Коррекционная работа по формированию слоговой структуры слова дошкольников
тест по логопедии

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения ребенком грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа и синтеза, письма и чтения, т.е. усвоение слоговой структуры слова является важным звеном для овладения навыками связного высказывания у детей с ОНР.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная работа

по формированию слоговой структуры слова дошкольников

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения ребенком грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа и синтеза, письма и чтения, т.е. усвоение слоговой структуры слова является важным звеном для овладения навыками связного высказывания у детей с ОНР.

Виды нарушений слоговой структуры слова:

  1. Нарушение количества слогов:
  • Элизия – сокращение слогов (молоток-моток)
  • Итерация – опускание словообразующей гласной (пианино-пинино)
  • Увеличение числа слогов за счет добавления словообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (слава-салава)
  1. Нарушение последовательности слогов в слове:
  • Перестановка слогов в слове (дерево-деворе)
  • Перестановка звуков соседних слогов (бегемот-гебемот)
  1. Искажение структуры отдельного слога:
  • Искажение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (капуста-капута); слог со стечением согласных в слог без стечения согласных (стул-тул)
  • Вставка согласных в слог (лимон-лимонт)
  1. Антиципации:
  • Уподобление одного слога другому (капитан-пипитан; велосипед-вевесипед; ананасы-нананасы)
  1. Персеверации:
  • «Застревание» на одном слоге (панама-пананама; воробей-ввалабей)
  1. Контаминации:
  • Соединение частей двух слов (холодильница-холодильник, хлебница)

Рассмотрим коррекционную работу, предложенную работу  З.Е. Агранович. Она включает в себя два этапа:

 - подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

- собственно коррекционный(работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов).

Работа на невербальном материале

1. Игры и упражнения на концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса (узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти.

2. Работа над ритмом:

а) Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;

б) Сосчитай, сколько раз я хлопнула в ладоши;

в) Воспроизведение определенного ритмического рисунка

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

4. Упражнения на развитие динамического прасксиса рук: выполнение движений по образцу, по словесной инструкции или под счет (кулак-ребро-ладонь)

5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно двумя руками (кулак левой- ребро правой руки).

6. Графические упражнения на переключение. (например, продолжи строчку)

Работа на вербальном материале

1. Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений (начало.Середина, конец; перед, за, после, первый, последний).

2. Детей обучают различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом.

3. Проговаривание прямых и обратных слогов, закрытых и открытых (да-да, ма-па, пап- ап ).

  • Собственно коррекционный этап

(работа ведётся на вербальном материале и состоит из нескольких уровней (уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слова).

Особое значение на каждом уровне автор отводит “включению в работу” помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.         

Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у ребёнка.

Работа на уровне гласных звуков.

Помним, гласные звуки – А.У, И, О, Ы,Э.

1. Произнеси А столько раз, сколько точек на кубике.

2. Произнеси О столько раз, сколько взрослый хлопнул в ладоши.

3. Пропевание звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за взрослым, чтение букв, запись буквенного ряда.

4. Выделить ударный звук: АУА, АУА…

5. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их  с голосом

6. Взрослый  отстукивает ритм, а ребенок в соответствии с этим ритмом произносит гласные звуки.

Работа на уровне слогов.

1. Повторение слогов за взрослым: па-па-та; ты-ва-ты, пта-пто-пту

2. Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов.

3. Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог, например, то)

4. Сосчитай сколько слогов я произнесла.

6. Наращивание (уменьшение) слогов («Скажи на один слог больше (меньше), чем я?»)

Работа на уровне слова

На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности, а также расширение объема понимаемой речи.

После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно- ритмического рисунка одно-, двух- и трехсложных слов. Здесь следует научить отхлопывать ритмический рисунок слова. Помним правило, сколько в слове гласных столько и слогов.

Например, ВАА (2 хлопка), НОС (1 хлопок)

С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно. Большое внимание уделяется развитию слухового восприятия и подготовке артикуляционной моторики. Усложняя работу, вводятся слова со стечением согласных звуков (все звуки ребенок должен произносить правильно). Работа над слоговой структурой слова подкрепляется наглядностью. Предлагается следующую последовательность:

- Двусложные слова из открытых слогов (вата);

- Трехсложные слова из открытых слогов (машина);

- Односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак);

- Двусложные слова с закрытым слогом (лимон);

- Двусложные слова со стечением согласных  в середине слова (банка);

- Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);

- Трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);

- Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);

- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);

- Односложные слова со стечением согласных  в начале и в конце слова (флаг, винт);

- Двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);

- Четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).

Работа над слоговой структурой должна идти параллельно с развитием фонематического слуха и постановкой звуков. Начинать работу на слоговой структурой рекомендуется не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а сначала со слов более простого слогового состава.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предлагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому работа по формированию слоговой структуры слова целесообразно проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения. Характерной особенностью занятия по формированию правильной слоговой структуры слова является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме.

Литература

  1. Агранович Е.З. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. – Спб.: детство - Пресс,2001.-48 с.
  2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие.-М.: Книголюб, 2005. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2007.-56с.
  3. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс., канд. Пед. Наук.- М.: 1963.
  4. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет.; М.-2004
  5. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.,1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика логопедической работы по формированию слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)

Методика логопедической работы по формированию слоговойструктуры слова (восприятие  и  проговаривание лексических единиц) Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированны...

Методика логопедической работы по формированию слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)

Методика логопедической работы по формированию слоговойструктуры слова (восприятие  и  проговаривание лексических единиц) Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированны...

реферата: «Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольников с ОНР»

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольников с ОНР...

Особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова с неговорящими детьми.

Коррекция слоговой структуры слова — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладе...

Мастер – класс «Использование дидактических игр в работе воспитателя для формирования слоговой структуры слова дошкольников с ТНР».

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме  устранения ...

Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"

Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"...