Работа с родителями - Консультация "Что такое фонематический слух"
консультация по логопедии

Кожевина Анна Юрьевна

Беседа с родителями о значении фонематического слуха в развитии ребёнка. Рекомендации по использованию игр и упражнений для развития фонематического слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Что такое фонематический слух. Его значение в развитии ребенка.

Слух - это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде.    Слух бывает неречевой и речевой.   (требует различение  разных или почти похожих звучаний)

Не речевой слух - это восприятие природных, бытовых, музыкальных шумов.

Речевой слух  (фонематический)- различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.

Фонематический слух появляется с рождения (ребенок начинает реагировать на речь взрослого понимать интонацию и сам воспроизводит звуки). Дальше начинается его развитие. Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.

В результате  плохо развитого фонематического слуха дети неправильно воспринимают услышанную речь:

*Они путают слова близкие по звучанию, что приводит к снижению понимания смысла речи.

*путают звуки в словах

* ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки

*ребенку трудно воспроизвести слово со сложной звуковой, слоговой структурой.

В дальнейшем у таких детей возникают сложности в произношении и в овладении чтением и письмом.   Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово«коза-коса»«дом-ком». Все ошибки устной речи перейдут в письменную.

Фонематическое восприятие (высшая ступень фонематического слуха) - это способность различать звуки родного языка и определять звуковой состав слова. Это умственные действия  анализа и синтеза, которые лежат в основе обучения грамоте. Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия:

1. Овладение умением выделять звук на фоне слова.  (слышать и выделять заданный звук в слове)

2. Умение выделять первый и последний звук в слове

3. Умение определять последовательность, количество звуков в слове.

4. Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам.

 Все перечисленные ступени перечислены в порядке сложности.

                       Что случится, если у ребенка не будет развит фонематическое восприятие?

Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов.

Не умея: различать слова, отдельные звуки и слоги:

-Он не научится анализировать слово: делить его на слоги и звуки; составлять из звуков и слогов слово.

-Он не сможет правильно составить и прочитать слово, тем более записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.

                                                       Как развить фонематический слух?

Работа логопеда, педагога или родителя заключается в то, чтобы научить ребенка простейшим способам анализа слова.

                               Что же помогает развитию фонематического слуха? Упражнения!

Методика строится на последовательной отработке шести этапов:

 1 этап  (развитие слухового восприятия)

  Узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки);

 2 этап   различение тембра, силы, высоты голоса, то есть звучащей живой речи;

 

3 этап   различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);

4 этап   различение отдельных слогов;

5 этап   различение отдельных звуков речи;

 

6 этап   освоение азов анализа и синтеза слов.

 Освоить упражнения для каждого этапа несложно.

 Форма игры для ребенка естественна, не вызывает отторжения, являясь единственно приемлемой для малышей.

 

                                            ЗАНИМАЕМСЯ  ДОМА

                      Игры и упражнения для развития фонематического слуха

                                                                        Первый этап

- Развиваем слуховое восприятие (умение слушать)

«Угадай, что звучит».  (использование бытовых ситуаций):

можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.

 

«Узнай музыкальный инструмент по звуку» .

Взрослый играет на каком-либо знакомом ребенку музыкальном инструменте (дудочке, колокольчике, барабане и т.д.), а ребенок с закрытыми глазами узнает по звуку и называет звучащий музыкальный инструмент.   (можно использовать ширму)

 «Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните  пластиковые непрозрачные контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами….и т.д.  Нужно угадать по звуку, что внутри или  найти пары одинаково звучащих коробочек.

«Жмурки»  

Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.

 «Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.

«Высоко – низко» На высоких звуках металлофона (колокольчика, гармошки…..) ребёнок идёт  на носочках, на низких звуках – приседает (гусиным шагом).

«Быстро – медленно» На быстрых хлопках ребёнок бегает,  на медленных – ходит.

«Громко – тихо» На громких хлопках  ребёнок идет громко топая, на тихих — крадется на носочках.

«Похлопай!».

Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков или стуков. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.

«Звуки природы» «Звуки комнаты», «Звуки улицы» - Слушать звуки записанные в аудиозаписи, или просто звуки на улице.

                                                               Второй этап 

 -Учимся понимать и различать  разницу в качестве звучащей человеческой речи.

«Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого малыша. Путь угадывает, кому принадлежит голос.

«Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.

 

 «Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.

«Эхо» Взрослый говорит слова то громко, то тихо, то шепотом, - ребенок повторяет.

«Угадай, кто позвал» ребенок закрывает глаза, а другие члены семьи по очереди называют его имя, ребенок угадывает кто позвал.

                                                              Третий этап 

 -Учимся узнавать и различать слова.

 «Правильно – неправильно». Приготовьте  картинки (или  книжки с картинками) с изображением

разных предметов. Показывайте их ребенку  и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова

другой.

 Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул и т.д. Услышав неправильно произнесенное слово, ребенок исправляет.

«Повторяйка».

1 вариант.: мама говорит  слова парами, которые похожи по звучанию (кошка- мошка; мишка-мышка; лук-жук; сук - суп; коза-коса мишка – шишка и т.д. – ребенок повторяет.

2 вариант: (с использованием картинок) Показывая картинку «мишку» взрослый задаёт вопрос: Это шишка? – ребенок исправляет: нет это мишка.

                                                                                Четвертый этап

-Учимся различать слоги -  делить слова на части разными способами (хлопая в ладоши, топать ногами, кивать головой, моргать глазам)

 -Составлять из слогов слова

 «Разделим слово»

   Ребенок сначала произносит слова вместе с мамой, затем пытается делить их на части самостоятельно. Говорим и хлопаем (или другой способ): ба-буш-ка, пал-ка, кош-ка, ма-ма, за-на-вес-ка, ло-пат-ка, кро-ват-ка и т.д. Как только ребенок ухватил суть, просим его прохлопать слова самостоятельно. •  

«Повторяй за мной».  Например, взрослый произносит цепочку слов: ка-ка-га.  Ребенок повторяет.

«Отгадай слово» Взрослый произносит слова с небольшими паузами между слогами, а ребенок произносит слово полностью

                                                                     Пятый этап

- Учимся слышать и различать звуки.

 

«Поймай звук» Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.

 «Кто это, что это?»  упражнения – это имитации.

Имитировать звуки:

жужжание жука (ж-ж-ж), звон комарика (ЗЗЗЗЗ),  рычание тигра, собаки (р-р-р), песенка ветра (с-с-с), шипение змеи: (ШШШШШШ) и т.д.

1 вариант. Мама издает характерный звук, а ребенок должен догадаться, что так звучит: сказать кто издает звук или показать картинку с изображением того предмета, который издает звук)

2 вариант. Попросить изобразить комарика, тигра, змею.

«Эхо» Взрослый произносит звуки, а ребенок повторяет

                                                                       Шестой этап 

-Учить различать звуки, слова, анализировать звуковой состав слова

 

«Сосчитай звуки».

Взрослый произносит один звук или несколько, а ребенок определяет количество звуков

 -считать разные звуки (посчитай сколько звуков я произнесла): А – Ш – С.

- считать одинаковые звуки (посчитай сколько звуков (И) я произнесла: И-И-И

-считать звуки в ряду других звуков (посчитай сколько звуков (С) я произнесла:  С – С – Ш .

«Найди звук в слове» Взрослый называет звук, который ребенок должен услышать в слове, и произносит слова.  Как только звучит нужный звук в слове ребенок хлопает.

 «Буква-потеряшка». Взрослый показывает картинку. Например: «кошку» и говорит, пропуская первый звук: Это «ошка». Ребенок исправляет. Взрослый спрашивает: Почему у меня так получилось?

Таким образом приходят к выводу, что потерялся первый звук. А затем и уточняют какой звук.

«Отгадай слово». Взрослый говорит:  Сейчас мы будем отгадывать слова. Ты будешь произносить первый  звук, а я продолжать слово. (предлагает потянуть и произнести звук: ИИИИ, а дальше быстро подхватывает: ГРУШКА.  Затем спрашивает: Какое слово получилось?

«Придумай слово». Взрослый предлагает придумать слово, которое начинается на заданный им звук.

Например: Придумай слово, которое начинается  со звука (А).

Игра 2. «МАГАЗИН»

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений.

Материал: не требуется.

Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий («покупатель»), он задаёт букву, на которую дети придумывают

слова. Дети ведут хоровод со словами:

Дзынь-дзынь-дзынь. Открываем магазин.

Заходите, заходите, Покупайте, что хотите.

Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на букву Р».

Дети говорят слова на заданный звук и изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.

Игра 4. «ИМЕНА»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материал: мяч.

Ход игры. Воспитатель, бросая мяч детям, предлагает им называть своё имя и на первый звук имени также назвать любимый предмет. Например, воспитатель говорит: «Меня зовут Ирина Петровна, я люблю ириски».

Игра 5. «КАКОЕ СЛОВО ХОТЕЛ НАПИСАТЬ ХУДОЖНИК?»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.

Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.

Ход игры. Воспитатель говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к. состоит из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, запишем буквы на доску, а потом прочтем.

 

Игра 9. «КЛАД»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.

Материал: картинка с изображением драгоценностей.

Ход игры. Воспитатель заранее прячет картинку. Потом говорит, что в группу приходили пираты и спрятали клад в предмете или под ним, который начинается на букву К. Дети ходят по группе и ищут предметы на заданный звук, спрашивая у воспитателя:

Этот предмет кукла?

Нет.

Ковёр? -Да.

 Родительское собрание

«Роль и значение фонематического  слуха

в развитии детей дошкольного возраста»

     в средней группе «Колокольчики»

                      д/с «Солнышко»

     https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0711/00051020-3418e23d/2/hello_html_m32d7fdf0.jpg

                                                   

                                                   Логопед: А.Ю.Евдокимова

                                                             

                                                              Январь 2019год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультирование для родителей "Что такое фонематический слух?"

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Если у ребенка плохо развит фо...

Консультация для родителей. "Что такое фонематический слух и как его формировать"

В статье раскрывается понятие "фонематический слух" и говорится о его роли в процессе обучения грамоте. Описываются этапы работы по развитию фонематического слуха и приводятся примеры упражнений каждо...

Консультация для родителей "Что такое фонематический слух"

Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек...

памятка для родителей "Что такое фонематический слух и как его развивать?

У ребенка не сформирован фонематический слух. Что делать? Как его развивать? Конечно же,играючи. В памятке для родителей предлагаются задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти....

Консультация для родителей "Что такое фонематический слух?"

Материал  о  фонематическом слухе и его развитии у детей, через игру....

Памятка для родителей "Что такое фонематический слух и как его развивать?"

Памятка для родителей "Что такое фонематический слух и как его развивать?"...