Звуки [Н] [Н`]. Буквы Н, Н
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Косенко Юлия Александровна

ЗВУКИ «Н» И «НЬ». Буквы Н,н

1.     ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «Н» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком.

ЗВУК «НЬ» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком.

2.  РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Назвать слова, на твердый звук «Н», заучить их:

Надя, Наташа, Нона, награда, наблюдение, наказание, номер, народ, наряд, находка, начальник, нога, ноготь, ножницы, ножовка, ноль, нора, нос, носик, носище, носки, ночь, ноябрь, носорог, наседка, назад, налево, направо.

1) Назвать слова, на мягкий звук «НЬ», заучить их:

Нюра, Нюся, Никита, няня, низкий, нести, немец, незабудки, неделя, невеста, небо, нёбо, нежность, Нина, нитка.

3) Где звук? (в начале, в середине, в конце слова):

«НЬ» - небо, конь, невеста, камень, монета, нитка, осень, пони, тень, лень, коньки, градусник, ладонь.

 «Н» - апельсин, нора, граната, бидон, ежонок, клоун, находка, карман, карандаш, караван, картон, ногти, капкан, ночь, кабан, нож, орден, план.

4) Определи место звука в словах:

 Нос, санки, красный, сон, нора, чеснок, ножницы, сосна.

5) Выдели на слух слияния в словах со звуками «Н», «НЬ»:

Кони (ни), ночка (но), нитки (ни), носорог (но), сосны (ны), Нина (Ни, на), ножи (но), ноги (но), юноша (но), канат (на).

6) Назови слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звуком «Н»,   «НЬ»:

Налево – (направо), высоко – (низко), под – (над), верхний – (нижний), высушить – (намочить),   раскрыть – (накрыть), любить – (ненавидеть).   

7)  ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

     А петух с колючим ежиком                                               Кто один имеет рог?

   Режут сало острым … (ножиком).                                    Отгадайте! … (Носорог.)

8). ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.

    У кого днем один глаз,                                                      Есть всегда он у людей,

   А ночью – много?                                                               Есть всегда у кораблей.

                                 (У неба)                                                                                   (Нос)

   Всю жизнь ходят в обгонку,                                              Пять ступенек – лесенка,

   А обогнать друг друга не могут.                                       На ступеньках – песенка.

                                                   (Ноги)                                                                    (Ноты)

9). ВСПОМНИТЕ СКАЗКИ.

    Отгадайте, из каких сказок и кому принадлежат слова:

   «Не садись на пенек, не ешь пирожок»;

   «Не пей, братец, козленочком станешь».

10) «ДОСКАЖИ, ВСЮ ПОСЛОВИЦУ ПОВТОРИ»:

1. С кем поведешься, от того и… (наберешься).

2.    Поспешишь – людей… (насмешишь).

3.   Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда). 

3. ЗАУЧИВАНИЕ.

                                                                               НОС

                                                            Нос сует свой Игорек

                                                            То в варенье, то в медок.

                                                            Ой, боюсь я, как бы нос

                                                            К банке с медом не прирос.

Стихотворение про букву Н

На букве Н Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю Песенки!

 

Игры для закрепления темы    Звуки [Н ]  [Н`]. Буквы Н, н

 

Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "Н". 

     Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару. 

 

Игра "Распредели предметы по коробкам" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ Н- Нь ].

Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [Н`]. В синию коробку  предметы, которые начинаются с твёрдого звука [Н].

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ