Технологии развития речевой активности детей с ТНР
консультация по логопедии

Уварова Ольга Николаевна

В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из целевых ориентиров является хорошее владение ребёнком устной речью: умение выражать свои мысли и желания, проявлять инициативу в общении, задавать вопросы, делать умозаключения. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел этими данными, необходимо, чтобы он обладал определённой речевой активностью. 

В сферу образования, как в одну из главных сфер жизни человека, сегодня включаются новые технологии.

Использование современных образовательных технологий позволяет значительно повысить речевую активность у детей с ТНР

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ТНР

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф. Одоевский

В сферу образования, как в одну из главных сфер жизни человека, сегодня включаются новые технологии. Любая современная технология должна включать в себя соблюдение условия создания здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды, причем в образовательном процессе это является особенно важным.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из целевых ориентиров является хорошее владение ребёнком устной речью: умение выражать свои мысли и желания, проявлять инициативу в общении, задавать вопросы, делать умозаключения. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел этими данными, необходимо, чтобы он обладал определённой речевой активностью. 

Большинство детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) кроме основного речевого дефекта имеют особенности эмоционально-волевой сферы: чрезмерная утомляемость, сочетающаяся с повышенной возбудимостью; непоседливость; вспыльчивость и склонность к неврозам; обидчивость. Это ведёт к ограничению круга общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает такие специфические черты речевого поведения как неумение устанавливать контакт с собеседником, нежелание отвечать, поддерживать беседу, высказывать своё мнение и как результат, отсутствие или очень низкий уровень речевой активности

Использование современных образовательных технологий позволяет значительно повысить речевую активность у детей с ТНР:

Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии:

           1.Технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучения дошкольного возраста - игровые технологии«Играя – развиваем – обучаем». В развивающих играх прослеживается один из основных принципов обучения – от простого к сложному.

         Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Она пронизывает всю их жизнь. Способствует физическому и духовному здоровью. Является источником обширной информации, методом обучения и воспитания. С помощью игры успешно создаются условия развития речи и речевой активности.

  • Игровые обучающие ситуации (ИОС).

        Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать речевые задачи и значительно повышают речевую активность, так как, прежде всего, это игра-общение. ИОС (приготовленные заранее или экспромтные) легко создаются, когда занятие проводится в рамках единого игрового сюжета.          

        Виды ИОС:

  • ситуации-иллюстрации;
  • ситуации-упражнения;
  • ситуации-проблемы;
  • ситуации-оценки.

        Ситуации-иллюстрации. Дети наблюдают за игровыми действиями, разыгранной взрослым. Используются в работе с детьми, имеющими тяжёлый речевой диагноз, на начальном этапе коррекционного обучения.

        Ситуации-упражнения. Дети не только слушают и наблюдают, но и выполняют игровые действия, связывая их в сюжет; активно общаются, учатся регулировать взаимоотношения в рамках игрового взаимодействия.

        Ситуации-проблемы. Решая проблему, дети выдвигают свои предположения, делают выводы и обобщения. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции и уровень речевой активности высок.

        Ситуации-оценки, когда игровая проблема уже решена, и дети сами анализируют, обосновывают принятое решение, оценивают его.

  • Дидактические игры.

        Для коррекции речевых нарушений и развития речевой активности используются все виды дидактических игр:

  • настольно-печатные;
  • словесные: игры-загадки, игры-предположения («что было бы…»), игры-самопрезентации;
  • игры-поручения, игры-прятки, игры-соревнования;
  • игры с предметами (игрушки и реальные предметы).
  • Игры с предметами

 Эффективны для развития речевой активности,  очень нравятся детям, основанны на возможности взять, потрогать, переставить, подержать игрушку (предмет), вызывают у ребёнка восхищение, желание непременно участвовать в игре, создают условия для речевой активности детей.

Игры с предметами решают задачи:

  • Способствуют установлению контакта между детьми и педагогом.
  • Развивают способность к самостоятельной игре.
  • Обогащают нравственные представления.
  • Решают речевые задачи: обогащают словарь; формируют грамматический строй речи; развивают связную речь.
  • Повышают интерес и речевую активность.

      Оборудование, которое используется для игр с предметами:

  • мячи, кубики, машинки, пирамидки, удочка;
  • игрушечные предметы обихода, посуда, продукты питания;
  • муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов;
  • муляжи зверей, птиц, рыб, насекомых;
  • различные атрибуты (платочки, прищепки, декоративные камушки);
  • природный материал (шишки, ракушки, …).
  • необычные предметы («чудесный» мешочек, ловушка, бусы, кристаллы, звёздочки, чудики, цветик-семицветик);
  • «волшебные» предметы: «волшебная» палочка, «волшебная» шкатулка, накидка волшебника.

Результатом использования игровой технологии является: обеспечение высокого познавательного интереса, концентрации внимания на учебной задаче, увеличение доступности сложных задач обучения, становление осознанной познавательной мотивации, высокая речевая активность                 в процессе обучения.

2. Технология«Сказочные лабиринты» Вячеслава Владимировича Воскобовича.     Эта технология представляет собой систему поэтапного включения авторских игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала. Игровые технологии  Воскобовича направлены на развитие познавательно-творческих способностей детей 5-7 лет в игровой форме. Игры, которые я широко использую в логопедической деятельности на индивидуальных и групповых занятиях

«Четырёхцветный квадрат»«Конструктор букв»«Шнур-затейник» и «Шнур малыш»«Геоконт»«Игровизоры»«Теремки».

Одним из преимуществ игр Воскобовича является то, что они всегда требуют активных действий каждого ребенка.

   Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала и легко вписываются в содержание любой образовательной программы, так как они способствуют развитию детей во всех пяти образовательных областях.

3. Технология ТРИЗ направлена на развитие у детей старшего дошкольноговозраста творческого воображения, гибкости мышления, способности видеть знакомый предмет в необычной ситуации, придумывать разные функции, противоречивые свойства в привычных предметах и явлениях, мысленно видоизменять предмет и предлагать варианты решения проблемных ситуаций, возникающих в результате этого изменения. Приемы ТРИЗ придают игровым ситуациям занимательность и усиливают мотивацию.

В рамках занятий по технологии ТРИЗ в ДОУ ставятся такие познавательные задачи, как:

  • развитие коммуникативных способностей (ведение дискуссий, тактичная оценка точек зрений товарищей, взаимодействие с воспитателем, умение строить аргументированное высказывание и придерживаться принципов доброжелательного отстаивания собственного мнения и пр.);
  • стимулирование творческой активности при решении проблемы;
  • формирование желания и готовности не сидеть и молчать, а, не стесняясь, выдавать множество мыслей на заданную тему.

4. Технология наглядного моделирования  направлена на облегчение запоминания у детей путём образования дополнительных ассоциаций, развитие речемыслительной деятельности.

Условно можно выделить два подхода к решению задачи развития речевой активности:

  • Использование наглядного материала  в виде опорных картинок, серии предметных(сюжетных) картин . Здесь нам хорошо известен картинный материал к работам по развитию речи таких авторов как Оксана Семёновна Ушакова, Валентина Викторовна Гербова, Наталья Валерьевна Нищева и др.

  • Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания» - позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности.Воробъёва В.К. называла эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений, автоматизации поставленных звуков:

  • Карты Проппа. В. Я. Пропп (фольклорист, изучая волшебные сказки проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. С помощью карт Проппа можно приступить к непосредственному сочинению сказок. Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности.
  • Синквейн– так же новая технология в развитии речи дошкольников.

Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк.

Последовательность работы:

Подбор слов-предметов. Дифференциация «живой» - «неживой» предмет. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).

 Подбор слов-действий, которые производит данный объект. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).ν

 Дифференциация понятий «слова – предметы» и «слова – действия».

 Подбор слов – признаков к объекту. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).

 Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова - признаки».

 Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения. («слова – предметы» + «слова – действия», («слова – предметы» + «слова – действия» + «слова - признаки».)

 Плюсы синквейна - изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

- отрабатываются знания о частях речи, о предложении;        

- дети учатся соблюдать интонацию;

- значительно активизируется словарный запас.

  • Картинно-графические схемы, мнемотаблицы  для составления предложений, рассказов Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой.
  • Мнемотаблицы чистоговорок, скорогворок, используемые  в процессе автоматизации уже скоррегируемых звуков.

Результатом использования данной технологии является: овладение детьми связной речью, развитие увеличение объёма памяти.

5. Технология проблемного обучения направленна на усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивирование поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать.

  • создание для детей проблемной ситуации, в процессе разрешения которой они овладевают обобщёнными способами приобретения новых знаний.

  • метод образовательных проектов в работе ДОУ. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Разработку тематических проектов можно связать с использованием модели «трёх вопросов» - суть этой модели заключается в том, что педагог задаёт детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать? Что мы узнали?

Результатом использования данной технологии является: высокая самостоятельность детей, творческое овладение знаниями, умениями, навыками; развитие мыслительных и творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации; а также речевая активность детей.

6. Здоровьесберегающие технологии. В своей работе уделяю много внимания этой технологии. Широко использую на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях - массаж, самомассаж, пальчиковую гимнастику, игры для развития мелкой моторики рук и развития дыхания с использованием нестандартного оборудования: игры с мячами, пластилином, пазлами и су-джок терапия, песочная терапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия(лечение цветом) и др. Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как подготавливают речевой аппарат для правильного произношения звуков речи и требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

7. Технология позитивного настроя, направленная на создание ситуации успеха; формирование у детей уверенности в собственных силах и речевой активности.

Применяется в учебном процессе через:

  1. создание комфортны психологических условий:

направленно на преодоление коммуникационных "зажимов":

  • доверительные отношения педагога с детьми, искренняя заинтересованность в совместных действиях, играх, которую дети очень чувствуют; желание и постоянная готовность оказать помощь; живость эмоций;
  • позитивный эмоциональный характер занятия, приносящий ребёнку чувство удовлетворения, желание учиться, узнавать новое;
  • снятие «ошибко-боязни» при ответах.
  1. сюжетно-тематическая организация занятия:

Организация занятия с использование единого игрового сюжета наиболее целесообразна для активизации речи, так как соответствует детским психофизическим данным. Учебный материал легче усваивается в рамках:

- сюжета сказки;

- известного мультфильма;

- воображаемых путешествий, экскурсий, поездок;

- приключения, игры;

- одной лексической темы.

  1. использование сюрпризных моментов:

обеспечивается:

  • введением игрового персонажа (опосредованное общение с детьми через игрушку):

-   игрушки (куклы, фигурки животных);

-   яркие иллюстрации сказочных героев и героев мультфильмов;

-   кукла-перчатка (оживший сказочный персонаж;

-   пальчиковые фигурки.

  • внесением сюрпризных предметов, с помощью которых задаются или выполняются задания (телефон, «волшебная» палочка, «книга весёлых историй», «чудесный» мешочек, «волшебная» шкатулка, «таинственная шапка»);
  1. использование игровых форм оценки (фактор формирования положительной мотивации к учебной деятельности и повышения речевой активности):
  • в форме эмоционального отношения (всегда положительного, ободряющего): поддержка, похвала (должна быть направлена на поступок, а не на личность),

      позитивные реплики на высказывания детей;

  • в игровой форме:

- получение (и накопление) за правильные ответы различных символов (фишек, жетонов, звёздочек…);  

- использование переходного предмета-приза: игрушки, медальона, фонарика…;

  • рукопожатие кукольного персонажа;
  • трудовые подкрепления (раздача и сбор материала, игрушек).
  • привлечение к оценке самого ребёнка, что способствует формированию самооценки, самоконтроля: «Что тебе сегодня удалось? Что не получилось?»
  1. двигательная активность является предпосылкой для активной речевой деятельности:
  • дети могут сидеть за столами; стоять (рассматривание пейзажа за окном, картины, игра в мяч); сидеть на полу (или даже лёжа на животе на ковре).
  • допускается в ходе занятия свободное общение и передвижение в случае надобности. Ребёнку даётся выбор – принять участие в игре или наблюдать со стороны, включиться или выйти из игры в любой удобный для него момент, по собственному желанию (особенно это касается детей с повышенной утомляемость, дефицитом внимания).
  • включается в каждое занятие динамическая пауза (физкультминутки, игры – речь с движением), проводимые с применением аудио- и видео-сопровождения, вносится игровой персонаж, который вместе с детьми «выполняет» упражнения.         

По мере того, как развёртываются действия, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; лексико-грамматические категории; навыки правильного звукопроизношения, при этом сохраняется стойкий интерес на протяжении всего занятия и высокий уровень познавательной и речевой активности.

        

8. Цифровые образовательные технологии направлены на  расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств.

        В условиях введения ФГОС приоритетной задачей становится введение в дошкольное образование инновационных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (ИКТ).

        Всё чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребёнка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, эмоционально-волевая сфера. Применение ИКТ в работе с детьми с ТНР делает довольно сложный процесс коррекции речи более интересным, доступным, обладает рядом неоспоримых преимуществ перед другими игровыми технологиями, помогает быстрее перейти от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, что является важной ступенью развития логики.

Результатом использования данной технологии является: повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания, высокая познавательная и речевая активность детей.

9. Технология сотрудничества  направлена на реализацию равенства, партнёрства в отношениях педагога и ребёнка, гуманно-личностный подход к ребёнку.              

В концепции сотрудничества важнейшее место занимают отношения «педагог-ребёнок», ребёнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим. Совместно с детьми вырабатываются цели, содержание занятий (свобода и самостоятельность выбора), даётся оценка, находясь в состоянии сотрудничества, равенства и сотворчества.

        Используемые приёмы:

  1. Действия по выбору.
  2. Элементы соревнования (Кто скажет больше слов? Кто лучше скажет?).
  3. Словесные приёмы:

- непосредственное обращение к ребёнку с просьбой посоветоваться, поделиться опытом, сделать вывод,

- обращение к ребёнку через посредника, в качестве которого выступает другой ребёнок. Это побуждает детей обращаться друг к другу с различными просьбами, вопросами, сообщениями, что ещё больше стимулирует речевую активность.

Результатом использования данной технологии является: развитие навыков культуры общения, создание атмосферы сотрудничества и равенства, развитие самостоятельного критического мышления и речевой активности детей.

Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.


 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ТНР АВТОР УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД УВАРОВА О.Н.

Слайд 2

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский

Слайд 3

1. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 4

2. Технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича .

Слайд 5

3. Технология ТРИЗ

Слайд 6

4. Технология наглядного моделирования

Слайд 8

Карты В.Я.Проппа Пропп Владимир Яковлевич

Слайд 9

СИНКВЕЙН ПРИМЕРЫ:

Слайд 10

Картинно-графические схемы для составления предложений, рассказов Т.Ю. Бардышевой , Е.Н. Моносовой .

Слайд 11

МНЕМОТАБЛИЦЫ СТИХОТВОРНЫХ ФОРМ

Слайд 12

5. Технология проблемного обучения

Слайд 13

6. Здоровьесберегающие технологии

Слайд 14

7. Технология позитивного настроя

Слайд 15

8. Цифровые образовательные технологии

Слайд 16

9. Технология сотрудничества

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Применение здоровьесберегающих технологий в развитии речевой активности детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией"

В докладе рассказываю не только о здоровьесберегающих технологиях применяемых в своей работе по активизации речи детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией, но и делюсь своими на...

"Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии"

Современные дошкольные образовательные учреждения достаточно интенсивно внедряют ииновациооные технологии обучения для своих воспитанников. Одной из современных и популярных педагогических технологий ...

Презентация по теме «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста на основе использования Су-джок технологии»

Презентация к мастер-классу  "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста на основе использования Су джок технологии"....

Развитие речевой активности детей с использованием ИКТ (Информационно-компьютерной технологии).

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены,связанные с внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Практика р...

Игровая технология «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья

Игровая технология «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии

https://www.canva.com/design/DAExChkgT_M/7aKlt17MDa7tVV9L3VwFBA/view?utm_content=DAExChkgT_M&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=homepage_design_menu...

Доклад на тему: «Эффективное применение педагогических технологий для развития речевой активности детей на музыкальных занятиях»

laquo;Эффективное применение педагогических технологий для развития речевой активности детей на музыкальных занятиях»В последние годы в нашей стране отмечается увеличение количества детей с отк...