Главные вкладки

    Консультация для родителей на тему:"Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях"
    презентация по логопедии

    Мжачих Светлана Александровна

    Консультация посвещена теме "Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях".

    Данный материал направлен на:

    - привлечение родителей к совместной работе в коррекции речи детей;

    - оказание практической помощи родителям детей с речевыми расстройствами в

    организации игровых занятий по автоматизации звуков в домашних условиях;

    -формироване положительной мотивации к мероприятиям, проводимым логопедом по

    коррекции речи;

    -формирование позитивных взглядов на совместную коррекционную работу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.pptx1.63 МБ
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx144.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Цель : познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях. Консультация для родителей на тему: «Автоматизация звуков в домашних условиях»

    Слайд 2

    Органы артикуляционного аппарата

    Слайд 3

    Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе

    Слайд 4

    Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома: заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут; все упражнения проводятся перед зеркалом; все упражнения проводятся в виде игры; сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению; для каждой группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы, которые вам предоставит логопед.

    Слайд 5

    Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи 1. Автоматизация звука в слогах

    Слайд 6

    Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи 2. Автоматизация звука в словах

    Слайд 7

    Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи 3. Автоматизация звука в предложениях

    Слайд 8

    Комплекс логопедических игр для автоматизации звуков в домашних условиях

    Слайд 9

    « Волшебная палочка» «Проведи слог по звуковой дорожке». Игра «Найди нужное слово » Игра «Что я загадал ?»

    Слайд 10

    « СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей на тему:

    «Автоматизация звуков в домашних условиях»

    Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

    Ход консультации

    1. Вводная беседа.

    Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

    Но, прежде чем приступить к автоматизации звуков, необходимо помнить о том, что произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов.https://vospitanie.guru/wp-content/uploads/2019/02/3.jpgВ связи с этим, этапу автоматизации звуков, должен предшествовать этап подготовки органов артикулляции к произношению звуков, т.е необходимо выполнить артикуляционную гимнастику.

    Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на  укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

    Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так.

    Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

    • подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков;
    • быстрее преодолеть речевые дефекты;
    • привести тонус мышц губ, щек и языка в норму.

    Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома:

    • заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут;
    • все упражнения проводятся перед зеркалом;
    • все упражнения проводятся в виде игры;
    • сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению;
    • для каждой группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы, которые вам предоставит логопед.

    В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

    Прежде, чем переходить к этапу автоматизации, необходимо обудиься в том, что ребенок произносит звук изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

    Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:

    • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
    • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
    • автоматизация звука в предложениях;
    • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
    • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
    • автоматизация звука в разговорной речи.

    К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

    1. Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи.

    Автоматизация звука в слогах.

    Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом.

    Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

    Например, при автоматизации звука [С] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными [а], [ы], [о], [у] сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.

    Автоматизация звуков в словах.

    Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад, со-со- сом, су-су-суп и тд.).

    Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.

    Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).

    Старайтесь вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

    Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подберите по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно и утрированно).

    Автоматизация звука в предложениях.

    Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

    Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

    Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

    1. Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

    Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

    Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.

    Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.

    «Волшебной палочки».

    Взрослый ударяет палочкой 3 раза и произносит слоги СА-СА-СА – передает палочку ребенку – он должен также ударить 3 раза по столу и повторить СА-СА-СА и т. д.

    «Проведи слог по звуковой дорожке».

    Одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

    Игра «Найди нужное слово».

    Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать «ОЙ», если в слове услышит  изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

    Игра «Что я загадал?».

    Взрослый предлагает отгадать загаданное слово по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры - можно предложить ребёнку, при правильном ответе меняться ролями.

    Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и вофразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее.  Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым.

    Самое полезное для ребенка - ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат.

    Литература

    1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 141 с.
    2. Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
    3. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.
    4. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с.
    5. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: "Знакомство с природой в домашних условиях с детьми раннего возраста".

    Консультация для родителей на тему: «Знакомство с природой в домашних условиях с детьми раннего возраста».Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчеств...

    Консультация для родителей по теме: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

    Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»               Детское экспериментирование –...

    Консультация для родителей на тему: "Организация детского экспериментирования в домашних условиях"

    Консультация для родителей на тему: "Организация детского экспериментирования в домашних условиях" ...

    Консультация для родителей на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

    Консультация для родителей на тему:«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»....

    Консультация для родителей на тему "Организация детского экспериментирования в домашних условиях"

    Консультация для родителей на тему "Организация детского экспериментирования в домашних условиях"...

    Консультация для родителей на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

    Консультация для родителей на тему:«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»....

    Консультация-практикум для родителей на тему: «Автоматизация поставленных звуков дома».

    Консультация-практикум для родителейна тему: «Автоматизация поставленных звуков дома»....