Задержка речевого развития. Чем помочь?
консультация по логопедии

В соответствии с возрастом ребенка и его возможностями необходимо развивать общую и тонкую моторику. При развитии общей моторики очень полезны для ребенка упражнения, в которые вовлечены руки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaderzhka_rechevogo_razvitiya.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Задержка речевого развития.

Чем помочь?

Учитель – логопед: Доронова Н. Н.

Детская речь, особенно речь детишек первых трех лет жизни из-за несовершенства артикуляционных способностей, имеет много особенностей: малыши искажают и пропускают некоторые звуки, какие-то звуки не произносят вообще. Нередко только мама может понять детское бормотание, когда малыш, захлебываясь, очень быстро, проглатывая слоги, делится с ней своими впечатлениями о чем-то для него очень важном или же, наоборот, растягивает слова так, что утрачивается смысл произносимого. Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста, что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам.

Почему может возникнуть отставание в речевом развитии?

Причиной отставания в речевом развитии может быть недостаточное общение ребенка со взрослым. Чем меньше ребенок, тем больше его зависимость от мамы. Только при воздействии с мамой ребенок полноценно познает окружающий его мир.

Вторая причина задержки в раннем речевом развитии ребенка может быть вызвана недостаточностью развития и функционирования двигательной (моторной) сферы.

Выявлена тесная связь между становлением речи и развитием движений пальцев рук (тонкая моторика).

Рекомендации по развитию двигательной сферы ребенка.

В соответствии с возрастом ребенка и его возможностями необходимо развивать общую и тонкую моторику.

При развитии общей моторики очень полезны для ребенка упражнения, в которые вовлечены руки. Эти упражнения можно начинать делать с полуторалетнего возраста ребенка.

Гимнастика для пальчиков (после 1 года).

  1. Посчитать пальчики. Выпрямлять пальчики по одному и считать их. С момента рождения рекомендуется слегка отводить их и массировать поглаживающими движениями.
  2. Ладони на столе. Ребенок сидит за столом. Руки лежат на столе ладошками вверх. Н счет «раз» - пальцы врозь, «два» - вместе.
  3. «Пальчики здороваются». Малыш сидит, руки перед собой. На счет «раз»-соединяют большие пальцы обеих рук, «два»-указательные пальцы, «три»-средние, «четыре»-безымянные, «пять»-мизинцы.
  4. «Человечек». Сидя за столом – изображать человечка. Сначала бегают указательные и средние пальцы правой руки по столу, затем – левой руки.
  5. «Наперегонки». Обе руки выполнят предыдущее движение одновременно.
  6. «Коза». Вытянув указательный палец и мизинец одной, затем второй руки, изображаем козу.
  7. «Козлята». Эти движения выполняются одновременно двумя руками.
  8. «Очки». Изображать очки, образовав 2 кружка из большого и указательного пальцев обеих рук. Соединить их.
  9. «Зайчик». Вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, безымянный и мизинец, соединить.
  10. «Деревья». Поднять обе руки ладонями к себе – «деревья стоят», широко развести пальцы – «ветки раскинулись».
  11. «Флажок». Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.
  12. «Гнездо». Соединить обе руки в виде гнезда, пальцы плотно сжать.
  13. «Корни растения». Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.
  14. «Солнечные лучи». Скрепить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.
  15. «Паук». Согнуть пальцы и медленно передвигаться по столу.
  16. «Стол». Правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить левую руку.
  17. «Ворота». Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.
  18. «Мост». Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединив кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук. (Упражнение сложное для ребенка, поэтому покажите ему несколько раз, как правильно его выполнить!).
  19. «Ромашка». Соединить обе руки и прямые пальцы развести в стороны.
  20. «Ежик». Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх (колючки у ежика).
  21. «Бочонок с водой». Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.

На основе длительных наблюдений за детьми специалисты рекомендуют давать малышам, начиная с 10-месячного возраста, возможность катать шарики из пластилина, давать рвать бумагу, давать перебирать деревянные бусы и пуговицы. С полутора лет – застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы.

Помощь в развитии речевого аппарата ребенка.

Другим важным занятием, которое необходимо проводить с детьми, отстающими в речевом развитии, является гимнастика для развития речевого аппарата.

Эту гимнастику можно проводить с малышами от 1 года.

Выберите удобное время для занятий, например, после прогулки или кормления малыша. Постарайтесь проводить занятия в одно и то же время. Чтобы ребенок мог настроиться на занятия, постарайтесь выделить для этого специальное место или помещение.

  1. Сложить губы трубочкой или подуть слабо (как тихий ветерок), затем – сильно (сильный ветерок).
  2. Улыбнуться, показав зубы.
  3. Высунуть язык и повернуть его вправо и влево.
  4. Поцокать языком, как лошадка.
  5. Надуть воздушный шарик (надуваем щеки) и, сделав губы трубочкой, резко выпускаем воздух (шарик сдулся).
  6. Провести языком (по возможности широким и расслабленным) по верхней губе, стараясь достать как можно выше. Попытаться дотянуться языком до носа.

Используемая литература

  1. Журнал «Логопед» 2007 №3
  2. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. —— М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задержка речевого развития или задержка психоречевого развития

Данный материал отражает разницу между ЗРР и ЗПРР. Здесь вы узнаете:Когда ребенок должен начать говорить?Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?В чём различие задержки ...

«Задержка речевого развития. Что это такое? Работа воспитателя с детьми с отставанием в речевом развитии. Сообщение из опыта работы»

  Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физ...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к ре...