Комплексы артикуляционной гимнастики для различных групп звуков
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Правила проведения артикуляционной гимнастики.

 

1. Артикуляционная гимнастика проводиться ежедневно по 5 – 10 минут в день.

 

2. Выполняется артикуляционная гимнастика перед зеркалом, чтобы ребёнок следил за движениями губ, языка, мышцами своего лица, с обязательным соблюдением правильной осанки.

 

3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

 

4. Артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

 

5. Не спешите научить ребёнка выполнять все и сразу. Главное — не количество, а качество выполненной гимнастики.

 

6. Хвалите и поощряйте за правильно выполненные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnye_uprazhneniya_na_zvuki.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Правила проведения артикуляционной гимнастики.

1. Артикуляционная гимнастика проводиться ежедневно по 5 – 10 минут в день.

2. Выполняется артикуляционная гимнастика перед зеркалом, чтобы ребёнок следил за движениями губ, языка, мышцами своего лица, с обязательным соблюдением правильной осанки.

3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

4. Артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

5. Не спешите научить ребёнка выполнять все и сразу. Главное — не количество, а качество выполненной гимнастики.

6. Хвалите и поощряйте за правильно выполненные задания.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков

Л Л`

«Лопаточка»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

«Наказать непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и прикусывать его губами, произнося ля-ля-ля, удерживать язык в свободном положении при открытом рте. Упражнение повторять на счёт 1-5-10 (зубами та-та-та).

«Качели»

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать при этом. Упражнение проводится под счёт логопеда 10-15 раз.

«Пароход гудит»

Приоткрыть рот, улыбнуться и длительно произносить звук «Ы».

«Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы. Делается сначала в стороны, затем снизу-вверх.

«Вкусное варенье»

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.

«Грибок»

Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

«Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка, присасывать при этом язык к нёбу.

«Охотник идёт по болоту»

Зажав широкий кончик языка передними зубами выдыхать воздух через щёки, во время выдоха указательными пальцами слегка ударять себя по щекам, в результате слышится хлюпающий звук.

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо вперёд – назад.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков

Р Р`

«Лопаточка»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

«Наказать непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и прикусывать его губами, произнося ля-ля-ля, удерживать язык в свободном положении при открытом рте. Упражнение повторять на счёт 1-5-10 (зубами та-та-та).

«Качели»

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать при этом. Упражнение проводится под счёт логопеда 10-15 раз.

«Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы. Делается сначала в стороны, затем снизу-вверх.

«Вкусное варенье»

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.

«Грибок»

Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

«Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка, присасывать при этом язык к нёбу.

«Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

«Барабанщик»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произносить звук «Д». Сначала звук «Д» произносить медленно, постоянно ускорять темп.

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо вперёд – назад.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков С С`З З`Ц

«Заборчик»

Улыбнуться, чтобы видны были зубы, и удерживать губы в улыбке под счёт от 1 до 5 – 10.

«Дудочка»

Вытянуть губы вперёд, как буд-то мы играем на дудочке. Удерживать губы в таком положении под счёт 1 – 5 – 10.

Чередовать упражнения «Дудочка» - «Заборчик».

«Лопаточка»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

«Наказать непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и прикусывать его губами, произнося ля-ля-ля, удерживать язык в свободном положении при открытом рте. Упражнение повторять на счёт 1-5-10 (зубами та-та-та).

«Горка»

Рот приоткрыть. Боковые края прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.

«Трубочка»

Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 – 15 раз.

«Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы. Делается сначала в стороны, затем снизу-вверх.

«Вкусное варенье»

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.

«Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков Ш Ж Щ Ч

«Заборчик»

Улыбнуться, чтобы видны были зубы, и удерживать губы в улыбке под счёт от 1 до 5 – 10.

«Дудочка»

Вытянуть губы вперёд, как буд-то мы играем на дудочке. Удерживать губы в таком положении под счёт 1 – 5 – 10.

Чередовать упражнения «Дудочка» - «Заборчик».

«Лопаточка»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

«Наказать непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и прикусывать его губами, произнося ля-ля-ля, удерживать язык в свободном положении при открытом рте. Упражнение повторять на счёт 1-5-10 (зубами та-та-та).

«Трубочка»

Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 – 15 раз.

«Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы. Делается сначала в стороны, затем снизу-вверх.

«Вкусное варенье»

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.

«Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо вперёд – назад.

«Чашечка»

Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 – 15 сек.

Комплекс артикуляционной гимнастики для заднеязычных звуков К КЬ Г ГЬ Х ХЬ

«Лопаточка»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

«Наказать непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и прикусывать его губами, произнося ля-ля-ля, удерживать язык в свободном положении при открытом рте. Упражнение повторять на счёт 1-5-10 (зубами та-та-та).

«Качели»

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно: то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать при этом. Упражнение проводится под счёт логопеда 10-15 раз.

«Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы. Делается сначала в стороны, затем снизу-вверх.

«Вкусное варенье»

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.

«Горка»

Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 секунд.

«Катушка»

Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь рта. проделать 15 раз.

«Кто сильнее?»

Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка лежит у нижних резцов. Зондом или шпателем отодвинуть язык назад. Ребёнок старается языком вытолкнуть зонд. При этом задняя часть языка высоко поднимается.

«Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков

Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков

Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

Комплекс артикуляционной гимнастики для всех групп звуков.

Причинами нарушения произношения могут быть слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения). Артикуляционна...

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Комплексы артикуляционной гимнастики для разных групп звуков

Комплексы АГ для подготовки к  постановке разных групп звуков...

Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...