Диалогическая речь и её значение в дошкольном возрасте
консультация по логопедии

Понятие диалогической речи, характеристика диалогической речи и её значение.
 
     Диалог – это разговор, беседа – является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Обучение речи в детском саду протекает в двух формах: 1) в свободном речевом общении, 2) на специальных занятиях. Диалог возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащения словаря детей, базой для приобретения навыков связной речи. Диалогу учат и на специальных занятиях, но таких занятий бывает, как правило, одно – два в месяц; в свободном, же общении ребенок вступает в диалог с воспитателем или с другими детьми в течение всего времени пребывания в детском саду. Возвращаясь домой, он разговаривает  со своими домашними. Обучение диалогической, или разговорной, речи обычно происходит в форме беседы (разговора), т.  е. обмена репликами между самими детьми.
   Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное ре¬шение зависит от многих условий (речевой среды, социаль¬ного окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенап¬равленного речевого воспитания.
   В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, про¬являющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.
  Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Уче¬ные называют диалог первичной естественной формой язы¬кового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование го¬ворения одного собеседника с прослушиванием и после¬дующим говорением другого. Важно, что в диалоге собе¬седники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогичес¬кая речь протекает в конкретной ситуации и сопровожда¬ется жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, со¬кращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характер¬ны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недо¬говоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюз¬ные предложения; кратковременное предварительное об¬думывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.       Диалогическая речь отличается непроизвольно¬стью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диа¬лога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определен¬ным бытовым положениям и темам разговора. Речевые клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь симулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Развитие диалогической речи особенно важно  учитывать в методике обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествование, описанием.  Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной си¬туацией и не отражает полностью содержания мысли в ре¬чевых формах. Она понятна только при учете той ситуа-ции, о которой рассказывается. Говорящий широко исполь¬зует жесты, мимику, указательные местоимения. В кон¬текстной речи в отличие от ситуативной ее содержа¬ние понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение выска¬зывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.
 
 
 
Задачи и содержание требований к диалогической речи по всем возрастным группам.
 
      Развитие диалогической речи  играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает цент¬ральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу  можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения язы¬ком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использова-нию ребенком отдельных слов и синтаксических конструк¬ций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словар¬ным составом, грамматическим строем.
     Воспитатель должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог с взрослыми и детьми. Нуж¬но приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых. Смелее и охотнее вступают в об¬щение с окружающими те дети, которые с раннего возраста вос-питывались в детском учреждении (ясли, сад). Этому способст¬вуют встречи и разговоры воспитателя с детьми до перевода их во вторую младшую группу. Однако и в этом случае воспита¬телю следует продолжать развивать и упорядочивать речевую активность детей.
    В три года речь становится средством общения между сверстниками. Однако изучение того, как реагиру¬ет младший дошкольник (2—4 года) на незнакомого че¬ловека: стремится установить контакт? выжидает? не от¬вечает на общение? — выявили следующее. Если незнакомый взрослый не обращается к ребенку или выражает свое расположение лишь мими¬кой и улыбкой, то лишь 2% детей пытаются войти с ним в контакт. Правда, на активное обращение откликается уже каждый восьмой ребенок этого возраста.
     Конечно, дети робеют, но главное они не имеют опыта взаимодействия с разными людьми; у них недостаточно развиты мотивы общения и средства для осуществления этой деятельности.
    То же можно сказать и о взаимообщении детей. Период его «взлета» (в смысла разнообразия мотивов общения и языковых средств) — пятый год жизни. В старшем до¬школьном возрасте наблюдается известный спад: однооб¬разие мотивов общения и простота их языкового выраже¬ния.
    Программные требования к развитию связной речи детей в первой младшей группе рекомендуют: продолжать учить детей понимать речь воспитателя, отвечать на простейшие вопросы, к концу года рассказывать в 2-4-х фразах о нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке. 
    Играя, общаясь со сверстниками, ребенок активно пользуется речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Детей следует учить общаться ко взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что-то вместе сделать, посмотреть и т. п..
   На третьем году жизни ребенок должен уметь слушать и понимать несложные по сюжету и небольшие по объему художественные произведения (сказки, рассказы), отвечать на вопросы по прочитанному, совместно с воспитателем передавать содержание знакомой сказки (рассказа), договаривая отдельные слова и фразы, договаривать отдельные слова и строчка из хорошо знакомых ему стихотворений: по программе; уметь отгадывать простые загадки (с использованием наглядного материала), в содержании которых есть знакомые ребенку звукоподражательные слова, помогающие найти правильный ответ; бережно относиться к книге. В этом возрасте доступна простая форма диалогической речи, дети только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь еще ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. 
    До четырех лет у детей наблю¬даются случаи индукционных отношений между речью и игровыми действиями. Ребенок легко комментирует то, что видит, говорит о том, что собирается сделать или уже сделал, но молчит во время выполнения собственных дей¬ствий. На пятом году желание и умение подтвердить речью свою деятельность усиливается. Так, ребенок старше 4,5 лет сопровождает речью в среднем каждое второе (бы¬товое, игровое) действие. Но в отличие от ситуации объяс¬нения высказывания детей в этих случаях на 90% состоят из простых предложений. Однако отражение действий в громкий речи важно тем, что это один из этапов форми¬рования умственных действий.
    Таким образом, речевую практику детей не только во время занятий, но и разных видов деятельности можно с успехом использовать для закрепления речевых навыков и совершенствования мышления.
   Глаголы в процессе речевого общения дети употребля¬ют преимущественно в форме повелительного наклоне¬ния и инфинитива. Но уже к середине года во 2-й млад¬шей группе, а особенно в средней в их речи почти исчезают предложения типа: «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети все чаще используют форму императива: «Да¬вай играть! Давай вместе построим гараж!». Описанные формы заключают в себе призыв к совместной деятельно¬сти, элементы ее мотивации и планирования. Они наблю¬даются, когда ребенок обращается к другу по поводу игры, характеризует чувства, состояния. О движениях дети гово¬рят в форме короткого приказа: «Беги!», «Сядь!».
   Во второй младшей группе продолжается работа по развитию навыков связной речи. Для развития связной речи используется пересказ детьми хорошо знакомых им литературных произведений (сказки, рассказы), рассматривание и словесное описание (с помощью педагога) картин и игрушек.
Задание, направленные на развитие связной речи, должны органически входить в содержание занятия. Сначала дети рассматривают картину (игрушку), далее отвечают на вопросы о предметах (что это? Кто это?), их признаках и действиях. Затем организуется совместное рассказывание. Воспитатель начинает предложение, ребенок его заканчивает. После совместного рассказывания дети могут самостоятельно повторить текст.
   Вне занятия, формирование связной речи, осуществляется прежде всего в повседневном общении ребенка с окружающими. Педагог развивает потребность общаться воспитанникам друг с другом, делиться впечатлениями.  
   В среднем возрасте большое влияние на развитие диалогической речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысячи слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия – для обозначение временных и пространственных отношений. В речи употребляются преимущественно короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требует развернутого высказывания. Не редко вместо самостоятельной формулировки ответа они неуместно используют формулировку вопроса в утвердительной форме. Не всегда умеют правильно сформировать вопрос, подать нужную реплику, дополнить и исправить высказывание товарища. Реплики – реакции становятся расширенными, побуждающими к продолжению беседы. 
На занятиях дети учатся пересказывать литературные произведения, рассказывать по картинке, описывать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта.
  Роль куклы в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком, опосредованным через куклу, а иногда сама кукла выступает в роли персонифицированного персонажа или субъекта. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка. Общение, в ходе которого развивается диалог, протекает на фоне игры со сверстником или игрушкой.
Вне занятий воспитатель в непринужденной форме расспрашивает ребят, что интересного они увидели по дороге в детский сад, чем занимались дома. Воспитатель не удовлетворяется односложными ответами, а, с интересом выслушав ребенка, побуждает его к развернутым высказываниям. В такой обстановке не следует делать замечаний по поводу ошибок.  Надо только повторить за ребенком его высказывание в скорректированной правильной форме и задать вопрос, требующий употребления этой же формы. На прогулке или в вечернее время воспитатель всегда может о чем – то поговорить с ребенком: что он задумал нарисовать, во что и с кем любит играть и т. п.  Тематика таких бесед может быть самой разной. Особое внимание педагог уделяет детям молчаливым, которые мало высказываются на занятиях.
    К пяти - шести годам у детей появляется свобода общения. Дети сами проявляют инициативу в диалоге с взрослым и сверстниками.  Они уже не ограничиваются простым называнием предмета или явления, а, как правило, выделяют характерные признаки и свойства, дают достаточно развернутый и полный их анализ. Развивается умение подбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в связном повествовании. Возросшая на пятом году активность и самостоятель¬ность в деятельности облегчает детям освоение функций речи: общение со взрослыми и друг с другом, умения понятно выразить суждение, сопровождать речью свои действия. Благодаря этому на пятом году, как никогда в последующем, высока речевая активность. Ребенок про¬износит в среднем 180—210 слов в течение 30 минут игры. У детей большая потребность объяснить друг другу то, что они видят и знают — 40% от общего числа поводов возникновения высказываний. В этих ситуациях дети про¬износят так много сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познава¬тельном отношении занятиях по родному языку. Морфо-логический строй высказывания (в смысле частоты ис¬пользования глаголов, прилагательных, наречий) при этом не хуже, чем на занятиях
Успешному обучению дидактической речи способствует комплексный подход, при  котором обеспечивается сочетании задач обучения рассказыванию с лексическими, грамматическими, а также с задачами воспитания звуковой культуры речи и обучения рассказыванию.
     А в процессе игры с куклой дети сами предлагают о себе что – либо рассказать кукле -  «собеседнику»  об увиденном, услышанном, используя в диалоге речевые клише (приветствия, прощания, поздравления), переносят и заменяют  аналогичными в соответствующих ситуациях.  В таких игровых ситуациях ребёнок продумывает ответ за свою куклу и проговаривает от её лица, меняя интонацию, модуляцию голоса.  Дети учатся составлять диалоги сложной структуры, состоящие из нескольких микротем. 
Вне занятий, прежде всего, следует создавать условия для проявления речевой активности каждого ребенка, организовывать речевое общение детей во время игры, режимных процессов.  Воспитатель должен постоянно следить за речью детей в играх, в быту, исправлять встречающиеся ошибки. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не односложно отвечали на поставленный вопрос («Был в зоопарке», «Гулял»), а учились подробно рассказывать о тех или иных событиях своей жизни. Поэтому надо правильно ставить вопросы, например: «Расскажи, где ты был вчера, что интересного видел и запомнил».
   Ребенок начинает рассказывать, а воспитатель и небольшая группа детей слушают его. Если рассказ получается интересным, воспитатель записывает его и затем читает всем детям.
    Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказывать в присутствии других детей, слушать друг друга.
    В старшей и подготовительной группах речевая актив¬ность детей во время игр и других видов самостоятельной деятельности значительно (в 2—3 раза) снижается. Само по себе снижение речевой активности можно и не считать отрицательным явлением. Но в старшей и подготовительной группах в сравнении со средней в 1,9 раза (с 40 процентов) уменьшаются случаи объяснения чего-либо товарищу, когда речь наиболее слож¬на в грамматическом отношении и совершенна в лекси¬ческом. Среди поводов самостоятельных высказываний в играх преобладают распоряжения, просьбы. Они, как и сами игровые действия, сопровождаются высказываниями, простыми по грамматическому выражению. Названия пред¬метов излишне часто заменяются местоимениями, много частиц и модальных слов. Все это придает речи ситуатив¬ный характер. Оценка поступков, событий осуществляется с помощью постоянно используемых наречий («хорошо-плохо») и прилагательных «хороший»—«плохой».
   К семи годам наступает период совершенствования умений и навыков диалогической речи. Вопросительные предложения носят специальный характер, требующий развёрнутого ответа с новой информацией. Побуждение к более сложным контактам, желание сотрудничества приводит к внеситуативно – деловому общению со сверстником или его заменителем куклой, «сказочным» персонажем. На смену сюжетно – ролевой  игре приходит игра с правилами. Одной из ведущих во взаимодействии со сверстниками является морфологически и синтаксически освоенная диалогическая речь. Дети свободно используют штампы «речевого этикета», реплики в диалоге носят побуждающий характер, способные продолжить беседу на заданную тему. В этом возрасте дети способны договориться, придумать правила игры, решать конфликтные ситуации и т. д. Совершенствуется выразительность оформления диалогической речи. Полнота передачи и актуализация коммуникативной значимости информации повышается с помощью использования в диалогической речи всего комплекса средств интонационной выразительности (мелодики, интенсивности, темпа, ритма, логического и словесного ударения, паузирования, тембра).  В диалогической речи в этот  возрастной период  оптимально используются  невербальные средства выражения эмоций, сопровождаемые репликами.
 
 
 
Виды, тематика и содержание бесед в возрастных группах.
 
   В дошкольном учреждении беседа проводится с прямой целью развития речи детей. Но поскольку речь обязательно отражает, кодирует явления действительности, беседа в дошкольном учреждении дает знания. Содержание бесед определяется « Программой воспитания в детском саду». Беседы ведутся: 1) о самом ребенке («Где у Вите? Покажи свой носик». – «Вот где у нас носик!»);  2) о семье;  3) о труде взрослых в детском саду (повара, дворника, няни и др.); 4) о предметах быта и труда (мебели, посуде, одежде, бытовых орудиях труда, средствах передвижения и т. д.); 5) о природе в разные времена года (неживой и живой – растениях, животных, домашних и диких); 6) об героях, совершивших военные подвиги при защите Родине.
    В беседе педагог:
1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представле¬ния и знания о жизни людей и природы, которые дети приобре¬ли во время наблюдений под руководством педагога и в разно¬образной деятельности в семье и в детском саду;
2) воспитывает у детей правильное отношение к окружаю¬щему;
3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыс¬лить, не отвлекаясь от темы беседы;
4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на во¬прос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно гром¬ко и отчетливо, чтобы все слышали.
    Беседы на бытовые темы касаются тех явлений быта, которые дети наблюдают и в которых сами участвуют. В беседах дети сообщают, с кем они живут дома, как зовут членов семьи, и где они работают, что они делают дома, как отдыхают; рассказывают о своих играх, занятиях и развлечениях дома, о посиль¬ной помощи взрослым, о бытовом труде матери; сравнивается обстановка дома и обстановка в детском саду.
   Беседы о труде взрослых в детском саду помо¬гают детям осознать смысл деятельности сотрудников детского сада, создающих удобства и благополучие для всех детей.
    Беседы на темы общественной жизни уточ¬няют представления детей о родном городе, о подготовке к праздникам в детском саду, в семье, на улицах.
    Беседы на природоведческие темы уточняют и закрепляют представления детей о временах года, о животных, растениях, о труде людей.
    В беседах о любимых сказках и книжках дети вспоминают их содержание и высказывают свое отношение к героям.
   В беседах о предметах быта и труда, например о мебели, о посуде, об одежде, об игрушках, о некоторых ору¬диях труда, о средствах передвижения по земле, воде и воздуху, обсуждается, для чего нужны предметы, из чего и как они сде¬ланы, каковы характерные признаки (цвет, форма, величина), кто и где делал эти предметы, как беречь предмет, чтобы можно было им дольше пользоваться.
    Примерная тематика бесед с детьми пяти-шести лет: с кем вы живете дома (т. е. беседа о семье); о жизни детей в детском саду; о работе дежурных в уголке природы; на чем можно проехать в нашем городе; что делает почтальон; что мы видели в библиотеке; о школе; как мы вырастили помидоры (морковь и т. п.); о временах года и т. п.
Программный материал, который является содержанием бе¬сед, даст возможность осуществить не только познавательные задачи (расширение кругозора детей), но и воспитательные (во¬спитание правильного отношения к действительности, разнооб¬разных интересов).
    В беседе о труде близких людей дети рассказы¬вают, где и кем работают их родители и другие взрослые члены семьи.
   Воспитатель усиливает и углубляет чувства детей, направля¬ет их на активное проявление знаков внимания и уважения к близким (оказывать им посильные услуги, готовить к праздни¬кам подарки и т. п.).
    Беседуя с детьми о школе, а также о том, где учатся их старшие братья и сестры, родители, воспитатель подкрепляет у детей желание учиться, интерес к школе, книге.
При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или ме¬нее ясные и разнообразные представления о предмете беседы.
«Нельзя ребенка допускать описывать то, судить о том, о чем, у него нет достаточных, им вполне и ясно усвоенных данных»,— писала Е. И. Тихеева. Личный опыт ребенка, приобретенный путем наблюдений, в деятельности или через художественную литературу, служит тем материалом, на котором можно строить  беседу и сообщать новые знания детям.
   Проведение беседы требует от воспитателя подготовки. При очередном календарном плани¬ровании работы воспитатель намечает, какой программный ма¬териал по ознакомлению с окружающим целесообразнее дать детям в беседе; затем необходимо составить план последова¬тельного хода всего занятия от начала до конца. Нужно проду¬мать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства. В каче¬стве такого эмоционального средства можно использовать кар¬тину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы. Вот несколько примеров.
   Беседу об осени можно начать показом репродукции картины Левитана «Золотая осень» (старшая группа), чтобы дети полюбовались замечательным произведением художника. Кро¬ме того, картина оживит в их памяти те впечатления, которые они получили во время экскурсий в парк или в лес.
В отдельных случаях целесообразно начать беседу с вопро¬са, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фак¬тах или событиях, связанных с содержанием беседы, например: «Дети, кто из вас ездил на поезде?»—спрашивает воспитатель, начиная беседу о железной дороге.
В ходе беседы вопросы воспитателя, которые являются основ¬ным методическим приемом на этом занятии, раскрывают содер¬жание намеченной темы и, направляя мысль детей, учат их пра¬вильно отвечать. Воспитатель должен продумать содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны всем детям. Если дети не понимают или неправильно понимают вопрос, то они неправильно и отвечают, т. е. дают не тот ответ, какого ожидает воспитатель.
Своими вопросами воспитатель должен направлять мысль детей на существенные, характерные признаки и явления. Нель¬зя задавать детям вопросы, которые им непосильны, а также такие, которые не способствуют активизации мысли.
   Для уточнения представлений детей или для того, чтобы дать наглядный образ неизвестного им объекта, необходимо исполь¬зовать наглядный материал: картину, игрушку, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает у детей большой инте¬рес и речевую активность. Их высказывания в этом случае не-посредственно опираются на ощущения и восприятия.
   В конце занятия полезно закрепить содержание беседы или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать разными путями, а именно: воспитатель излагает содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повто¬ряя самое существенное; в конце беседы проводится дидакти-ческая игра на том же программном материале (на это отводит¬ся 3—5 минут); детям предлагается прочитать знакомое стихо¬творение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы; можно прочитать художественный рассказ.
   При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких). Надо стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. 
Небольшие беседы проводятся воспитателем в начале таких занятий, как рисование, лепка, дидактические игры.
     В младшей группе беседой сопровождается рассматривание картин, живых объектов.
    В младшей группе практикуются занятия в форме игры, где речевая активность детей (ответы на вопросы) занимает основ¬ное место. Это дидактические игры с куклой, которые заклю¬чаются в том, что воспитательница разыгрывает небольшую ин¬сценировку с участием куклы, например встреча новой куклы, угощение куклы, сборы куклы на прогулку и т. п. В продолже¬ние этой игры педагог ведет разговор с детьми от имени куклы, вставляя вопросы, замечания от себя; дети отвечают хором и по одному. Такая форма разговора соответствует детским интере¬сам и служит прекрасным средством активизации речи детей. Они с интересом следят за всеми действиями воспитательницы, внимательно слушают, охотно отвечают и сами задают вопросы.
   В методике определено, в каких возрастных группах про¬водятся занятия-беседы. В отношении младшего дошколь¬ного возраста используется беседа-разговор в процессе по¬лучения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок.
   В среднем дошкольном возрасте преимущественно ис¬пользуются беседы, которые сопровождают получение но¬вых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).
      В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.
 
 
 
Методика использования речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи.
 
     Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях. Они направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.
   Методика использования речевых ситуаций может включать решение коммуникативных задач: 1) на вербальной основе и 2) на основе изображения детьми определенных ситуаций по заданию воспитателя. В первом случае предлагается ситуация типа речевой логической задачи, завершающейся вопросом к детям, на который они должны ответить.
    Приведем примеры ситуаций для средней группы. Воспитатель рассказывает: «Антоша, Кирюша и Незнайка решили построить из кубиков дом. Антоша говорит: «Я предлагаю построить дом, а рядом гараж». Кирюша сказал: «Я согласен, у нас будет дом для людей, а в гараже уместятся все машины». В разговор вступил Незнайка: «Глупости вы говорите, нужен не один дом, а много». Кирюша ему ответил: «Незнайка, если ты не согласен с нами, скажи об этом, не надо нас обижать». «Очень надо! Вы еще маленькие и глупые, строить не умеете!» – возразил Незнайка. Антоша грустно покачал головой и сказал: «Прости, Незнайка, но мы не будем с тобой строить».
Ребята, как вы думаете, почему он так сказал? Как надо относиться к собеседникам во время разговора?»
Коммуникативные ситуации могут отражать разные задачи диалога: вступать в разговор, договариваться в ходе общения о чем-либо, расспрашивать, получать необходимую информацию, пользоваться формулами речевого этикета.
     В старшем дошкольном возрасте детям предлагают более сложные задачи: выполнить какое-либо действие (нарисовать что-то), расспросив предварительно партнера; договориться с паромщиком о переправе на другой берег реки; поговорить с Незнайкой на определенную тему (о любимом животном); проанализировать и оценить поведение Незнайки в гостях у Чебурашки и т. п.
   Следует отметить, что отдельные диалогические умения (адресовывать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей.
 
 
 
Практическая часть.
 
    Речевая ситуация «Ателье».
   Дети сидят двумя подгруппами вокруг столиков, на которых находятся по две куклы разного размера. На столе воспитателя устроена выставка кукольной одежды и обуви (шубы, зимнее пальто, платье, костюмы, свитера, туфли, и т д).
   - Люди покупают вещи в магазинах и заказывают в ателье,- говорит воспитатель.- Вы согласны со мной? Что, например, делают на заказ? (Шьём платье, шубы, пальто, туфли и др).
    Сегодня в нашей группе будет работать ателье по пошиву кукольной одежды и обуви. Спешите заказать все необходимое для ваших малышей. Образцы одежды и обуви перед вами. Делая заказ, старайтесь описать вещь как можно подробнее, чтобы мне приемщице ателье, не пришлось тратить время на расспросы.
     Сначала назовите вещь, которую хотите заказать; например, хочу сшить зимнее пальто. А потом опишите фасон. Все понятно?
     Дети с помощью воспитателя все вместе негромко повторяют план.
     Принимать заказы можно и по телефону. Воспитатель следить, чтобы дети не забывали о правилах этикета.  
     Речевая ситуация «Магазин игрушек».
   Предлагается детям отправиться в магазин игрушек. Дети рассматривают игрушки – это животные домашние и дикие. Продавец может продать игрушку тому, кто правильно ее опишет, но не назовет ее.
   Воспитатель предлагает образец рассказа: «Подайте мне, пожалуйста, игрушку. Он серенький, длинноухий, четыре лапы и маленький пушистый хвостик. На голове у него черные блестящие глазки-пуговки и длинные усы. Любит кушать морковку, капусту. Играть я с ним буду аккуратно, не буду бросать на пол. А в гости к моей игрушке будут приходить те, с кем он живет – лисенок, мишутка. А еще я для него сошью одежду, чтобы он был нарядным». Продавец догадывается, о какой игрушке идет речь. В игре должны принять участие все дети.
    Беседа на тему: «Осторожно – электроприборы!»
   Цель: Закрепить представление об электроприборах, и правила поведения во время возгорания.
   Приходит Буратино. Здравствуйте, ребята! Мне сегодня сказали что электроприборы, которые находятся у нас дома, могут быть опасными. Давайте с этим разберёмся!
   - Вспомните и назовите, какие электрические приборы есть у вас дома! (Дети перечисляют). Вот как много электроприборов мы перечислили! Но это ещё не все приборы, которыми оснащены наши квартиры. Мы забыли сказать об электрических лампах в светильниках: люстрах, торшерах, настольных лампах и ночниках.
   - Электрический ток бежит по проводам и заставляет работать все эти приборы. Электрический ток – наш помощник! Ведь если его не будет, мы не сможем ни посмотреть телевизор, ни высушить волосы феном, ни послушать музыку. Но электрический ток может быть опасным и даже вызвать пожар.
   - А кто знает, что такое пожар?
   - А что может стать причиной пожара?
  - Да, ребята, ещё причиной пожара становится наша забывчивость, невнимательность, торопливость, например оставленный включенный утюг, электрочайник, телевизор.
   - А что будет, если не выключить утюг или телевизор?
   - Правильно, поэтому, выходя из дома, нужно не спеша пройти по всем комнатам, зайти на кухню. Выключить из розеток все электроприборы, погасить всюду свет.
   - Ребята, а кто знает, что надо делать, если загорелся телевизор?
  - Ребята, ни в коем случае не заливайте включённый телевизор водой, может ударить током! Ведь вода проводит электричество! Сначала выньте вилку из розетки, а затем набросьте на телевизор толстую негорючую ткань и вызывайте поскорее пожарных, позвонив по телефону 01. Чётко и точно назовите свой адрес: улицу, номер дома и квартиры. Никогда не трогайте провода и сами электроприборы мокрыми руками и не подключайте к одной розетке сразу несколько приборов. А если вы почувствовали запах горелой резины, увидели задымившийся проводок или заметили, что розетка или вилка при работе нагревается, немедленно скажите об этом взрослым. Всё это может привести к пожару! Ой, спасибо, ребята, мы с вами хорошо разобрались. Мне пора. До скорой встречи!
 
 
 
 
Литература
2. Л. П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В. К. Лотарев. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-2-е изд. 1984г.
3. В. В. Гербова, А. И. Максаков. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.- Москва. 1986г.
4. Под. Ред. О. С. Ушаковой. Занятия по развитию речи в детском саду.- Москва. 1993г.
5. В. В. Гербова. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.-2-е Москва. 1989г. 
6. Ф. А. Сохина.  Развитие речи детей дошкольного возраста. – Москва. 1976г.
7. М. В. Залужской.  Подготовительная к школе группа в детском саду.- 2-е изд.- Москва, 1975г.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx42 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Понятие диалогической речи, характеристика диалогической речи и её значение……………………………………………………………………………3
  2. Задачи и содержание требований к диалогической речи по всем возрастным группам……………………………………………………………………………5
  3. Виды, тематика и содержание бесед в возрастных группах…………………...12
  4. Методика использования речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи………………………………………………………………………………..17
  5. Практическая часть………………………………………………………………19
  6. Литература……………………………………………………………………… .22

Понятие диалогической речи, характеристика диалогической речи и её значение.

        Диалог – это разговор, беседа – является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Обучение речи в детском саду протекает в двух формах: 1) в свободном речевом общении, 2) на специальных занятиях. Диалог возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащения словаря детей, базой для приобретения навыков связной речи. Диалогу учат и на специальных занятиях, но таких занятий бывает, как правило, одно – два в месяц; в свободном, же общении ребенок вступает в диалог с воспитателем или с другими детьми в течение всего времени пребывания в детском саду. Возвращаясь домой, он разговаривает  со своими домашними. Обучение диалогической, или разговорной, речи обычно происходит в форме беседы (разговора), т.  е. обмена репликами между самими детьми.

        Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. Речевые клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь симулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Развитие диалогической речи особенно важно  учитывать в методике обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествование, описанием.  Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

Задачи и содержание требований к диалогической речи по всем возрастным группам.

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Воспитатель должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог с взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых. Смелее и охотнее вступают в общение с окружающими те дети, которые с раннего возраста воспитывались в детском учреждении (ясли, сад). Этому способствуют встречи и разговоры воспитателя с детьми до перевода их во вторую младшую группу. Однако и в этом случае воспитателю следует продолжать развивать и упорядочивать речевую активность детей.

В три года речь становится средством общения между сверстниками. Однако изучение того, как реагирует младший дошкольник (2—4 года) на незнакомого человека: стремится установить контакт? выжидает? не отвечает на общение? — выявили следующее. Если незнакомый взрослый не обращается к ребенку или выражает свое расположение лишь мимикой и улыбкой, то лишь 2% детей пытаются войти с ним в контакт. Правда, на активное обращение откликается уже каждый восьмой ребенок этого возраста.

Конечно, дети робеют, но главное они не имеют опыта взаимодействия с разными людьми; у них недостаточно развиты мотивы общения и средства для осуществления этой деятельности.

То же можно сказать и о взаимообщении детей. Период его «взлета» (в смысле разнообразия мотивов общения и языковых средств) — пятый год жизни. В старшем дошкольном возрасте наблюдается известный спад: однообразие мотивов общения и простота их языкового выражения.

Программные требования к развитию связной речи детей в первой младшей группе рекомендуют: продолжать учить детей понимать речь воспитателя, отвечать на простейшие вопросы, к концу года рассказывать в 2-4-х фразах о нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке.

Играя, общаясь со сверстниками, ребенок активно пользуется речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Детей следует учить общаться ко взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что-то вместе сделать, посмотреть и т. п..

На третьем году жизни ребенок должен уметь слушать и понимать несложные по сюжету и небольшие по объему художественные произведения (сказки, рассказы), отвечать на вопросы по прочитанному, совместно с воспитателем передавать содержание знакомой сказки (рассказа), договаривая отдельные слова и фразы, договаривать отдельные слова и строчка из хорошо знакомых ему стихотворений: по программе; уметь отгадывать простые загадки (с использованием наглядного материала), в содержании которых есть знакомые ребенку звукоподражательные слова, помогающие найти правильный ответ; бережно относиться к книге. В этом возрасте доступна простая форма диалогической речи, дети только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь еще ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета.

До четырех лет у детей наблюдаются случаи индукционных отношений между речью и игровыми действиями. Ребенок легко комментирует то, что видит, говорит о том, что собирается сделать или уже сделал, но молчит во время выполнения собственных действий. На пятом году желание и умение подтвердить речью свою деятельность усиливается. Так, ребенок старше 4,5 лет сопровождает речью в среднем каждое второе (бытовое, игровое) действие. Но в отличие от ситуации объяснения высказывания детей в этих случаях на 90% состоят из простых предложений. Однако отражение действий в громкий речи важно тем, что это один из этапов формирования умственных действий.

Таким образом, речевую практику детей не только во время занятий, но и разных видов деятельности можно с успехом использовать для закрепления речевых навыков и совершенствования мышления.

Глаголы в процессе речевого общения дети употребляют преимущественно в форме повелительного наклонения и инфинитива. Но уже к середине года во 2-й младшей группе, а особенно в средней в их речи почти исчезают предложения типа: «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети все чаще используют форму императива: «Давай играть! Давай вместе построим гараж!». Описанные формы заключают в себе призыв к совместной деятельности, элементы ее мотивации и планирования. Они наблюдаются, когда ребенок обращается к другу по поводу игры, характеризует чувства, состояния. О движениях дети говорят в форме короткого приказа: «Беги!», «Сядь!».

Во второй младшей группе продолжается работа по развитию навыков связной речи. Для развития связной речи используется пересказ детьми хорошо знакомых им литературных произведений (сказки, рассказы), рассматривание и словесное описание (с помощью педагога) картин и игрушек.

Задание, направленные на развитие связной речи, должны органически входить в содержание занятия. Сначала дети рассматривают картину (игрушку), далее отвечают на вопросы о предметах (что это? Кто это?), их признаках и действиях. Затем организуется совместное рассказывание. Воспитатель начинает предложение, ребенок его заканчивает. После совместного рассказывания дети могут самостоятельно повторить текст.

Вне занятия, формирование связной речи, осуществляется прежде всего в повседневном общении ребенка с окружающими. Педагог развивает потребность общаться воспитанникам друг с другом, делиться впечатлениями.  

В среднем возрасте большое влияние на развитие диалогической речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысячи слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия – для обозначение временных и пространственных отношений. В речи употребляются преимущественно короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требует развернутого высказывания. Не редко вместо самостоятельной формулировки ответа они неуместно используют формулировку вопроса в утвердительной форме. Не всегда умеют правильно сформировать вопрос, подать нужную реплику, дополнить и исправить высказывание товарища. Реплики – реакции становятся расширенными, побуждающими к продолжению беседы.

На занятиях дети учатся пересказывать литературные произведения, рассказывать по картинке, описывать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта.

         Роль куклы в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком, опосредованным через куклу, а иногда сама кукла выступает в роли персонифицированного персонажа или субъекта. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка. Общение, в ходе которого развивается диалог, протекает на фоне игры со сверстником или игрушкой.

Вне занятий воспитатель в непринужденной форме расспрашивает ребят, что интересного они увидели по дороге в детский сад, чем занимались дома. Воспитатель не удовлетворяется односложными ответами, а, с интересом выслушав ребенка, побуждает его к развернутым высказываниям. В такой обстановке не следует делать замечаний по поводу ошибок.  Надо только повторить за ребенком его высказывание в скорректированной правильной форме и задать вопрос, требующий употребления этой же формы. На прогулке или в вечернее время воспитатель всегда может о чем – то поговорить с ребенком: что он задумал нарисовать, во что и с кем любит играть и т. п.  Тематика таких бесед может быть самой разной. Особое внимание педагог уделяет детям молчаливым, которые мало высказываются на занятиях.

К пяти - шести годам у детей появляется свобода общения. Дети сами проявляют инициативу в диалоге с взрослым и сверстниками.  Они уже не ограничиваются простым называнием предмета или явления, а, как правило, выделяют характерные признаки и свойства, дают достаточно развернутый и полный их анализ. Развивается умение подбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в связном повествовании. Возросшая на пятом году активность и самостоятельность в деятельности облегчает детям освоение функций речи: общение со взрослыми и друг с другом, умения понятно выразить суждение, сопровождать речью свои действия. Благодаря этому на пятом году, как никогда в последующем, высока речевая активность. Ребенок произносит в среднем 180—210 слов в течение 30 минут игры. У детей большая потребность объяснить друг другу то, что они видят и знают — 40% от общего числа поводов возникновения высказываний. В этих ситуациях дети произносят так много сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познавательном отношении занятиях по родному языку. Морфологический строй высказывания (в смысле частоты использования глаголов, прилагательных, наречий) при этом не хуже, чем на занятиях

Успешному обучению дидактической речи способствует комплексный подход, при  котором обеспечивается сочетании задач обучения рассказыванию с лексическими, грамматическими, а также с задачами воспитания звуковой культуры речи и обучения рассказыванию.

          А в процессе игры с куклой дети сами предлагают о себе что – либо рассказать кукле -  «собеседнику»  об увиденном, услышанном, используя в диалоге речевые клише (приветствия, прощания, поздравления), переносят и заменяют  аналогичными в соответствующих ситуациях.  В таких игровых ситуациях ребёнок продумывает ответ за свою куклу и проговаривает от её лица, меняя интонацию, модуляцию голоса.  Дети учатся составлять диалоги сложной структуры, состоящие из нескольких микротем.

Вне занятий, прежде всего, следует создавать условия для проявления речевой активности каждого ребенка, организовывать речевое общение детей во время игры, режимных процессов.  Воспитатель должен постоянно следить за речью детей в играх, в быту, исправлять встречающиеся ошибки. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не односложно отвечали на поставленный вопрос («Был в зоопарке», «Гулял»), а учились подробно рассказывать о тех или иных событиях своей жизни. Поэтому надо правильно ставить вопросы, например: «Расскажи, где ты был вчера, что интересного видел и запомнил».

Ребенок начинает рассказывать, а воспитатель и небольшая группа детей слушают его. Если рассказ получается интересным, воспитатель записывает его и затем читает всем детям.

Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказывать в присутствии других детей, слушать друг друга.

В старшей и подготовительной группах речевая активность детей во время игр и других видов самостоятельной деятельности значительно (в 2—3 раза) снижается. Само по себе снижение речевой активности можно и не считать отрицательным явлением. Но в старшей и подготовительной группах в сравнении со средней в 1,9 раза (с 40 процентов) уменьшаются случаи объяснения чего-либо товарищу, когда речь наиболее сложна в грамматическом отношении и совершенна в лексическом. Среди поводов самостоятельных высказываний в играх преобладают распоряжения, просьбы. Они, как и сами игровые действия, сопровождаются высказываниями, простыми по грамматическому выражению. Названия предметов излишне часто заменяются местоимениями, много частиц и модальных слов. Все это придает речи ситуативный характер. Оценка поступков, событий осуществляется с помощью постоянно используемых наречий («хорошо-плохо») и прилагательных «хороший»—«плохой».

К семи годам наступает период совершенствования умений и навыков диалогической речи. Вопросительные предложения носят специальный характер, требующий развёрнутого ответа с новой информацией. Побуждение к более сложным контактам, желание сотрудничества приводит к внеситуативно – деловому общению со сверстником или его заменителем куклой, «сказочным» персонажем. На смену сюжетно – ролевой  игре приходит игра с правилами. Одной из ведущих во взаимодействии со сверстниками является морфологически и синтаксически освоенная диалогическая речь. Дети свободно используют штампы «речевого этикета», реплики в диалоге носят побуждающий характер, способные продолжить беседу на заданную тему. В этом возрасте дети способны договориться, придумать правила игры, решать конфликтные ситуации и т. д. Совершенствуется выразительность оформления диалогической речи. Полнота передачи и актуализация коммуникативной значимости информации повышается с помощью использования в диалогической речи всего комплекса средств интонационной выразительности (мелодики, интенсивности, темпа, ритма, логического и словесного ударения, паузирования, тембра).  В диалогической речи в этот  возрастной период  оптимально используются  невербальные средства выражения эмоций, сопровождаемые репликами.

Виды, тематика и содержание бесед в возрастных группах.

В дошкольном учреждении беседа проводится с прямой целью развития речи детей. Но поскольку речь обязательно отражает, кодирует явления действительности, беседа в дошкольном учреждении дает знания. Содержание бесед определяется «Программой воспитания в детском саду». Беседы ведутся: 1) о самом ребенке («Где у Вите? Покажи свой носик». – «Вот где у нас носик!»);  2) о семье;  3) о труде взрослых в детском саду (повара, дворника, няни и др.); 4) о предметах быта и труда (мебели, посуде, одежде, бытовых орудиях труда, средствах передвижения и т. д.); 5) о природе в разные времена года (неживой и живой – растениях, животных, домашних и диких); 6) об героях, совершивших военные подвиги при защите Родине.

В беседе педагог:

1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;

2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.

Беседы на бытовые темы касаются тех явлений быта, которые дети наблюдают и в которых сами участвуют. В беседах дети сообщают, с кем они живут дома, как зовут членов семьи, и где они работают, что они делают дома, как отдыхают; рассказывают о своих играх, занятиях и развлечениях дома, о посильной помощи взрослым, о бытовом труде матери; сравнивается обстановка дома и обстановка в детском саду.

Беседы о труде взрослых в детском саду помогают детям осознать смысл деятельности сотрудников детского сада, создающих удобства и благополучие для всех детей.

Беседы на темы общественной жизни уточняют представления детей о родном городе, о подготовке к праздникам в детском саду, в семье, на улицах.

Беседы на природоведческие темы уточняют и закрепляют представления детей о временах года, о животных, растениях, о труде людей.

В беседах о любимых сказках и книжках дети вспоминают их содержание и высказывают свое отношение к героям.

В беседах о предметах быта и труда, например о мебели, о посуде, об одежде, об игрушках, о некоторых орудиях труда, о средствах передвижения по земле, воде и воздуху, обсуждается, для чего нужны предметы, из чего и как они сделаны, каковы характерные признаки (цвет, форма, величина), кто и где делал эти предметы, как беречь предмет, чтобы можно было им дольше пользоваться.

Примерная тематика бесед с детьми пяти-шести лет: с кем вы живете дома (т. е. беседа о семье); о жизни детей в детском саду; о работе дежурных в уголке природы; на чем можно проехать в нашем городе; что делает почтальон; что мы видели в библиотеке; о школе; как мы вырастили помидоры (морковь и т. п.); о временах года и т. п.

Программный материал, который является содержанием бесед, даст возможность осуществить не только познавательные задачи (расширение кругозора детей), но и воспитательные (воспитание правильного отношения к действительности, разнообразных интересов).

В беседе о труде близких людей дети рассказывают, где и кем работают их родители и другие взрослые члены семьи.

Воспитатель усиливает и углубляет чувства детей, направляет их на активное проявление знаков внимания и уважения к близким (оказывать им посильные услуги, готовить к праздникам подарки и т. п.).

Беседуя с детьми о школе, а также о том, где учатся их старшие братья и сестры, родители, воспитатель подкрепляет у детей желание учиться, интерес к школе, книге.

При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные и разнообразные представления о предмете беседы.

«Нельзя ребенка допускать описывать то, судить о том, о чем, у него нет достаточных, им вполне и ясно усвоенных данных»,— писала Е. И. Тихеева. Личный опыт ребенка, приобретенный путем наблюдений, в деятельности или через художественную литературу, служит тем материалом, на котором можно строить  беседу и сообщать новые знания детям.

Проведение беседы требует от воспитателя подготовки. При очередном календарном планировании работы воспитатель намечает, какой программный материал по ознакомлению с окружающим целесообразнее дать детям в беседе; затем необходимо составить план последовательного хода всего занятия от начала до конца. Нужно продумать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства. В качестве такого эмоционального средства можно использовать картину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы. Вот несколько примеров.

Беседу об осени можно начать показом репродукции картины Левитана «Золотая осень» (старшая группа), чтобы дети полюбовались замечательным произведением художника. Кроме того, картина оживит в их памяти те впечатления, которые они получили во время экскурсий в парк или в лес.

В отдельных случаях целесообразно начать беседу с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах или событиях, связанных с содержанием беседы, например: «Дети, кто из вас ездил на поезде?»—спрашивает воспитатель, начиная беседу о железной дороге.

В ходе беседы вопросы воспитателя, которые являются основным методическим приемом на этом занятии, раскрывают содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учат их правильно отвечать. Воспитатель должен продумать содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны всем детям. Если дети не понимают или неправильно понимают вопрос, то они неправильно и отвечают, т. е. дают не тот ответ, какого ожидает воспитатель.

Своими вопросами воспитатель должен направлять мысль детей на существенные, характерные признаки и явления. Нельзя задавать детям вопросы, которые им непосильны, а также такие, которые не способствуют активизации мысли.

Для уточнения представлений детей или для того, чтобы дать наглядный образ неизвестного им объекта, необходимо использовать наглядный материал: картину, игрушку, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Их высказывания в этом случае непосредственно опираются на ощущения и восприятия.

В конце занятия полезно закрепить содержание беседы или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать разными путями, а именно: воспитатель излагает содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное; в конце беседы проводится дидактическая игра на том же программном материале (на это отводится 3—5 минут); детям предлагается прочитать знакомое стихотворение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы; можно прочитать художественный рассказ.

При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких). Надо стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос.

Небольшие беседы проводятся воспитателем в начале таких занятий, как рисование, лепка, дидактические игры.

В младшей группе беседой сопровождается рассматривание картин, живых объектов.

В младшей группе практикуются занятия в форме игры, где речевая активность детей (ответы на вопросы) занимает основное место. Это дидактические игры с куклой, которые заключаются в том, что воспитательница разыгрывает небольшую инсценировку с участием куклы, например встреча новой куклы, угощение куклы, сборы куклы на прогулку и т. п. В продолжение этой игры педагог ведет разговор с детьми от имени куклы, вставляя вопросы, замечания от себя; дети отвечают хором и по одному. Такая форма разговора соответствует детским интересам и служит прекрасным средством активизации речи детей. Они с интересом следят за всеми действиями воспитательницы, внимательно слушают, охотно отвечают и сами задают вопросы.

В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы. В отношении младшего дошкольного возраста используется беседа-разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).

В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.

Методика использования речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи.

Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях. Они направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Методика использования речевых ситуаций может включать решение коммуникативных задач: 1) на вербальной основе и 2) на основе изображения детьми определенных ситуаций по заданию воспитателя. В первом случае предлагается ситуация типа речевой логической задачи, завершающейся вопросом к детям, на который они должны ответить.

Приведем примеры ситуаций для средней группы. Воспитатель рассказывает: «Антоша, Кирюша и Незнайка решили построить из кубиков дом. Антоша говорит: «Я предлагаю построить дом, а рядом гараж». Кирюша сказал: «Я согласен, у нас будет дом для людей, а в гараже уместятся все машины». В разговор вступил Незнайка: «Глупости вы говорите, нужен не один дом, а много». Кирюша ему ответил: «Незнайка, если ты не согласен с нами, скажи об этом, не надо нас обижать». «Очень надо! Вы еще маленькие и глупые, строить не умеете!» – возразил Незнайка. Антоша грустно покачал головой и сказал: «Прости, Незнайка, но мы не будем с тобой строить».

Ребята, как вы думаете, почему он так сказал? Как надо относиться к собеседникам во время разговора?»

Коммуникативные ситуации могут отражать разные задачи диалога: вступать в разговор, договариваться в ходе общения о чем-либо, расспрашивать, получать необходимую информацию, пользоваться формулами речевого этикета.

В старшем дошкольном возрасте детям предлагают более сложные задачи: выполнить какое-либо действие (нарисовать что-то), расспросив предварительно партнера; договориться с паромщиком о переправе на другой берег реки; поговорить с Незнайкой на определенную тему (о любимом животном); проанализировать и оценить поведение Незнайки в гостях у Чебурашки и т. п.

Следует отметить, что отдельные диалогические умения (адресовывать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей.

Практическая часть.

        Речевая ситуация «Ателье».

Дети сидят двумя подгруппами вокруг столиков, на которых находятся по две куклы разного размера. На столе воспитателя устроена выставка кукольной одежды и обуви (шубы, зимнее пальто, платье, костюмы, свитера, туфли, и т д).

- Люди покупают вещи в магазинах и заказывают в ателье,- говорит воспитатель.- Вы согласны со мной? Что, например, делают на заказ? (Шьём платье, шубы, пальто, туфли и др).

Сегодня в нашей группе будет работать ателье по пошиву кукольной одежды и обуви. Спешите заказать все необходимое для ваших малышей. Образцы одежды и обуви перед вами. Делая заказ, старайтесь описать вещь как можно подробнее, чтобы мне приемщице ателье, не пришлось тратить время на расспросы.

Сначала назовите вещь, которую хотите заказать; например, хочу сшить зимнее пальто. А потом опишите фасон. Все понятно?

Дети с помощью воспитателя все вместе негромко повторяют план.

Принимать заказы можно и по телефону. Воспитатель следить, чтобы дети не забывали о правилах этикета.  

Речевая ситуация «Магазин игрушек».

         Предлагается детям отправиться в магазин игрушек. Дети рассматривают игрушки – это животные домашние и дикие. Продавец может продать игрушку тому, кто правильно ее опишет, но не назовет ее.

Воспитатель предлагает образец рассказа: «Подайте мне, пожалуйста, игрушку. Он серенький, длинноухий, четыре лапы и маленький пушистый хвостик. На голове у него черные блестящие глазки-пуговки и длинные усы. Любит кушать морковку, капусту. Играть я с ним буду аккуратно, не буду бросать на пол. А в гости к моей игрушке будут приходить те, с кем он живет – лисенок, мишутка. А еще я для него сошью одежду, чтобы он был нарядным». Продавец догадывается, о какой игрушке идет речь. В игре должны принять участие все дети.

 Беседа на тему: «Осторожно – электроприборы!»

Цель: Закрепить представление об электроприборах, и правила поведения во время возгорания.

Приходит Буратино. Здравствуйте, ребята! Мне сегодня сказали что электроприборы, которые находятся у нас дома, могут быть опасными. Давайте с этим разберёмся!

- Вспомните и назовите, какие электрические приборы есть у вас дома! (Дети перечисляют). Вот как много электроприборов мы перечислили! Но это ещё не все приборы, которыми оснащены наши квартиры. Мы забыли сказать об электрических лампах в светильниках: люстрах, торшерах, настольных лампах и ночниках.

- Электрический ток бежит по проводам и заставляет работать все эти приборы. Электрический ток – наш помощник! Ведь если его не будет, мы не сможем ни посмотреть телевизор, ни высушить волосы феном, ни послушать музыку. Но электрический ток может быть опасным и даже вызвать пожар.

- А кто знает, что такое пожар?

- А что может стать причиной пожара?

- Да, ребята, ещё причиной пожара становится наша забывчивость, невнимательность, торопливость, например оставленный включенный утюг, электрочайник, телевизор.

- А что будет, если не выключить утюг или телевизор?

- Правильно, поэтому, выходя из дома, нужно не спеша пройти по всем комнатам, зайти на кухню. Выключить из розеток все электроприборы, погасить всюду свет.

- Ребята, а кто знает, что надо делать, если загорелся телевизор?

- Ребята, ни в коем случае не заливайте включённый телевизор водой, может ударить током! Ведь вода проводит электричество! Сначала выньте вилку из розетки, а затем набросьте на телевизор толстую негорючую ткань и вызывайте поскорее пожарных, позвонив по телефону 01. Чётко и точно назовите свой адрес: улицу, номер дома и квартиры. Никогда не трогайте провода и сами электроприборы мокрыми руками и не подключайте к одной розетке сразу несколько приборов. А если вы почувствовали запах горелой резины, увидели задымившийся проводок или заметили, что розетка или вилка при работе нагревается, немедленно скажите об этом взрослым. Всё это может привести к пожару! Ой, спасибо, ребята, мы с вами хорошо разобрались. Мне пора. До скорой встречи!

Литература

  1. Интернет: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn04-11/285-a.
  2. Л. П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В. К. Лотарев. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-2-е изд. 1984г.
  3. В. В. Гербова, А. И. Максаков. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.- Москва. 1986г.
  4. Под. Ред. О. С. Ушаковой. Занятия по развитию речи в детском саду.- Москва. 1993г.
  5. В. В. Гербова. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.-2-е Москва. 1989г.
  6. Ф. А. Сохина.  Развитие речи детей дошкольного возраста. – Москва. 1976г.
  7. М. В. Залужской.  Подготовительная к школе группа в детском саду.- 2-е изд.- Москва, 1975г.
  8. Интернет: http://www.pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-290.shtml#book_page_top

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Проблема овладения детьми диалогической речью и коммуникативными  навыками является в настоящее время одной из актуальных в теории и практике педагогики и методики развития речи. Это обусло...

Консультация для воспитателей «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста»

использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе....

Консультация «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста»

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету". К.Д. Ушинский...

Опыт работы "Развитие диалогической речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством сказок"

Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования. Речь открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи происходит развитие познавательной сферы реб...

Консультация для педагогов «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста».

quot; Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пятисловам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету" К.Ушинский....

Значение речи педагога в воспитании детей                             дошкольного возраста

Вопросы культуры речи в профессиональной сфере стали особенно актуальны в настоящее время. Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эру...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ (для детей старшего дошкольного возраста)

laquo;Отвечай быстро»Цель: Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.Ход игры:Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:&mdash...