Главные вкладки

    Методическое пособие по логоритмике для детей раннего возраста "Поем и играем - речь развиваем"
    учебно-методическое пособие по логопедии (младшая группа)

    Кабанцева Лидия Николаевна

    В последние годы отмечается увеличение коли­чества детей имеющих нарушения речи, поэтому целесообразно начинать работу по профилактике этих нарушений у детей необходимо с раннего возраста. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл posobie_logo.docx37.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическое пособие по логоритмики

    с детьми раннего возраста

    «Поем и играем-речь развиваем»

    Пояснительная записка

    В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, поэтому целесообразно начинать работу по профилактике этих нарушений у детей необходимо с раннего возраста. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.

    Ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности.

    На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

    Когда ребенок еще не может правильно расчленять слово, он схватывает его музыкальный состав и подражает хотя и искаженно, но музыкально правильно. В свою очередь, движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Контрастность и повторяемость в музыке вызывают аналогичные свойства у движения, а обогащенное музыкой движение становится своеобразным средством выражения художественных образов.

    Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Данное пособие является инновационной комплексной методикой развития речевых и неречевых функций,  у детей раннего возраста средствами логоритмики.

    В основе методических разработок лежит комплексно-игровой метод. Занятия построены в соответствии с лексическими темами и  направлены на развитие общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение». Способствуют обогащению словаря, совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности,  коммуникативных навыков.  Содержание занятий примерное, поэтому каждый педагог вправе варьировать материал в зависимости от уровня подготовки детей

    Основные концептуальные положения

    В основу занятий положен метод фонетической ритмики.

    Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала. Методика воспитания детей средствами логопедической ритмики вобрала в себя положения метода ритмического воспитания Жак-Далькроза, который отмечал важность ритмизирования себя на уровне подсознания, и в этом ведущую роль отдавал музыке. Музыкальное сопровождение помогает пространственно-временной организации движений, они приобретают плавность, большую точность, выразительность.

    Таким образом, в ходе формирования музыкально-ритмических движений происходит эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми

     Ребенок, когда учится говорить, прежде всего, учится петь. Он учит не слово, а звуковые формы, которые воспроизводит в звуке. Таким образом, музыкальная речь и вербализация мысли органически взаимосвязаны так же, как фонематический и музыкальный слух. Не менее важным фактором развития являются управляемые элементарные движения. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную деятельность. Вовлечение детей в сюжет является для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство коллективизма.

    Общая стратегия, направления и задачи методического пособия

    Целью логоритмических занятий  является развитие речи и музыкальных способностей детей  путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

    Основными задачами логоритмического воздействия являются:

    • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
    • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
    • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пространственных организаций движений;
    • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
    • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом;
    • формирование и развитие слухо-зрительно-двигательной координации.

    На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

    Основа занятий разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

    Психомоторная и речевая нагрузки в ходе занятия осуществляется учетом  возрастных особенностей детей. Равномерность распределения материала достигается путем чередования различных видов деятельности и позволяет поддерживать внимание и работоспособность детей на протяжении всего занятия. Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.

    Разделы занятий разнообразны по форме и представляют собой совокупность средств эмоционального, музыкального, двигательного и речевого воздействия.

    Данная модель логоритмики, характеризуется  широким охватом всего арсенала средств музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия.

    Модель логоритмики

    1.        Восприятие.

    1.        Зрительное.
    2.         Слуховое.
    3.        Тактильное

    2.        Исполнительство.

    2.1.         Музицирование.

    1. Вокальное.
    2. Звуковое.
    3. Инструментальное.

    2.2.         Речедвигательные упражнения.

    1. Игровой самомассаж, пальчиковая гимнастика.
    2. Дыхательно-артикуляционный тренинг.

    2.3.        Танцевально-ритмические упражнения.

    1. Игро-ритмика.
    2. Игро-гимнастика.
    3. Игро-танец.

    Характеристика разделов

    1. Восприятие,   

    Основные    виды    восприятия    формируются   на   базе    внешних (зрительных,  слуховых,  кожных)  и  внутренних (двигательных)  ощущений.  Таким образом, можно выделить следующие виды восприятия:

    1. Зрительное.
    2. Слуховое.
    3. Тактильное.

    Полноценное восприятие является залогом успешного развития творческих способностей и психических процессов детей. В раздел вошли игры, направленные на развитие сенсорики, музыкального и фонематического слуха, активизацию зрительного восприятия. Восприятие музыки и тактильно-кинестетическое восприятие вызывают значительное эмоциональное воздействие. Для получения простых непосредственных эмоций рука как орган осязания имеет преимущества даже по сравнению со зрением и слухом.

    Оценка деятельности ребенка.

    Хотя восприятие является внутренним процессом, его можно оценивать по внешним показателям. Выявление степени реакции одновременно дает представление об активности и пассивности восприятия. Можно выделить три степени активности восприятия: недостаточная, средняя и высокая. При пассивном восприятии необходимо дифференцировать подавленное восприятие от его отсутствия. Для этого применяются различные стимулы. Констатировать отсутствие восприятия возможно только после реализации всех стимулов. Очевидно, что объективных показателей не существует, следовательно, целесообразно сопоставление реакций в группе испытуемого. Вмешательство взрослого посредством предложения различных стимулов направлено на повышение степени активности восприятия.

    2.        Исполнительство.    Первично    подразумевает    реализацию    чужой    воли    для приобретения умений и навыков, необходимых на этапе самостоятельного творчества.

    2.1. Музицирование. Это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании.

    2.1.1. Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее   состояние,   настройку   слуха   и  внимания,   знакомство   с   возможностями человеческого голоса. В этот раздел вошли игры с голосовым аппаратом, звукоподражательные игры с пением, фонопедические упражнения, песенный фольклор.        

    1. Звуковое музицирование является основой для знакомства с миром звуков, его бесконечным  многообразием.   Предполагает соотнесение  немузыкальных  звуков  с музыкальными. В раздел включены игры со звуками речи, с предметами быта, пение и танцы   в   сопровождении   звучащих   жестов,   рассказывание   стихов,   поговорок, скороговорок и сказок при помощи звучащих жестов.
    2. Инструментальное     музицирование     является     основой     формирования правильных навыков игры на различных музыкальных инструментах. В свою очередь, это развивает умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин. В раздел включены игры с шумовыми инструментами, танцевальные     композиции     с     использованием шумовых музыкальных инструментов.

    2.2. Речедвигательные упражнения предполагают взаимное развитие координационно-регулярующих функций движений и речи. Эта работа развивает и укрепляет чувство ритма, устанавливает прочные ассоциации между движениями, звуковысотностью и определенными сказочными персонажами. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений, к тонким, дифференцированным движениям пальцев и кисти, что, несомненно, свидетельствует о большей выразительности и пластике движений.

    2.2.1. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой, массаж служит для снятия психического и физического напряжения, умственной усталости, способствует закаливанию и оздоровлению детского организма. Раздел включает игры и игровые упражнения, выполняемые непосредственно руками, а также с помощью различных предметов в образно-игровой форме. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие речи, оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.

    2.2.2. Дыхательно-артикуляторный тренинг. Одно из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое небо). Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения звуками, звукоподражаниями. Такие движения являются первым этапом в речевом развитии ребенка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях. Развитие звукопроизносительных навыков осуществляется в игре на материале звукоподражаний звукам окружающей среды и голосам животных. Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования артикуляционной базы звуков, а также речевого и неречевого дыхания.

    2.3. Танцевально-ритмические упражнения - это образно-танцевальные композиции, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.

    1. Игро-ритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей,    позволяющих   свободно,    красиво    и    координационно   правильно выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры. Ритму нельзя научить, но его можно освободить, «развязать» в человеке. «Развязывание» ритма начинается с хлопков,  шлепков,  щелчков  пальцами, притопываний.  
    2. Игро-гимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц,  необходимых  для  реализации образно-танцевальных композиций,  а также включает необходимые упражнения для развития пространственной ориентировки.
    3. Игро-танец обогащает двигательный опыт и является базой для формирования танцевальных    движений,    которые    используются    в    разнообразных    образных композициях.

    Оценка деятельности ребенка.

    Всякое исполнительство существенно отличается от восприятия активностью действия. Исполнительство не является реакцией, а рассматривается как выполнение определенных заданий. Следовательно, оно может быть либо адекватное заданию, либо неадекватное. Если в результате воздействия педагога исполнительство становится адекватным, то возможно установление шкалы оценки исполнительства (по степени адекватности):

    • исполнительство неадекватно;
    • скорее адекватно, чем не адекватно;    
    • полностью адекватно.

    Вмешательство взрослого необходимо для превращения неадекватного исполнительства в адекватное. 

    Ожидаемый результат

    В процессе занятий у детей формируется положительный эмоциональный настрой, развивается речь, музыкальность, коммуникативные навыки.


    Перспективный план работы музыкально-логоритмических занятий

    с детьми раннего возраста

    Первый месяц

    Тема

    Источник

    Работа с мамой

    (цель, д/з, памятка)

    1

    «Кукла Катя»

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой», диск №4, №2б, №28

    М. Ю. Картушина «Конспекты Логоритмических занятий с детьми 2-3 лет», стр. 7

    Цель. Создать у детей положительный эмоциональный настрой. Научить мам в игровой форме развивать общую моторику. Развивать мелкую моторику.

    Коммуникативная игра «Здравствуйте!», «Пора начинать»

    Пальчиковая игра «Ладушки». Песня «Хлопаем в ладошки», «Всем пора домой».

    2

    «Кукла Катя»»

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой», диск №4, №2б, №6, №28

    М. Ю. Картушина «Забавы для малышей» стр. 8-10.

    Цель. Развивать мелкую моторику. Координировать речь с движением. Развивать слуховое внимание.

    Коммуникативная игра «Здравствуйте!», «Пора начинать», игра «Уложим Катю спать»,

    пальчиковая игра «Хозяйка», «Хлопаем в ладошки»,  ритмическая игра с погремушками,

    музыкальная игра «Где же наши ручки?», игра «Прогулка», игра «Тихо, куколка», пляска-игра «Вместе с нами», «Куколка-Катюшка», «Всем пора домой».

    3

    «Кисонька-мурысонька»

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой», диск №4, №2б, №6, №28

    М. Ю. Картушина «Конспекты Логоритмических занятий с детьми 2-3 лет» стр.111

    М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей».

    Цель. Учить приемам самомассажа. Развивать мелкую моторику. Координировать речь с движением. Развивать слуховое внимание. Учиться повторять за взрослым звукоподражания.  

    Закрепить знакомый материал.

    Коммуникативная игра «Здравствуйте!», «Пора начинать»,

    песня «Хлопаем в ладошки», пальчиковая игра «Расскажу про кошку», песня «Котенька», игра «Прятки», ритмическая игра с погремушками, песня «Котенька», «Всем пора домой».

    4

    «Кошечка»

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой», диск №4, №28.

    В.А.Петрова программа «Малыш» ч. 1.

    М. Ю. Картушина «Забавы для малышей» стр.7, 10.

    Цель. Координировать речь с движением. Развивать слуховое внимание. Развивать артикуляционную моторику. Создать положительный эмоциональный настрой.

    Коммуникативная игра «Здравствуйте!», «Пора начинать», упражнение на звукоподражание, песня «Мяу» Е. Мокшанцева,  песня «Кошка», «Где-же наши ручки», «Всем пора домой».

    Второй месяц

    Тема

    Источник

    Работа с мамой

    (цель, д/з, памятка)

    1

    Контрольно-оценочное занятие

    «Кошечка»

     М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет» стр. 111.

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой», диск №4, №21, №28.

    Цель. Оценить степень усвоения пройденного  материала.

    Коммуникативная игра «Здравствуйте!», «Пора начинать», пальчиковая игра «Ладушки», песня «Котенька», пляска «Где же наши ручки?», игра «Мы ногами топ, топ, топ», песня «Кошка», игра «Спрячем погремушку». «Всем пора домой».

    2

    «Заинька»

     М. Ю. Картушина «Забавы для малышей» стр. 32, 36

    В.А.Петрова программа «Малыш», стр. 103, 49.     М. Ю. Картушина«Конспекты Логоритмических занятий с детьми 2-3 лет»стр.76, 109.

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой», диск №4, №25, №33, № 28.

    Цель. Активизация импрессивной речи. Учить выполнять движения в соответствии с текстом. Вырабатывать физиологическое дыхание. Развитие мелкой моторики. 

    Коммуникативная игра «Здравствуйте!», игра «Пора начинать»,игра «Зайчик и дети»,пляска «Заинька», игровой массаж «Зайчик», игра «Зайка»,  песня «Заинька – зайка», пальчиковая гимнастика «Пальчик – зайчик», игра «Зайка», игра «Веселый бубен», «Всем пора домой».

    3

    «Заинька»

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой», диск №4, №25, №33, № 28.

    М. Д.  Маханева

    С. В. Рещикова

    «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» стр. 54.

    М. Ю. Картушина «Конспекты Логоритмических занятий с детьми 2-3 лет»

    стр. 39, 115, В.А.Петрова программа «Малыш».

    Цель. Совершенствование общей и мелкой моторики. Выработка координированных движений во взаимосвязи с речью. Развитие мелкой моторики.

    Коммуникативная игра «Здравствуйте!», игра «Пора начинать», игра «Мороз», игра «Зайка беленький сидит», песня «Заинька», игра «Спрячем морковку», пляска «Заинька, топни ножкой», игровой массаж «Зайчик», пальчиковая игра «Пальчик – зайчик», игра «Зайка», игра «Бубен и погремушки», игра «Пора домой»

    4

    «Заинька».

    Контрольно-оценочное.

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой», диск №4, №25, №33, № 28.

    М. Д.  Маханева

    С. В. Рещикова

    «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» стр. 54.

    М. Ю. Картушина «Конспекты Логоритмических занятий с детьми 2-3 лет»

    стр. 39, 115, В.А.Петрова программа «Малыш».

    Цель. Оценить степень усвоения пройденного  материала.

    Коммуникативная игра «Здравствуйте!», игры «Пора начинать», «Мороз», игровой массаж «Зайка», пальчиковая «Пальчик зайчик», игра «Зайка» (Железновы), игра «Бубен и погремушки», игра «Пора домой»

    Третий месяц

    Тема

    Источник

    Работа с мамой

    (цель, д/з, памятка)

    2

    «Петушок»

    3.1

     М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет» стр.87, 88.

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой», №21, 23, 4, 28, 33,    

     В.А.Петрова программа «Малыш»,

     «Музыкальная  палитра» №1, 2004, стр.13.

    Цель. Активизация импрессивной речи. Учить выполнять движения в соответствии с текстом. Вырабатывать физиологическое

    дыхание. Развитие мелкой моторики.

     Коммуникативная игра «Здравствуйте!», игры «Пора начинать», «Мороз», игра «Снежки», песня «Петушок» (русская народная), стих-е с движением «Петушок, подари мне гребешок», колыбельная, песня «Крепко спит петушок», танец «Тук, ток»,  «Пляска  с ложками», Игровой массаж с перышком, игра-танец «Разминка». игра «Пора домой»

    3

    «Петушок»

    3.2

     М. Ю. Картушина «Забавы для малышей», стр. 158

    В.А.Петрова программа «Малыш», ч. 1, стр.17 песня «Петушок».

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой», диск №4, 23, 33, 21, 28.

    Цель. Совершенствование общей и мелкой моторики. Выработка координированных движений во взаимосвязи с речью. Развитие мелкой моторики.

    Коммуникативная игра «Здравствуйте!», игра «Пора начинать», игра «Снежки», дыхательное упражнение «Подуй на снежинки»,  ритмическое упражнение. «Петух», игра «Шарики», «Пляска  с ложками», игровой массаж

    «Ладошка», игра «Тук, ток», «Пора домой».

    4

    «Петушок»

    3.3.

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой», диск №  4, 21, 28, 33.

    В.А. Петрова программа «Малыш», ч. 1, стр.17 песня «Петушок»,

    М. Ю. Картушина «Забавы для малышей»,

    М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет».

    Цель. Совершенствование общей и мелкой моторики. Выработка координированных движений во взаимосвязи с речью. Развитие мелкой моторики.

    Коммуникативная игра «Здравствуйте!», игра «Пора начинать», игра «Разминка», дыхательное упражнение «Подуй на снежинки», игра «Сыплет, сыплет наш снежок»,  пальчиковая игра «Туки-тук», «Вот шагает петушок», ритмическое упр. «Петух», песня «Петушок», игра с колокольчиками, игра «Шарики», игровой массаж «Перышко», игра «Тук, ток», игра «Устали наши ножки». «Пора домой».

    Четвертый месяц

    Тема

    Источник

    Работа с мамой

    (цель, д/з, памятка)

    1.

    Контрольно-оценочное

    «Петушок»

    3.4.

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой» диск №  4, 21, 28, 33.

    В.А. Петрова программа «Малыш», ч. 1, стр.17 песня  «Петушок»,

    М. Ю. Картушина «Забавы для малышей»,

    М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет».

    Цель. Оценить степень усвоения пройденного  материала.

    2.

    «Маленькая и большая собачка»

    4.1

     М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет» стр.60,

    Петрова В.А. программа «Малыш» стр.29,  

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой» диск «Едет, едет паровоз», № 21, 28 33,  «Колокольчик».

    Цель. Развивать коммуникативные качества. Координировать речь с движением. Развивать слуховое внимание. Побуждать к звукоподражаниям. Совершенствовать мелкую моторику. Создать положительный эмоциональный настрой. Развивать физиологическое дыхание, звуковысотный слух.

    Коммуникативная игра «Здравствуйте!», игра «Пора начинать»

    игра «Разминка», песня с движениями «Варись, варись, кашка»,

    песня «Жучка», муз.- дид. игра  «Собачка и щенок», танец «Топ – топ»,  пальчиковая гимнастика «Пышка», песня «Пирожки», массаж «Пальчики»,  игра «Платочки», «Пора домой».

    3.

    «Пес»

    4.2.

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой» диск 4; диск 23, №3, диск «Колокольчик»,диск 32, №2; Диск 37 №33/11; Диск 32№ 27

     

    В. И. Шестакова «Праздники и развлечения для дошкольников»;

    диск «Карнавал сказок 2»;

    М. Ю. Картушина «Забавы для малышей».

    Цель. Развивать коммуникативные качества. Координировать речь с движением. Развивать слуховое внимание. Побуждать к звукоподражаниям. Совершенствовать мелкую моторику. Создать положительный эмоциональный настрой. Развивать физиологическое дыхание, звуковысотный слух.

    Коммуникативная игра «Здравствуйте!», танец - игра «Пора начинать», игра «Хлопаем, шлепаем», игра с собачкой, песня  «Гав», песня «Собачка», артикуляционное упражнение «Оближи конфетку»

    Игра с платочками,пальчики , игра «Бубен», песня «Собачка», «Пора домой».

    4

    «Петух и уточка»

    4.3

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой» диски № 4, №28, 23-3, 32- 27, диск «Едет, едет паровоз» №4, диск «Ав-ав и мяу», диск «Колокольчик 32, №2. диск 33 № 43-44,

    М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий 3-4, стр. 153, стр. 119.

    М. Ю. Картушина, «Забавы для малышей», стр.157.

    Е.Поплянова «А мы на уроке играем»

    Цель. Развивать коммуникативные качества. Координировать речь с движением. Развивать слуховое внимание. Побуждать к звукоподражаниям. Совершенствовать мелкую моторику. Создать положительный эмоциональный настрой.

    Коммуникативная игра «Здравствуйте!», песня – игра «Пора начинать».

    песня – игра « Ну–ка, все встали в круг», песня – игра « Ну-ка повторяйте» песня «Петушок»,

    музыкально-двигательное упражнение «Петух», «Песенка двух утят»,  песня «Курица», пальчиковая игра «Цыпа-цыпа», игра-танец с платочками, игра «Прятки-цыплятки», игровой массаж

    «Перышко», «Бубен»,  «Танец уточек», игра «Хлопаем, шлепаем», песня «Прощальная»,  «Пора домой».

    Пятый месяц

    Тема

    Источник

    Работа с мамой

    (цель, д/з, памятка)

    1.

    «Гусь и уточка»

    5.1.

     Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой» диск 4, 28, 25, 32.

     М. Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий 2- 3, стр. 23, 25, 119.

    М. Ю.Картушина

    «Сценарии оздоровительных досугов 3-4 года» стр. 86.

    Цель. Развивать коммуникативные качества. Координировать речь с движением. Развивать слуховое внимание. Побуждать к звукоподражаниям. Совершенствовать мелкую моторику. Создать положительный эмоциональный настрой. Коммуникативная игра «Здравствуйте!»,

    песня – игра «Пора начинать»,

    песня – игра « Ну–ка, все встали в круг», песня – игра « Ну-ка повторяйте»,  песня «Веселый бубен»,

    двигательное упражнение «Ноги и ножки», упражнение «Устали наши ножки», пальчиковая игра «Утенок», песня «Гуси», «Танец уточек», «Гуси на прогулке», «массаж с мячиками», песня «Прощальная» «Пора домой».

    2.

    «Медведь»

    5.2

    М. Ю. Картушина, «Забавы для малышей», стр. 55, 69, 174, 61, 56, 70

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой» диск 4, 28, 25(16,17,16), 32,

    «Колокольчик»№5,

    М. Ю. Картушина

    «Сценарии оздоровительных досугов 3-4 года» стр. 93.

    Цель. Развивать коммуникативные качества. Координировать речь с движением. Развивать слуховое внимание. Побуждать к звукоподражаниям. Совершенствовать мелкую моторику. Создать положительный эмоциональный настрой. Коммуникативная игра «Здравствуйте!»,

    песня – игра «Пора начинать», песня – игра « Ну–ка, все встали в круг», песня – игра « Ну-ка повторяйте», танец «Ты похлопай вместе..», песня «Мишка косолапый», двигательное упражнение «Машина», танец «Бурый мишка», «Колыбельная медвежонку», песня «Спи мой, мишка», пальчиковая игра «Пирожки для мишки», дыхательное упражнение «Остудим пирожки», игра «Догонялки с мишкой», песня «Прощальная! «Пора домой».

    3.

    «Медведь»

    5.3

    М. Ю. Картушина, «Забавы для малышей», стр. 55, 69, 174, 61, 56, 78

    М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей 3-4» стр.119

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой» диск 4, 28, 25, , «Колокольчик»№5, диск «Колокольчик» 32

    Цель. Развивать коммуникативные качества. Координировать речь с движением. Развивать слуховое внимание. Побуждать к звукоподражаниям. Совершенствовать мелкую моторику. Создать положительный эмоциональный настрой.

    Песня – игра «Пора начинать», песня – игра « Ну–ка, все встали в круг», песня – игра « Ну-ка повторяйте», танец «Ты похлопай вместе..»,  загадка, двигательное упражнение «Медведи» песня «Мишка косолапый», двигательное упражнение «Машина», «Колыбельная медвежонку», хороводная игра «Вышел Миша на лужок», пальчиковая игра «Пальчики и мишка»,  песня «Пирожки», дыхательное упражнение «Остудим пирожки», игра «Догонялки с мишкой», песня «Прощальная! «Пора домой».

    4

    «Весеннее солнышко и пальчики»

    5.4.

    М. Ю. Картушина, «Забавы для малышей», стр.118, 127, 181, 132, 182.

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой» диск 4, 28, 25, 32, «Колокольчик»№5,

    М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий 3-4, стр. 124,

    Цель. Развивать коммуникативные качества. Координировать речь с движением. Развивать слуховое внимание. Побуждать к звукоподражаниям. Совершенствовать мелкую моторику. Создать

    положительный эмоциональный настрой. Коммуникативная игра

    «Здравствуйте!»,игра «Пора

    начинать», игра« Ну–ка,все встали в круг»,песня – игра «Ну-ка

    повторяйте», танец с цветами «Греет солнышко теплее», песня

    «Солнышко», пальчиковая игра «Пальчики проснулись», ритмическое упражн. «Капель», стих-е с движ.

     « Солнышко», песня «Веселый колокольчик»,«Пора домой».

    Шестой месяц

    Тема

    Источник

    Работа с мамой

    (цель, д/з, памятка)

    1.

    «Птицы»

    6.1.

     Н.А.Лукина, И.Ф.Сарычева  «Логоритмические занятия с детьми раннего возраста», стр. 65, 68,  

    Т,Суворова,Т,Морозова «Танцевальная ритмика».

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой» диск №25, 4, 37.

    М. Ю. Картушина «Логоритмика  3-4 года» стр.100, стр.101,

    Стр. 95,

    М. Ю. Картушина, «Забавы для малышей», стр.64,

    Цель. Развивать коммуникативные качества. Координировать речь с движением. Развивать слуховое внимание. Побуждать к звукоподражаниям. Совершенствовать мелкую моторику. Создать положительный эмоциональный настрой. Коммуникативная игра

    «Здравствуйте!»,

    песня – игра «Пора начинать», песня – игра « Ну–ка, все встали в круг», песня – игра « Ну-ка повторяйте», «Здравствуй, весна», игра «Дин, дон», мимическое упражнение «Грустно колокольчику», песня «Птичка», песня «Кукушка», ( №25) песня-танец «Воробушки», массаж пальцев «Воробьи», игра «Пузырь», «Ручки-птички» (№37),

     «Птички»( №4), песня  «Пора домой».

    2.

    «Ежик»

    6.2

    Н.А Лукина,

    И.Ф. Сарычева  «Логоритмические занятия с детьми раннего возраста», стр.52,  

    Журнал «Колокольчик»28,

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой» диск

    №33,(17,29).№ 37(7),

    Аничков мост №3.

    Цель. Развивать коммуникативные качества. Координировать речь с движением. Развивать слуховое внимание. Побуждать к звукоподражаниям. Совершенствовать мелкую моторику. Создать положительный эмоциональный настрой. Коммуникативная игра

    «Здравствуйте!»,

    песня – игра «Пора начинать», песня – игра « Ну–ка, все встали в круг», песня – игра « Ну-ка повторяйте», массаж с мячиками, фонопедическое упражнение «Вот и я колючий еж..», песня-игра «Ежик», догонялки,  массаж «Ёжик», песня-забава «Ёжик», песня «Пора домой».

    3.

    «Зайчик-трусишка»

    6.3.

    М. Ю. Картушина, «Забавы для малышей», стр.65

    М. Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий 2- 3, стр.39, 115,

    М. Ю. Карушина «Логоритмика  3-4 года»стр. 26,32,38,

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой» диск

    №25-61, №33-11,

    Цель. Развивать коммуникативные качества. Координировать речь с движением. Развивать слуховое внимание. Побуждать к звукоподражаниям. Совершенствовать мелкую моторику. Создать положительный эмоциональный настрой. Коммуникативная игра

    «Здравствуйте!»,

    песня – игра «Пора начинать», песня – игра « Ну–ка, все встали в круг», песня – игра « Ну-ка повторяйте»,

    упражнение «Зайчики», стих-е с движениями «Зайка»,песня «В огороде заинька»,пальчиковая игра «Зайчик»,массаж «Капустка»,

    игра « Пальчик и зайчик»,песня «Заинька»(№25)

    песня «Бубен и погремушка», песня

    «Пора домой».

    4

    «Белочка»

    6.4.

    М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий 2- 3, стр. 24.

    Петрова В.А. программа «Малыш» стр. 56,

    Екатерина и Сергей Железновы,  «Музыка с мамой» диск

     «Колокольчик», №4,33-9,

    М. Ю. Картушина, «Забавы для малышей», стр.132,

    Цель. Развивать коммуникативные качества. Координировать речь с движением. Развивать слуховое внимание. Побуждать к звукоподражаниям. Совершенствовать мелкую моторику. Создать положительный эмоциональный настрой. Коммуникативная игра

    «Здравствуйте!»,

    песня – игра «Пора начинать», песня – игра « Ну–ка, все встали в круг», песня – игра « Ну-ка повторяйте»,

    Песня «Белочка», упражнение «Белочки», «Веселый колокольчик», песенка-игра «Ленты», «Пузырь», массаж «Пальчики», песня «Пора домой».

    Аналитическая справка по итогам работы

    Логоритмические занятия, проводимые с детьми раннего возраста включали в себя коммуникативные игры, динамические упражнения, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж тела, песни, сопровождаемые действиями, танец.

    Коммуникативные игры способствовали умению общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, подпевать песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихи.

    Игры на звукоподражание способствовали появлению правильного звукопроизношения.

    Самомассаж тела способствует активизации биологически активных точек, расслаблению.

    К концу первого месяца внимание детей стало более собранным.

    Образец учителя – логопеда способствовал согласованию движений руки и речи ребенка. Игры на звукоподражание  способствовали появлению правильного звукопроизношения.

       Таким образом, логоритмические занятия способствовали развитию внимания, коммуникативных качеств, развитию дыхания, и эмоционально – волевой сферы, развитию мелкой моторики, согласованию движений руки и речи.

    Наличие конкретного результата.

    Освоение знаний, умений детьми в основных видах деятельности выявлялось в ходе контрольно – оценочных мероприятий

    Уровни

    Музыкально – логоритмическое воспитание

    высокий

    81%

    средний

    19%

    Положительный момент:

    Высокий уровень освоения детьми умений и навыков в основных видах деятельности составляет 81%.

    Отмечаются положительная  динамика в формировании навыков игровой и познавательной деятельности.

    Отрицательный момент:

    Не все дети  достигли высокого уровня освоения умений и навыков в основных видах деятельности в связи с непосещением занятий ввиду отпуска родителей либо по болезни.

    Литература

    1. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
    2. Картушина М. Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2 – 3 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
    3. Лукина Н. А., Сарычева И. Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста. Практическое пособие. – СПб.: Паритет, 2004
    4. Сорокина Н.Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1года до 3 лет средствами кукольного театра. – М.: Айрис – пресс, 2008.
    5. Костина Э.П. Камертон: программа муз. образования детей раннего и дошкольного возраста – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2006
    6. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ.ХХI век», 2007.
    7. Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
    8. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007
    9. Аничков мост: вчера, сегодня, завтра: Педагогический альманах. Вып.3 «Музыкальные минутки для малышей».- СПб.: «Петербургский центр

    творческой педагогики, 2006.

    1.  Петрова В. А.Программа «Малыш». Москва 2000
    2.  Железнова Е. Железнов С. Программа «Музыка с мамой»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие-полифункциональные материалы для детей раннего возраста

                                          Цветные палочки Кюизенера .     Ме...

    Методическое пособие по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи"

    Методическое пособие для родителей по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи".Пособие предназначено для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи....

    Конспект открытого показа режимных моментов в группе раннего возраста в рамках методической недели по речевому развитию. «Играем – речь развиваем».

    Показ режимных моментов в группе раннего возраста «Играем – речь развиваем» Направлен на развитие игровых навыков у детей раннего возраста с речевым сопровождением; сенсорных способн...

    «Солнечные капельки» методическое пособие по развитию у детей раннего возраста познавательных процессов, коммуникативных и поведенческих навыков. Автор-составитель: Э.Ж. Романовская педагог-психолог МАДОУ №84 г.Нижнекамск.

    В методическом пособии «Солнечные капельки» изложен материал  по развитию у детей раннего возраста познавательных процессов, коммуникативных и поведенческих навыков. Пособие адр...

    Учебно-методическое пособие-полифункциональные материалы для детей раннего возраста

    учебно-методический материал по математике (младшая группа) на тему Логические блоки Дьенеша В дошкольной педагогике существует множес...