Картотека игр со словами и звуками.
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Мурманская Екатерина Дмитриевна
Картотека игр наформирование правильного звукопроизношения: Фонетические упражнения. Дидактические упражнения. Знакомство с буквами. Звуко-буквенный анализ. Чистоговорки и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_so_slovami_i_zvukami.docx300.43 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр со словами и звуками.

                                                                        Подготовительная группа

Звук и буква А

Звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), обозначается красным кружком.

  • Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:

- показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);

- что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А... (вслед за взрослым, отрывисто);

- самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.

  •  Взрослый называет ребенку слово, просит определить и обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова), используя красный кружок и карточку.

Август, аист...; рука, лиса, пила.

  •   Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]): транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...;

фрукты: ананас, апельсин, абрикос...;

профессии: агроном, астроном, артист...;

имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...

Взрослый объясняет ребенку правило:

Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

  • Знакомство с буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

В. Ковшиков

  • На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».


Звук и буква У

Звук [У] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), обозначается красным кружком.

  • Фонетические упражнения:

а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:

волк воет: уууууууууу...

поезд едет: уууууууууу...

б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

поезд приближается: ууууУУУУУУ...

поезд удаляется: УУУУууууу...

  •  Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».

Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук [У]:

у, п, у, к, в, у, у...

  • Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать:

- имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена;

- лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.

  • Знакомство с буквой У.

У — как у зайчонка ушки.

Эти ушки — на макушке.

О. Гофман

  • Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «На что еще похожа буква У?» (на рогатку, галочку...). Буква У — ушки зайчика: средний и указательный пальцы — вверх, а остальные — сжать в кулак, пошевелить средним и указательным пальчиками).

Звук и буква О

Звук [О] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), обозначается красным кружком.

  • Фонетические упражнения:

- Произнести вслед за взрослым на длительном плавном выдохе:

Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей: 000...

- Произнести вслед за взрослым отрывисто:

Маша вздыхает: 0-0-0...

- Произнести звук [О] столько раз, сколько на столе выложено красных кружочков.

  •  Взрослый предлагает ребенку назвать слова со звуком  [О] в заданном месте:

 В начале слова: осень, Оля, овощи, обруч, оса …

В середине слова: кот, дом, рот, нож …

В конце слова: пальто, перо, ведро …

  • Знакомство с буквой О.

О ужасно удивилась:

Сушка с маком ей приснилась.

«Как похожа на меня!

Может, с нею мы родня?»

О. Гофман

  • На что еще похожа буква О?

Буква О из пальчиков: большой и средний пальцы образуют кольцо.


Звук и буква И

Звук [И] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), обозначается красным кружком.

  • Фонетические упражнения:

Жеребенок «поет» песенку: ИИИИИИИИ... (произнести на плавном длительном выдохе вслед за взрослым).

  • Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладошки только в том случае, если услышит звук [И]:

и, п, м, и, и, в, и...

  •  Вспомнить вместе с ребенком имена девочек и мальчиков, начинающиеся со звука [И]:

Ира, Инна, Инга; Иван, Игорь, Илья.

  • Выучить чистоговорки:

И-и-и — ротик к ушкам растяни;

И-и-и — хорошо сиди;

И-и-и — песенку тяни.

  • Знакомство с буквой И.

Буква И — как три иголки.

Три иголки очень тонки.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква И?

  • Анализ звуко-буквенных рядов: АИУ, УИА, ИУА, УАИ, АУИ.

Взрослый произносит звуковой ряд и просит ребенка ответить на вопросы: какой звук стоит в ряду первым, последним, в середине?


Звуки [М], [М']. Буква М

Звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком. C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpg

Звук [М']: согласный, мягкий, звонкий,

обозначением: зеленый кружок.

  • Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;

мак, Оля, муха, дом, суп, мука.

  • Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

  • Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М']»:

мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;

мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.

  • Дифференциация звуков [M] — [М']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:

м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...;ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...

 

  • Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд — смотрите сами!

О. Гофман

  • На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.

Звук и буква Ы

Звук [Ы] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), обозначается красным кружком.

  • Фонетические упражнения:

- Медведь ревет: ыыыы... (произнести звук вслед за взрослым на плавном длительном выдохе).

- Пароход плывет: ыыыы...; пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ...; пароход удаляется: ЫЫЫЫыыыы...

  •  Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ы]»:

а, у, ы, а, у, о, ы...; ым, ум, ...; ды, мы, ма...; сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка...

  •  Договорить последний слог в словах, назвать последний звук в них:

ТЫ: кус-..., мое-..., бол-..., ко-...;

ДЫ: са-..., хо-..., пло-..., ря-...

  • Вместе со взрослым закончить слово: Мы... (-ло), лы... (-жи), сы... (-нок).

  • Знакомство с буквой Ы.

С палкой ходит буква Ы,

Ищет ягоды, грибы.

О. Гофман

  • На что похожа буква Ы? Игры с буквой.

  • Анализ слов дом, дым: выкладывание схем слов из кружков, выкладывание слов из букв разрезной азбуки, сравнение слов (общее и различие), чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Звук и буква Э

Звук [Э] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), обозначается красным кружком.

  • Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]»:

э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

  • Повторить за взрослым серию слогов:

птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.

  • Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):

автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.

  • Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).

  • Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:

эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.

  • Знакомство с буквой Э.

Буква Э открыла рот:

То ль зевает, то ль поет.

О.Гофман

  • На что еще похожа буква Э?
  • Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок» буквы Э.

Звуки [Н], [Н']. Буква Н

Звук [Н] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [Н] синим кружком. C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpg

Звук [Н']: согласный, мягкий, звонкий,

обозначением: зеленый кружок.

  •  Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если

услышишь звук [Н]»:

н, п, б, н, м, м, н...; на, па, ан, он, мы, ну...; Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.

  • Повторить за взрослым слоговой ряд: на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин...

  • Взрослый предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд слов (3—5 слов) со звуком [Н], при этом не меняя последовательности прослушанных слов.

  • Дифференциация звуков [Н] — [Н']. Назвать первый звук в словах: Нина, нитки, ноты, носок, небо.

  • Назвать последний звук в словах:

стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман...

  • Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

на-на-на — ня-ня-ня; ны-..., ну-..., но-...; ня-ня-ня — на-на-на; не-...

  • Знакомство с буквой Н.

Н похожа на насест.

Есть, где курочке присесть.

В. Ковшиков

  • На что еще похожа буква Н?

Звуки [К], [К']. Буква К

Звук [К]  — согласный, твердый, глухой,  обозначаем синим кружком. C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpg

Звук [К'] –  согласный, мягкий, глухой,

обозначением зеленым кружком.

  • Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К]»:

к, м, п, в, к...; ка, ма, па, ва; ак, ам...; корова, мак, резина, рука...

  •  Дидактическое упражнение «Угадай слово» (взрослый называет звуки по порядку, а ребенок произносит целое слово):

м, а, к; к, о, т; т, о, к; к, т, о.

  • Найди лишнее слово в ряду:

— определив место звука [К] в словах:

корова, клумба, крыса, мак;

рак, мак, каша, лук;

капуста, комар, рубашка, карусель;

— определив количество звуков [К] в словах:

кружок, клубок, каток, молоток; рубашка, колосок, кошка, крышка.

  • Повторить за взрослым слоговой ряд:

ка-ка-кя, кя-ка-ка, кя-кя-ка, ка-кя-кя, ка-кя-ка, кя-ка-кя.

  • Назвать лишнее слово в ряду слов (по наличию в них звуков [К] и [К']):

капуста, кошка, кино, корова; кеды, кегли, кисть, куст.

  • Знакомство с буквой К.

Клюв раскрыла буква К —

Хочет скушать паука.

В. Ковшиков

  • На что еще похожа буква К?

Звуки [Г], [Г']. Буква Г

Звук [Г]  — согласный, твердый, звонкий,  обозначаем синим кружком. C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpg

Звук [Г'] –  согласный, мягкий, звонкий,

обозначением зеленым кружком.

  •  Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Г]»:

м, б, г, в, г, г, п...; га, да, ма, бу, гу...; гараж, дорога, дерево, машина графин, гусь, стол.

  • Повторить за взрослым серию слогов:

гла-гло-глу-глы...; агл-огл-угл-игл...

  • Повторить за взрослым ряд слов, назвать одинаковый первый звук в словах (предварительно объяснить ребенку значение каждого слова):

гиря — гимназия — гигант — герой — гений.

  • Подобрать слова по первому слогу. Назвать все слова с твердым первым звуком и с мягким первым звуком.

ГА: -зета, -раж, -мак...;

ГО: -лубь, -ры, -лод...;

ГИ: -ря, -гант...

  • В предложениях найти слова со звуками [Г] и [Г']:

Галя и Гена едут на машине в гараж. Гена идет в магазин за горохом. Галя собрала красивый гербарий. Гога — герой, он спас голубя от голода.

  • Знакомство с буквой Г.

Букву Г я не боюсь.

Г — не злой, а добрый гусь.

В. Ковшиков

  • На что еще похожа буква Г?

Звуки [Х], [Х']. Буква Х

Звук [Х]  — согласный, твердый, глухой,  обозначаем синим кружком. C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpg

Звук [Х'] –  согласный, мягкий, глухой,

обозначением зеленым кружком.

  •  Повторить за взрослым серию слогов:

ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...

  • Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.

пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...

  • Дидактическое упражнение «Составь слово»:

хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки; му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.

  • Дифференциация звуков [X] — [X']. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-...

  • Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и [X']). Объяснить ребенку значение незнакомых слов:

муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.

  • Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу». Назвать первый звук в словах:

хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-рость, -рец, -рый).

  • Знакомство с буквой X.

Хорошо хвалить, хихикать,

Худо — хвастаться и хныкать.

О. Гофман

  • На что похожа буква X?

Звуки [П], [П']. Буква П

Звук [П]  — согласный, твердый, глухой,  обозначаем синим кружком. C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpg

Звук [П'] –  согласный, мягкий, глухой,

обозначением зеленым кружком.

  •  Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать и повторить серию слогов со стечением согласных: пта-пто-пту-пты; пты-пта-пто-пту...

  •  Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

па-ап; по-...; ...ап-па; оп...

  • Взрослый просит ребенка добавить к слову первый звук [П]. Какое новое слово получилось?

Ушки — пушки, Юля — ..., Оля — ...

  • Взрослый предлагает ребенку подобрать слова по заданию: звук [П] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова. полка, лопата, суп.

 

  •  Дифференциация звуков [П] —[П'].

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: п, пь, пь, п...

  • Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: па-пя, по-...; пя-па, пи...

  • Знакомство с буквой П.

По тропинке из ворот

Детский сад пошел в поход.

О. Гофман

  • На что похожа буква П?

Звуки [Б], [Б']. Буква Б

Звук [Б]  — согласный, твердый, звонкий,  обозначаем синим кружком. C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpg

Звук [Б'] –  согласный, мягкий, звонкий,

обозначением зеленым кружком.

  •  Договорить в словах последний слог:

БА: вер..., из..., ту..., тру..., стрель..., борь...; 

БЫ: тру..., гу..., клум..., тум..., из...

  • Дидактическое упражнение «Веселый мяч». Научить ребенка делить слова на слоги (ребенок проговаривает слово по слогам и на каждый слог ударяет мячом о пол):

бу-сы, ба-на-ны, бо-ты, за-бо-ры, бы-ки...

  • Дифференциация звуков [Б] — [Б']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Б']»:

б, бь, б, бь, бь...; бя, ба, бы, бю...

  • Определить на слух лишнее слово в ряду ([Б] или [Б']):

баран, бусы, бочка, бегемот; белый, белка, бык, бизон.

  • Подобрать слова со звуками [Б] и [Б'], разделить их на слоги. Составить предложения с этими словами.

  • Сравнить слова, составить с каждым словом предложение:

быть — бить, были — били, забыть — забить.

  • Знакомство с буквой Б:

Б — большая бочка с краном,

Пьем из бочки утром рано.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Б?


Звуки [Т], [Т']. Буква Т

Звук [Т]  — согласный, твердый, глухой,  обозначаем синим кружком. C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpg

Звук [Т'] –  согласный, мягкий, глухой,

обозначением зеленым кружком.

  • Выполнить задания (взрослый начинает слово, а ребенок заканчивает слово всегда одинаково):

— договорить последний звук [Т] в словах: вин..., бин..., зон..., кус..., мое..., лис..., сала..., жаке..., паке...;

  • Взрослый предлагает ребенку назвать одним словом: автобус, самолет, самокат, метро, троллейбус, такси, трамвай (транспорт). Определить место звука [Т] во всех этих словах, используя карточку синий кружок. (Сколько звуков [Т] в слове «транспорт», где они стоят?)

  •  Договорить последний слог в словах:

ТЯ: Ви..., Ка..., Ми..., Нас..., Кос...;

ТИ: пус..., мес..., вез..., пас...

  •  Взрослый предлагает ребенку: назвать первый звук в словах: теплый, тигр, телефон...;

назвать последний звук в словах: петь, гулять, шить...

  • Дифференциация звуков [Т] — [Т'].  Договорить последний звук в слове ([Т] — [Т']): самоле..., парашю..., гуля..., писа...

  • Попросить ребенка загнуть пальчик, если он услышит звук [Т] в словах: тиф, туфли, телефон, трамвай, тело, туча.

  •  Знакомство с буквой Т.

Т трудилась целый день.

Забивала гвозди в пень.

О. Гофман


Звуки [Д], [Д']. Буква Д

Звук [Д]  — согласный, твердый, звонкий,  обозначаем синим кружком. C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpg

Звук [Д'] –  согласный, мягкий, звонкий,

обозначением зеленым кружком.

  •  Взрослый предлагает ребенку повторить за ним серию слогов:

да-до-ду, ды-ду-да; да-до-ду-ды, ду-ды-да-до.

  • Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком:

ДА: пома..., награ..., побе..., пого..., коман..., секун...;

ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру...

  • Вспомнить слова со звуком [Д] (звук [Д] стоит в начале слова, в середине слова).

  •  Подобрать слова по первому слогу:

ДЕ: -вочка, -душка, -ло...;

ДИ: -во, -ма, -на...

  • Дифференциация звуков [Д] — [Д']. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

да-дя, ды-ди,... ди-ды, дя-да...

  • Назвать первый звук в именах детей:

Дима, Даша, Денис, Данила, Дуня, Дина.

  • Знакомство с буквой Д.

Д — с высокой крышей дом.

В этом доме мы живем.

В. Ковшиков

  • На что еще похожа буква Д?

Звуки [Ф], [Ф']. Буква Ф

Звук [Ф]  — согласный, твердый, глухой,  обозначаем синим кружком. C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpg

Звук [Ф'] –  согласный, мягкий, глухой,

обозначением зеленым кружком.

  • Повторить вслед за взрослым серию слогов: 

фта-фто-фту-фты...; афта-афто-афту-афты...

  • Взрослый читает ребенку пары предложений и просит править ошибки.

Нашла я в вишне кофточку. Надела Маша косточку.

На клене зеленеет лифт. Наверх нас поднимает лист.

Созрел на дереве кафтан. Зимой надену я каштан.

На дерево уселся граф. Живет в красивом доме грач.

  • Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если дышишь звук [Ф']»:

фь, мь, пь, фь...; фя, пя, пи, фи...; Фима, Фекла, клад, стул, Федя, Филя, Дима.

  •  Дифференциация звуков [Ф] — [Ф']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ф]»:

ф, фь, ф, фь; фа, фя, аф, афь...

  • Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ф] и [Ф']). Разделить все слова на слоги. Какое слово самое длинное?

Филин, фазан, фотоаппарат, фотограф; Филя, Фома, Федя, Федора.

  • Знакомство с буквой Ф.

Подбоченясь, пляшет лихо

Ф — большая щеголиха.

О. Гофман


Звуки [В], [В']. Буква В

Звук [В]  — согласный, твердый, звонкий,  обозначаем синим кружком. C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpg

Звук [В'] –  согласный, мягкий, звонкий,

обозначением зеленым кружком.

  • Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:

в, п, т, м, в, д...; ва, па, ма, вы...

  • Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если он услышит звук [В] в слове. Сколько пальчиков загнули?

Ворона, воробей, синица, голубь, павлин, чайка.

  •  Взрослый предлагает ребенку заменить первый звук в словах на звук [В]. Какие новые слова получились?

Газы — вазы, полк — ..., дата — ..., грач — ..., пышка — ..., голос — ..., корона — ...

  • Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ва-вя, во-...; вя-ва, ви-...

  • Разложить картинки на две стопки (в названиях предметов есть звук [В] и звук [В']).

Подобрать слова по первому слогу.

ВА: -ня, -за...; ВО: -рон, -лосы...; ВИ: -ка, -на...

  • Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В] и [B'].): ветер, весы, ваза, весло; ворона, ворота, велосипед, вода.

  • Знакомство с буквой В.

На букве В объеду весь свет,

Ведь буква В — велосипед.

В. Ковшиков

  • На что еще похожа буква В?

Звуки [С], [С']. Буква С

Звук [С]  — согласный, твердый, глухой,  обозначаем синим кружком. C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpg

Звук [С'] –  согласный, мягкий, глухой,

обозначением зеленым кружком.

  • Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»:

с, п, м, с...; са, ма, ва, су...; ас, ам, ус...; Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...

  • Закончить слово слогами: СА: ли..., ко..., кляк..., ро..., плак...; СЫ: о..., у..., бу..., ко..., ве..., ча....; СОК: пе..., ку..., но..., ле..., воло..., коло..., голо...
  • Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [С] в слове). При затруднении использовать карточку и синий кружок:

санки, сова, лес, суп; носок, кусок, самолет, киска; лес, пояс, нос, поясок.

  • Заменить первый звук в слове на звук [С]:

мало — сало, Клава — ..., Тоня — ..., бок — ..., Дом — ..., лук — ..., мода. — ..

  • Дифференциация звуков [С] — [С’].  Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [С’]):

санки, синий, сумка, сова; лось, гусь, весь, нос.

  • Дидактическое упражнение «Подарить подарки Соне и Симе» (подобрать слова со звуками [С] и [С’]).

  • Знакомство с буквой С.

Букву С писать мне просто.

С как серп, кривой и острый.

А. Ковшиков

  • На что еще похожа буква С?

Звуки [З], [З']. Буква З

Звук [З]  — согласный, твердый, звонкий,  обозначаем синим кружком. C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpg

Звук [З'] –  согласный, мягкий, звонкий,

обозначением зеленым кружком.

  • Закончить слово слогами:

ЗА: ва..., ро..., гла..., еле..., гро...;

ЗЫ: ко..., ва..., гро..., бере..., арбу..., моро..., серви...

  • Подобрать слово к его началу:

ЗА: ...мок, ...бор, ...вод, ...гадка.

  • Взрослый произносит слова целиком и просит ребенка разделить слова на слоги, назвать одинаковый второй слог во всех этих словах:

музыка, козырек, пузырек; казаки, фазаны, вокзалы.

  • Назвать лишнее слово в ряду (по месту звука [З’] в слове):

зима, земля, зеленый, козел; кизил, зяблик, разиня, резина.

  • Заменить первый звук в словах на звук [З']. Какие слова получились? Составить с ними предложения.

Кефир — зефир, пеленка — ...

  • Дифференциация звуков [З] — [З']. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: за-зя, зы-...; зя-за, зи

  • Назвать лишнее слово в ряду:

зубы, зимний, золото, коза; зяблик, зефир, магазин, козы.

  • Знакомство с буквой З.

З загнулась, как змея,

Но ей не запугать меня.

В. Ковшиков

  • На что еще похожа буква З?

Звук [Ц]. Буква Ц

Звук [Ц]  — согласный, всегда твердый, глухой,  обозначаем синим кружком. C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpg

  •  Дидактическое упражнение «Хлопни в

ладошки, если услышишь звук [Ц]»:

ц, п, ц, ц...; ца, фа, пу, цу...; цирк, цифра, курица, молоко, рука...

  • Повторить за взрослым слоговой ряд: ца-цо-цу-цы...; ац-оц-уц-иц...

  • Закончить слово звуком [Ц]:

дворе..., молоде..., жиле..., леве..., плове..., ледене..., продаве...

  • Закончить слово слогом ЦА:

мельни..., води..., певи..., кури..., ули..., больни...

  • Дидактическое упражнение «Один — много» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на изменение последнего слога в словах).

Курица — курицы, мельница — ..., больница — ..., рукавица — ...,

пуговица — ..., луковица — ..., граница — ...

  • Дидактическое упражнение «Назови, кто это» (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).

В пехоте служит пехотинец, ходит по канату..., подковывает лошадей..., продает..., поет..., плавает..., борется...

  • Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [Ц] в слове):

цирк, цыпленок, цифра, огурец; палец, леденец, цветок.

  • Знакомство с буквой Ц.

Что за хвостик на конце —

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет,

Комаров не отгоняет.                    О. Гофман

Звуки [Ш] и [Ж]. Буквы Ш, Ж.C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpg

Звук [Ж]  — согласный, всегда твердый,

звонкий.

Звук [Ш] –  согласный, всегда твердый, C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpg

глухой.  

  • Повторить за взрослым серию слогов:

ша-шо-шу-ши...; аш-ош-уш-иш...; шта-што-шту-шты...

  •  Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ша-аш, шо-...; аш-ша, уш-...

  • Заменить первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились? Придумать предложения с каждым словом.

Лук — жук, баба — .., мир — ., мало— ., пакет — ., билет — ., пучок — ., Веня — ..

  • Взрослый произносит слово, а ребенок называет это слово по звукам:

жук [ж у к], жаба [ж а б а].

  • Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ша-жа, шо-...; жу-шу, жи-...

  •  Выучить скороговорки. Какие звуки часто в них слышатся?

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

Шесть мышат в камышах шуршат.

  • Вспомнить буквы, которыми на письме обозначаются звуки [Ш] и [Ж]. На что похожи буквы?

  • Взрослый объясняет ребенку правило и просит его запомнить

«ЖИ и ШИ пиши с буквой И».


Звуки [Ч] и [Щ]. Буквы Ч, Щ.

Звук [Ч]  — согласный, всегда мягкий, C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpg

глухой.

Звук [Щ] –  согласный, всегда мягкий,

глухой.  

  • Закончить слова одинаковым звуком ([Ч]):

гра..., кирпи..., скрипа..., труба..., кала...

  • Знакомство с буквой Ч. На что еще похожа буква Ч?

С арифметикой я в мире:

Ч похожа на четыре.                 В. Ковшиков

  • Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Щ]»:

щ, п, к, щ...; ща, пы, щу...; ащ, ощ, уп...; щавель, щетка, корова, ящик, молоток, лещ...

  • Знакомство с буквой Щ. На что еще похожа буква Щ?

Щ — это щетка с загнутой ручкой.

Все перечистим щеткой-колючкой.      В. Ковшиков

  • Дифференциация звуков [Ч] — [Щ]. Назвать одинаковый последний звук в словах ([Ч], [Щ]):

мяч, грач, обруч; лещ, плащ, хвощ.

  • Повторить за взрослым слоговой ряд:

ча-ща-ща, ща-ча-ча, ча-ща-ча, ща-ча-ча, ща-ща-ща, ча-ча-ща.

  • Закончить слово нужным звуком ([Ч] — [Щ]), составить с каждым словом предложения:

товари..., кле..., труба..., обру..., клю..., ово..., мя...

  • Выучить скороговорку:

Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.

  • Ознакомление с правилом написания:

«ЧУ-ЩУ»,  «ЧА-ЩА»

Звуки [Л] и [Л’]. Буква Л.

Звук [Л]  — согласный, твердый, звонкий,  обозначаем синим кружком. C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpg

Звук [Л'] –  согласный, мягкий, звонкий,

обозначением зеленым кружком.

  • Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ла-ал, лу-...; ал-ла, ул...

  • Повторить за взрослым цепочку слов. Какой одинаковый последний звук во всех словах?

Бал — был — выл, вол — гол — кол, дал — зал — жал — мал.

  • Убрать из слов звук [Л]. Какие слова получились?

Клок — кок, плот — ..., слон — ..., клуб — ..., слова — ..., глаз — ...

  • Разделить слова на слоги, поменять первый и второй слог местами. Какие слова получились? (Это задание выполняется с помощью взрослого, после подробного объяснения.)
  • Жи-лы (лы-жи), ма-ла..., ка-пал..., ска-ла...

  • Выучить скороговорку:

Маланья-болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала.

  • Заменить первый звук в словах на звук [Л']. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения, сосчитать количество слов в каждом предложении:

Мёд — лёд, вес — ..., тюк — ..., пень — ..., печь — ..., песок — ..., вещь — ...

  • Дифференциация звуков [Л] — [Л’]. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [Л]»:

л, ль, л, ль; ля, оль, ал...


  • Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Л] и [Л]):

ложка, лук, лопата, лента; селедка, селезень, молоко, плита.

  • Дидактическое упражнение «Подари подарки Лене и Луше» (вспомнить слова со звуками [Л] и [Л']).

  • Заменить звук [Л] на звук [Л'] в словах. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения.

Лук — люк, угол — ..., пыл — ..., дал — ..., галка — ..., ел — ..., полка — ...

  • Прослушать предложения. Найти в них все слова со звуком [Л] и со звуком [Л'].

Лена искала булавку. Лиса жила в лесу. Мила поливала лук из лейки.

  • Знакомство с буквой Л.

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?»

О.Гофман

На что еще похожа буква Л?

  • Буква Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок. Игры с буквой.


Звуки [Р] и [Р’]. Буква Р.

Звук [Р]  — согласный, твердый, звонкий,  обозначаем синим кружком. C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpg

Звук [Р'] –  согласный, мягкий, звонкий,

обозначением зеленым кружком.

  • Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

pa-ар, ру-... ар-pa, ур-...

  •  Взрослый называет слово целиком, а ребенок произносит его по звукам, определяя количество звуков в слове, количество гласных, согласных и «соседей» определенного звука (например, рак, рот, крот, дружба).

  • Взрослый произносит пару слов и просит ребенка разделить их на слоги, а затем сравнить эти слова (каким слогом они отличаются?): ру-ка, ру-баш-како-ра, ко-яу-ра; муш-ка, тсор-муш-ка; мош-ка, гар-мош-ка.

  •  Убрать из слов звук [Р]. Какие слова получились?

Крошка — кошка, тропка — ..., краска — ...

  • После первого звука в словах произнести звук [Р']. Какие слова получились?

Битва — бритва, тюк — ..., тяпка — ..., пятки — ...

  • Дифференциация звуков [Р] — [Р’]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ра-ря, ру-...; ры-ри, ру-...; ар-арь, ур-...; урь-ур, ирь-...

  • Знакомство с буквой Р.

Буква Р — рука в кармане,

Буква Р — подарок маме.

О. Гофман

Игры со звуком [Й]. Буква Й.C:\Users\Валентина Алексеевна\Desktop\по дороге к азбуке\CCI17122017_00002.jpg

Звук [Й]  — согласный, всегда мягкий, звонкий.

  • Вспомнить как можно больше слов со звуком [Й]. Назвать слова со звуком [Й], состоящие:

из одного слога (май, ...),

из двух слогов (зайка, ...),

из трех слогов (троллейбус, ...),

из четырех слогов (балалайка, ...).

  • Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звука [Й]):

майка, чайка, гайка, диван; 

глупый, город, молодой, большой.

  • Подобрать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос «какой?». Какой одинаковый последний звук во всех этих словах?

Веселый, смелый, хороший...

  •  Заменить третий звук в словах звуком [Й]. Какие слова получились? Составить с каждой парой слов предложения:

Чашка — чайка, лапка — ..., леска — ..., речка — ..., шапка — ..., мошка —...

  • Ответить на вопрос: какие слова получатся, если из них убрать звук [Й]?

Майки — маки, рейки — ..., лайки — ..., сойки — ...

  • Знакомство с буквой Й.

Вот Й краткое, взгляни-ка.

Три иголки, сверху нитка.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Й? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека на подбор слов, начинающихся на определенный звук

Загадки с отгадками на определенный звук в начале слова...

Автоматизация звука Р в словах, где звук в начале слова

Презентация к индивидуальному логопедическому занятию по автоматизации звука Р...

Картотека игр - тренажеров для автоматизации звуков [С], [Ж[, [Ш] в словах

Интерактивные игры-тренажеры способствуют автоматизации звуков [С], [Ж], [Ш]  в словах, развитию фонематических процессов в увлекательной форме. Картотека включает в себя 3 игры-тренажера, состои...

Автоматизация звука /Ж/ в словах: в позиции начала и середины слова. Дифференциация звуков /Ж-З-ЗЬ/ в словах.

Речевой материал содержит слова со звуком /Ж/ для его автоматизации в разных позициях: звук в начале слова, звук в середине слова. Не содержит оппозиционных звуков /С, СЬ, З, ЗЬ, Ц/, что значительно о...

КАРТОТЕКА картинок для выделения гласного звука в середине слова.

Картотека представляет из себя набор картинок с односложными словами, с разными гласными звуками. Служит незаменимым помощником для учителя-логопеда на занятиях по развитию фонетико-фонематических про...

Слова- предметы, слова- действия, слова-признаки. Звук Э. БукваЭ

Рекомендации для родителей подготовительной группы для детей с ТНР....