Главные вкладки

    Мастер-класс для педагогов МДОУ №35 "Ёлочка" "Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ" 11.12.2019
    учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

    КАМЕНКОВА НАТАЛИЯ ИГОРЕВНА

    Подготовка к обучению грамоте детей с ОВЗ. Подготовительная к школе группа. составление схемы предложения и звуко-буквенный анализ слова домик.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass_11.12.19.docx16.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

    ____________________________________________________

    ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.

    142530, тел. 8(49643)3-29-55

    Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru

     

    МАСТЕР-КЛАСС

    ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

    В РАМКАХ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

    «ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА ПЕДАГОГОВ МДОУ №35 «ЁЛОЧКА»

    Учитель-дефектолог

    Каменкова Н.И.

    Г.о.Электрогорск

    2019г.

    Развитие фонематических процессов  

    и навыков звукового анализа и синтеза

    Развитие фонематических процессов  (восприятия, представлений) и навыков звукового анализа и синтеза является одной из важнейших задач речевого развития старших дошкольников, так как позволяет создать необходимые предпосылки для обучения детей грамоте и помогает предотвратить возможные нарушения при формировании в дальнейшем письменной речи, что обеспечивает взаимосвязь со следующей ступенью системы образования в соответствии с ФГОС ДО.

    Работа по формированию фонематического восприятия и фонематических представлений должна проводиться систематически и планомерно как в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, так и в массовых группах дошкольных образовательных организаций. Задания для развития фонематических процессов необходимо включать в каждое занятие по речевому развитию дошкольников.

    Педагоги должны обладать определённым методическим багажом для того, чтобы проводить работу по формированию фонематических процессов правильно.

    Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно называли согласные звуки ({м}, а не {мэ}, или {эм} и т.п.) и ни в коем случае не путали звуки с буквами. Дошкольники должны усвоить, что буквы мы пишем и видим, а звуки произносим и слышим.

    Для звукового анализа и синтеза детям дошкольного возраста следует предлагать только те слова, написание которых не расходится с произношением. Не стоит брать слова, которые состоят более чем из пяти-шести звуков. Также не рекомендуется брать для работы с дошкольниками йотированные звуки {jэ}, {jо}, {jу}, {jя}.

    МАСТЕР-КЛАСС

                                               

    Цель:

    - познакомить педагогов с приёмами работы над предложением;

    - дать рекомендации по звуко-буквенному анализу слова.

    Оборудование

    Демонстрационный материал: фланелеграф, схемы, буквы.

    Раздаточный материал: разрезная азбука, конверты со схемами, коробочки с кружочками для звукового анализа слова.

    Ход

    1.Составление предложения со словом домик.

    Даша нарисовала домик.

    2.Выкладывание схемы предложения и звуко-буквенный анализ слова домик.

    Даша нарисовала домик – это предложение.

    Дефектолог выкладывает на фланелеграфе, а педагоги на столах, длинную полоску с уголком слева. В конце ставится точка (кружок).

    -- Из чего состоит предложение? (Из слов). Выкладываются 3 полоски с точкой в конце. Первая полоска с уголком слева.

    -- Какое первое слово? Второе? Третье?

    -- Третье слово домик. Разберём его.

    -- Из чего состоит слово? (Из частей (слогов).

    -- Отхлопаем.  

    -- Сколько раз хлопнули? (Два. В слове две части). Обозначили слоги двумя короткими полосками.

    -- Произнесите первую часть. (до-)

    -- Какой первый звук, Второй? (д, о).

    - Выкладываются кружки: синий, красный

    -- Произнесите вторую часть. (-мик).

    -- Какой первый звук? Второй? Третий? (мь, и, к).

    Выкладываются кружки: зелёный, красный, синий.

    -- Сколько кружков? (пять).

    -- Сколько звуков? (пять).

    --Сколько букв? (пять).

    Педагоги под руководством дефектолога кладут под каждым кружком букву. Части (слоги) разделяются чёрточкой: до-мик.

    Литература

    1.Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018

    2. Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием – М.: «Просвещение», 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией"

    Этот  материал знакомит читателей с методикой работы, играми и фрагментами  занятий по развитию фонематических процессов у детей с речевой патологией....

    Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

    Все игры и упражнения для развития навыков звукового анализа должны содержать как можно больше слов с изучаемым звуком, среди которых могут быть и малознакомые детям (например: авокадо, айва, ут...

    Методическая разработка по инновационной деятельности "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ"

    Методическая разработка по инновационной деятельности "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ"...

    Папка – передвижка для родителей по формированию у дошкольников фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза.

    Неправильное звукопроизношение и другие речевые недостатки приносят ребенку немало огорчений в дошкольном возрасте, а в школе трудностей становится еще больше. Многие родители считают подобные проблем...

    Папка-передвижка по формированию у дошкольников фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза.

    Неправильное звукопроизношение и другие речевые недостатки приносят ребенку немало огорчений в дошкольном возрасте, а в школе трудностей становится еще больше. Многие родители считают подобные проблем...

    Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией

    1) Определение понятий "фонематический слух","фонематическое восприятие","фонематический анализ","фонематический синтез",фонематические представления".2) К...