Консультация для педагогов на тему: «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя над развитием речи и воспитанием патриотических чувств»
консультация по логопедии

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях (в том числе и на логопедических), в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

на тему:

«Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя над развитием речи и воспитанием патриотических чувств»

   Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях (в том числе и на логопедических), в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
  Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
  Задача воспитателя и логопеда — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Логопед во взаимосвязи с воспитателем проводит работу по знакомству детей с родным краем. Подбирает речевой материал по данной теме, который соответствует речевым возможностям воспитанника (а именно, слова, предложения, содержащие звуки, которые уже были автоматизированы в речи данного ребёнка).

Из всех возможных нарушений речи у детей воспитателю в основном приходится встречаться с различными недостатками звукопроизношения. Это, как правило, возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определенных этапов речевого развития. При правильном воспитании они ликвидируются и не задерживают развития речи ребенка. Но не всегда их удается исправить даже при систематической работе на фронтальных занятиях и индивидуальной работе дома. В этом случае ребенка надо направить к логопеду.

Итак, логопед работает с теми детьми, у которых на занятиях с воспитателем недостатки звукопроизношения не устраняются и мешают дальнейшему развитию речи.

Воспитатель должен знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения.

Формирование звукопроизношения — это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Исправление звукопроизношения — это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.

Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из трех основных этапов:

1) подготовительного,

2) этапа появления звука,

3) этапа усвоения звука в речи.

Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим по этапам эти отличия:


Воспитатель


Логопед


1. Подготовительный этап


Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.


Создание определенных положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата.


Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука.


В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.


2. Этап появления звука


Уточнение звука или его вызывание по подражанию.


Постановка звука


Воспитатель использует способность ребенка к подражанию.


Постановка звука обычно более сложный процесс, чем вызывание звука. Отработанные на предыдущем этапе отдельные движения органов артикуляционного аппарата теперь вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается артикуляция нужного звука. Путем повторений перед зеркалом логопед закрепляет ее, а затем, применяя специальные приемы, получает правильное произнесение изолированного звука.


Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые его еще не произносят, фиксируя внимание ребенка на звучании и артикуляции звука.


3. Этап усвоения звука (правильное произношение звука в речи)


Уточнение правильного произношения звука.


Автоматизация звука


Звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал дается не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя.


Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы.

Дефекты звукопроизношения часто являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь симптомами других, более сложных нарушений (дизартрии, алалии и т. д.), и при систематической работе по формированию звукопроизношения они выявляются достаточно отчетливо. В таких случаях необходима помощь логопеда, направленная на преодоление основного дефекта, а не только недостатков звукопроизношения.

По отношению к детям, посещающим занятия у логопеда и остающимся в дошкольном учреждении общего типа, воспитатель осуществляет индивидуальный подход на фронтальных занятиях. Кроме того, организуются индивидуальные занятия.

Педагог должен умело сочетать цель занятия с целью коррекционной логопедической работы. Например, на занятии по теме «Овощи» он должен не только закреплять у детей представления о цвете, вкусе, форме овощей, но и следить, чтобы воспитанники с нарушением звукопроизношения правильно употребляли автоматизируемый звук; чтобы заикающийся ребенок произносил фразы слитно, плавно.

Таким образом, и логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели — воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе.

Библиографический список:

  • Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил
  • Филичёва   Т.Б.,   Туманова   Т.В.   Дети   с   фонетико-фонематическим

          недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

  • Тумакова  Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.
  • Филичёва   Т.Б.,   Соболева   А.В.   Развитие   речи   дошкольника.   – Екатеринбург,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре

Данное перспективное планирование позволяет работать с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре...

Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»

Успешное  осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях  дошкольного учреждения  возможно при тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя....

Взаимосвязь работы логопеда с воспитателем по развитию речи детей

      Традиционная   работа по развитию речи детей ведется по направлениям:1.    1.  Обогащение словарного запаса.2.   2.   Обучение составлению пер...

Консультация для педагогов на тему: «Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению нарушений речи у детей»

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитате...