Рабочая программа «Кинезиология -комплексное развитие ребенка с ОНР»
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Беспалова Алена Игоревна

Рабочая программа по Кинезиологии рассчитанная на два года обучения для детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kineziologii_1.docx64.46 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи программы

1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы

1.2.Планируемые результаты освоения программы

1.3. Актуальность и новизна программы

П. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Характеристика направлений кинезиотерапии, используемых в коррекционной деятельности

2.2. Особенности кинезиотерапии с детьми, имеющими ОНР с дизартрией.

2.3. Методика применения кинезиотерапии в коррекционно-педагогической деятельности с детьми имеющими ОНР при дизартрии.

Ш. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Технология проведения комплексов упражнений.

3.2. Программно-методическое обеспечение

3.3. Условия и содержание программы

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

  1. Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для детей с 5 до 7 лет с ТНР, посещающих старшую  и подготовительную группу комбинированной направленности МКДОУ №357

Программа по образовательной кинезиологии разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом об образовании в Российской Федерации №273- ФЗ от 29.12.2012

г.

  • Санитарно-гигиеническими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПин 2.4.1.3049-13 (Постановление от 15.05.2013 г. №26)

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 г.

  • 1.1.1 Цели и задачи программы.

Цель программы  формирование познавательных интересов и познавательных действий, достижение высокого уровня психологической готовности детей к школе.

Кинезиотерапия решает следующие задачи:

Оздоровительные

  • укрепление костно-мышечного аппарата
  •  развитие дыхания
  • развитие моторной функции
  • развитие рече-двигательной системы

          Образовательные

  • пространственные представления
  • ловкость
  • координация движений

          Воспитательные

  • умственное
  • нравственное
  • эстетическое
  • трудовое

         Коррекционные

  • развитие речевой функциональной системы
  • развитие неречевых психических процессов

В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции. Под влиянием регулярной деятельности с использованием кинезиотерапии в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной.

Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.

       Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей с речевой патологией. Оно направлено на развитие у занимающихся чувства взаимопомощи, ответственного отношения к выполнению заданий, самостоятельности. Зарождение и развитие чувства коллективизма положительно влияет на ребенка с речевым нарушением, косвенно помогает ему нормализовать свое поведение, правильно строить взаимоотношения с окружающими.

Коррекционная направленность деятельности с использованием кинезиотерапии обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Без знаний психологии ребенка определенного возраста, тех отклонений, которые возникли вследствие речевого расстройства или до него, нельзя правильно воздействовать на ребенка. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. Коррекционные задачи должны развивать речевую функциональную систему и неречевые психические процессы.

  Исходя из многообразия направлений использования кинезиотерапии в логопедии и клинических проявлений общего недоразвития речи, Г.А.Волкова описала важнейшие направления работы:

  1. Развитие темпа, ритма, дыхания
  2.  Движения артикуляционных органов
  3.  Логопедическая ритмика, способствующая развитию фонематического восприятия
  4. Коррекция речевых нарушений

    Упражнения   по кинезиологии находятся в тесной взаимосвязи с другими средствами коррекционного воздействия. Игровая форма сочетается с использованием наглядного материала.  Используются игры разной направленности содержание упражнений связано с изучаемой лексической темой.

Таким образом, в коррекционной деятельности с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, используя кинезиотерапию, осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, коррекция речевой функциональной системы.  

  1. Принципы и подходы к формированию программы.

В Основе разработанной системы данной программы лежат следующие принципы:

  • Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения

  • Постепенное усложнение обучающей задачи, увеличение объема и наращивание темпа выполнения заданий;

  • Повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;

  • Органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка

  • Единство обучающих и воспитательных воздействий.

  • Результате реализации данной программы создаются условия, способствующие интеграции связей полушарий, что помогает установлению дружеских контактов и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, способствует формированию познавательных интересов и познавательных действий.

Целевая аудитория: воспитанники дошкольного образовательного учреждения в возрасте от 5 до 7 лет.

1.1.3. Ожидаемые результаты:

  • Детей:

  • хорошо развитые мелкая моторика и тонкоорганизованные движения,

  • высокий уровень психологической готовности к школе,

  • адекватная самооценка,

  • достаточный уровень самоконтроля и произвольного поведения.

Данные результаты фиксируются по итогам психолого-педагогической оценки готовности детей к началу школьного обучения.

1.2. Актуальность, новизна программы

Актуальность программы

Детство для человека - это уникальная пора развития всех психических функций, и самый благоприятный период для интеллектуального развития, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При этом введение систематических кинезиологических упражнений увеличивает генетические возможности развития интеллектуальных и мыслительных процессов каждого ребенка на 30 %.

К семилетнему возрасту у ребенка должны быть полноценно развиты, прежде всего, функции правого полушария (восприятие изображений и образов, музыкальное восприятие и слух, ритм, цвет, целостное восприятие окружающего мира, оценка пространственных отношений и др.) и межполушарное взаимодействие.

Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

Интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта

  • служит для передачи информации из одного полушария в другое.

Под влияние кинестетических импульсов от рук раздражаются соответствующие речевые центры. Влияние это значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области.

Программа несет в себе не только развивающую, но и коррекционную функцию, так как систематические упражнения по тренировке движений пальцев - мощное средство повышения работоспособности всего головного мозга. В частности, применение данных упражнений позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, снижает фон негативных эмоциональных проявлений, что подтверждается многочисленными исследованиями в этой области и многолетним опытом специалистов, работающих с этой технологией [Семенович А.В., Сиротюк А.Л., Карла Ханнафорд].

Новизна

В Настоящее время происходит становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями, как в педагогической теории, так и в образовательной практике. Требования ФГОС ДО предполагают изучение и внедрение в

Образовательную среду дошкольного учреждения новых технологий работы с маленькими детьми. Современные тенденции модернизации образования диктуют настоятельную

Необходимость в дальнейшем развитии природосообразных технологий и психологического сопровождения процесса воспитания, развития и обучения. Таковой является технология

кинезиологических упражнений, которые основаны на нейропсихологических подходах к развитию высших психических функций.

Основой разработки данной программы послужили публикации Семенович А.В., работы Сиротюк А.Л., книга Карла Ханнафорд «Мудрое движение». Эти авторы отмечают, что применение кинезиологических упражнений создает благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями и склонностями, имеет накопительный характер и дает возможность формирования потенциала психофизического здоровья и достаточный уровень готовности к обучению в школе.

II         СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Характеристика направлений кинезиотерапии, используемых

 в коррекционной деятельности

Лечебная физическая культура. Заключается в выполнении разнообразных физических упражнений, оказывающих лечебное действие. Этим направлением занимается специалист - инструктор, но некоторые простые упражнения может проводить и логопед. Преодолевая трудности общего физического состояния, оказывается влияние на развитие речи у ребенка и адаптация его в социальной среде.

Артикуляционная гимнастика. Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Это наиболее важное направление при коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Мимическая гимнастика. Раздел включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия). А также развивает и укрепляет мимические мышцы.

Пальчиковая гимнастика. Она является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Этот раздел включает игры и игровые упражнения только для рук. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру. Можно использовать упражнения с различными предметами.

Дыхательные упражнения. Они помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Такие упражнения можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Дыхательные упражнения зарекомендовали себя с положительной стороны при работе с детьми, страдающими ринолалией.   Дыхательные упражнения оказывают влияние не только на формирование правильного речевого дыхания, они важны для общего укрепления организма и релаксации. Поэтому можно использовать и в заключительной части.

Корригирующие позы. В ходе этого направления происходит  создание стойких поз, необходимых для коррекции. Длительное по времени удержание нужной позы способствует выработке ее в дальнейшем самостоятельно.

Тренажеры. Особое значение для коррекционно-педагогического и физического воспитания детей имеют тренажеры. Среди них выделяют общеразвивающие и специальные коррекционые, к которым относятся логопедические, тренажеры для детей с детским церебральным параличом, дыхательные тренажеры.  

Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.

Танцевально-ритмические упражнения. Являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения. Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.

Ходьба и маршировка в различных направлениях. Ходьба – автоматизированный моторный акт, при котором четко координируются движения рук и ног. Это средство кинезиотерапии В.А.Гринер называет «вводными упражнениями». Ребенок учится ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной назад, лицом к центру и т.п. Пространственная характеристика движения включает исходное положение, положение тела и его частей в движении, траекторию движения.

Ходьба является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей с нарушениями речи, особенно в младшем возрасте (до 4-5 лет), отмечается иногда отставание в координации движений во время ходьбы.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения. По характеру выполнения их можно разделить на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. В упражнениях с предметами развиваются сила движений, ловкость, четкость, быстрота реакции, глазомер. В этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже усвоено на уровне двигательного навыка.

Упражнения, активизирующие внимание. Эти упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Занимающиеся учатся сосредотачиваться и проявляют волевые усилия. Организуя двигательную сферу, педагог формируют у занимающихся готовность действовать определенным образом в определенном направлении. Воспитание такой готовности способствует устойчивости внимания; формирует умение воспроизводить заданный ряд последовательных действии, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений.

Игровая деятельность. Игры вносят разнообразие и эмоциональность в кинезотерапию. Р.И. Евдокимова, О.Р. Костенко, П.Е. Рудовская исследовали положительное влияние подвижных игр на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Дети легко поддаются воздействию посредством игр. Но из-за психофизических особенностей детей с общим недоразвитием им  не подходят игры со сложной методикой, с движениями, требующими большой затраты сил, быстроты и сложной координации.

Ученые методисты описывают  классификации игр в кинезиотерапии исходя из оказываемого лечебного эффекта, числа участвующих, места и характера  проведения, степени подвижности участников.

Заключительные упражнения. Приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. Используют: ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, простые общеразвивающие упражнения.

Изучив вопрос об использовании кинезиотерапии в коррекционно-педагогической работе, можно сделать вывод о том, что направления кинезиотерапии целесообразно использовать в комплексе и сочетать с другими видами коррекционно-педагогической работы. В ходе этого будут решаться поставленные и определенные Г.А. Волковой задачи работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, и  коррекционная деятельность  будет отвечать необходимым принципам и структуре проведения.  

2.2.Особенности  кинезиотерапии с детьми, имеющими ОНР с дизартрией.

2.2.1. Кинезиотерапия при дизартрии

Дизартрия (диз + греч. arthroo членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

При всех видах дизартрии наблюдаются мимические и артикуляционные нарушения, нечленораздельная речь, ускоренный или замедленный темп речи, слабый, тихий голос с носовым оттенком, учащенное, поверхностное дыхание, слюнотечение, усиливающееся во время речи. При работе с детьми, имеющими дизартрию, важно решать следующие задачи:

  1. Подавить патологические двигательные реакции ребенка и урегулировать безусловно-рефлекторную деятельность.
  2. Улучшить координацию движений (элементы основной двигательной деятельности).
  3. Улучшить общую двигательную активность ребенка.
  4. Содействовать развитию психических функций детей: внимания, памяти,  саморегуляции психической деятельности и др.
  5. Содействовать нормализации речевой функции.
  6. Оказывать воспитательное влияние на ребенка и выравнивать его поведенческие реакции.

Полнота и быстрота восстановления движений зависит от давности поражения, характера процесса локализации и распространенности поражения, состояния мозгового кровообращения, активности ребенка и эффективности комплекса восстановительного лечения. Из методов лечебной физкультуры наибольшее значение приобретает лечебная гимнастика с ее общеоздоровительным и общеукрепляющим влиянием. Она облегчает перевоспитание нервно-мышечного аппарата, избирательно воздействует на отдельные мышечные группы, разнообразит мышечную деятельность (расслабление, степень напряжения и др.), позволяет постепенно усложнять движения, развивать их точность и таким образом устранять лишние движения и восстанавливать более полноценные

В кинезитерапии под играми понимают комплекс специально организованных  движений и физических упражнений   со значительным общим воздействием на организм, при которых ставится состязательная цель и которые в каждом отдельном случае обусловлены определенными правилами. К таким играм относятся игры с мячом, эстафетные игры, лепка из пластилина, раскрашивание картинок, вырезание ножницами разных фигур. Посредством игр вносится разнообразие в режим детей и увеличивается их интерес к двигательнойдеятельности, и в частности к кинезиотерапии. Игры выводят из состояния психической подавленности, отвлекают внимание от патологического процесса и порождаемых им отрицательных эмоций, содействуют мобилизации сил к выздоровлению.

Игры следует включать   осторожно, поскольку может наступить передозирование нагрузки из-за того, что играющие эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей усталости. С детьми с дизартрией полезно проводить подвижные игры с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой общефизиологического воздействия на организм.  Поскольку при дизартриях наблюдаются парезы лицевой мускулатуры различной выраженности, то в кинезиотерапии выделяются специальные упражнения для восстановления и развития мимических движений.

Все упражнения для мимической мускулатуры следует проводить между общеукрепляющими и дыхательными упражнениями на фоне предварительного расслабления, тепловой процедуры, поглаживания мышц на пораженной стороне. Коррекционно-педагогическая работа с дизартриками строится в зависимости от логопедического коррекционного курса, ее можно разделить на четыре периода.[7.С.69-83]

Первый: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища — с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания: слухового, зрительного и памяти; коррекция просодической стороны речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка.

Развитие мимических мышц полезно проводить во время создания определенных ситуаций. Эти ситуации готовятся с детьми постепенно. Вначале тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем мышцы объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование. Полезно использовать наглядный материал. Для закрепления умения придавать лицу нужное выражение на занятиях проводятся инсценировки песен, игры-драматизации, разыгрываются этюды.

Развитие внимания   осуществляется и нескольких направлениях:

  1.  специальная стимуляция;
  2.  быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
  3.  укрепление зрительной, слуховой и моторной памяти;
  4.  развитие волевой сферы через способность к сосредоточению.

Для нормализации голосовой функции у детей с дизартрией необходимо проводить артикуляторные, дыхательные упражнения и движения для мышц шеи, головы. В первом периоде важно обращать внимание на постепенное формирование двигательного навыка.

 Второй период логопедической ритмики используется для развития моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, тонких слухо-произносительных дифференцировок.

Для развития общих движений рекомендуются игры с движениями для верхних конечностей, кисти, пальцев; для нижних конечностей; упражнения с палкой, мячом, на преодоление сопротивления; упражнения для туловища. Широко используется ходьба под музыку по следам на полу с препятствиями между ними в виде дощечек; по нарисованным дорожкам; ходьба на носочках, пятках, на полной ступне.

Для развития слухо-произносительных дифференцировок важно связать контрастные звуки. В зависимости от музыкального образа, воспринимаемого детьми, в движениях изображается персонаж. Движение сопровождается звукоподражанием.

В третьем периоде логопедическая работа с детьми, страдающими дизартрией, осуществляется средствами логопедической ритмики, дальнейшем развитии речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений, умением коллективного общения. С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами (несюжетные, сюжетные, с элементами спортивных игр), игры-драматизации.

Дальнейшее закрепление полученных навыков происходит в четвертом периоде. Логопед способствует социализации ребенка. Проводят больше командные задания и игры.

2.3. Методика применения кинезиотерапии в коррекционно-педагогической  деятельности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи при дизартрии

Для организации коррекционно-педагогического воздействия необходимо начинать с исследования двигательных функций детей с дизартрией, чтобы определить структуру их дефекта.  

При обследовании детей с дизартрией отмечаются явные нарушения двигательных функций. Выявляют мышечные нарушения по типу спастичности, атонии, дистонии. Корригируя эти нарушения и развивая необходимые, логопед способствует преодолению общего недоразвития речи.

Как указывалось ранее, коррекционно-педагогическая работа проводится в четыре периода, которые соответствуют четырем уровням общего недоразвития речи. Согласно апробированным Министерством образования программам, разработанным для коррекционно-педагогической логопедической работе, составляется план по проведению индивидуальной, подгрупповой и фронтальной деятельности с указанием тем и отведенных часов, а также представлений, знаний, умений и навыков, которые должен получить ребенок. Деятельность  с использованием кинезиотерапии должна отвечать установленным требованиям и решать воспитательные, общеразвивающие и коррекционные задачи. Эффективно сочетать упражнения для развития фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи с двигательными упражнениями.

1. Работа по развитию артикуляционной и ручной моторики осуществляется по двум направлениям:

Формирование кинестетической основы движения. Задачами этого этапа являются: организация двигательных импульсов, направляемых к определенным группам мышц.

  1. В процессе формирования кинестетической основы движений руки кистям и пальцам рук придаются различные позиции, которые ребенок воспроизводит с закрытыми глазами (или за экраном). При формировании кинестетической основы артикуляторных движений для развития двигательно-кинестетической обратной связи проводятся специальные упражнения, направленные на уточнение положения артикуляторных органов во время произнесения правильно произносимых звуков. При их выполнении постоянно привлекается внимание детей к возникающим кинестетическим ощущениям. Первоначально эти упражнения проводятся с опорой на зрительные образы движения, затем использование дополнительной опоры исключается.
  2. 2.Формирование кинетической основы движения.  Основными задачами второго направления логопедической работы являются: объединение, обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные двигательные навыки; развитие статической и динамической координации движений.

В процессе формирования кинетической основы движений руки проводятся упражнения, направленные на развитие системы движений, включающей в свой состав «основные» и «фоновые» компоненты   или серии однотипных движений, составляющих единый двигательный навык.

Работа по формированию кинестетической и кинетической основ ручных и артикуляторных движений проводится параллельно.

 На начальных этапах работу проводят с максимальным подключением сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор играет большую роль в кинестетическом восприятии. Многие упражнения ребенку предлагают выполнять с закрытыми глазами. При этом его внимание акцентируется на проприоцептивных ощущениях.

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РЗДЕЛ

3.1. Технология проведения каждого комплекса упражнений

Кинезиологические упражнения выполняются всеми детьми ежедневно, в первой половине дня, в течение 10 минут перед проведением общих занятий, для повышения эффективности учебной и игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Также предлагаемый программный материал может использоваться в процессе коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога, воспитателя, учителя-логопеда, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем образовательного учреждения, и родителями после дополнительной консультации с педагогом. Упражнения, могут быть использованы педагогами во время физкультминуток, при необходимости сосредоточить внимание в процессе учебной деятельности.

Занятия проводят педагоги в доброжелательной, спокойной обстановке. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днем упражнения могут усложняться, объем занятий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  • упражнения проводятся утром, время проведения 5 - 1 0 минут;
  • упражнения проводятся ежедневно, без пропусков;
  • упражнения проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

  • длительность проведения упражнений по одному комплексу составляет два календарных месяца, затем один месяц перерыв.

3.2. Методическое обеспечение

Программа рассчитана на 2 учебных года и состоит из 3 комплексов  от 7 до 14  упражнений для каждой возрастной группы: со старшей до подготовительной к школе группе:

1 комплекс - упражнения выполняются в течение 2 месяцев (октябрь-ноябрь), затем 1 месяц перерыв – декабрь,

2 комплекс - упражнения выполняются в течение 2 месяцев (январь-февраль), затем 1 месяц перерыв – март,

3 комплекс - упражнения выполняются в течение 2 месяцев (апрель - май), затем перерыв до начала нового учебного года.

Упражнения очень просты и практичны. В комплексы упражнений включены дыхательный упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики и упражнения на релаксацию и массаж.

Важно отметить, что направленность работы педагогов, прежде всего, определяется возрастом ребенка, его физиологическими и психологическими возможностями.

Структура и содержание упражнений направлены не только на формирование познавательных интересов и познавательных действий, но и на развитие таких учебно - важных качеств, как планирование, самоконтроль, оценка собственной деятельности.

Для достижения программных задач все комплексы проводятся в интересной, привлекательной для дошкольников форме. Так как ведущим видом деятельности детей в этом возрасте является игра, элементы игры присутствуют во всех упражнениях, которые в условной форме отражают окружающий мир ребенка и учитывают его предшествующий опыт. Создаваемый воспитателем доброжелательный эмоциональный фон способствует более быстрому освоению комплекса упражнений, что является необходимым условием эффективности учебной и игровой деятельности детей дошкольного возраста.

3.3.  Структура программы

Месяц

Комплекс

Содержание комплекса

Октябрь-

1 комплекс

Упражнения:

ноябрь

Перекрестные шаги, горизонтальные восьмерки, ладошки, стул,

шарик, бабочка, мячик, часики, перемены, зеркальное рисование,

считалки-бормоталки.

декабрь

Перерыв

Январь-

2 комплекс

Упражнения:

февраль

Перекрестные шаги, горизонтальные восьмерки, рожицы,

покачивания, поглаживания, упражнения на дыхание, цепочка,

кулак-кольцо, зайчик-барабан, перемены, кулак-ладонь, слон,

лезгинка, качалка.

март

Перерыв

Апрель-

3 комплекс

Упражнения:

май

Перекрестные шаги, горизонтальные восьмерки, гимнастика для

языка, дерево, скворечник, упражнения на дыхание, колечки,

мельница, паровозик, глаз-путешественник.

  1.  Содержание программы

КОМПЛЕКС №1 октябрь-ноябрь        

Старшая группа (5-6 лет)

Первый этап (Октябрь)

Упражнения с малышами необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение – двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

  1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

  1. Ладошки. Обыкновенное лопание в ладоши, только тыльная сторона ладони находится сверху – на счет раз сверху правая рука, на счет два – левая рука.

  • пеку, пеку, пеку,

Деткам всем по пирогу,

  • длямилой мамочки Испеку два пряничка. Кушай,кушай мамоча
  • Вкусные два пряничка.

  1. Стул. Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе. По счету менять положение рук.

Ножки, спинка и сиденье

 – Вот вам всем на удивленье.

  1. Стол. Левая рука складывается в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка правой руки. Локоть правой руки находится параллельно полу. По счету менять положение рук.

У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка.

  1. Шарик. Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик. Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой.

  1. Пальчики здороваются. Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

  • здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Повстречал ежонка еж:

«Здравствуй братец! Как живешь?»

  1. Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.

  1. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

  1. Здравствуй. Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю – Всех я вас приветствую!

  1. Расслабление. Сядьте на стул, руки положите ладонями вниз на стол. Плечи разверните

расслабьте. Глаза закрыты, делайте медленный глубокий вдох, а затем медленный выдох. Во время вдоха дыхание должно проходить по центральной линии тела.

  1. Зайчик – кольцо. Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

а) пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в

стороны.

Прыгнул заинька с крылечка

  • в траве нашел колечко. А колечко не простое – Блестит, словно золотое.

  1. Бабочка. Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать.

Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

Бабочка –  коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На березовой ветке.

  1. Мячик. Округленные ладони складываются одна на другу под любой стих про мяч.

Второй этап (Ноябрь)

ПЕРЕКРЕСТНЫЕ  ШАГИ

Зафиксируйте взгляд на пересечении линий, выполняя при этом следующее упражнение:

Стоя. Поднимите (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и кистью правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз. Упражнение выполняется как можно медленнее. Когда упражнение делается

  • медленном темпе, оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

1.Качание головой.

Дышите глубоко. Расправьте плечи, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону. Сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми глазами.

2.Гимнастика для языка и челюсти.

а) «Часики» - движения языком в разные стороны, «Киска сердится» – выгибание языка (удерживать кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой, стараясь вытолкнуть его наружу).

б) Слегка приоткрыть рот и нижней челюстью делать резкие движения из стороны в сторону.

  1. Перемены.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

а) КРЮЧКИ. Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом

б) ЦЕПОЧКА. Сцепляются колечки, образованные сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой рук.

в) СЛОНИК. Правая рука встает на выпрямленную левую ладонь; указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой и мизинец – задние ноги, вытянутый средний палец – хобот.

г) МЯЧИК. Округленные ладони складываются одна на другую.

д) ДОМИК. Руки направлены вверх. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням. Основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются образуя «крышу». Мизинец правой руки встает вертикально – « труба».

е) ЦВЕТОК. Руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу. Пальцы разведены в стороны и даже прогнуты – « лепестки».

Сначала ребенок вслед за взрослым разучивает эти позиции пальцев. Затем следует игра-условие:

Вместо цепочки делаем крючки.

Вместо крючков –  цепочки

Игра начинается медленно, затем ее темп увеличивается. Если дети хорошо запомнили все позиции, следует замена условия на новое, более сложное.

Вместо слоника –  домик,

Вместо домика - мячик,

Вместо мячика –  слоник,

А на цветок –  запрет.

Т.е. одну из позиций повторять не нужно. Допустимо предлагать новые пальцевые фигурки и новые забавные задания, например: Вместо домика – замри!

  1. Ладони обеих рук лежат на столе или коленях. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «один, один-два, один-два-три и т. д.». Проделать данное упражнение левой рукой, затем двумя руками одновременно.

  1. Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки.

Подготовительная группа (дети 6-7 лет)

Первый этап (Октябрь)

ПЕРЕКРЕСТНЫЕ  ШАГИ

Зафиксируйте взгляд на пересечении линий, выполняя при этом следующее упражнение:

Стоя. Поднимите (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и кистью правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз. Упражнение выполняется как можно медленнее. Когда упражнение делается

  • медленном темпе, оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

1.Горизонтальная восьмерка. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Начинаем движение руки из центра этого знака, затем двигаемся против часовой стрелки: вверх, влево и обратно к центру; затем по часовой стрелке: вверх, вправо и обратно через низ к центральной точке. Сначала одной рукой 5-7 раз, затем другой 5-7 раз и заканчиваем упражнение двумя руками одновременно.

2.Думающий колпак. Активизирует весь механизм слухового восприятия и способствует развитию памяти. Для того чтобы сделать это упражнение, надо оттягивать ушные раковины, слегка выворачивая их и продвигаясь сверху вниз, несколько раз.

3.Энергетическая зевота. Для выполнения энергетической зевоты нужно массировать мышцы вокруг зоны челюстно-височного сустава. Этот сустав находится прямо перед ушным отверстием и является суставом, соединяющим верхнюю и нижнюю челюсти. Через этот сустав проходят стволы 5-ти основных черепных нервов, которые собирают сенсорную информацию от всего лица, глазных мышц, языка и рта. Энергетическая зевота расслабляет все лицо и поэтому поступление сенсорной информации происходит более эффективно.

4.Следующее упражнение  это систематизированное целенаправленное развитие психики ребенка, осуществляемое посредством специальных упражнений по трем находящимся в неразрывном единстве путям.

Первый путь – изменение степени сложности упражнений от занятия к занятию, второй - поочередный перенос воздействия с одного психического процесса на другой, третий – поэтапное выполнение действий на громкоречевом уровне.

Считалка – бормоталка.

Попросите ребенка выучить фразу: «Идет бычок качается». Он должен несколько раз подряд произнести эту фразу. В первый раз он произносит все три слова, во второй раз он произносит только слова «идет бычок», а слово «качается» произносит про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух только слово «идет», а слова «бычок качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз ребенок произносит все три слова про себя, заменяя их тремя хлопками.

Это выглядит следующим образом:

  1. Идет –  бычок –  качается.
  2. Идет –  бычок – ( хлопок).
  3. Идет – ( хлопок) – ( хлопок).
  4. (Хлопок) – ( хлопок) – ( хлопок).

Если ребенок не понял задания, покажите ему сами, как это нужно делать. Можно использовать другие варианты считалочки – бормоталочки.

Уронили –  мишку –  на –  пол.

Ехал -  грека –  через –  реку.

Наша –  Таня –  громко –  плачет.

Ехал - грека –  через –  реку.

Подарил –  утенку –  ежик –  пару –  кожаных –  сапожек.

Вышел –  месяц –  из –  тумана –  вынул –  ножик -  из -  кармана.

На –  злотом –  крыльце –  сидели –  царь –  царевич –  король –  королевич.

Второй этап (Ноябрь)

ПЕРЕКРЕСТНЫЕ  ШАГИ

Зафиксируйте взгляд на пересечении линий, выполняя при этом следующее упражнение:

Стоя. Поднимите (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и кистью правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз. Упражнение выполняется как можно медленнее. Когда упражнение делается

  • медленном темпе, оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

1.Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2.Расслабление. Сядьте на стул, руки положите ладонями вниз на стол. Плечи разверните

  • расслабьте. Глаза закрыты, делайте медленный глубокий вдох, а затем медленный выдох. Во время вдоха дыхание должно проходить по центральной линии тела.

3.Кулак - кольцо.

Левая рука

Правя рука

кулак

кольцо «большой –

указательный»

кольцо «большой –  указательный»

кулак

кулак

кольцо «большой –

средний»

кольцо «большой – средний»

кулак

кулак

кольцо «большой –

безымянный»

кольцо «большой – безымянный»

кулак

кулак

кольцо «большой –  мизинец»

кольцо «большой –  мизинец»

кулак

4.Зеркальное рисование. Рисовать обеими руками зеркально  симметричную фигуру (квадрат, круг, овал, треугольник и т. д.). Затем закрыть глаза, закрасить фигуру точками также обеими руками.

  1. Пропеллер. Первый этап.

Правую руку вытянуть вперед. Ладонь вверх, пальцы немного согнуты. Вращение в локтевом суставе через верх (наматываем клубок).

Левая рука вытянута вперед, ладонь вниз, пальцы немного согнуты. Вращение в локтевом суставе через низ (зачерпываем суп).

Разучить движение каждой руки отдельно, движения довести до автоматизма.

Заключительный этап – разнонаправленное движение рук.

Обращать внимание на вращательное движение по кругу, фиксировать внимание на точке начала движения.

КОМПЛЕКС №2 - январь-февраль

Старшая группа (5-6 лет)

Первый этап (Январь)

1.Пальчики здороваются. Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

  • здороваюсь везде – Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

  • соседской курице.

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Повстречал ежонка еж:

«Здравствуй братец! Как живешь?»

2.Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.

  1. Зайчик - кольцо. Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

а) пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в

стороны.

Прыгнул заинька с крылечка

  • в траве нашел колечко. А колечко не простое – Блестит, словно золотое.

  1. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

  1. Мячик. Округленные ладони складываются одна на другую под любой стих про мяч. 

Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками

  1. Ладошки. Сядьте на стул, руки положите ладонями вниз на стол. Плечи разверните и расслабьте. Глаза закрыты, делайте медленный глубокий вдох, а затем медленный выдох. Во время вдоха дыхание должно проходить по центральной линии тела.

  1. Цепочка Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо

  • большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

  1. Зайчик и барабан. Пальчики согнуты в кулачок Указательный и средний пальцы подняты вверх и прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем поочередно стучать по большому пальцу.

Зайка взял свой барабан

  • ударил трам-трам-трам
  • ударил трам-трам-трам.

  1. Коза. Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: а) пальцы в кулачок б) затем выдвинуть указательный и мизинец, и развести их в стороны. Сначала правой рукой, затем левой и вместе.

  1. Катание Раскатывание ребристого карандаша по очереди ладонью и пальцами правой руки, затем левой.

Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.

Второй этап (Февраль)

1.Расслабление. Сядьте на стул, руки положите ладонями вниз на стол. Плечи разверните

  • расслабьте. Глаза закрыты, делайте медленный глубокий вдох, а затем медленный выдох. Во время вдоха дыхание должно проходить по центральной линии тела.

  1. Прямое и обратное колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, одной рукой соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. А другой рукой соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно мизинец, безымянный и т. д.

  1. Считалка - бормоталка.

Попросите ребенка выучить фразу: «Идет бычок качается». Он должен несколько раз подряд произнести эту фразу. В первый раз он произносит все три слова, во второй раз он произносит только слова «идет бычок», а слово «качается» произносит про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух только слово «идет», а слова «бычок качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз ребенок произносит все три слова про себя, заменяя их тремя хлопками.

Это выглядит следующим образом:

  1. Идет - бычок - качается.
  1. Идет - бычок - (хлопок).
  2. Идет - (хлопок) - (хлопок).
  3. (Хлопок) - (хлопок) - (хлопок).

Если ребенок не понял задания, покажите ему сами, как это нужно делать. Можно использовать другие варианты считалочки - бормоталочки.

Уронили - мишку - на - пол. Ехал - грека - через - реку. Наша - Таня - громко - плачет.

4.Заяц - коза - жук.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

  1. зайчик - пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны.

Б) коза - пальцы в кулачок, выдвигаются указательный и мизинец, развести их в стороны.

  1. жук - пальцы в кулачок, выдвигаются большой и мизинец, развести их в стороны.

  1. Ухо - нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

Подготовительая группа

Первый этап (Январь)

  1. Перекрестные движения.

Зафиксируйте взгляд на пересечении линий, выполняя при этом следующее упражнение:

Стоя. Поднимите левую ногу, согнув ее в колене, и локтем правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз. Упражнение выполняется как можно медленнее. Когда упражнение делается в медленном темпе, оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

  1. Упражнение на развитие координации движений «Кулак - ладонь».

а) Левую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак пальцами к себе, правую руку выпрямить на уровне плеча, ладонь раскрыть, патьцы развести с силой.

Затем левую руку выпрямить, ладонь раскрыть, патьцы с силой развести, правую согнуть в локте и сжать кулак (6-8 раз).

б) Левую руку согнуть в локте, ладонь раскрыть, пальцы развести с силой, правую выпрямить на уровне плеча, кулак сжать и т. д. (6-8 раз).

Для усложнения упражнения при смене рук на выдохе произносить любой звук (хе, ха,

хва).

З. Слон.

При выполнении этого упражнения левое ухо прижимается к левому плечу так плотно, чтобы между ними можно было держать лист бумаги, затем левая рука вытягивается, как хобот. Колени расслаблены, а рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная от центра зрительного поля

  • идя вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Для большего эффекта упражнение надо выполнять медленно от 3 до 5 раз левой рукой и столько же раз правой рукой прижатой к правому уху.

  1. Лезгинка.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Для усложнения выполнения упражнения добавляется движения глаз и языка. Сначала однонаправленные (глаза и язык двигаются в сторону кулачка), затем разнонаправленные (глаза

  • в сторону кулачка, а язык - в сторону ладошки).

  1. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями до и против часовой стрелки (сначала однонаправлено, затем разнонаправлено), сводите и разводите пальцы рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.

  1. Качалка

Для расслабления мышц шеи и плеч служит упражнение «качалка». Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте ей медленно качаться из стороны в сторону, пока уйдет напряжение. По мере расслабления шеи подбородок вычерчивает на груди слегка изогнутую линию. После этого упражнения голос звучит уверенней, дыхание становится ровным.

Второй этап (Февраль)

  1. Перекрестные движения с локтем.

Зафиксируйте взгляд на пересечении линий, выполняя при этом следующее упражнение:

Стоя. Поднимите левую ногу, согнув ее в колене, и локтем правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз. Упражнение выполняется как можно медленнее. Когда упражнение делается в медленном темпе, оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

  1. Горизонтальная восьмерка.

Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Начинаем движение руки из центра этого знака. Сначала одной рукой, затем другой и заканчиваем упражнение двумя руками одновременно.

  1. Элементы массажа.

Перед массажем руки хорошо потереть ладошку об ладошку до ощущения теплоты.

Каждое упражнение повторяем 2-3 раза.

а) «Сухое умывание» - сложили руки так, как будто набрали в них воды. Затем сделали движение руками, имитируя настоящее умывание.

б) Легкими движениями обеих рук поглаживаем лоб от середины к виску.

в) Указательным пальцем правой руки проводим от межбровья до кончика носа и слегка покачиваем его.

г) Массируем щеки круговыми движениями пальцев.

д) Слегка приоткройте рот и нижней челюстью делайте резкие движения из стороны в сторону (5 раз в каждую сторону).

  1. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями до и против часовой стрелки (сначала однонаправлено, затем разнонаправлено),

сводите и разводите пальцы рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.

  1. Точки мозга

Прежде чем начать читать, заниматься, можно сделать упражнение «точки мозга». Одну руку положите на пупок, а другой массируйте точки, расположенные сразу же под ключицей, с правой и левой стороны груди. Выполняя это упражнение, представьте, что у вас на носу кисточка, и вы рисуете ею бабочку - цифру «8» на потолке. Можно водить взглядом по стене в том месте, где она пересекается с потолком.

После этих упражнений глаза легко скользят по тексту и не устают при чтении.

КОМПЛЕКС №3 – апрель-май

Старшая група (5-6 лет)

Первый этап (Апрель)

  1. Качание головой.

Дышите глубоко. Расправьте плечи, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону. Сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми глазами.

  1. Гимнастика для языка. «Часики» - движения языком в разные стороны, «Киска сердится», выгибание языка (удерживать кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой)

  • «Лошадка» - цоканье.

  1. Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.

  1. Катание. Раскатывание ребристого карандаша между ладонями, сначала в медленном темпе, затем темп увеличивается.

  1. Дерево.

Сначала буду маленький

  • коленочкам прижмусь,

Затем я вырасту большой До солнца дотянусь.

Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул сильный ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.

  1. Глаз-путешественник. Развесить или положить в разных углах и по стенам групповой комнаты разные игрушки, рисунки и т.д. Исходное положение - стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот предмет или рисунок, который назвал воспитатель.

Из 1 и 2 комплекса, взять то упражнение, которое дается детям с

трудом.

Второй этап (Май)

  1. Перекрестные шаги. Нужно шагать высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой противоположного колена - 6 пар движений. Затем шагать, касаясь руками одноименного колена - 6 пар движений. Закончить разнонаправленными движениями.

  1. Скворечник. Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

  1. Дети берут в руки игрушку или небольшой мяч. По команде воспитателя поднимают его вверх, вправо, влево, вниз.

  1. Глаз-путешественник. Развесить или положить в разных углах и по стенам групповой комнаты разные игрушки, рисунки и т.д. Исходное положение - стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот предмет или рисунок, который назвал воспитатель.

  1. Из 1 и 2 комплекса, взять то упражнение, которое дается детям с трудом.

6.Перекрестные шаги. Нужно шагать высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой противоположного колена - 6 пар движений. Затем шагать, касаясь локтем противоположного колена - 6 пар движений. Затем шагать, касаясь руками одноименного колена - 6 пар движений. Закончить разнонаправленными движениями.

7.Свеча. Исходное положение - сидя на стуле. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечки маленькими выдохами.

8.Мельница. Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

9.Глаз-путешественник. Развесить или положить в разных углах и по стенам групповой комнаты разные игрушки, рисунки и т.д. Исходное положение - стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот предмет или рисунок, который назвал воспитатель.

Из 1 и 2 комплекса, взять то упражнение, которое дается детям с трудом.

Подготовительная группа (дети 6-7 лет)

Первый этап (Апрель)

  1. Перекрестные шаги. Нужно шагать высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой противоположного колена - 6 пар движений. Затем шагать, касаясь руками одноименного колена - 6 пар движений. Закончить разнонаправленными движениями.

  1. Скворечник. Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

  1. Дети берут в руки игрушку или небольшой мяч. По команде воспитателя поднимают его вверх, вправо, влево, вниз.

  1. Глаз-путешественник. Развесить или положить в разных углах и по стенам групповой комнаты разные игрушки, рисунки и т.д. Исходное положение - стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот предмет или рисунок, который назвал воспитатель.

  1. Из 1 и 2 комплекса, взять то упражнение, которое дается детям с трудом.

6.Перекрестные шаги. Нужно шагать высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой противоположного колена - 6 пар движений. Затем шагать, касаясь локтем противоположного колена - 6 пар движений. Затем шагать, касаясь руками одноименного колена - 6 пар движений. Закончить разнонаправленными движениями.

7.Свеча. Исходное положение - сидя на стуле. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечки маленькими выдохами.

8.Мельница. Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

9.Глаз-путешественник. Развесить или положить в разных углах и по стенам групповой комнаты разные игрушки, рисунки и т.д. Исходное положение - стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот предмет или рисунок, который назвал воспитатель.

Из 1 и 2 комплекса, взять то упражнение, которое дается детям с трудом.

Второй этап (Май)

1.Перекрестные шаги. Нужно шагать, высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой противоположного колена - 6 пар движений. Затем шагать, касаясь локтем противоположного колена - 6 пар движений. Затем шагать, касаясь руками одноименного колена - 6 пар движений. Закончить разнонаправленными движениями.

  1. Колечки. Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая - большой и мизинец. В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения. Затем следует движение в противоположном направлении.

  1. Мельница. Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
  2. Свеча. Исходное положение - сидя на стуле. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечки маленькими выдохами.
  3. Глаз-путешественник. Развесить или положить в разных углах и по стенам групповой комнаты разные игрушки, рисунки и т.д. Исходное положение - стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот предмет или рисунок, который назвал воспитатель.

  1. Паровозик. Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

  1. Из 1 и 2 комплекса, взять то упражнение, которое дается детям с трудом.

Список литературы, использованной при составлении программы

  1. Карла Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ.М., 1999г. «Восхождение».

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.- М: Просвещение, 2008.

  1. Нестерюк Т. , Школа А. Гимнастика маленьких волшебников. - М.: «ДТД» 1991г.

  1. Переломова Н. Ключевые компетенции в образовании: современный подход //Наука и практика воспитания и дополнительного образования.- 2007.-№1.- с.З;

  1. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. Учебное пособие. - М.: Генезис, 2005г.

  1. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2007г.

  1. Сиротюк А.Л Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.:ТЦ Сфера, 2002

  1. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.:ТЦ Сфера, 2003

  1. Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников. - М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и комплексно-тематическое планирование 2019 - 2020 учебный год

Рабочая программа и комплексно-тематическое планирование для детей среднего дошкольного возраста...

Рабочая программа и комплексно-тематическое планирование 2018 - 2019 учебный год

Рабочая программа и комплексно-тематическое планирование (младший возраст)...

Рабочая программа и комплексно-тематическое планирование на 2018 - 2019 учебный год

Планирование образовательной деятельности ( вторая группа раннего возраста)...

Рабочая программа и комплексно-тематическое планирование на 2019 - 2020 учебный год

Планирование образовательной деятельности в старшей группе...

Рабочая программа и комплексно-тематическое планирование на 2018 - 2019 учебный год

Планирование образовательной деятельности в средней группе...