Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
консультация по логопедии

Ирина Владимировна Большакова

Консультация подготовлена специально для родителей , которые хотели бы помочь детям научиться правильно выговаривать трудные звуки. Для чего необходимо делать артикуляционную гимнастику  в домашних условиях. Какие требования нужно соблюдать ,чтобы добиться хороших результатов. Представлены  основные упражнения которые необходимо делать  дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

г.Копейска 

«Детский сад № 41 «Гнёздышко»

Консультация для родителей

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Учитель-логопед

Большакова Ирина Владимировна

г. Копейск

2019


Консультация для родителей на тему:

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

Ход консультации

  1. Вводная беседа.

Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Уже после 7-8 месяцев после рождения малыша можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка [ш, ж, р, л].

Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так.

Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  • подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков;
  • быстрее преодолеть речевые дефекты;
  • привести тонус мышц губ, щек и языка в норму.

  1. Виды артикуляционных упражнений и правила их проведения дома.

Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома:

  • заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут;
  • все упражнения проводятся перед зеркалом;
  • все упражнения проводятся в виде игры;
  • сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению;
  • для каждой группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы, которые вам предоставит логопед.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

  • «заборчик»;
  • «окошечко»;
  • «трубочка»;
  • «чашечка»;
  • «блинчик»;
  • «иголочка»;
  • «горка»;
  • «парус».

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 5 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

  • «часики»;
  • «качели»;
  • «лошадка»;
  • «чистим зубки»;
  • «вкусное варенье»;
  • «барабанщик»;
  • «худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.

  1. Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Покажите правильное выполнение упражнения.

Сейчас мы попробуем их выполнить.

Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение (родители выполняют упражнения: «Улыбочка», «Трубочка», «Иголочка»,  «Чашечка», «Пароход гудит», «Маляр», «Красим потолок», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Покусывание кончика языка», «Дятел», «Лопаточка», «Горка», «Катушка» и так далее).

Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.

Игры с ватными шариками и бутылочками, свечками

«Воздушный футбол»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

«Поющая бутылочка»

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям. Следите за тем, чтобы не надувались щёки.

«Свеча»

Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

«Сладкая зарядка»

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

  1. Заключение.

В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

Литература

  1. Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
  2. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.
  3. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 64 с.
  4. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование пескотерапии в работе учителя- логопеда Подготовила: учитель-логопед Большакова И рина Владимировна . Детский сад №41

Слайд 2

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Песочную терапию активно используют в своей практике как детские, так и «взрослые» психологи, арт-терапевты, сказкотерапевты . Даже воспитатели в садиках нередко прибегают к песочным играм как к вспомогательному методу работы с детьми.

Слайд 4

Возможности песочной терапии Расслабление и успокоение Даже простое пересыпание, просеивание, тактильный контакт с этим сыпучим материалом помогают успокоиться, расслабиться, «заземлиться». Самовыражение и развитие творческих способностей Кроме того, песочные игры способствуют самовыражению детей, развитию их творческих способностей. Песочный «лист» всегда можно «переписать», если что-то не получилось с первого раза. В этом он выгодно отличается от бумаги с красками. Поэтому многие дети с удовольствием рисуют на песке.Возможность высказать свои чувства В песочнице малыш может безопасно выразить и прожить свои эмоции и чувства, вылить в нее волнительные переживания. Не каждый ребенок может, умеет и хочет делиться своими чувствами вербально, с помощью речи. Но в песке мы сможем разговорить ребенка создав благоприятную обстановку Развитие мелкой моторики, фантазии, развитие речи ребенка Работа в песочнице помогает развивать мелкую моторику ребенка, его образное мышление, внимание, фантазию. Игры с песком хорошо помогают развивать речь ребенка, поэтому я решила внедрить их в свою работу. В игре малыш учится говорить, ребенок постарше – описывать происходящее на песке, пересказывать, говорить связно и последовательно, отрабатывать лексические темы.

Слайд 5

И напоследок стоит напомнить, что игры в песке – это просто веселое и интересное занятие, приятное общение, совместные открытия и находки. А значит, самое время включаться в игру!

Слайд 6

Как же логопед может использоать песок в своей работе?

Слайд 7

Мы можем находить или прятать предметы по заданным лексическим темам или отрабатываемым звукам.

Слайд 8

Прорисовывать пальцем буквы, слоги . Или насыпать их песком.

Слайд 9

Можем брать лексические темы и отрабатывать их на песке

Слайд 10

Хочу поделиться с вами некоторыми наработками использования песка в работе логопеда. Использование песка будет идти, как элемент занятия и не может заместить все этапы . Поэтому я начинаю применять песок с момента автоматизации изолированного звука. (1) -можно проводить пальцем дорожки по песку и произносить звук (например СССС плавно снежинки летят по дорожке) -возможно взять песок в кулак и высыпать рисуя на песке эту букву (С) - можно просто пропускать песок через кулак и произносить звук - есть возможность просыпать песок медленно и звук будет идти долгий, а можно отрывисто и песок тоже высыпаем частями -так же в игре можно использовать песочные принадлежности леечки,мельницы и.т.д

Слайд 11

На этапе автоматизации слогов (2) Я стараюсь подобрать как можно больше миниатюр предметов с этим слогом -в песке лежат предметы со слогом СА, надо найти э ти предметы -в песке лежат предметы миниатюры с заданным слогом, ребенок достает и называет слог, в дальнейшем можно зарыть предметы в песке ( что будет более интересней для ребенка или группы детей) -так же можно подобрать предметы на несколько слогов(СА,СО,СУ,СЫ) и искать их в песке ,как клад. Если это группа детей то можно распределить между детьми карточки кто с каким слогом ищет предметы ( выдать детям карту поиска сокровища и на ней написать слог и место предмета) -так же возможно проводить дорожки в песке от слога к предмету с которого он начинается

Слайд 12

Следующим этапом будет слово(3) -отыскать все предметы со звуком(отрабатываемый звук) -ребенок находит предметы с заданным звуком в начале слова в середине или конце На столе лежат карточки ребенок должен в песке отыскать предметы с отрабатываемым звуком и разложить к карточкам.

Слайд 13

Это только часть игр с песком , которые возможно использовать в работе логопеда. Все зависит от вашей фантазии и желания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Цель: ознакомление родителей с понятием артикуляционная гимнастика.Задачи:v  Познакомить родителей с необходимостью артикуляционной гимнастики в становлении звуков у ребенка;v  Дать рек...

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях» Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнас...

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Консультация для родителей«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»...

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знаю...

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях", декабрь 2021

В консультацт говорится об особенностях и основных приемах артикуляционной гимнастики...

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

В данном материале представлена информация как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома....

консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

quot;Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"...