Опыт работы по теме: «Нейропсихологическая коррекция в системе работы над ОНР»
материал по логопедии

Определение

Теоретический аспект

Опыт применения нейропсихологических методов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Нейропсихологическая коррекция

в системе работы над ОНР»

Нейропсихологи́ческая корре́кция (Википедия) — комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.

Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего дошкольного и подросткового возраста. Особенно она показана при таких видах дизонтогенеза, как ранний детский аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития различных типов, общее нарушение развития, алалии, дизартрии, дисграфии, дислексии, СДВГ, ДЦП. В том числе, нейрокоррекция помогает и детям, испытывающих сложности в обучении в силу психологических причин (невротических расстройств, психосоматических расстройств, особенностей личности), при общем физическом недоразвитии, при школьной дезадаптации и стрессовых расстройствах.

Современные методы нейропсихологической коррекции базируются на теориях Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, а также разработках современных специальных психологов и нейропсихологов (В. И. Лубовский, Ж. М. Глозман, Т. В. Ахутина, Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Г. Р. Новикова, А. В. Семенович, Л. С. Цветкова).

В детском возрасте применяют две методики коррекции:

  • двигательную;
  • когнитивную.

Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей.

Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.

- Как проблемы ребенка связаны с работой мозга?

Проблемы с памятью, вниманием, регуляцией эмоционального состояния, самооценкой, мотивацией возникают при недостаточном функционировании первого (энергетического) блока мозга (по А.Р. Лурия). Этот блок включает ствол мозга, некоторые структуры среднего мозга, лимбическую систему, медиабазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.

Проблемы в интеллектуальной сфере, с восприятием абстрактной и символической информации (чтение, письмо, счёт и другие) могут быть связаны с недостаточным функционированием второго блока мозга (блока приёма, переработки и хранения информации), который включает основные репрезентативные системы (зрительную, слуховую, кинестетическую), корковые зоны которых находятся в задних отделах больших полушарий головного мозга. 

Проблемы с контролем поведения, постановкой цели, волевыми процессами, ответственностью за свои действия могут быть связаны с недостаточным функционированием третьего блока мозга (блока программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности), который включает моторные, премоторные и префронтальные отделы лобных долей мозга.

Несмотря на то, что каждый блок мозга отвечает за определенные психические функции, они работают слаженно и взаимосвязаны друг с другом. Поэтому при поражении одного из блоков страдает целостность психической организации человека. Поэтому очень важно вовремя оказать профессиональную нейропсихологическую помощью ребёнку. И лучше не терять драгоценного времени и   помочь ребёнку стать здоровым и успешным.

Комплекс нейропсихологичекого сопровождения 1-го блока мозга включает в себя: дыхательные упражнения, массаж, самомассаж, растяжки, релаксацию, глазодвигательные  упражнения, тренировку мышц речевого аппарата, упражнения для шеи, плеч, рук и ног.

Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария.

Методы коррекции 3-го функционального блока мозга направлены на
формирование навыков внимания и преодоления стереотипов, формирование программирования, целеполагание, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков, интеллектуальных процессов.

В настоящее время нейропсихологическая коррекция пользуется большим спросом, поскольку является очень эффективным методом восстановления естественного хода развития ребёнка и помощи ему в подготовке к предстоящему обучению в школе.

Так как все выше указанные проблемы с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно – логопедическую работу. А логопеду, совершенствовать свою профессиональную компетентность.

На протяжении многих лет логопеды используют в своей работе артикуляционные упражнения, дыхательную гимнастику, упражнения на релаксацию и др. Знание основ нейропсихологии помогает использовать эти же упражнения с небольшими изменениями для развития мозга.

Несколько лет я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Имею пятилетний опыт работы в школе. Где занималась вопросами коррекции с учетом психофизиологии. Веду просветительскую работу среди педагогов и родителей по вопросам использования нейропсихологических методов, так как успешность коррекционной работы зависит от взаимодействия всех участников педагогического процесса.

В своей работе использую готовые комплексы, разработанные нейропсихологами, и собственные адаптированные упражнения. Например, любое упражнение пальчиковой гимнастики выполняем сначала 1 рукой, потом другой, потом двумя руками. Или двумя руками с переключением: по Цвынтарному упражнение «Стул» сначала выполняем в классическом варианте со стихотворением, потом на счет 1 – левая рука-спинка, правая(кулак)-сиденье, на счет 2 – правая рука-спинка, левая рука-сиденье.

Артикуляционную гимнастику провожу обязательно с биоэнергопластикой.

По мнению А. В. Ястребовой «…движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов».

О. В. Лазаренко считает, что «…применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка».

Мозжечковая стимуляция – этот один из методов двигательной нейропсихологической коррекции при различных неврологических заболеваниях: РАС (расстройства аутистического спектра), ММД (минимальные мозговые дисфункции), ЗПР (задержки психического развития), CДВГ (синдром дефицита внимания гиперактивность), а также при дислексиях (нарушениях чтения), дисграфиях (нарушениях письма), нарушениях почерка, речевых нарушениях (алалии, заикании, дизартрии), нарушениях координации движений и баланса.  

Мозжечок имеет множественные связи со всеми отделами головного мозга и принимает участие в переработке всей информации, идущей от них и задает темп работы всего мозга. Чем лучше будет работать мозжечок, тем быстрее ребенок будет осваивать новые знания.

При использовании методики улучшается:

-крупная моторика (улучшаются плавность движений, точность, ловкость,  осанка, походка)

-мелкая моторика, зрительно-моторная координация (улучшается почерк, манипулирование мелкими предметами , устраняются эффекты отзеркаливания букв и цифр, буквы пишутся более ровно и не выходят за пределы строки)

-улучшаются функции сенсорной интеграции

-улучшается произносительная часть речи (четкость звуков, плавность речи)

-повышается концентрация внимания

- улучшаются глазодвигательные функции, что повышает скорость чтения

-повышается скорость мышления.

В систему коррекционной работы над ОНР я включаю упражнения на балансировочной подушке, лабиринты-балансиры.

Кинезиологические мячи и мешки также включаю в занятия, так как они балансируют биологические ритмы в мозге, улучшают зрительно-моторную координацию, сенсорную интеграцию и межполушарное взаимодействие.

Большое количество упражнений представленных в работах Т.В. Ахутиной, Семенович А.В, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям. Так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям. У детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высокого уровня коррекционо – логопедического процесса. В работах Л.С. Цветковой по нейропсихологической реабилитации было показано, что единая сюжетно-смысловая организация занятия резко повышает его эффективность. Такая организация занятия была названа Л.С. Цветковой «метод введения в контекст». Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Логопедическое занятие может проходить с использованием: сказочных сюжетов; воображаемых путешествий, приключений; специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей и т. д.

В ходе нейропсихологических занятий происходит коррекция психофизиологической основы речевой деятельности. По данным разных авторов, методы нейропсихологии позволяют на 35% быстрее справиться с речевыми нарушениями у детей, чем традиционно применяемые методики. Помимо исправления речи происходит продвижение ребенка и в других областях - интеллектуальном развитии, в развитии внимания, памяти, нормализуется поведение.

Литература:

  1. Визель Т.Г. «Основы нейропсихологии»
  2. Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»
  3. Семенович А.В. «Эти невероятные левши»
  4. Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учетом психофизиологии»
  5. Сиротюк А.Л. «Коррекция обучения и развития школьников»
  6. Сиротюк А.Л. - Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Системе музыкально- оздоровительной работы в детском саду"

Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здор...

Опыт работы на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.Реализация единого подхода к воспитанию и обучению де...

Опыт работы по теме : " Использование ИКТ в работе с детьми , имеющими нарушения речи".

Информационно- коммуникативные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ- актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось с Вами, уважаемые коллег...

Опыт работы по теме «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»

   «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»Современное образование направлено на ребенка и его потребности, а так же на создание в дошкольном учрежде...

Опыт работы по теме: "Фототерапия в коррекционной работе"

Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения проблем звукопроизно...

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников»

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимод...