Рекомендации для родителей по проведению игрового самомассажа
консультация по логопедии (старшая группа)

КИРИЛЛОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Значение, ,методика проведения игрового самомассажа, картотека игр по игровому самомассажу по технологии Е.А. Дьяковой "Игровой самомассаж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_igrov._samomassazhu.docx363.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 82 комбинированного вида» города Чебоксары Чувашской Республики

Рекомендации

по игровому самомассажу

 

Подготовил: учитель-логопед Кириллова Наталия Николаевна

Чебоксары-2020

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Последовательность обучения детей самомассажу:

1.     Рассказ о пользе данного вида массажа.

2.     Учимся находить и называть части тела, которые будем массировать.

3.     Закрепление частей тела в игровой форме.

4.     Рассказ взрослого о пользе массажа для каждой зоны.

5.     Показ массажа в стихотворном сопровождении.

6.     Учимся выполнять массажные движения.  

7.     Уточнение   последовательности движений.

8.     Самомассаж со стихотворным сопровождением.

9.    Закрепление   детьми навыка самомассажа на индивидуальных,

       подгрупповых занятиях.

10.   Использование самомассажа   в организационной образовательной деятельности,

       в физкультминутках и в свободной деятельности.  

      Условия проведения самомассажа

  • Длительность самомассажа для дошкольников

     составляет 5 - 10 минут.

  •  Каждое движение выполняется 4-6 раз.
  •  Перед проведением самомассажа ребенок

     должен вымыть руки и лицо.

  •  Перед проведением самомассажа руки

     необходимо согреть (растереть друг о друга)

Приемы самомассажа:

Поглаживание это обязательный прием, с которого начинается самомассаж. При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно- расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

Растирание проводится на малых ограниченных участках в области отдельных мышечных групп. Способствует усилению кровообращения, улучшению обменных процессов, повышению тонуса мышц

Разминание также выполняется в области отдельных мышечных групп и максимально активизирует работу мышц.

Пощипывание - это прием улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы.

Вибрация  вызывает усиление, а иногда и восстановление угасших глубоких рефлексов, улучшает сократительную функцию мышц и трофику тканей.

Поколачивание применяется на лице в местах выхода нервов и в местах, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

  Самомассаж в логопедической практике разделяется на 3 вида:

  • общий (самомассаж головы, шеи, туловища);
  • артикуляционный (самомассаж губ, щек и языка);
  • пальчиковый.

    Последовательность выполнения:

  1. Самомассаж головы, шеи, туловища (не всегда), ушей.
  2. Артикуляционный (самомассаж щек, лба, носа, губ и языка).
  3. Пальчиковый.    

Противопоказание к самомассажу: инфекционное или соматическое заболевание ребёнка      

Приёмы самомассажа

Мышц головы и шеи.

  1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть медленными, одновременными, поглаживающими.
  2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к ярёмной ямке.

Мышц лица.

  1. «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.
  2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
  3. «Рисуем ёлочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направленно несколько по диагонали.
  4. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
  5. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочерёдно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
  6. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
  7. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удерживать в течение 3 -5 секунд.
  8. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
  9. «Весёлый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
  10. «Грустный клоун». Движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
  11. «Клювик». Движения указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
  12. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
  13. «Расческа». Поглаживание губ зубами.
  14. «Молоточек». Постукивание губ зубами.
  15. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.
  16. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
  17. «Пальцевой душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
  18. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы, к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
  19. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.
  20. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».
  21. «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.
  22. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.
  23. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от   середины лба вниз по щекам к подбородку.

Ушных раковин.

  1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
  2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 – 5 раз.
  3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 – 3 секунды.

Мышц языка.

1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, а   затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперёд, пошлепывая его губами, при этом слышится звук « пя-пя-пя», точно также убирать язык внутрь рта.

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

Процедуру массажа лица можно сопровождать чтением стихотворного текста (читает логопед), например:  «Времена года»

Если солнце жарко греет,

Если легкий ветер веет,

Стало сухо и тепло

Это лето к нам пришло.

Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к — ушам.

Если дождь стучит по крыше,

Листья падают неслышно,

Птицам улетать пора

Это осень к нам пришла.

Постукивающие движения подушечками, пальцев по лбу, щекам, подбородку.

Если вьюга кружит, злится,

Всюду белый снег кружится,

В снежных шапках все дома,

Это к нам пришла зима.

Круговые движения в области лба, щёк, подбородка.

Если тает снег и лед,

Звонкий ручеек течет, ладонями

Распускается листва —

Это к нам пришла весна.

Поглаживающие движения обеими сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи

Литература:

Дьякова Е. А. «Логопедический массаж», М: Издательский центр «Академия»,2005;

Занимайтесь самомассажем с детьми, и результаты вас обязательно порадуют!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Игровой самомассаж, как средство подготовки руки к письму"

Массаж - это мощный биологический стимулятор, воздействую­щий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными ве­ществами, на выведение продуктов распа­да, на сократительные спо...

Консультация для родителей и педагогов "Игровой самомассаж как средство развития мелкой моторики рук

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже....

Мастер-класс для родителей на тему: "Игровой самомассаж в домашних условиях как средство приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста"

   Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, являетсявоспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния детей. Это обусловлено мно...

Мастер-класс по проведению игрового самомассажа по Дьяковой Е. А.

Игровой самомассаж в логопедической практике с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР...

Семинар «Проведение игрового самомассажа у дошкольников с целью оздоровления организма»

Презентация к выступлению на семенаре для педагогов дошкольных отделений «Проведение игрового самомассажа у дошкольников с целью оздоровления организма"Здоровье – одна из главных ценн...

Консультация для родителей на тему: "Игровой самомассаж как средство развития мелкой моторики рук"

Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние вн...