ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
презентация по логопедии

Ольга Юрьевна Воробьева

Внедрение специального государственного Стандарта образования детей с нарушениями речи позволит обеспечить реализацию прав каждого ребёнка на образование, государственную гарантию получения качественного образования вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушений речевого развития в форме классно - урочного, семейного, дистанционного обучения и воспитания, по индивидуальному учебному плану. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_programmy_dlya_detey_s_tnr.pptx137.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Воробьева Ольга Группа СДО-К- 15/м

Слайд 2

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Слайд 3

Особые образовательные потребности детей с ТНР Получение начального образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа Создание условий ,нормализующих анализаторную ,аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе обеспечения комплексного подхода при изучении детей с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений Координация педагогических, психологических и медицинских средств в процессе комплексной медико-психолого-педагогической коррекции

Слайд 4

Особые образовательные потребности детей с ТНР получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья - возможность адаптации образовательной программы при изучении лингвистического блока с учётом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся - гибкое варьирование двух компонентов – академического и жизненной компетенции в процессе обучения путём расширения / сокращения содержания отдельных образовательных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий

Слайд 5

Особые образовательные потребности детей с ТНР индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий детей с ТНР - постоянный ( пошаговый ) мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетентности учащихся, уровня и динамики развития речевых процессов исходя из особенностей первичного речевого дефекта - применение специальных методов, приёмов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию « обходных » путей » коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью

Слайд 6

Особые образовательные потребности детей с ТНР возможность обучаться на дому и / или дистанционно в случае тяжёлых форм речевой патологии, а также при сочетанных нарушениях психофизического развития профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путём максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов, обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики психолого - педагогическое сопровождение семьи с целью её активного включения в коррекционно - развивающую работу с ребёнком ; организация партнёрских отношений с родителями

Слайд 7

Общая характеристика стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.

Слайд 8

Стандарт включает в себя требования к : 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему ; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3 ) результатам освоения основных образовательных программ . Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи составляет четыре (пять) лет .

Слайд 9

Назначение стандарта Стандарт начального общего образования обучающихся с ТНР обеспечивает формирование личности обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей путем развития его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)

Слайд 10

Стандарт направлен на обеспечение: равных возможностей получения обучающимися с ТНР качественного начального общего образования ; государственных гарантий уровня и качества образования обучающимися с ТНР на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения вариативности содержания образовательных программ начального образования обучающихся с ТНР, возможности формирования образовательных программ различных по уровню сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества

Слайд 11

Стандарт направлен на обеспечение: преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего образования единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных организаций для обучающихся с ТНР ; демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся с ТНР, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;

Слайд 12

Стандарт направлен на обеспечение: разработки критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР, деятельности педагогических работников, образовательных организаций, функционирования системы образования в целом ; условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР, в том числе, обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.

Слайд 13

Варианты ФГОС образования для детей с ТНР Вариант А : Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы специального сопровождения обучающихся с нарушениями речи. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных занятиях, проводимых на базе организованных при общеобразовательных организациях логопедических пунктах. Сквозными направлениями коррекционно-логопедического воздействия выступают: работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.

Слайд 14

Программа коррекционной работы должна обеспечивать: • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их речевом и психофизическом развитии ; • осуществление индивидуально-ориентированной медико-психолого- педагогической помощи обучающимся с ТНР с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями медико-психолого-педагогической комиссии ); • возможность освоения обучающимися с ТНР основной образовательной программы начального общего образования и их интеграцию/инклюзию в образовательной организации ; • осуществление специальной поддержки освоения основной образовательной программы; • возможность овладения обучающимися социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; навыками коммуникации; дифференциации и осмысления картины мира и ее временно- пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей ; • использование специальных дидактических пособий; • соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников ; • проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных (логопедических) занятий.

Слайд 15

Программа коррекционной работы должна содержать: • цели и задачи коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования; • систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР в условиях образовательного процесса, включающего медико-психолого-педагогическое обследование детей с целью выявления их 22 особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий; • перечень, содержание и план реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, их интеграцию/инклюзию в образовательной организации и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования; • механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательной организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; • планируемые результаты коррекционной работы

Слайд 16

Варианты ФГОС образования для детей с ТНР Вариант В : Вариант В предназначен для обучающихся с ТНР и обеспечивает в образовательных организациях получение начального общего образования по адаптированной основной образовательной программе. Обучающийся получает образование, сопоставимое по конечным достижениям (на момент окончания школы) с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями или в условиях инклюзивного обучения. Вариант В предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это дети, находящиеся на II и 32 III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), обусловленных алалией, афазией, дизартрией, ринолалией , дети с заиканием, имеющие нарушения чтения и письма и дети, не имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания .

Слайд 17

Обязательные предметные области «Филология»:-«Русский язык», «Родной язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке» «Математика и информатика» «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)». «Искусство»: -«Музыка», «Изобразительное искусство» «Физическая культура » «Технология ». «Основы религиозных культур и светской этики »

Слайд 18

Коррекционно-развивающая область: « Произношение ». «Логопедическая ритмика » «Развитие речи »

Слайд 19

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи обучающимся с ТНР с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии ); возможность освоения обучающимися с ТНР адаптированной основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации .

Слайд 20

Программа коррекционной работы должна содержать: программы специальных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, их интеграцию в 46 образовательной организации и освоение ими адаптированной основной образовательной программы начального общего образования; систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий;

Слайд 21

Программа коррекционной работы должна содержать: описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ТНР, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; планируемые результаты коррекционной работы.

Слайд 22

Стандарт является основой для : разработки и реализации всех видов образовательных программ для детей с ТНР ( основной образовательной программы, адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы ) разработки примерных образовательных программ НОО разработки нормативов финансового обеспечения реализации названных видов программ формирования учредителем государственного задания в отношении образовательных организаций объективной оценки соответствия образовательной деятельности ОО требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре образовательных программ подготовки , профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно управленческого персонала ОО

Слайд 23

Требования к кадровым условиям реализации программы коррекционной работы и адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР: Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей программу коррекционной работы и адаптированную основную образовательную программу начального общего образования обучающихся с ТНР для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственной или муниципальной образовательной организации - также квалификационной категории.

Слайд 24

Нормативная база проекта ФГОС образования для детей с ТНР Проект специального государственного Стандарта для обучающихся с нарушениями речи основывается на : Федеральном законе РФ « Об образовании » ( статья 34, пункт 1, 2; статья 55, пункт 3) Федеральном законе от 01.12.2007 309- ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта »

Слайд 25

Заключение Внедрение специального государственного Стандарта образования детей с нарушениями речи позволит обеспечить реализацию прав каждого ребёнка на образование, государственную гарантию получения качественного образования вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушений речевого развития в форме классно - урочного, семейного, дистанционного обучения и воспитания, по индивидуальному учебному плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...

Проект "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования"

1. Общие положения2. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы д/о....

Проект "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования."

1 Общие положения2 Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования3 Требования к условиям реализации программы дошкольного образования...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с нарушениями речи (проект)

Все основные положения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о должны быть отражены в АООП ОО. Исключительным правом на разработку и утверждение АООП обладает образовательная организация. Согласно ч. 5 ст. 12 Федер...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная основная образовательная  программа (АООП) дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи...