Советы логопеда для родителей. Как быть с уздечкой. Подрезать или не подрезать уздечку.
статья по логопедии

Сарбантович Нина Владимировна

Часто перед родителями стоит вопрос: надо ли подрезать уздечку.? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 


 

Что такое психологическая готовность ребенка к школе?

Готовность ребенка к школе состоит из:

  • мотивационной готовности (наличие у детей стремления, желания учится)
  • интеллектуальной готовности (развитие познавательных процессов памяти, внимания, мышления, - - - представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях.)
  • волевой готовности (развитие самоконтроля, умения слушать, умение подчинятся правилам),
  • социально-психологической готовности (или готовности в сфере общения)(формирование качеств, благодаря которым они бы смогли благополучно наладить отношения в новом коллективе).

Мотивационная готовность.

Прежде всего у дошкольника должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. Важно, чтобы он хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы. Опрос детей подготовительных групп показал, что практически все дети не хотят в школу, обосновывая это нежелание по-разному: трудно учиться; в школе будет домашняя работа и др. А те, кто дает положительный ответ на этот вопрос, обосновывают его тем, что все его сверстники туда пойдут, что в школе есть звонки, перемены, столовая. Однако это не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Внутренняя позиция ребенка является основой готовности к обучению, поэтому так важно сформировать у него правильное отношение к школе, новому социальному статусу.

Если ребенок не готов к новой социальной роли — позиции школьника, если у него не сформирована мотивационная готовность к обучению, то, возможно, возникнут трудности. Можно столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью и пассивностью.

Родителям стоит задуматься, если к 6 - 7 годам ребенок:

  • негативно относится к любой умственной деятельности;
  • не любит отвечать на вопросы, не любит слушать чтение;
  • не может подчиняться правилам;
  • не умеет ориентироваться на заданную систему требований;
  • не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;
  • не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия образца.

Для предотвращения этих негативных сторон родители должны:

  • рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
  • на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка;
  • воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний;
  • никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Умственная готовность

Дошкольник обычно с удовольствием изучает буквы, стремится научиться читать и писать, проявляет высокую любознательность, изводя взрослых своими «почему?» и «хочу в школу».

Но не только умение писать, читать и считать определяют готовность к школе. Конечно, хорошо, если до школы ребенок умеет читать и писать. Но это всего лишь такой же навык (хотя и очень важный для развития ребенка), как катание на велосипеде или игра на музыкальных инструментах. Само чтение и умение считать не являются физиологическими механизмами памяти, мышления, воображения и речи. Они развивают ребенка только в том случае, когда, опираясь на этот навык, родители продолжают совершенствовать психические процессы ребенка. Часто наблюдается такая картина. Родители все свои силы отдают тому, чтобы научить ребенка читать и считать, и, как только он освоит задачу, заканчивают процесс обучения. Но на самом деле работа только начинается. Ведь чтение и счет не должны становиться самоцелью. Нужно учитывать всю многогранность процесса развития ребенка, совершенствовать речь, внимание, мышление, память. Различие между ребенком, который рано научился читать, и тем, который научился позднее, сотрется к 3 – 4-му классу, а возможно, другие дети и вовсе перегонят его.

Поэтому обучение чтению и счету – важная, но не главная часть в развитии ребенка.

Важнее само желание узнать новое, а оно не возникнет, если ребенку трудно и воспринимать и запоминать новый материал. Следовательно, для того, чтобы появилось это желание необходимо развивать психические процессы.

Охарактеризуем кратко каждый психический процесс.

Память — способность воспроизводить, запоминать, что очень важно для обучения в школе. Многие родители переживают, что у их ребенка «дырявая» память (не запоминает стихи, не может вспомнить свой адрес), боятся сложностей в учебе. Действительно, в школе необходимо запоминать много информации, а без запоминания и воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение нового. Для школы важно, чтобы ребенок мог управлять своей памятью, ставить перед собой осознанную цель — запомнить, приложив силу и волю. А для этого ему нужно помочь освоить приемы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, схемы. Чем больше родители будут тренировать память детей, тем легче им будет учиться, усваивать новое. Например, рассказав сказку, можно попросить ребенка нарисовать картинки, а затем по ним пересказать сюжет.

Слух — почти всю информацию об окружающих предметах и явлениях дошкольник узнает на слух. В школе 70% учебного времени отводится на то, чтобы слушать учителя, ответы одноклассников. Поэтому важно развивать активное слушание, способность удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на посторонние звуки. Активное слушание развивается при чтении вслух сказок, историй. Расскажите ребенку сказку и попросите пересказать ее любимой игрушке. Эти игры развивают слуховое внимание. Если, занимаясь с ребенком или что-то объясняя ему, вы замечаете, что он зевает, вертится, отвлекается, то следует изменить громкость голоса, темп речи.

Внимание — способность к сосредоточению при выполнении определенных действий, выделение объектов среди других (знаки, рисунки, лица) необходимы для умения увидеть и удерживать образы, возникающие в процессе обучения.

Пример: по дороге из детского сада спросите у ребенка, во что были одеты его друзья, поинтересуйтесь, какого цвета был бант у подружки, куда она положила игрушку, которой играла. Эти задания научат ребенка быть наблюдательным и внимательным.

Пространственная ориентация — способность различать местоположение предметов, учитывать их перемещение необходимо для общей ориентировки в пространстве и на бумаге. Чтобы это не вызвало затруднений у первоклассника, нужно заранее подготовить его и научить четко ориентироваться в пространстве. Для этого полезно поиграть с ним в игры. Например: спрятав что-то, направляйте его поиск командами: далеко, близко, слева, справа. Идя по улице, порассуждайте, что где находится. Эти занятия помогут ребенку уверенно ориентироваться не только в окружении, но и на бумаге.

Мышление — умение сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, связно отвечать на вопросы, рассуждать, продолжить незаконченное предложение.

Мелкая моторика – «чем умнее рука, тем умнее ваш малыш». Развитие тонких движений пальцев руки, напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит чем точнее и тоньше движение руки, тем лучше развивается мозг. Хорошо развитая мелкая моторика поможет ребенку в выработке красивого почерка.

Желательно заниматься с детьми специальными упражнениями каждый день 15—30 мин. Главное в занятиях не количество часов, а их регулярность.

Волевая готовность

У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. Речь идет не столько об умении слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Обратите внимание, может ли малыш сосредоточенно заниматься каким - либо делом (рисовать, лепить, мастерить). Ребенку, который не слушается учителя потому, что не слушался и родителей, и воспитателей в детском саду, уготована роль «трудного» ученика. Умение слушаться, умение следовать правилу проще всего вырабатывается в процессе игры (дочки - матери, настольные игры). Как развивать волевую готовность?

1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:

  • закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;
  • учить стихи, пересказывать сказки, рассказы.

2. Развивать самоконтроль:

  • использовать игры типа: «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий»...
  • развивать стремление действовать по моральным мотивам.

Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.

Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.

В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки).

Готовность в сфере общения

Социально - психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения в новом коллективе.

Готовность детей к школе в сфере общения включает:

  • развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;
  • умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;
  • развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности.

Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.

Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе.

Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества:

  • доброжелательность;
  • уважение к товарищам;
  • общительность;
  • готовность проявить сочувствие.

Наличие таких черт способствует созданию эмоционального тона в общении.

Такие психологические предпосылки включения в классный коллектив,
как умение согласовывать действия с другими, осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности, складываются у дошкольника в процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе:



Предварительный просмотр:

Подрезать  или не подрезать уздечку?

Давайте разберемся, насколько действительно мешает речи короткая уздечка у ребенка, и что изменится, если подрезать уздечку?
Часто родители и даже специалисты (особенно — стоматологи) считают, что так называемая короткая уздечка языка — это причина многих проблем в речи ребенка. Вплоть до того, что короткая уздечка виновата в задержке речевого развития и искажении многих групп звуков.  Но, как говорится, семь раз отмерь — один отрежь.
Как выглядит короткая уздечка?
Так называемая «уздечка» — это подъязычная связка, маленькая перепонка, соединяющая язык с подъязычным пространством. Чтобы рассмотреть ее у ребенка, покажите, как Вы умеете поднимать язык к небу — высоко-высоко! И попросите сделать так же.
Как определить, нормальная у ребенка уздечка или укороченная?

Если ребенок без труда высовывает язык изо рта, может облизать блюдце, поцокать языком (лошадка едет — цок-цок!), поднять язык вверх — скорее всего, подъязычная связка нормальной длины. В норме у ребенка около 5 лет подъязычная связка должна быть не меньше 8 мм.
Если ребенок не может проделать этих действий, а его язык при попытке поднять его как бы раздваивается на кончике (в форме двух полукруглых лепестков) из-за того, что его тянет подъязычная связка, значит, скорее всего, подъязычная связка укорочена.
Если при этом у ребенка все звуки в норме — не стоит волноваться. Если нет — стоит принять решение: подрезать уздечку или нет.
Подрезать уздечку — и ребенок заговорит?
На самом деле короткая подъязычная связка не может быть причиной задержки речевого развития ребенка. Как правило, причины отсутствия речи лежат гораздо глубже. Поэтому, если подрезать уздечку, ребенок от этого не заговорит.
Подрезать уздечку — звуки «станут на место»?
Бывает, что подрезать уздечку советуют ребенку, у которого речь неразборчива и малопонятна, что называется «каша во рту». Давайте порассуждаем. Короткая уздечка влияет только на движения языка, и то — не на все, а только на его способность подниматься вверх.
То есть, в теории, короткая уздечка будет мешать произносить такие звуки, как Т, Д, Н, Р и Л (и их мягкие варианты). А такие звуки, как С, З, Ш, Ч точно не должны страдать. Но на практике, часто люди с короткой уздечкой не могут верно произнести только Р, а то и вовсе выговаривают все звуки правильно.
Это происходит потому, что артикуляционная система человека умеет очень хорошо приспосабливаться.
В «смазанности» речи, ее неразборчивости уздечка никак не может быть виновата. И если у ребенка с «кашей во рту» укорочена подъязычная связка, то ее подрезание не поможет вернуть звукам правильные характеристики. В этом случае нужно обратиться к логопеду для комплексной коррекции звукопроизношения.
Если ребенку действительно мешает короткая уздечка для произнесения, например, звука Р, то обычно подрезать уздечку не нужно, достаточно ее растянуть. Для существует специальная артикуляторная гимнастика.
Если было принято решение подрезать уздечку (очень короткую и толстую), то само по себе это не поможет начать выговаривать трудные звуки. Необходимо будет обучать ребенка подъему языка и другим движениям, которые раньше были недоступны, а потому непривычны ребенку.
Начинать заниматься необходимо сразу же после операции! И регулярно, несколько раз в день. Дожидаться, пока послеоперационная ранка заживет — нельзя! Так как в этом случае на месте связки образуется толстый рубец из соединительной ткани, которая уже не будет растягиваться вовсе. Поэтому в этом случае необходимо будет заниматься, несмотря на боль…
Поэтому логопеды чаще всего советуют не подрезать уздечку (кроме самых тяжелых случаев), а растягивать ее специальными упражнениями.
Как правило, очень короткую подъязычную связку подрезают младенцам еще в роддоме в том случае, если она мешает грудному вскармливанию. В этом случае операция помогает наладить ГВ, а ранка заживает очень быстро. При этом специальных восстановительных упражнений не нужно — восстановление происходит естественным образом при сосании. Нужно ли подрезать уздечку.
Если же этого не произошло, а Вы считаете, что у Вашего ребенка подъязычная связка сильно укорочена, обратитесь к логопеду за советом. Вместе вы сможете решить, нужна ли ребенку операция и поможет подобрать комплекс гимнастики для растягивания подъязычной связки или комплекс специальных восстановительных упражнений после операции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда (памятки родителям).

В данной работе представлены советы и рекомендации родителям по развитию речи, организации домашних занятий с ребенком....

Буклет "Копилка советов логопеда для родителей"

Видимо каждую семью, где растет малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте целом, и речевое развитие в частности.   Развитие р...

Для вас, родители! Советы логопеда для родителей будущих первоклассников

Для вас, родители! Советы логопеда для родителей будущих первоклассников...

Советы логопеда: "Когда родителям нужно обращаться за помощью к логопеду"

Советы логопеда: Когда обращаться к логопеду?Младший возраст Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Пр...

Памятка для родителей "Советы логопеда заботливым родителям"

Предлагаемая памятка поможет педагогам рассказать родителям о необходимости коррекции речи...

Советы логопеда. Рекомендации родителям. Родителям будущего первоклассника.

Вашему ребенку исполнилось шесть лет – совсем большой и в школу скоро. Ребенок должен вступить в новый коллектив. А это всегда не просто, должен стать полноправным членом школьного класса, но пр...