Картотека логопеда
картотека по логопедии
здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речи старших дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.92 МБ | |
| 551.94 КБ | |
| 2.03 МБ | |
| 16.93 КБ | |
| 2.38 МБ | |
| 1.63 МБ | |
| 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
Согласно данным психологов и физиологов, у детей дошкольного возраста с ОНР слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. Поэтому движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью. Отмечаются нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость и истощаемость движений, недостаточная сформированность графомоторных навыков. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряжённость, неправильное положение руки во время графомоторной деятельности, слабая развитость мелкой моторики, нарушение координации тонких движений руки. Поэтому необходимо развивать мелкую моторику специальными упражнениями.
Цель: познакомить родителей и педагогов с упражнениями для использования в практике.
Упражнение № 1 «Ладошка – замри!»
Цель: развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы.
Инструкция: вытянуть руки вперед с разведенными пальцами и пробовать удержать 10 секунд. Если получается удержать позу, то руки положить на стол. Педагог может слегка приложить ладони на руки ребенка.
Упражнение № 2 «Привет - пока!»
Цель: тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно.
Инструкция: дети сгибают руки в локтях, держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки. Далее сгибают и разгибают по очереди, начиная с большого пальца.
Игра № 3 «Путешествие пальцев»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Материал: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.
Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».
Правила: можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца; все пальцы должны участвовать; нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.
Игра №4 «Клад»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев рук, развитие кончиков пальцев рук, соотнесение цвета, развитие внимания. Материал: Рисунок 1 (см ниже)
Ход игры: идти по кочкам строго по карте, которая находится над сундуком.
Правило: участвуют все пальцы; палец первый не отрывать от кочки пока не перейдет другой палец.
Игра №5 «Успевай-ка!»
Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.
Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации. Например, кулак – кулак – ладонь.
Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.
Игра №6 «Зайка и зеркало»
Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.
Инструкция: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
Упражнение №9 «Стол»
Цель: развитие динамической координации, чередования движений, развитие переключаемости.
Инструкция: левая рука в кулачек. Сверху на кулачек опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.
Упражнение №10 «Барабанщик»
Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.
Инструкция: отбивая по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваем правой рукой, ударять по столу указательным пальцем левой руки.
Упражнение №11 «Усложненный барабанщик»
Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов, удержание позы.
Инструкция: положить перед собой правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на безымянный или средний на указательный (или наоборот) и слегка отстукивать темп.
Упражнение №7 «Скворечник»
Цель: упражнение ладоней.
Инструкция: ладони сложены вместе, пальцы смотрят вверх, локти - в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.
Упражнение №8 «Стул»
Цель: развитие динамической координации, чередование движения.
Инструкция: левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части привлекается кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.
Упражнение №12 «Плоскогубцы»
Цель: активизация и подготовка пальцев рук для работы с предметами (ручкой, карандашом, ножницами).
Инструкция: ребенок зажимает края стола между прямыми пальцами (сжимать как можно сильнее). Упражнение выполняют несколько раз.
Игра №13 «Чет-нечет»
Цель: развитие умения пространственной ориентировке на бумаге; воспитание эмоционального, положительного отношения к игре.
Материал: 2 ручки разного цвета, лист в клетку.
Ход игры: на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы).
Помимо данных дидактических игр и упражнений, детям можно предложить различные задания с манипулированием предметов: обводка по контуру, штриховка, шнуровка, застегивание пуговиц, завязывание узлов, различные пазлы, мозаики, лего, конструкторы, вышивка и т.д.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Динамические паузы в ДОУ по лексическим темам
(дети выполняют действия в соответствии с предлагаемым текстом)
«Игрушки»
Мы веселые матрешки, мы захлопали в ладошки:
Слева – хлоп, справа – хлоп, прямо – хлоп и сзади – хлоп.
Мы веселые матрешки, заплясали наши ножки:
Левой – топ и правой – топ, правой – топ и левой – топ.
Мы веселые матрешки, пляшут ручки, пляшут ножки:
Левой ножкой – топ-топ-топ, слева ручками – хлоп-хлоп,
Правой ножкой – топ-топ-топ, справа ручками – хлоп-хлоп.
«Грибы»
Гриша шел — шел - шел, (Шагают на месте)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши)
Раз-грибок, (Наклоны вперед)
Два - грибок, (Наклоны вперед)
Три - грибок, (Наклоны вперед)
Положил их в кузовок. (Шагают на месте)
«Человек. Части тела»
Шеей крутим осторожно -
Голова кружиться может.
Влево смотрим - раз, два, три.
Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево)
Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте)
И на место вновь вернёмся.
«Зимние забавы»
Это лёгкая забава -
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо 5 раз приседать. (Приседания)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте)
«Деревья»
Во дворе стоит сосна, к небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней, быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся, руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге)
Ветер сильный налетал, все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад)
Ветки гнутся взад-вперёд, ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать -Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Мы размялись от душиИ на место вновь спешим. (Дети идут на места)
«Транспорт»
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход,
(дети встают)
Раз, два.
Он шагнул назад сначала
(делают шаг назад)
Раз, два.
А потом шагнул вперед,
( делают шаг вперед)
Раз, два.
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
(делают волнообразные движения руками,
ходят на месте)
«Семья»
Раз, два, три, четыре, (Хлопают в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (Шагают на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (Шагают на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопают в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка,
(Наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я -
(Повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья. ( Хлопаем в ладоши)
«Животные севера»
Неуклюжий шел пингвин,
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой -
И присел, согнув колени.
Встал, присел –
И пять прыжков:
Очень климат уж суров!
(Движения по тексту)
«Спорт»
Один, два - мы живём в хорошем мире
Три, четыре - ноги вместе, руки шире,
Пять, шесть - наклониться и присесть,
Семь, восемь - лень отбросим,
Девять, десять - бегать просим!
(действия по тексту
«Лето»
Видишь, бабочка летает, (Машем руками)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши)
Ох, считать, не сосчитать! (Прыжки на месте)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
(Хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (Машем руками)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком
«Весна»
Солнышко высоко, (поднимают руки вверх)
А тропинка низко. ( наклоняются вниз)
Что за лесом – далеко, (вытягивают руки вперед)
Перед лесом – близко. (прижимают руки к груди)
«День Победы»
Друг за другом шагай,
Свой флажок поднимай.
Выше, выше, еще выше
Свой флажок поднимай!
Друг за другом шагай,
Свой флажок опускай.
Ниже, ниже, еще ниже
Свой флажок опускай!
А теперь остановись,
В круг лицом повернись,
Правой ручкой помаши,
Левой ручкой помаши,
И с флажками попляши!
(действия по тексту)
«Домашние птицы»
Раз-два - шли утята, (Шагают на месте)
Три-четыре - шли домой. (Прыжки на месте)
Вслед за ними плелся пятый, (Хлопаем в ладоши)
Впереди бежал шестой, (Топают ногами)
А седьмой отстал от всех - (Шагают на месте)
Испугался, закричал: (Хлопают в ладоши)
- Где вы, где вы? (Прыжки на месте)
- Не кричи, мы тут рядом, поищи! (Топают ногами)
«Перелетные птицы»
(обращаются к изображению аиста)
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
- Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова -правою ногою,
Снова - левою ногою.
После - правою ногою,
После - левою ногою.
И тогда придешь домой.
(движения по тексту)
«Дикие животные»
Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять
(Шагают на месте)
Вышел зайка поиграть
Прыгать серенький, горазд
Он подпрыгнул 1 (2,3,4,5 и т.д.) раз.(Прыгают)
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков
«Цветы»
Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счету. (Наклоны вперед)
Давай присядем столько раз
Сколько подснежников у нас.
Сколько ландышей у нас,
Столько мы подпрыгнем раз.
За цветами наклонись
Вправо, влево- не ленись. (наклоны вправо
«Фрукты»
Будем мы варить компот.
Фруктов много надо. Вот.
5(1,2,3,4 и т. д.) яблок будем крошить,
(воспитатель показывает цифру, дети
называют и выполняют движения по тексту)
5(1,2,3,4 и т. д.) груш будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
5( 1,2,3,4 и т.д.) слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,(«мешают компот»)
Угостим честной народ. (разводят руки в стороны, наклоняясь вперед)
«Подводный мир»
Сколько ног у осьминога?
(свободно ходят по залу)
Много, много, много, много.
Раз, два, три, четыре, пять, шесть,
Семь, восемь.
(Становятся спинками, поднимают одну ногу)
У веселых осьминожек
очень ,очень много ножек.
«Человек. Семья»
Шаг назад и два вперед, влево, вправо поворот,
Покружимся, повернемся.
Снова за руки возьмемся!
Топни правою ногой,
Вправо шаг, на месте стой.
Топни левою ногой,
Влево шаг и, на месте стой.
Повернись направо к другу,
Правую дай руку другу,
Повернись налево к другу, левую дай руку другу.
(Встают в круг, взявшись за руки, и выполняют движения по тексту)
«Пресмыкающиеся»
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям физкультпривет!
(движения по тексту)
«Спорт»
Один, два - мы живём в хорошем мире
Три, четыре - ноги вместе, руки шире,
Пять, шесть - наклониться и присесть,
Семь, восемь - лень отбросим,
Девять, десять - бегать просим!
(действия по тексту
«Отдыхаем»
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека заданий логопеда воспитателю во второй младшей группе (по Н.В. Нищевой)
Еженедельные задания логопеда воспитателю....

Картотека заданий логопеда для воспитателей старшей группы по лексическим темам.
Данный материал разработан с учетом новых лексических тем....

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звуки С-Сь"
Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звуки З-Зь, дифференциация С-З"
Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...

Картотеки логопеда
Картотеки игр, упражнений на развитие дыхания, артикуляционной моторики, мелкой и общей моторики....

Картотека логопеда: задания по лексическим темам воспитателям подготовительной к школе группы
Игры на развитие лексико - грамматической стороны речи, которые помогут подобрать варианты заданий для того, чтобы помочь детям обрести или усовершенствовать навыки словообразования и словои...

Картотека логопеда: задания по лексическим темам воспитателям подготовительной к школе группы.
Целью картотеки является расширение словарного запаса детей...




