Проект "ЛОГОРОМАШКИ"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Пичикина Юлия Васильевна

Проект логопеда, родителей и детей подготовительной группы "Логоромашки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_logoromashki.docx916.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 «Школа №492»

ПРОЕКТ: «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ РОМАШКИ».

   Составила:

учитель – логопед  -  Пичикина Ю.В.

 

 

Актуальность проекта. 


В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы. 
Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний. 
Вводить новое содержание в образование, развивать мыслительную и познавательную деятельность ребенка-дошкольника, менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную систематическую работу позволяет метод проектной деятельности. Ребенок учится аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, что создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей дошкольного возраста. 

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт. 

Но стоит задуматься, а возможно ли учителю-логопеду в своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать проектный метод? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у которых существуют проблемы в развитии речи? Собственный опыт позволяет ответить однозначно – да! Напротив, такие дети возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями.  Таким детям легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык. 

Разница заключается только в том, что логопед заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность им самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля. 

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. 

 Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. 

Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. 

Логопедические  ромашки– это одно из направлений в  коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи,  ведущие ребенка к полноценной развитой речи:  фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания.   Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей . 

Проект предназначен для детей 5 – 7 лет 

Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед,   родители. 

Цель: формирование звуковой культуры речи, автоматизация и дифференциация звуков.

Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей. 

Задачи проекта 
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 
2. Развивать речевые и творческие способности детей. 
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. 
4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания. 
5. Побуждать детей к совместной деятельности. 
6. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал. 
7. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

 

Ожидаемый результат: 
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 

Эффективность данных результатов 
Для детей: 
- положительная динамика речевого развития; 
 
Для родителей: 
- положительная оценка деятельности ДОУ; 
- готовность и желание помогать; 
- активизация педагогического потенциала родителей, 
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; 
- чувство удовлетворенности от совместного творчества. 

Для ДОУ 
- благоприятные условия для профессионального роста педагога; 

Практическая значимость проекта 
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте. 

Вид проекта: практико-ориентированный, краткосрочный. 

Срок реализации проекта – 1-2 месяца 

 При разработке были учтены принципы наглядности, системности, последовательности, занимательности и доступности. Пособие удобно в использовании, доступно в изготовлении, позволяет на небольшом картинном материале решать основные задачи. Пособие представляет собой лист А4 с изображением ромашки с пустыми большими лепестками   и листа заданий к ним. Дети с родителями дома заполняют лепестки  картинками  на определенный звук, который стоит в центре ромашки.

 Задания к картинкам подобраны на уровне слова, словосочетания, предложения, текста. Упражнения направлены на решение следующих задач:

  • Автоматизация звука в слогах, словах;
  • Развитие и совершенствование фонематических процессов;
  • Развитие навыка звукового, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи, пространственных представлений;
  • Развитие высших психических функций.


Задания к картинкам и упражнения

  • Назвать картинки. Уточнить значение слов.
  • «Кубик». Назвать слово столько раз, сколько выпало точек.
  • «Клубок». Назвать картинки: по кругу, слева направо, справа налево, в разброску. Начиная с любой картинки, одновременно руками «наматывать нить на клубок. Темп речи зависит от движения руки.
  • «Снежный ком». Назвать картинки с повторение предыдущих: рак; рак, карась; рак, карась, корова; рак, карась, корова, ворона … «Эхо». Повторить каждое слово3 раза с разной силой голоса.
  • «Театр». Произнести слова с разной интонацией: удивленно, радостно, сердито, грустно, по секрету, обиженно.
  • «Где картинка?» Назвать, где находится картинка, используя наречия и предлоги пространственного значения.
  • «Четвертый лишний». Из предложенных четырех слов, изображенных на картинках, выбрать лишнее слово.
  • Назвать картинки по памяти.
  • «Назови ласково». Образовать уменьшительно-ласкательную форму слова.
  • «Один – много».
  • «Посчитай»». Согласовать количественные имена числительных с именами существительными.
  • «Чего не стало?», «Что изменилось?». Образовать форму родительного падежа.
  • Образовать форму винительного падежа, закончив фразу: «Вижу (несу, беру, купил, дарю …).
  • «Мой, моя, мое, мои». Соотнести слова на картинках с данными местоимениями.
  • Подобрать однокоренные слова к слову, данному на картинке.
  • Образовать притяжательное или относительное прилагательное от слов, данных на картинках.
  • «Куда полетит бабочка». Определить место нахождения звука.
  • «Длинные – короткие слова». Деление слов на слоги.
  • Звуковой анализ слов:

- назвать первый, последний звук слова;

- определить место автоматизируемого звука (начало слова, середина, конец);

- определить, на каком по счету месте находится заданный звук;

- назвать в словах звуки по порядку, определить их количество;

- дифференциация твердых и мягких согласных;

- составить схемы слов, соотнести слова с заданными схемами;

- «Закончи предложение». Закончить предложение, используя слова, данные на картинках.

  • Самостоятельно составить предложение.
  • Составить: рассказ-описание.
  • «Чистоговорки». Составить чистоговорки, используя слова, данные на картинках.
  • Придумать загадку о данном слове.

C:\Users\Юля\Desktop\Аттестация\IMG_20200110_162059.jpg