Фонематический слух-основа речи (семинар-практикум для родителей)
консультация по логопедии (средняя группа)

Коробейникова Светлана Владимировна

Данныф методический матерал содержит теоретические аспекты о важности и сущноси фонематического слуха, а также представлена подборка упражнений, с помощью которых родители смогу дома развивать фонематический слух у своих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР -  ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Фонематический слух-основа речи»

Цель: Обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей 4-5 лет.

Задачи: 

1.        Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе.

2.        Повышать заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми.

3.        Активизировать педагогический потенциал родителей

4. Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.

Участники семинара: родители средних дошкольников, учитель - логопед.

Продолжительность: 40 минут

Оборудование: презентация «Развиваем фонематический (речевой) слух, компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно», памятка – консультация для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей  4-5 лет», картинка смайлика.

Предварительная подготовка:

1. Подбор и изучение литературы по теме семинара.

2. Оформление  презентации «Развиваем фонематический (речевой) слух».

3. Разработка памятки – консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 4-5 лет».

Ход практикума:

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами  чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки (материал оформлен в виде слайдов).

1.Замены звонких согласных парными  глухими и наоборот («томик» вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг»)

2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

3.Замены свистящих звуков (С, З, Ц шипящими Ш, Ж, Щ, Ч), («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)

4. Разнообразные буквенные замены в группе  сонорных гласных ( Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка» и т.д.)

5. Побуквенное чтение.

      6. Искажение слоговой структуры слова, которое проявляется в пропусках согласных: паста-"паса", марка-"мара", куртка-"курка"; во вставках гласных между согласными: паста-"пасАта"; в перестановках звуков: утка-"тука"; в пропусках, перестановках слогов: лопата-"лата","лотапа".

Чтобы этого не случилось, развивать фонематические процессы нужно начинать в возрасте 4-5 лет.

Но сначала нам нужно уточнить, что же такое «слух» и каким он бывает? И более подробно я расскажу о фонематическом слухе.

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним  в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. На начальном этапе развития фонематического слуха -  до 2-3 лет, ребёнок развивает свои способности различать окружающие звуки, которые не связаны с речью: звон, стуки, шорохи и шелест, шуршание, звуки природы и т.д. Одновременно  с  этим, слушая речь взрослых, малыш начинает различать речевые звуки и учится вычленять каждый звук.

Речевой слух  или фонематический слух - способность воспринимать на слух и точно различать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Он является  основой для понимания смысла сказанного.

Фонематическое восприятие - первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется после 4-х лет.

Фонематическое восприятие или звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов, слов.

Рассказать о физиологической основе процесса письма.

Правильная речь – один из показателей готовности  ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции  звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы  можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

(на слайде)

                         

Послушайте – и Вы забудете,

                            Посмотрите – и Вы запомните,

                            Сделайте – и Вы поймете.         

                                                                         (Конфуций)

Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры. Вы выступите в роли своих детей.

Игра «Будь внимательным!»

Задача – развивать  умение слышать заданный звук  среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например,  звук «Р»: л, р, м, р, ч, р, л; ла-ра-ша-ка-ра; нос, рот, корка, шутка.

Игра «Назови картинки»

Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.

Игра «Придумай имя»

Задача – учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ – К, БАНКА  - Б.

Игра «Назови последний звук»

Задача – учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, дуб –Б.

«Зоркий глаз»

Задача – учить выделять заданный звук среди предметов.

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.

Игра «Добавлялки»

Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба (шуба), ..апка (шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).

Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Игра «Определи место звука в слове»

Задача - развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец)

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах : мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

  В 6-7 лет фонематические процессы будут развиваться и совершенствоваться дальше, и в это период дети будут учиться определять, сколько слогов в слове и сколько слов в предложении.

Для развития фонематического слуха можно использовать и специальные детские компьютерные программы, например компьютерную игру  «Развитие речи. Учимся говорить правильно». (Показ игры)

Данная игра содержит занимательные задания  как на развитие неречевого слуха, например, «Музыканты», «Транспорт», «Наш дом», «Скотный дом», «Птичий дом» и др.., так и на развитие речевого слуха, например «Голосистые звуки», «Безголосые звуки», «Звуки – двойняшки», «Сердитые и ласковые звуки».

Логопед раздает буклеты для родителей «Фонематический слух-основа речи» с описаниями игр, представленных выше.

Вот наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школе.  Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового (передают смайлик и высказываются).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонематический слух – основа речи семинар-практикум для родителей

Слайд 2

СЛУХ РЕЧЕВОЙ СЛУХ НЕРЕЧЕВОЙ СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - способность воспринимать на слух и точно различать все звуки речи

Слайд 3

Умение различать звуки Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой

Слайд 4

« Т омик» - « Д омик» « у Д юк » - « у Т юг » « де Н » - « де НЬ » « к ЛЮ мба » -« к Л умба » « С апка» - « Ш апка» « С апля » - « Ц апля» « г Л ачи » - « г Р ачи » « го Й ка » - « го Р ка » паста – « ПАСА » марка – « МАРА » куртка – « КУРКА » паста – « ПАСАТА » утка – « ТУКА » лопата – « ЛАТА », « ЛОТАПА »

Слайд 5

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ – или Звуковой анализ – операции мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов, слов. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - способность воспринимать на слух и точно различать все звуки речи

Слайд 9

К И Т

Слайд 10

Домашний логопед. Практический курс. lnk Учимся говорить правильно

Слайд 11

РАБОТАЯ ВМЕСТЕ – МЫ ДОБЬЁМСЯ ХОРОШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ !!!



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным      современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Преодоление нарушений  фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

https://kulotino.caduk.ru/images/story-time.png

Игра «Будь внимательным!»

Задача – развивать  умение слышать заданный звук  среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например,  звук «Р»: л, р, м, р, ч, р, л; ла-ра-ша-ка-ра; нос, рот, корка, шутка.

Игра «Назови картинки»

Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.

Игра «Придумай имя»

Задача – учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.

Игра «Назови последний звук»

Задача – учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, дуб –Б.

Зоркий глаз

Задача – учить выделять заданный звук среди предметов.

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.

Игра «Добавлялки»

Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба (шуба), ..апка (шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).Речь его становится точнее и богаче по Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Игра «Определи место звука в слове»

Задача - развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец)

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ – К, БАНКА  - Б.

Игра «Подарочки»

Дарить подарочки своим друзьям, родственникам, любимым куклам и игрушкам таким образом, чтобы название подарка начиналось с того же звука, что и имя получателя (бабушке – бант, булку, барана, барабан, зайчику – зонт, замок, звонок).

«Волшебные вагончики»

 Соорудите из кубиков или кирпичиков импровизированный паровоз из трех вагонов. Называйте слова с проблемным звуком, ребенок должен не только повторить слова, но и определить место этого звука в слове, «посадить» слово в нужный вагон (в начале слова – первый вагон, в середине – второй, в конце слова – третий вагон).

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ

http://itd1.mycdn.me/image?id=882853746545&t=20&plc=WEB&tkn=*4dOt8Jmv7q_se6-AdPMu6t54KDg

РАБОТАЯ ВМЕСТЕ –

МЫ ДОБЬЁМСЯ ХОРОШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ!

http://30sad.ru/f/vospitatel1483/it.jpg

Фонематический слух-основа речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Фонематический слух-основа правильной речи"

Материал направлен на актуализацию развития правильной речи у дошкольников. Содержит игровые упражнения, направленные на формирование слухового внимания и фонематического слуха. Цель упражнений-...

Консультация для родителей «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

Рекомендации для родителей по организации совместной игровой деятельности по развитию речи ребенка....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация для родителей на тему: Фонематический слух – основа правильной речи.

В консультации поднимаются проблемы развития звуковой стороны речи у детей. Приводятся практические примеры игровых упражнений с целью формирования развития фонематического слуха у ребёнка в домашних ...

Консультация для родителей детского сада: «Фонематический слух – основа правильной речи»

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, и...

Семинар-практикум для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи"

Несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок не только плохо различает на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением...