Конспект ООД по патриотическому воспитанию «Наша Родина — Россия» в подготовительной к школе логопедической группе.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Чекурдаева Ольга Леонидовна

комбинированное занятие по обучению грамоте и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_nasha_rodina_-_rossiya.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

в подготовительной к школе группе

по патриотическому воспитанию «Наша Родина — Россия»

Занятие проводится в подготовительной к школе логопедической группе.

Цель — продолжить формирование представлений о России.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Систематизировать представления о России, активизировать и актуализировать словарь по теме «Наша Родина — Россия».
2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов), синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами «Я хочу, чтобы…», «потому, что»).
3. Совершенствовать навык звукобуквенного анализа слов. Закрепить правописание мягких гласных букв. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков.
4. Совершенствовать навык чтения.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать монологическую и диалогическую речь, фонетические представления.
2. Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
3. Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать гордость за родную страну.
2. Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность.

Предварительная работа:

  • Рассматривание глобуса, географического атласа и карты России, заучивание названий морей, рек, озер, гор, городов.
  • Чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия».
  • Разучивание стихотворений С. Есенина «Береза», З. Александровой «Родина».
  • Прослушивание гимна России, песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).

Оборудование и материалы:

  • карта, герб, флаг Российской Федерации;
  • карточки со схемами слов и со словами;
  • иллюстрации: портрет С. Есенина, природа России на картинах;
  • проектор, слайды на тему «Россия», макет березы;
  • карточки со словами для упражнения «Составь предложение» (в конвертах), ленточки.

Ход ООД по патриотическому воспитанию

Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята! На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? … Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».

Игра «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.

Предполагаемые ответы детей:  мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край, бабушка, улица, тетя….

Логопед: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может звучать в стихотворении:

1-й ребенок:

Много мам живет на свете
Всей душой их любят дети!
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она!
Кто она? Отвечу я:
«Родная мамочка моя»!

А давайте все вместе скажем нежно и ласково: «Родная мама».

2-й ребенок:

Рано утром детский сад
Малышей встречает.
Там игрушки без ребят
В уголке скучают.
Красный мяч, синий мяч,
Куклы, медвежата.
Детский сад!
Родной наш сад!
Любят все ребята.

- А теперь давайте все вместе скажем радостно: «Родной наш сад»!

- Вот как по-разному может звучать одно и то же слово.

Основная часть

Беседа о России.

- «Родная сторона» - как вы думаете, что это?

- «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное.

- Такое место по-другому еще называют - «Родина».

Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Родина».

 - А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина.

- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.

 Почему мы так говорим?

Дети: — Это наша Родина, потому что мы здесь родились

Логопед: - Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).

- Да, наша Родина – Россия.

- Выберите из предложенных вам флагов и гербов, флаг и герб нашей страны.

- А как называется главный город в нашей стране? (Москва).

- Как зовут президента нашей Родины?

Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Россия».

Логопед:  - Послушайте, как написал о России, о ее необъятных просторах русский поэт Сергей Александрович Есенин (прикрепляет к доске портрет поэта).

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Логопед: — Каким словом называет поэт Россию?

Дети: — Сергей Есенин назвал ее Русью.

Логопед: — Так называли Россию в старину (прикрепляет к доске карточку со словом «Русь»).

Логопед: Мы живем в стране с красивым именем — Россия.

— Почему мы зовем Россию Отечеством?

Дети: — Мы зовем Россию Отечеством потому, что в ней жили наши отцы и деды.

Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Отечество».

Упражнение «Подбери родственные слова». Дети получают карточки со словами, читают, прикрепляют на доску к карточке однокоренное слово, объясняя смысл слова.

Русь — русская, русский, русский язык, русское поле.
Россия — россиянин, россиянка, россияне, российский.
Родина — род, родимый, родители, родственники, родной.
Отечество — Отчизна, отчество, отчий дом, отец.

Логопед: — Россия — необъятная страна, она занимает огромную территорию. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день. Много поэтов, писателей, композиторов, художников создали замечательные произведения о нашей большой Родине.

Чтение стихотворений детьми.

3-й ребенок:

Родина! Россия! Русь!
Как тобою я горжусь!
Горы самые высокие,
Реки самые глубокие,
Степи самые раздольные,
Люди гордые и вольные,
Все бойцы самоотверженны,
Все твои враги повержены.
Ты стремись вперед, как птица,
Будут все тобой гордиться!
4-й ребенок:

Что такое Родина? Маму я спросила.

Улыбнулась мама, повела рукой.

Это наша Родина - милая Россия,

нет другой на свете Родины такой!

В сердце ты у каждого, Родина - Россия,

белые берёзки, колос налитой.

Нет тебя привольней, нет тебя красивей.

Нет другой на свете Родины такой.

Упражнение «Расшифруй слова» (развитие навыка звукового анализа слов).

Логопед прикрепляет к доске карточки со схемами слов, раздает детям карточки со словами: «горы», «дерево», «реки», «поля», «леса», «озёра».

Логопед: — Прочитайте слова. Найдите схему каждого слова на доске. Работайте дружно, все вместе.

Дети выполняют задание. Закрепляем правило: Буквы И, Е, Ё, Я пишутся после мягких согласных.

Логопед: — Вы все молодцы, справились с очень трудным заданием!

Загадка о березе.

Клейкие почки, зеленые листочки,

С белой корой стоит под горой.

Дети. Береза.

Логопед: А как вы догадались, что это береза?

Дети: У нее белая кора. Белый ствол.

Логопед: И сегодня мы с вами попытаемся понять, почему же белая береза – это символ России.

Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,
Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берёз.

Берёза любимое дерево всех русских людей. Обычаи и традиции тесно связаны с этим деревом. Издревле берёзу на Руси очень почитали. В старой русской загадке говорится: «Есть дерево об четыре дела: первое дело – мир освещает; другое дело – крик утешает; третье дело – больных исцеляет; четвертое дело – чистоту соблюдает». 

Логопед: Как вы думаете, о чем говориться в этой загадке?

Высказывания детей.

Современному человеку не просто отгадать эту загадку. А когда-то любой деревенский житель мог без особого труда ответить:

Показ картинок:

Первое дело – лучина для освещения избы;

Второе дело – березовый деготь использовали для смазки колес у телеги, чтобы не скрипели, а отвары из почек березы давались младенцам «от крику»;

Третье дело – Из березовых почек и листьев готовили отвары, мази которыми лечили людей.

Четвертое дело – банный веник, а также веник для уборки дома.

Береза щедрое дерево. Издавна люди плели из березы лукошки, делали ложки, игрушки, дудочки. Весной береза поит людей, зверей и птиц березовым соком.

Педагог устанавливает макет березы.

Логопед: Береза – символ и гордость русского народа. На 11 апреля (берещение) воздавали почести  стройной белой красавице березе. Береза символизировала свет, здоровье, саму жизнь. Стройную, кудрявую, белоствольную берёзу всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой-невестой. Говорили: «Стоит Алёнка, платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан».

Логопед: В старину юноши и девушки водили хороводы вокруг березы. Вот и я приглашаю поводить хоровод у нашей березки.

Хоровод (координация речи с движением).

Посреди двора березка ненаглядная стоит.
И зелеными глазами очень ласково глядит.
Мы вокруг нее гуляем, тихо ветви шелестят,
Ветерочек их качает, приглашает к ней ребят.
Подойдем к березке ближе и тихонько отойдем.
Мы прощаемся с березкой и поклон ей низкий шлем.

Логопед:  Ребята подготовили загадки в стихах.

Дети послушайте первое стихотворение и скажите, в какое время года автор описал березу? (По мере того как дети отгадывают, меняются картинки, где березы изображены в разное время года.)

5-й ребенок:

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

Дети: Осенью.

6-й ребенок:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась, снегом,

Точно серебром.

Дети: Зимой.

7-й ребенок:

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы.

Дети: Летом.

Логопед:  Выложите слово «берёза» буквами. Не забываем правило: после мягких согласных пишутся буквы Е, Ё, Я, И.

Упражнение «Составь предложение». Педагог раздает детям конверты.

Логопед: Откройте конверты. В них лежат карточки со словами. Составьте из этих слов предложения, прочитайте их.
Говорим, мы, на, языке, русском.
Живут, россияне, России, в.
Вижу, Россию, я, карте, на.
Родина, дорога, мне.
Горжусь, я, Родиной.

Возле дома растет береза.

Кудрявая береза под моим окном.

Логопед: —  Очень хорошо! Вы сумели составить и прочитать предложения. Назовите слова с мягкими согласными, какие буквы пишутся после мягких согласных? (Е, Ё, Я, И)

Заключительная часть

Логопед— Почитался на Руси праздник русской берёзы, его празднуют и в наши дни — это праздник Троицы. На Троицу берёзовыми ветками украшают дома. Этот праздник напоминает встречу Нового года, только на Новый год украшают ёлку, а на Троицу берёзу. На Руси верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание сбудется. Традиционно ленточки должны быть следующих цветов: белый – цвет чистоты, синий – неба и мира, красный – огня и солнца, зеленый – цвет леса. (Раздает ленточки.) Говорите, что вы желаете нашей Родине, и прикрепляйте к березке свою ленточку.

Дети: — Я хочу, чтобы Россия была всегда красивой. Я хочу пожелать своей Родине счастья….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Наша Родина - Россия»

Конспект занятия по патриотическому воспитанию, которое дает детям первые понятия о Родине, о родной земле, вызывает чувство гордости за своих земляков....

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию "Наша Родина - Россия"

Цели и задачи: 1. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России: флаг, гимн, герб. 2. Обобщить элементарные представления о функциональном назначении гимна, герба...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Наша Родина -Россия"

Целью занятия является расширение представлений детей о России как стране в которой они живут....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию Наша Родина –Россия

Конспект занятия по патриотическому воспитаниюНаша Родина –РоссияЦель – развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Интерес к истории и традициям своей страны.Задачи...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию Наша Родина –Россия

Конспект занятия по патриотическому воспитаниюНаша Родина –РоссияЦель – развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Интерес к истории и традициям своей страны.Задачи...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Наша родина - Россия» в подготовительной группе «Теремок»

laquo;Поезжай за моря – океаны,Надо всею землей пролети:Есть на свете различные страны,Но такой, как у нас не найти.Глубоки наши светлые воды,Широка и привольна земля,И гремят, не смолкая, заво...

Непосредственно образовательная деятельность «Наша Родина - Россия» в подготовительной к школе логопедической группе

обобщить и систематизировать знание детей о России.  -обобщать и закреплять знания детей о государственной символике.- Обогащать словарь детей, развивать диалогическую речь, развивать внимание, п...