитатель просит ребенка рассказывать о своих действиях или в ходе игры, или после ее завершения.

Для развития пространственных представлений используются и другие виды конструирования: оригами, аппликация, и др.

При конструировании ребёнок прочнее усваивает представления о величине предметов: длинный – короткий, узкий – широкий, низкий – высокий.

Часто дети понимают эти значения, но в собственной речи пользуются лишь словами «большой – маленький», поэтому в конструктивной деятельности используется описательный элемент, например, сравнение двух построек.

Конструирование можно использовать и для создания сюжетно-ролевых игр с постройками, где можно широко использовать самые различные грамматические конструкции, например, приставочные глаголы: машина к дому подъехала, за дом заехала, дом объехала и так далее по сюжету.

Речь – результат развития и взаимодействия различных психических функций, в том числе слухового внимания и слухоречевой памяти. Для их развития и логопед, и воспитатель, могут использовать многоступенчатую инструкцию: «Саша, положи перед собой синий кубик, справа от него поставь зелёный конус, а жёлтый кирпичик отдай Даше».

Мелкая моторика тесно связана с развитием речи, поэтому конструирование из мелких деталей широко используется при коррекции речи: мелкий конструктор LEGO, мозаика, воспроизведение плоских фигур и орнаментов из счетных палочек.

Таким образом, конструирование является важным видом деятельности детей дошкольного возраста, но для развития устной речи - и грамматического строя, и словарного запаса - важны не только манипуляции, но и оречевление совершаемых действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста"

Статья "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"...

Статья. Использование игр для развития речи дошкольников.

       Игра – это практически единственная область, где ребенок может проявлять свою инициативу и творческую активность. Для ребенка игра – дело серьезное, в игр...

статья "Использование мнемотехники в развитие речи детей"

Как можно использовать мнемотехнику в развитие речи детей...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Методические рекомендации «Использование Лего - конструирования в развитии речи детей с ОНР»

В методических  рекомендациях для педагогов представлены игры с конструктором Лего для развития всех компонентов речи детей с ОНР....

Консультация: «Использование конструирования в развитии речи детей»

Консультация: «Использование конструирования в развитии речи детей» Бажитова Наталья Петровна МБДОУ 48 г.Миасса Основная задача логопедической работы – это коррекция речи,...

Статья "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»....