«Играем пальчиками – развиваем речь. Рекомендации по развитию мелкой моторики»
консультация по логопедии (старшая группа)

Данилова Марина Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_palchikami-razvivaem_rech.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ 

для родителей на тему:

«Играем пальчиками – развиваем речь.

Рекомендации по развитию мелкой моторики»

Учитель-логопед: Данилова М.Н.

Консультация для родителей на тему:

«Играем пальчиками – развиваем речь.

Рекомендации по развитию мелкой моторики»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

                                                    В.А. Сухомлинский.

        Все знают о важности развития мелкой и общей моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах возрастной нормы.

Мелкая моторика –  это некая степень подвижности пальцев, развитие мышц кистей рук, которое способствует выполнению точных, конкретных, скоординированных движений. Известно, что мелкая моторика и развитие мышц очень тесно связано с мышлением и общим развитием ребенка, с развитием речи, мыслительными процессами, воображением, пространственным восприятием, фантазией.

        Тренировки движений пальцев рук являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму, и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

       К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

        К развивающим играм с ребенком не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит ребенку первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

Виды деятельности, способствующие развитию мелкой моторики.

  • пальчиковая гимнастика
  • игры с крупой, бусинками, пуговицами
  •  шнуровка, завязывание бантов, различных узлов
  • конструирование из счётных палочек
  • рисование, раскрашивание
  • графические упражнения, штрихование
  • аппликация (из природного материала, обрыванием и тд.)
  • лепка из пластилина, глины и соленого теста
  • набор мозаичных композиций из цветного пластика
  • оригами
  •  игры с песком
  •  пальчиковый театр
  • массаж, самомассаж

Предлагаю вам несколько несложных и интересных приемов для развития мелкой моторики у детей:

  1. Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половину изображения – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у детей.

Рисунки на песке

На песке рисую горы,

Лес дремучий, а потом

Нарисую выше тучи

Дом, в котором

Мы живем.

  1. Упражнения с природным материалом. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры.  Детям интересно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательными пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Помощник

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

  1. Упражнения с палочками. В этих упражнениях хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.

На ровной поверхности из палочек очень интересно и полезно выкладывать рисунки различных предметов. Начинать лучше с простых геометрических фигур. В процессе упражнения необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п. Ребенок может проявить свою фантазию и выложить из палочек свою картинку. Можно «нарисовать» палочками понравившуюся фигурку из книжки (сопровождать игру простыми стихами). 

  1. Шитье, вязание, плетение из ниток, веревок и проволоки очень полезны для детей с серьезными двигательными нарушениями. Детям очень нравится завязывать морские узлы, плести из веревок в технике макраме, изучать и показывать игры с веревочкой. Такие занятия укрепляют мышцы рук, помогают ребенку сосредоточиться на задании, успокаивают, учат терпению и аккуратности в работе.

Навязать морских узлов

Нет проблем для моряков.

Я канат свяжу узлом,

Если стану моряком.

  1. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
  2. Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Можно рвать картинки из журнала или газеты – как получится, и наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. Ножницами вырезать геометрические формы и фигурки из все тех же цветных журналов, и клеящим карандашом закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.
  3. Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги – задание на тренировку руки и на аккуратность.
  4. Игры с предметами домашнего обихода. Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребенку самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят".

Насыпаем в кастрюлю горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

  1. Массаж кистей рук и пальцев. Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:

Самомассаж тыльной стороны кистей рук – поглаживание от кончиков пальцев вверх до локтя, растирание ребром ладони по всем направлениям тыльной стороны, пощипывание, покалывание, похлопывание ребром ладони.

Самомассаж пальцев рук – растирание каждого пальца от ногтя к основанию (прямолинейное движение – «надеваем перчатки»), спиралевидные поглаживающие движения от кончика к основанию. Используем в этом случае разные потешки: «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик - дедушка, этот пальчик – бабушка» и т.п.   

Все приемы массажа выполняются по очереди каждой рукой, таким образом, обе руки являются и  массирующей, и массируемой.

После массажа кистей рук и пальцев дети выполняют несколько упражнений с круглыми массажерами из резины с шипами, кистевыми эспандерами и маленькими резиновыми мячами.

         Проводится тренировка функции захвата всей кистью и тремя пальцами - большим, указательным и средним. Дети учатся выполнять «ввинчивающие» движения с помощью малых мячей, постукивание, щелчки каждым пальцем отдельно по мячу, катание массажера с шипами между ладонями и по столу, сжимание и разжимание его одной или двумя руками.

«Фонарики»

Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет  «раз – два».

На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.

На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой сжаты.

Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счет, а потом – сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участи обеих рук), затем – другой рукой, после этого – двумя одновременно.

  1. Лепить из пластилина.  Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата.
  2.  Игры с самодельными куклами. Для развития мелких координированы движений можно использовать пальчиковые куклы из бумаги, ткани, вязаные, из разных материалов.

Очень полезно изготавливать вместе с детьми народные куклы. Дети узнают новые сведения о роли куклы в жизни наших предков, учатся работать с разными натуральными материалами – тканью, нитками, волокном, деревом, берестой. После изготовления кукол, их используют в проведении старинных праздников и обрядов. Благодаря разнообразию кукол можно менять различные виды деятельности, поэтому дети долго не утомляются.  

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи у детей состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения в картинках для развития мелкой моторики у детей

Предлагаем игры и упражнения в картинках для развития мелкой моторики у детей....

Проект: « Ловкие пальчики». Ручной труд как средство развития мелкой моторики детей среднего возраста

«Ловкие пальчики». Проект по развитию мелкой моторики рук через образовательную область «Художественное творчество».Художественно-продуктивная деятельность имеет большое значение в жизни детей. Лепка,...

Развиваем пальчики-развиваем речь (рекомендации для родителей)

Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Между рукой и речевым центром мозга ребенка существует тесная связь. ...

Рекомендация. Играем и развиваем у детей дошкольного возраста мелкую моторику, сенсорику и речь.

quot;Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им грамотную пользу!" Е.А. Покровский...