«Что нужно сделать, чтобы ребенок заговорил?»
консультация по логопедии

Михеева Мария Валерьевна

Советы родителям детей дошкольного возраста по развитию и активизации речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_logoped_doshkolniki.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

«Что нужно сделать, чтобы ребенок заговорил?»

  1. Начнем с вас

Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом.

Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!

  1. Встреча взглядов

Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Это особенно важно, если он чрезмерно активный, постоянно двигается.

Если малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию. При необходимости выполняйте артикуляционную и дыхательную гимнастику.

  1. Пальцы помогают речи

Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи. Пальчиковая гимнастика, лепка, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами – все это поможет речи; а в будущем – письму.

  1. Говорите четко

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу.

Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно. Но! Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

  1. Все чувства – в союзе с речью

Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть – изучать различными способами. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно. С этого и начинается обогащение словарного запаса. 

Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – это пассивный словарь; говорит – это активный. Активный может быть еще совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву.

  1. В основе речи – стремление к общению

Как бы ребенок ни говорил (плохо или хорошо), принимайте и поддерживайте его желание вступить в контакт. Даже если он вообще еще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться!

7. Стремление к разнообразию

Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-да-дя, ба-па-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-бу-би-бе. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторять их. Для этого можно одновременно нанизывать кольца пирамидки и проговаривать слоги. При этом идет развитие фонематического слуха.

8. Уважайте его попытки говорить

В те моменты, когда ребенок говорит или лепечет, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо слышать себя.

9. Учите в игре

Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички «ау-ау»). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобиться звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа «бух», «ням-ням», «дай», «ав-ав» и другие короткие слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую среду. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, они просто необходимы.

10. Не предупреждайте его желания

Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо – достаточно только посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест – это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.

11. Читайте, читайте, читайте…

Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Главное научить ребенка слушать и слышать звучащую речь. С этого начинается развитие связной речи. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его. Разучивайте потешки, чистоговорки и скороговорки.

12. Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны

Если дошкольник неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово – правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за вами. Если не сможет или не захочет, будьте терпеливы! Он обязательно повторит за вами, когда придет время. Не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении – это может вызвать обратную реакцию 

Но!!! Если по возрасту речь ребенка все-таки отстает, обратитесь за консультацией к логопеду! Не теряйте драгоценное время!

Составитель: учитель-логопед - Михеева М.В.

Ссылка на эл.ресурсы: www.logorina.ru

                             

               

                       

Государственное бюджетное учреждение
Владимирской области

“Центр психолого-педагогической и социальной поддержки”

600000 г.Владимир,
ул.Летне-Перевозинская, д.5
тел: 8 (4922) 323861; 8 (4922) 326995

сайт: https://cppisp33.ru/,

электронная почта: info@cppisp33.ru

Государственное бюджетное учреждение
Владимирской области

“Центр психолого-педагогической и социальной поддержки”

«Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста: справимся всей семьёй»

г. Владимир, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: " ПЯТЬ ВЕЩЕЙ КОТОРЫЕ НУЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ЕГО ВОСПИТЫВАТЬ"

Несмотря на то, что за последние 10–20 лет мир вокруг изменился, проблемы отношений детей и родителей остались прежними. Мы по-прежнему хотим, чтобы дети нас слушались, хотим жить без конфликтов и ссо...

Консультация для родителей Что нужно сделать, чтобы не случился пожар?

Не применяйте неисправные или самодельные электрические предохранители....

Что сделать, чтобы ребенок вас слушал.

Рекомендации для родителей, чтобы ребенок их слушал....

Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности?

Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности?...

Что нужно сделать, чтобы просмотр мультфильмов принес пользу?

что нужно сделать, чтобы просмотр мультфильмов принес пользу?...

Консультация Для родителей «Что нужно сделать так, чтобы ваш ребенок реагировал на ваши просьбы с первого раза».

Консультация Для родителей «Что нужно сделать так, чтобы ваш ребенок реагировал на ваши просьбы с первого раза»Редкий ребенок «запрограммирован» выполнять любую родительск...

Рекомендации для родителей «10 дел, которые нужно сделать с ребенком весной».

Целенаправленное восприятие объектов и явлений живой и неживой природы именуется наблюдением. Мы, педагоги, используем приемы, активизирующие восприятие детей, задаем вопросы, предлагаем рас...