Пособия для артикуляционной гимнастики своими руками
тренажёр по логопедии

Федорчук Елена Владимировна

Простые пособия, которые под силу изготовить любому учителю-логопеду, разнообразят коррекционные занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые пособия  для  проведения артикуляционной гимнастики  

на логопедических занятиях в ДОУ

      Без чего не может обойтись ни одно логопедическое занятие  по устранению неправильного звукопроизношения в детском саду? Правильно, без   артикуляционной гимнастики. Я работаю учителем-логопедом в детском саду, и хорошо знаю, как быстро некоторым детям надоедает делать упражнения для языка. Малыши чаще всего просто отказываются от выполнения гимнастики, а ребята постарше начинают лениться, выполнять упражнения не так, как нужно.

     На предложение сделать гимнастику для язычка мне иногда приходилось слышать: «Опять?!», «Мы уже с мамой дома делали» или вообще была ситуация проявления негативизма. Здесь не помогут ни просьбы, ни уговоры.

      И вот когда простые картинки, стихи, сказки и даже презентации уже не вызывают интереса, на выручку приходит  та самая старая добрая игра, необходимая всем дошкольникам без исключения.  Простой игровой сюжет, понятный каждому ребёнку, поможет легко, без нажима на малыша,  представить артикуляционную гимнастику не как нудную, однообразную работу, а как весёлое, интересное задание, в котором можно не только смотреть и слушать, а манипулировать предметами, брать их в руки. Дети с удовольствием выполняют упражнения, стараются. На первых порах это всё ещё совместная работа учителя-логопеда и ребёнка, далее взрослый лишь помогает воспитаннику, следит за точностью и скоростью выполнения, даёт советы.

Чтобы ребята не ленились и не упрямились при проведении артикуляционной гимнастики, использую много приёмов, в том числе игровые пособия. Вот некоторые из них:

1. «Домик с окошками»

      Из картона сделан домик с прозрачными окошками. Каждое окошко закрыто, ребёнок сам должен его открыть, увидеть  артикуляционное упражнение и выполнить его.

К пособию изготовлены сменные картинки – упражнения, которые можно вытаскивать из окошек и снова ставить.  Логопед заранее вставляет нужные упражнения в окошки перед занятием, исходя из речевого нарушения ребёнка. Игра простая, но манипуляции с окошками создают небольшой сюрпризный момент, ребята всякий раз с интересом открывают их. Картинки на каждое занятие можно менять местами. Это неплохо тренирует память детей, и всегда заставляет их улыбнуться от небольшой неожиданности («Ведь в прошлый раз здесь было упражнение  «накажем язычок», а теперь  «лягушка»)

2. «Собери урожай»

       Из бумаги и картона выполнена корзинка с кармашком, в которую нужно собрать фрукты. Из цветной бумаги сделаны шаблоны фруктов, на которые наклеены картинки с упражнениями. Здесь можно немного разнообразить  задание, например,  предложить сначала найти и «собрать»   яблоки (то есть выполнить сначала упражнения, нарисованные  на яблочках), после них «собрать» груши, потом - апельсины, затем- лимоны, последними - сливы. Либо собрать сначала все зелёные фрукты, потом красные и т.д. После правильного выполнения упражнения ребёнок с удовольствием отправляет «фрукт» в корзинку.

Учителю-логопеду лишь необходимо заранее подобрать фрукты с нужными упражнениями. 

3. «Гусеничка»

      На просьбу собрать «гусеничку»  дети всегда охотно откликаются. Каждый кружок выполнен из плотного картона. На лицевой стороне - картинка с артикуляционным упражнением, на обратной стороне – кусочек липучки. Все кружки нужно  прицепить к липучке, не забывая при этом выполнять упражнение правильно (иначе гусеница обидится и не придёт больше в гости). Здесь  большую роль играет  стимул – прицепить кружок на липучку.

Эта игра также развивает мелкую моторику, глазомер («войдут ли все кружки на ленту?»), предоставляет воспитаннику свободу выбора упражнения, тренирует цветовое восприятие. После гимнастики остаётся лишь полюбоваться на весёлую и довольную гусеничку.

4. «Прикрути крышку»

      Из горлышек от бутылок сделана площадка для прикручивания крышек. На крышках приклеены картинки с изображением артикуляционных упражнений. Ребятам очень нравится прикручивать крышечки и выполнять гимнастику для языка. Пособие отлично тренирует мелкую моторику рук. Причём ребёнка можно попросить менять руки при прикручивании крышек.

Учитель – логопед заранее подбирает только те крышки, на которых нужные упражнения.

5. «Морковки для зайца»

      Угостить зайца морковкой  никто не прочь. Но заяц не так прост! Он примет морковь только от старательных ребятишек. Дети с удовольствием выполняют упражнения  и отправляют морковки в ведёрко к зайчику. Чем больше  - тем лучше.

Учитель – логопед заранее подбирает только те морковки, на которых нужные упражнения

         Таким образом, чередуя эти игры и некоторые другие приёмы проведения артикуляционной гимнастики, я  привношу необходимое разнообразие в логопедические занятия. Правильно организованная логопедическая гимнастика помогает настроиться малышу на следующие задания учителя-логопеда. Эти игры легко можно встроить в общий сюжет логопедического занятия. Кроме того, с помощью этих простых игр у детей развивается мелкая моторика рук, глазомер, цветовое восприятие, умение слушать логопеда и действовать по инструкции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное методическое пособие для сенсомоторного развития своими руками. Сенсорный куб.

Презентация отражает способы использования методического пособия "Сенсорный куб", изготовленного своими руками. Интересное и многофункциональное пособие....

Дидактическое пособие для детского сада своими руками из фоамирана.

Назначение: для развития у детей разного  возраста  речевого дыхания.Цели дыхательной гимнастики:- тренировать дыхательную систему- снимать эмоциональное напряжение- оздоровление органи...

Пособия и дидактические игры своими руками

Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте....

Пособие для родителей «Скворечник своими руками»

Используя данную инструкцию скворечника как базовую, изменяя некоторые детали, можно строить самые разные скворечники для птиц. Применив фантазию, мы не только делаем доброе дело для птиц, но и украша...

"Тучка"- пособие для дыхательной гимнастики своими руками

quot;Тучка"- пособие для дыхательной гимнастики своими рукамиДыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнк...

Дидактическое игровое пособие для артикуляционной гимнастики «Артикуляционные часики»

Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру по развитию артикуляционной моторики, которую активно применяю в коррекционно-развивающей работе с детьми.Данная авторская игра разработана и предназначена...