Картотека упражнений по релаксации
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Омельчук Марина Николаевна

Материал для учителей-логопедов, который можно использовать в коррекционной работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_upr._po_relaksatsii-omelchuk_m.n.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека упражнений по релаксации

1 этап. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.

     Чтобы дети могли свободно говорить, необходимо научить их преодолевать избыточное мышечное напряжение. Часто возникает напряжение эмоциональное, когда ребёнок взволнован, возбуждён или угнетён. Напряжённое состояние нервной системы тоже препятствует свободной речи. Упражнения по релаксации помогут создать у детей спокойное настроение, расслабленное состояние, что необходимо для исправления речи.

     Сначала вызывается расслабление рук, так как дети хорошо чувствуют мышцы рук и им легче ощущать это расслабление. Ещё больше поможет сопоставление напряжённости мышц рук с их расслаблением. На этом контрасте построено обучение расслаблению мышц рук, ног, затем туловища, шеи, мышц живота и речевого аппарата.

     Занятия по релаксации всегда начинаются с формулы общего покоя. Каждое занятие длится 10 минут.

Занятия 1, 2, 3.

Расслабление мышц рук.

  1. формула общего покоя.
  2. упражнения «Кулачки», «Олени»

Занятия 4, 5, 6.

Расслабление мышц ног.

  1. формула общего покоя.
  2. упражнения «Кулачки», «Олени»
  3. упражнения «Пружинки», «Загораем»

Занятия 7, 8, 9.

Расслабление мышц рук, ног и корпуса.

  1. формула общего покоя.
  2. упражнения «Кулачки», «Олени»
  3. упражнения «Пружинки», «Загораем»
  4. упражнение «Штанга», «Кораблик»

Занятия 10, 11, 12.

Расслабление мышц живота.

  1. формула общего покоя.
  2. упражнения «Кулачки», «Олени»
  3. упражнения «Пружинки», «Загораем»
  4. упражнение «Штанга», «Кораблик»
  5. упражнение «Шарик»

Занятия 13, 14, 15.

Расслабление мышц шеи.

  1. формула общего покоя.
  2. упражнения «Кулачки», «Олени»
  3. упражнения «Пружинки», «Загораем»
  4. упражнение «Штанга», «Кораблик»
  5. упражнение «Шарик»
  6. упражнение «Любопытная Варвара»

Мышечное расслабление (релаксация)

Упражнения для рук

  1. Стоя (сидя). Руки с напряжением вытянуть вперёд, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочерёдно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук.

  1. Стоя (сидя). Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы «растопырить». Поочерёдно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно «уронить» вниз, выполняя маятникообразные движения, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплитуду качания.

  1. Стоя (сидя). Поднять прямые руки с напряжением вверх, затем «бросить» свободно вниз с наклоном корпуса вперёд.

  1. Сидя. Опереться руками на сидение с усилием, постепенно увеличивая напряжение в плечевом поясе, расслабиться с наклоном корпуса вперёд. Затем мягко выпрямиться на стуле.

  1. Стоя. Отвести руку в сторону или вперёд. Упереться ладонью в стену с усилием. Расслабиться. Вернуться в исходное положение.

  1. Сидя. Свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать пальцы в кулак, прижать к туловищу, с напряжением поднять голову, затем «уронить» голову и руки с одновременным наклоном туловища вперёд. Выпрямиться на стуле.

  1. Стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетёнными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и резко опустить с одновременным расслаблением.

  1. Стоя. Имитировать руками движения пловца, чередуя попеременное напряжение и расслабление рук.

  1. Стоя (сидя). Медленно, с напряжением поднять одновременно голову и плечи вверх, затем «уронить» голову и плечи, расслабиться.

  1. Стоя. Свести плечи вперёд, медленно увеличивая напряжение, затем развести в стороны до соприкасания лопаток с одновременным расслаблением рук.

  1. Стоя (сидя). Пальцы сжать в кулак. Напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча, согнуть в локтях на уровне плеч. Опустить руки, расслабиться.

  1. Стоя (сидя). Поджать с напряжением подушечки пальцев к верхней части ладони (сжать руку в кулак), затем быстро выпрямить и растопырить пальцы. Расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. Добиться, чтобы она висела свободно. Выполнять попеременно правой и левой рукой или одновременно обеими руками.

Упражнения в стихах.

Формула общего покоя.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень лёгкая, простая:

Замедляется движенье, исчезает напряженье…

И становится понятно: расслабление приятно!

«Кулачки» (сидя, руки лежат на коленях)

Руки на коленях,

Кулачки зажаты.

Крепко, с напряженьем

Пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем,

Отпускаем, разжимаем.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики.

Упражнение выполняется 3 раза.

«Олени» (сидя, руки подняты над головой, скрещены, пальцы напряжены и расставлены в стороны)

Посмотрите, мы – олени,

Рвётся ветер нам навстречу.

Ветер стих, расправим плечи,

Руки снова на колени,

А теперь немного лени…

Руки не напряжены и расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики.

Дышится ровно…легко…глубоко…

Упражнение выполняется 3 раза.

Упражнения для ног.

  1. Лечь на спину. Ногами с усилием упереться в стену, затем расслабиться.

  1. Сидя. Выпрямить ноги с напряжением (потягиваться), затем расслабить.

  1. Сидя. Выпрямить напряжённые ноги в стороны, развести в стороны, уронить расслабленные.

  1. Стоя. Пальцами стопы надавливать на пол, чередуя напряжение с расслаблением.

  1. Ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряжённых мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги.

  1. Сидя. Попеременно вращать по 30 – 40 секунд ступнями ног. Расслабиться.

Упражнения в стихах.

Формула общего покоя.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень лёгкая, простая:

Замедляется движенье, исчезает напряженье…

И становится понятно: расслабление приятно!

Наши руки так стараются…

Пусть и ноги расслабляются.

«Пружинки» (пятки прижаты к полу – носки прижимаются к полу с усилием)

Что за странные пружинки упираются в ботинки?

Ты носочки опускай, на пружинки нажимай.

Крепче, крепче нажимай. Нет пружинок – отдыхай!

Руки не напряжены,

Ноги не напряжены и расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики.

Дышится ровно…легко…глубоко…

Упражнение выполняется 3 раза.

«Загораем» (сидя на стуле, ноги вытянуты вперёд)

Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем!

Держим, держим, напрягаем! Загорели! Опускаем!

Ноги не напряжены и расслаблены.

Снова руки на колени, а теперь немного лени…

Напряженье улетело и расслаблено всё тело…

Наши мышцы не устали

И ещё послушней стали.

Дышится ровно…легко…глубоко…

Упражнение выполняется 3 раза.

Упражнения для туловища.

  1. Сидя прямо, локти на бёдрах. Свободно наклониться вперёд, голова опущена, расслабиться. Руки свободно падают вниз. В расслабленном положении выполнять лёгкие покачивания корпуса из стороны в сторону.

  1. Стоя. Повороты туловища с круговыми вращениями руками («мельница»)

  1. Сидя на краю стула (стоя). Туловище немного наклонить вперёд. Свободно размахивать опущенными вниз руками, корпусом, плечами.

  1. Стоя. Замирание в позе навытяжку. Полное расслабление всего тела, «провисание» («тряпичная кукла»)

  1. Стоя. Имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после её опускания.

  1. Сидя, корпус прямой.  На вдохе напрячь мышцы живота и задержаться в этом положении несколько секунд. Выдыхая, максимально расслабиться.

  1. Стоя. Скрестить руки, обнять себя за плечи, сжимая их как можно сильнее, затем расслабиться.

Упражнения в стихах.

«Штанга» (имитация поднятия штанги)

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом!

Штангу с пола поднимаем…

Крепко держим…  И бросаем!

Наши мышцы не устали

И ещё послушней стали!

Нам становится понятно:

Расслабление приятно!

«Кораблик» (покачиваться из стороны в сторону, напрягая и расслабляя ноги)

Стало палубу качать,

Ногу к палубе прижать.

Крепче ногу прижимаем,

А другую – расслабляем!

Снова руки на колени,

А теперь немного лени…

 Напряженье улетело –

И расслаблено всё тело…

Наши мышцы не устали

И ещё послушней стали.

Дышится ровно…легко…глубоко…

Упражнения для мышц живота.

Упражнения в стихах.

«Шарик» (ладонь на области диафрагмы)

Напряженье улетело и расслаблено всё тело.

Вот как шарик надуваем, (вдох)

А рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем!

Дышится ровно…легко…глубоко…

 

Упражнения для мышц шеи.

  1. Сидя. Опереться на стол согнутыми в локтях руками. Опустить голову на руки и полностью расслабиться.

  1. Сидя. Медленно поворачивать голову, не поднимая её, справа налево и слева направо.

  1. Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы соединить в «замок» на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение, «бросить» руки вниз и расслабиться. Вернуться в исходное положение.

  1. Стоя (сидя). Голову отвести максимально назад, руки поднять, локти развести в стороны, ладони зафиксировать на лбу. Медленно произвести наклон головы вперёд, преодолевая сопротивление рук, напрячься. Вернуться в и. п., расслабиться.

Упражнения в стихах.

«Любопытная Варвара» (повороты головы)

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотри вправо…

А потом опять вперёд –

Тут немного отдохнёт.

Шея не напряжена и расслаблена…

А Варвара смотрит вверх,

Выше всех и дальше всех,

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена и расслаблена…

А теперь посмотрит вниз –

Мышцы шеи напряглись.

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена и расслаблена…

2 этап.

Мышечная релаксация по представлению.

Внушение состояния покоя и расслабленности.

     Первая часть занятия – обучение расслаблению мышц речевого аппарата. Для свободного вступления в речь артикуляционный аппарат должен быть естественно расслаблен. Все упражнения по релаксации проводятся по контрасту с напряжением. Напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным. Вначале вызывается напряжение мышц при утрированной беззвучной артикуляции гласных звуков, которое тут же сменяется расслаблением.

     Во второй части занятия проводится внушение, которое заключается в воздействии на детей только словом. Необходимо помочь им избавиться от эмоциональной напряжённости, внушить им чувство уверенности, спокойствия, закрепить в их сознании представление о правильной речи.

     Когда дети научатся в достаточной мере общему мышечному расслаблению, появится возможность перейти к снятию эмоциональной напряжённости путём внушения. Внушение проводится как игра под названием «Волшебный сон». Дети находятся в позе покоя, внимательно слушают ведущего и про себя повторяют «особые» команды – специальные формулы внушения в стихах.

     В дальнейшем вводятся формулы правильной речи и уверенного поведения.  

Занятия 16, 17, 18.

Расслабление мышц речевого аппарата (губ, нижней челюсти)

  1. формула общего покоя.
  2. упражнения «Хоботок», «Лягушка», «Орешек»
  3. упражнение «Волшебный сон» (1).

Занятия 19, 20, 21.

Расслабление мышц речевого аппарата (губ, челюсти, языка)

  1. формула общего покоя.
  2. упражнения «Хоботок», «Лягушка», «Орешек»
  3. упражнения «Сердитый язык», «Горка»
  4. упражнение «Волшебный сон» (2).

Занятия 22, 23, 24.

Расслабление речевого аппарата. Внушение состояния покоя и расслабленности по представлению.

  1. формула общего покоя.
  2. упражнения «Хоботок», «Лягушка», «Орешек»
  3. упражнения «Сердитый язык», «Горка»
  4. упражнение «Волшебный сон» (3).

Упражнения для органов артикуляции.

  1. Попеременно высовывать узкий напряжённый язык и широкий расслабленный язык.

  1. С усилием упереть кончик языка в верхние зубы, затем расслабить, уложив на дно полости рта. Губы и зубы разжать, рот приоткрыть.

  1. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удержать позу на счёт 1 – 5.

  1. Растянуть губы в улыбку с напряжением, затем расслабить губы и вернуть в прежнее положение.

  1. Попеременно сжимать с усилием и разжимать челюсти и губы. Расслабиться, свободно опустив нижнюю челюсть.

  1. Медленно опускать и поднимать нижнюю челюсть без напряжения и утомления, широко раскрывая рот.

  1. Оттянуть язык назад с усилием. Ощутить напряжение корня языка, затем расслабить, уложив на дно полости рта.    

Упражнения в стихах.

«Хоботок»

Подражаю я слону: губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Губы не напряжены и расслаблены.

«Лягушка»

Вот понравится лягушкам – тянем губы прямо к ушкам.

Потяну и перестану и нисколько не устану!

Губы не напряжены и расслаблены.

«Орешек»

Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём.

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

   

 «Сердитый язычок»

С языком случилось что – то: он толкает зубы!

Будто хочет их за что – то вытолкнуть за губы!

Он на место возвращается и чудесно расслабляется!

«Горка»

Спинка языка сейчас станет горочкой у нас!

Я растаять ей велю – напряженья не люблю!

Язык на место возвращается и чудесно расслабляется!

2 часть

«Волшебный сон» 1 (тихим голосом, медленно)

Реснички опускаются,

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (Два раза)

Сном волшебным засыпаем…

Дышится ровно… легко… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (Два раза)

Шея не напряжена и расслаблена…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

Дышится ровно… легко… глубоко… (длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться, улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

 «Волшебный сон» 2 (тихим голосом, медленно)

Реснички опускаются,

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (Два раза)

Сном волшебным засыпаем…

Дышится ровно… легко… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (Два раза)

Напряженье улетело

И расслаблено всё тело… (Два раза)

Губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы…(Два раза)

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык. (Два раза)

Дышится ровно… легко… глубоко… (длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться, улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

«Волшебный сон» 3 (тихим голосом, медленно)

Реснички опускаются,

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (Два раза)

Сном волшебным засыпаем…

Дышится ровно… легко… глубоко…

Напряженье улетело

И расслаблено всё тело… (Два раза)

Мы сейчас лежим на травке…

На зелёной мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки тёплые у нас…

Жарче солнышко сейчас…

Ноги тёплые у нас…

Дышится ровно… легко… глубоко…

Губы тёплые и вялые,

Но нисколько не усталые.

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется… (Два раза)

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык… (длительная пауза)

Нам понятно, что такое

Состояние покоя…

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться, улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

3 этап.

Внушение мышечной и эмоциональной релаксации.

Введение формул правильной речи.

Исключаются упражнения для расслабления по контрасту с напряжением.

Дети сидят с закрытыми глазами, в состоянии покоя.

Новые формулы даются для того, чтобы сосредоточить внимание детей на соблюдении речевых установок, которые обеспечат правильность речи, спокойствие и уверенность в собственных речевых возможностях.

Перед сном релаксация проводится без формулы выведения из этого состояния.

Занятия 25, 26, 27.

Формулы правильной речи и уверенного поведения.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (Два раза)

Сном волшебным засыпаем…

Дышится ровно… легко… глубоко…

Напряженье улетело

И расслаблено всё тело…

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется…

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык…

Чуть громче:

Мы спокойны всегда! (два раза)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо! (два раза)

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях! (два раза)

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, чётко говорим,

Никогда мы не спешим!

Чуть тише:

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Громко:

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы!

Занятия 28, 29, 30.

Формулы правильной речи и уверенного поведения.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (Два раза)

Сном волшебным засыпаем…

Дышится ровно… легко… глубоко…

Напряженье улетело

И расслаблено всё тело…

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется…

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык…

Чуть громче:

Мы спокойны всегда! (два раза)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо! (два раза)

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях! (два раза)

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, чётко говорим,

Никогда мы не спешим! (два раза)

Паузы мы соблюдаем! (два раза)

Звук ударный выделяем! (два раза)

И легко нам говорить!

И не хочется спешить!

Так спокойно, так приятно

Говорим – и всем понятно!

Чуть тише:

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Громко:

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы!

Отдельные формулы релаксации можно использовать в течение дня, чтобы успокоить ребёнка и исправить его речь.

Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее.Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Ведущий. «Ложитесь поудобней.Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

“Воздушные шарики”

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

“Облака”

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

“Лентяи”

Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

“Водопад”

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

“Спящий котёнок”

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

“Шишки”

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

“Холодно – жарко”

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

“Солнышко и тучка”

Представьте себе, что вы загораете на солнышке.Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2– 3 раза.

“Драгоценность”

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

“Игра с песком”

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить).

“Муравей”

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица

“Улыбка”

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

“Солнечный зайчик”

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

“Пчелка”

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

“Бабочка”

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

“Качели”

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

Упражнение «Силач».

Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что Вы: держите в руках тяжелые гири; поднимаете над головой  корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками ветви деревьев в лесной чаще.

Упражнение «Весы».

Предложите ребенку (далее Р.) представить, что его ладони - чашечки весов. При необходимости - реально «нагрузить» весы, надавливая собственной рукой или кладя на них какой-либо «груз». Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. «Уравновесить» чашечки весов. Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее. Другую руку опустить вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз, пальцами от себя. С силой вытянуть ее: на этой чашечке весов лежит груз. Медленно выдохнуть, расслабиться. Повторить упражнение, изменив положение рук. Аналогичное упражнение можно выполнять лежа, весами при этом становятся ноги.

Упражнение «Травинка на ветру».

Р. изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).

Упражнение «Раскачивающееся дерево».

Строится аналогично предыдущему упражнению (корни - ноги, ствол - туловище, крона - руки и голова), которое может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый Р. представил себя «своим» деревом: ведь ель, береза и ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.

Упражнение «Парусник».

Р. изображает лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведены; сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках. Подул ветер, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в исходное положение.

Упражнение «Дракон».

Р. изображает дракона, облетающего владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт рукам-крыльям. Затем он приземляется на остров и начинает «мешать» хвостом море.

Упражнение «Двигательный репертуар».

Детям предлагается свободно двигаться по комнате самыми разнообразными способами, не касаясь друг друга и сосредоточившись на ощущениях, возникающих в теле. Они могут передвигаться с разной скоростью: медленно, максимально быстро (медленно), чуть медленнее и т. п.; с различным уровнем напряжения (максимально напряженно, чередуя напряжение-расслабление разных групп мышц, максимально расслабленно). В ходе этого процесса их просят вспомнить и воспроизвести (телом) различные ощущения: холода, жары, вкусной еды, неприятных запахов, сильного ветра в спину и т. п. Эти и следующие упражнения направлены на расширение диапазона движений по следующим параметрам: быстрые - медленные, мягкие - жесткие, сильные - слабые; тяжелые - легкие, непрерывные - отрывистые, свободные - с сопротивлением.        

Упражнение «Огонь и лед».

Исходное положение - стоя в кругу. По команде «Огонь!» - дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый Р. выбирает произвольно. По команде «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Преподаватель (далее П.) несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.

Упражнение «Рыбки и водоросли».

Упражнения со сменой ролей: плавные, легкие движения водорослей - на месте, а рыб - с передвижением в «воде».        

Упражнение «Страна кукол».

Когда-нибудь все люди вырастают и забывают, что были детьми. Игрушки, которые мы так любили в детстве, не исчезают бесследно. Они просто уходят в свою страну, куда мы сегодня и отправляемся, став ненадолго разными «куклами». «Свободная кукла»: индивидуальный танец в том образе, который выберет Р.  «Гуттаперчевая кукла»: движения мягкие, плавные; тело - полностью расслабленно (тело «без костей»). «Пластмассовая кукла»: напряженное тело, законченные движения.

Упражнение «Росток».

И. п. - сидя на корточках; голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Представь себе, что ты - маленький росток, только что показавшийся из земли. Ты растешь, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе «расти». Называется часть тела, которая активизируется в данный момент при пассивности других. На счет 1 - медленно выпрямляются ноги; 2 - ноги продолжают «расти», постепенно «оживают» руки, висят как «тряпочки»; 3 - осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); 4 - выпрямляются плечи, шея и голова; 5 - руки поднимаем вверх, смотрим на «солнышко», тянемся к нему. Усложняя задачу, П. может увеличивать этапы «роста» до 10-20.        

Упражнение «Репка».

И. п. - на корточках, колени разведены в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ног. Из этого положения «репка» медленно растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони медленно поднимаются до уровня груди, разворачиваются пальцами вверх и поднимаются немного выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко.

Упражнение «Потянулись - сломались».

И. п. - стоя. Руки и все тело устремлены вверх (пятки от пола не отрывать).

П.: Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (пятки прижаты к полу)... А теперь представьте, что наши кисти сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки «сломались» в локтях (хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), «сломались» в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе.        

Упражнение «Подвески».

Детям предлагается представить, что они куклы - марионетки, которые после выступления висят на гвоздике в шкафу.

Инструкция: «Представьте себе, что вас «подвесили» за руку, за палец, за плечо и т. д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное - расслаблено, болтается».

Упражнение выполняется в произвольном темпе, лучше с закрытыми глазами.

Упражнение «Сосулька».

Ребятам предлагается представить, что он - сосулька. Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх. Следует зафиксироваться в этой позе на 1-2 минуты. Затем Р. предлагается представить, что под действием солнечного тепла, изображаемая им сосулька начинает медленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног.        Упражнение

«Воздушный шар».

В положении стоя закрыть глаза, руки поднять вверх, глубоко вдохнуть и набрать в себя воздух. Р. предлагается представить, что он большой воздушный шар, наполненный воздухом. В данном положении необходимо зафиксироваться в течение 1-2 минуты, затем представить, что в шаре появилось небольшое отверстие. Следует медленно выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.

Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.
Общий принцип этих упражнений - сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.

1. "Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.


2. Исходное положение - лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго.


3. И.п. - лежа на животе, руки за головой, локти разведены в стороны. Приподнимается верхняя часть туловища, ноги лежат на полу.


4. "Снеговик". Исходное положение - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант "растаять", начиная с ног.


5. "Дерево". Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, "дерево тянется к солнышку". Oт сильного порыва ветра "дерево" должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.


6. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит, расслабившись с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации.


7. "Кощей бессмертный". Исходное положение - сидя на полу на коленях и на пятках (после освоения упражнения сидя можно переходить к и.п. стоя). Руки разведены в стороны. Руки сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу. Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Далее ведущий в произвольном порядке подталкивает расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания.


8. "Марионетки". Дети представляют, что они куклы-марионетки, которых подвешивают за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, напряжена и не двигается. Все остальное расслаблено и болтается. Куклу начинают дергать за веревочку в различном темпе.

9. "Кулачки". Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.


10. "Яйцо". Для этого упражнения нужна достаточно большая прочная простыня, которая расстилается на полу. Ребенок садится на корточки, голову прячет в колени и обхватывает колени руками. Ведущий собирает простыню так, чтобы ребенок оказался в "яйце" и крепко держит края простыни над головой "цыпленка", начиная при этом раскачивать "яйцо" из стороны в сторону. Раскачивание продолжается 3-5 минут до полного расслабления. Затем "цыпленок" должен "вылупиться из скорлупы", активно работая головой, локтями и пытаясь распрямить все тело. Ведущий при этом в течение 1-2 минут удерживает ребенка в "яйце".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений для релаксации

Упражнений для релаксации для дошкольников и младших школьников....

Картотека упражнений для релаксации (для детей)

Материал содержит краткое обоснование необходимости проведения релаксации с дошкольниками и картотеку релаксационных упражнений....

Картотека «Упражнения на релаксацию»

УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ...

картотека упражнений на релаксацию

картотека упражнений на релаксацию...

картотека упражнений для релаксации дошкольников

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...

Картотека упражнений для релаксации.

Картотека упражнений для релаксации...