Презентация для логопедов
презентация по логопедии

Печкарёва Эвелина Валентиновна

Способы постановки звука Р

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya._postanovka_zvuka_r.pptx805.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы постановки звука Р. Учитель - логопед МАДОУ ЦРР д/с № 98 г. Калининграда Печкарёва Э. В.

Слайд 2

- Упражнения, направленные на подъём языка. - Упражнения на формирование направленной воздушной струи. - Упражнения для выработки вибрации.

Слайд 3

Упражнения, направленные на подъём языка. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе. Язычок я подниму и остатки оближу.

Слайд 4

ГРИБОК Широко открою рот, Будто щёлкну я вот-вот. Присосу язык на нёбо, Челюсть вниз и вся учёба.

Слайд 5

ГАРМОШКА К небу язычок прижми, Челюсть ниже опусти. Рот открой, потом прикрой. Гармонист ты неплохой . МАЛЯР Красить потолок пора, Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведем вперед - назад- Наш маляр работе рад.

Слайд 6

СТУПЕНЬКИ Язычок пошел гулять, По ступенечкам шагать . ПАРУС Улыбаюсь, рот открыт: Парус там уже стоит. Прислоню язык, смотри, к зубкам верхним изнутри .

Слайд 7

ЛОШАДКА Рот широко я открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок И раздаётся щелчок. ЧАШЕЧКА Улыбаюсь, рот открыт. Там уже язык стоит. К зубкам подняты края- Вот и «чашечка» моя .

Слайд 8

Упражнения на формирование направленной воздушной струи: «Фокус» Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх. «Пчёлка» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят к альвеолам, ребёнок произносит звуки ДЗЖ.

Слайд 9

Упражнения для выработки вибрации: Для того чтобы ребёнок понял, что такое вибрация отрабатываем упражнения на вибрацию губ: «Кучер» Губы вместе я сведу, через губы буду дуть. Поиграю я в игру и скажу лошадке: "Тпру!" Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук "тпру-у-у". Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами . «Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации. Упражнения для выработки вибрации языка : «Барабан» или «Дятел».

Слайд 10

Способов постановки звука [Р] существует больше 10. 1.От звука Д-Д произносится кратко . Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук Д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Логопед под языком делает быстрые колебательные движения шариковым зондом.

Слайд 11

2. Звук Д произносится длительно , как можно дольше не отрывать кончик языка от альвеол (подуй на парус, так, чтобы он порвался) 3. Ребенок произносит звуки Д-Т, ритмично чередуя их в быстром темпе при смыкании языка с верхними деснами (а не с альвеолами - это важно!) Рот открыт, при многократном повторении необходимо сильно дуть на кончик языка. Получится звук Р.

Слайд 12

4. Для выработки вибрации можно использовать звук Д , произносимый на одном выдохе. При этом следует обратить внимание на его артикуляцию: рот широко открыт, смыкание переднего края языка происходит с деснами верхних зубов или с альвеолами. Сначала отрабатываем двух-, трехкратное равномерное повторение звука ( дд , дд , дд , ддд , ддд , ддд ), затем повторение идет с усилением последнего звука ( дд , дд , дд , дд д , дд д , дд д ).

Слайд 13

5. «Шмель» Ребенок улыбается, открывает рот, прижимает язык к альвеолам и произносит " дззз ". Оно будет очень похоже на " джжж ". Говорится ребенку, что у это очень настырный комарик, поэтому нужно сильнее прижимать язык к верхним зубам. 6. Постановка звука от упражнения «Грибок». Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу ("Грибок") 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос

Слайд 14

7. Произносить слоговое сочетание за с несколько удлиненным звуком [з]: зззз -за. В ходе многократного повторения слогов происходит перемещение переднего края языка вверх и вперед. После этого производятся быстрые движения зондом. В момент возникновения вибрации слышится звук [р]. .

Слайд 15

8. Для вызывания звука Р используем упражнение «Пылесос». « Пылесос» хорош также для развития подвижности кончика языка. Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД и при этом включаем звук пылесоса. При правильном выполнении слышится звук Р.

Слайд 16

9. В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки Р недостаточно, можно использовать следующие упражнения-слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды .... адыдыадыды .... тыдытыдытыды . дыдадыдадыда ... адыдаадыда ... тыдытыдытыды .... дыдодыдодыдо ... адыдоадыдо ... тыдотыдотыдо ...

Слайд 17

10. Способ постановки Р, активно использовавшийся 30-40 лет назад. Есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: Ребенок произносит звук Ж , длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный Р. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного Р в состояние вибрирующего звука. Это были классические способы постановки звука Р на выдохе.

Слайд 18

11. Существует также парадоксальный способ. Постановка звука Р на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука С . Ребенок произносит длительно ССССС , а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык в альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится.

Слайд 19

Звукоподражания : - «Заведем машину». Работает не выключенный мотор машины. Машина едет по длинной дороге. Ребенок катит машинку по столу и произносит звук р-р-р-р. Чья машинка проедет дальше? Чей мотор будет работать дольше? Кончился бензин. Заправим машину бензином и поедем дальше. - « Мамы-звери учат детенышей рычать». Подражание рычанию сердитой собаки, щенка, тигра, тигренка, пантеры и др . Разговоры мам животных со своими детенышами (произносить звук [р] с разной силой и высотой голоса). - Большая собака и щенок сердятся. Тигрица учит тигрят рычать (произносить звук [р] низким и высоким голосом). - Ворона и воронята каркают: «Кар-р-р-р» (низким и высоким голосом). - « Рычалочка на палочке». Произнесение изолированного звука [р] с движением указательного пальчика по нарисованной спирали.

Слайд 20

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи. Презентация учителя-логопеда.

Презентация коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с О,Н,Р....

Презентация учителя-логопеда.

Представленный материал поможет оптимизировать взаимодействие учителей-логопедов с родителями воспитанников....

Презентация учителя-логопеда.

Работая над преодолением речевых нарушений у детей, постоянно ищу тропу, тропинку для сближения с его родителями, дабы совместно и слаженно помогать малышу. Многолетний опыт взаимодействия с род...

презентация учителя-логопеда для родителей по теме: "Игры для развития речи"

Презентация  учителя-логопеда  для  родителей  по  теме:  "Игры  для  развития  речи" .  Материал  презентации   представлен    в ...

Презентация по логопедии "Дышим легко - говорим правильно".

В данном материале раскрывается значения формирования у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Предлагаются игры для формирования правильного речевого дыхания....

Презентация "Сзязь логопедии с другими науками"

Презентация раскрывает внутрисистемные и мезсистемные связи логопедии, как науки....

презентация взаимосвязи логопеда-воспитателей

в данной презентации показана вся работа специалистов...